Налоговые реформы в 2009-2011 годах: основные направления и результаты.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. [17]

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

1) Сохранение уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов;

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Таким образом, настоящие «Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» составлены с учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008 - 2010 годы.

Основные итоги реализации "Основных направлений налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в 2007 году

"Основные направления налоговой политики на 2008 - 2010 годы" предусматривают внесений изменений в налоговое законодательстве по следующим направлениям:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.

4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.

5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налога на добавленную стоимость.

7. Индексация ставок акцизов.

8. Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами.

9. Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.

12. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.

13. Создание особых экономических зон портового типа.

14. Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.

15. Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков.

16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

17. Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы.

18. Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.

19. Реформирование налога на игорный бизнес.

20. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

Совершенствование налога на доходы физических лиц:

Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам: введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение в один с увеличением предельной общей суммы такого вычета до 100 000 рублей. [18]Объединение социальных налоговых вычетов по НДФЛ позволит налогоплательщику управлять своим социальным пакетом и направлять при необходимости совокупную сумму социальных вычетов на одну цель: на образование, на лечение, на страхование или распределять ее иным образом по своему усмотрению . В целях развития рынка добровольного негосударственного пенсионного обеспечения осуществлен переход к системе налогообложения, при которой налогообложению подлежат только пенсионные выплаты.

Внесение изменений в налоговое законодательство в целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях :

Федеральным законом от 30.12.2006 № 276-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". [19]

В частности, согласно внесенным поправкам в главу 25 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются:

-денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

-денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

-денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-ФЗ было предусмотрено вступление в силу внесенных изменений с 1 сентября 2007 года, что позволило учесть их при исчислении авансовых платежей по налогу на прибыль уже в 2007 году.

В целях поддержки развития некоммерческих организаций, функционирующих в социально значимых областях, Министерством экономического развития и торговли подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений государства, некоммерческих организаций и гражданского общества и предполагает, в частности, изменение порядка налогообложения некоммерческих организаций (а также физических лиц - благополучателей при осуществлении благотворительной деятельности).

Улучшение качества налогового администрирования :

Налоговая политика не может быть инструментом краткосрочного регулирования экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.

С 2007 года введен в действие комплекс изменений в налоговое законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования . Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки касаются наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Несмотря на то, что эти изменения были приняты еще в 2006 году, они носят масштабный характер, а их эффективное внедрение является отдельной и весьма сложной задачей.

Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы с одной стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.

Начиная с 2009 года, обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. В рамках этой деятельности проводятся организационные преобразования в системе налоговых органов. Будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д. Утверждены критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

Также в налоговых органах была создана система внутреннего налогового аудита. Подход, основанный на разделении функций по принятию решений по результатам налоговых проверок, выполняемых контрольными подразделениями Федеральной налоговой службы, и рассмотрению жалоб налогоплательщиков на указанные решения, оправдывает себя.

Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в плановом периоде 2010 и 2011 годов :

В ближайшие годы будет продолжена подготовка изменений в области налоговой политики, предусмотренных для реализации в соответствующие сроки "Основными направлениями налоговой политики в 2008 - 2011 годах". Помимо этого предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по следующим направлениям.

1. Администрирование налогов и сборов:

В целях устранения существующих недостатков предлагаются следующие меры по совершенствованию части первой Налогового кодекса Российской Федерации, планируемые к введению в действие уже начиная с 2009 года:

а) Урегулирование ситуации с суммами налогов, сборов, пени и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в счет уплаты указанных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, но не перечисленных банками, которые на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и списании ликвидированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) Возможно внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение порядка приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей (вместе с тем, необходимо отметить, что борьбу с нарушениями и злоупотреблениями в этой области необходимо вести, прежде всего, в сфере регулирования правоприменительной практике и привлечения к ответственности за выявленные правонарушения);

в) Конкретизация видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (включая ответственность банков за непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений, а также конкретизация иных видов правонарушений и ответственности).

 

Заключение:

На современном этапе развития экономической теории и государственных институтов, основной задачей является изучение формирования государственного бюджета, факторов, влекущих как к дефициту, так и к профициту. Полное изучение этой проблемы позволяется грамотно использовать все рычаги бюджетно-налогового механизма, что в свою очередь обеспечивает стабильные темпы развития экономики, так необходимые в условиях мирового финансового кризиса. Исходя из этого, подводя итоги фискальной политики государства, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов многогранно и противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства и тем самым создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Для эффективной фискальной политики государства необходимо использовать , с одной стороны, механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой - тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Таким образом, все самостоятельные регуляторы экономики должны функционировать с организованным государственным регулированием. Эффективная фискальная политика должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо, чтобы  экономика выбралась из кризиса и наоборот - снижение расходов и увеличение налогов необходимо в условиях чрезмерного подъема экономики. На современном этапе развития российской экономики перед страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:

 

-Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов).

