Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
       Налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ. На практике заметно очевидное несоответствие между высоким качеством нормативно-законодательного обеспечения системы налогообложения на его высшем уровне (налоговый кодекс Российской Федерации, НК РФ), более низким уровнем руководящих методических материалов (особенно в части определении налогооблагаемой базы основных налогов) и критически низкой налоговой дисциплиной.       Приведем краткие результаты анализа российской налоговой системы:Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы России в целомреализуется весьма слабо, механизм налогового регулирования экономики напрактике почти не используется, хотя определенные возможности для этогоимеются. Инвестиционный потенциал налоговой системы России включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность полученияинвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычаговстимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишнесложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общейтенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.  Региональный потенциал системы налогообложения России следуетоценивать с двух точек зрения: во-первых, требования НК РФ оставляют весьмаограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политике, а во-вторых, отдельныеавтономные территории получают значительные налоговые льготы, которыеоформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.  Отраслевой потенциал как элемент российской системы налогообложенияпредставлен фактически только практикой ее функционирования, котораясвидетельствует о том, что предоставление отраслевых налоговых льгот имеетбессистемный характер и часто лишено экономического смысла.  Конкурентный потенциал данной системы следует признать весьма низким(отсутствует даже такой его механизм, как прогрессивное налогообложениедоходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокийобщий уровень монополизации в экономике.  Фискальная функция системы налогообложения России представлена болеесущественно, чем экономическая, однако, как показывает положение дел ссобираемостью налогов (разница между ожидаемыми, начисленными и уплаченнымиобъемами налоговых платежей), и здесь положение нельзя признатьблагополучным.  Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), неявляются в России первым и даже вторым по значению источником налоговыхпоступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего (стимулирующего) потенциала налогов. Налогообложение собственности, которое в условиях тотальнойприватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовыхресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимостиимущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельныхучастков.  Главным источником государственных доходов в России являютсякосвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС,занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население.  Сведем общие результаты сравнительного анализа систем налогообложенияразличных государств в следующую таблицу:[16]
Название страны Уровень реализации экономической функции Уровень реализации фискальной функции
  Инвестиционный потенциал Региональный потенциал Отраслевой потенциал Конкурентный потенциал Доходы физических лиц Доходы юридических лиц Собственность(имущество) Акцизные платежи
США Средний средний Низкий высокий Высокий Средний Средний Низкий
Канада Средний высокий Низкий средний Высокий Низкий Низкий Средний
Германия Высокий высокий Низкий высокий Высокий Средний Высокий Высокий
Франция Средний Низкий Низкий высокий Средний Высокий Средний высокий
Испания Средний высокий Средний Низкий Высокий Средний Средний Высокий
Россия Низкий средний низкий Низкий низкий высокий низкий высокий
Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа современных системналогообложения промышленно развитых стран и России.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 269.