Налоги и налоговая политика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Налоги являются основными инструментами фискальной политики.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, являются основным источником средств, поступающих в государственный бюджет.[8]

Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой.

В свою очередь, регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении.

При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны.

Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды , т. е. материальные условия для функционирования государства . Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества .

Государство, устанавливая налоги, стремиться, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.

Все налоги можно условно разделить на три группы в зависимости от объекта налогообложения: налоги с оборота, налоги на прибыль и налоги на капитал. Такая группировка представляется целесообразной, поскольку показывает, как облагаются налогами все ключевые экономические категории деятельности предприятия – основного пополнителя бюджета. 

 По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные, по виду объектов налогообложения – на прямые, взимаемые непосредственно с дохода физических и юридических лиц, и косвенные – в виде надбавок к цене товаров и услуг. Нормой налогообложения является налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то налоговая ставка устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Налоговые ставки могут также устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект (например, налог на транспортное средство или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки). Различают твердые налоговые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме не зависимо от величины дохода (аккордные или паушальные), пропорциональные ставки – действуют в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение), прогрессивные ставки – возрастают по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение), регрессивные ставки – убывают по мере роста облагаемого дохода (регрессивное обложение)[9]. Наиболее важной разновидностью налогов является подоходный налог, включающий налог на доходы физических лиц (личный подоходный налог, или подоходный налог с физических лиц) и налог на прибыль корпораций (предприятий). Относится он к числу прямых налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере роста величины годового дохода или может быть фиксированной, как это принято на сегодняшний день. К разряду подоходных налогов относятся также налог на доходы от денежных капиталов, налог на собственность, налог на ценные бумаги, налог с наследства и дарений. Значительную долю в доходной части бюджета составляют косвенные налоги. Косвенные налоги представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров и услуг. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель (покупатель) товаров. При налогообложении чрезвычайно важно применить оптимальную ставку налогов. Американский экономист А.Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, а чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно- технический прогресс, замедляет экономический рост, что в итоге отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Группа А.Лафера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма поступления налогов. При ставке налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50 – 70%.


Рис.2.Кривая Лаффера.

 

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х – в начале 90-х годов в ведущих странах запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд льгот. Все стороны налогообложения регулируются едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты. С начала экономических реформ в России Правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85-90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является активное развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета и половины предусмотренных налоговых поступлений. Сотрудники налоговой полиции выявили более ста способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых: - занижается объем произведенной продукции; - завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли); - торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается; - используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей; - при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная оформляется, но не регистрируется и т.д.[10]

В силу своей природы налоги всегда находятся на стыке общественных и частных интересов и зачастую подвергаются критике со стороны как граждан и предприятий, недовольных «непосильным налоговым бременем», так и государственных чинов, не удовлетворенных тем, что налоги не в полной мере выполняют возложенные на них функции по регулированию экономических отношений внутри страны и пополнению доходной части бюджета. По этой причине очень трудно найти налог, который удовлетворял бы всех субъектов общества. Здесь важную роль играет не столько природа самого налога, сколько правильное его применение в сложившейся ситуации, поскольку один и тот же налог на разных стадиях экономического цикла может иметь противоположные последствия для экономики [11].

Исходя из описанной системы налогообложения, представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики:

              а) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

              б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя,  будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности. Здесь примечательна замена налога с оборота подоходным налогом, в результате чего производитель платит налог только на добавленную им стоимость, а не со всей выручки от продажи. Однако данные проблемы еще не полностью устранены из российского законодательства, что подчас приводит к облаганию товара налогом несколько раз подряд на каждом этапе его производства.

              в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

              г) Процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

              д) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

              е) Налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации. Немаловажную роль в проведении эффективной налоговой политики играет соблюдение последовательности намеченных преобразований, а также четкое определение всех налогов, их налогооблагаемой базы и списка льгот и вычетов. 

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.