-Определение оптимальных мер и объемов бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции, резкому росту бюджетного дефицита .

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительство принимать различные меры по стабилизации ситуации, меры фискальной политики.

 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для выхода из финансовой «ямы»,улучшения финансового положения страны, необходим совершенный, устойчивый бюджетный механизм. Выбранная и раскрытая мною тема является актуальной, т.к. госбюджет во все времена будет являться основой экономики каждого государства, от него зависит уровень развития государства, благосостояние населения, и, следовательно, жизнь каждого из нас. Грамотная бюджетно-налоговая политика характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и стабильному образу жизни всех субъектов государства. Государство обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику, главное - продуманно, правильно и последовательно использовать это средство, добиваясь укрепления экономической стабильности государства.

      

 

Список использованных материалов:

1. Бункина М.К., Семёнов А.М.. Макроэкономика – Москва, 1995г

2. Ионов М. Роль государства в экономике. Экономист. -1995. -№ 8

3. Кукол Е.,Бештов И.,Невинная И.,Шадрина Т. Ведение бюджета. Российская газета,2008 г,26 ноября,№4799

4. Галиев А. П. Бюджетно-налоговая политика. Российский экономический журнал, №1, 2001г.

5. Нохин В. Я. Экономическая теория. – М.: «ЮРИСТЪ», 2000г.

6. Бугаян И.Р.. Макроэкономика – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г

7. Пансков В. Близка ли к завершению налоговая реформа? Российский экономический журнал. 2004г. №3

8. Пройдаков А.А. Влияние налоговой реформы на совершение правонарушений в области налогов и сборов. Юрист 2003г. № 12

9. Абрамов М.Д., Фадеев Д.Е. Об основных направлениях налоговой политики .Налоговые споры: теория и практика, 2006, №3.

10. Масленикова А.А. Налоговая политика в деталях. Финансы, 2006, №8.

11. Кукол Е., Бештов И., Невинная И., Шадрина Т. Ведение бюджета.      Российская газета, 2008, 26 ноября, №4799.

12. Ф.Е. Банхаев-«Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства.»Налоговый вестник №2 2001 С. 135 – 137; №3 2001 С. 93 –97.

13.  Совершенствование законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений. Финансы. 2005г. № 11

14. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному           Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006г. 

16. . Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2007г.   

  

 

 

 


[1]Бугаян И.Р.. Макроэкономика – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.-с.412

 

[2] Бункина М.К., Семёнов А.М.. Макроэкономика – Москва, 1995г.-с.420.

 

[3]  Ионов М. Роль государства в экономике. // Экономист. -1995. -№ 8 -стр. 43.

 

[4] Кукол Е., Бештов И., Невинная И., Шадрина Т. Ведение бюджета. Российская газета, 2008, 26 ноября, №4799

[5] Галиев А. П. Бюджетно-налоговая политика. Российский экономический журнал, №1, 2001г., с.24.

[6] Галиев А. П. Бюджетно-налоговая политика . Российский экономический журнал, №1, 2001г., с.26.

 

[7]Нохин В. Я. Экономическая теория. – М.: «ЮРИСТЪ», 2000г.

[8] Бугаян И.Р.. Макроэкономика – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.

[9] Пансков В. Близка ли к завершению налоговая реформа?Российский экономический журнал. 2004г. №3 с 14 .

[10] Пройдаков А.А. Влияние налоговой реформы на совершение правонарушений в области налогов и сборов. Юрист 2003г. № 12 с.42

[11] Козлов Д. Налоговая политика: какой путь выбрать? Вопросы экономики 2002г. №7

 

[12] Абрамов М.Д., Фадеев Д.Е. Об основных направлениях налоговой политики .Налоговые споры: теория и практика, 2006, №3.

[13] Масленикова А.А. Налоговая политика в деталях. Финансы, 2006, №8.

[14] Кукол Е., Бештов И., Невинная И., Шадрина Т. Ведение бюджета. Российская газета, 2008, 26 ноября, №4799.

[15] Масленикова А.А. Налоговая политика в деталях //Финансы, 2006, №8.

[16] Ф.Е. Банхаев-«Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для  совершенствования и реформирования налогового законодательства.»Налоговый вестник №2 2001 С. 135 – 137; №3 2001 С. 93 – 97.

 

[17] Совершенствование законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений // Финансы. 2005г. № 11

[18] Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.

[19] ФКЗ РФ №273;


Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.