Контроллинг в коммерческих банках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Специалисты по менеджменту относят управление современным банком к одной из самых сложных интеллектуальных сфер деятельности. Это утверждение вдвойне верно для нынешних российских условий: банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, протекающих в экономике, политике, социальной сфере.

В условиях неустойчивости финансовых рынков, обострения конкурентной борьбы между банками, снижения доходности финансовых инструментов, роста степени риска банковских операций банки вынуждены внедрять в практику методы и инструменты современного менеджмента, позволяющие не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе обладать достаточной ликвидностью, финансовой стабильностью, получать оптимальную прибыль, расширять свою деятельность[7].

На многих успешно развивающихся фирмах индустриально развитых стран менеджеры в своей работе обращаются к услугам специальной службы контроллинга, которая помогает эффективно руководить предприятием в соответствии с намеченными оперативными и стратегическими целями.

Службу контроллинга сравнивают с навигационной системой, которая помогает капитану привести корабль (банк) в нужную гавань, несмотря на все препятствия, трудности и опасности.

Служба контроллинга помогает руководству управлять таким образом, чтобы:

1) было ясно видны реальное финансовое положение банка, его место на рынке, структурные подразделения, приносящие прибыль (убытки), работников, ответственных за результаты деятельности подразделения; видна ясная перспектива развития банка; определена величина прибыли, необходимой для развития банка;

2) рассчитаны возможные доходы и расходы на определенную отчетную дату, доходность отдельных финансовых инструментов, указаны виды банковских продуктов и услуг, которые должны принести прибыль в будущем;

3) каждый работник искал и устранял причины неудач, руководство не ограничивалось бы только наказанием виновных;

4) банк готов был преодолеть прогнозируемые кризисные ситуации.

Работа службы контроллинга помогает принять правильные решения в складывающихся условиях, повысить эффективность работы, а если необходимо, и обеспечить выживание банка в условиях возрастающей сложности и динамичности финансовых рынков. Контроллинг - система эффективного управления банком для обеспечения его длительного функционирования.

Основная концепция контроллинга включает:

Определение целей. В основе контроллинга лежат стратегическое планирование, предвидение реального положения банка на рынке на перспективу (идеальная цель), согласование оперативного и стратегического менеджмента. Идеальная цель определяется миссией, философией и культурой банка.

Управление целями: поиск "узких мест" в деятельности банка; поиск "узких мест" экономического роста; анализ отклонений от намеченного плана; своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке.

Достижение целей. Оно осуществляется посредством оперативного и стратегического менеджмента, хорошей мотивацией труда работников банка, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Основными элементами системы контроллинга, "процессорами, используемыми в качестве импульсных датчиков", являются учет, планирование, контроль и анализ.

Основной информационной системой предприятия служит система бухгалтерского учета, которая предусматривает сбор, классификацию и представление в денежной форме информации о хозяйственной и финансовой деятельности. Помочь в обеспечении необходимой информацией призван внутренний, или управленческий учет. Полезным документом при принятии решений является расчетно-аналитический баланс кредитной организации, т.е. преобразованный специальным образом официальный балансовый отчет.

Все активы имеют свою стоимость. От правильной оценки зависит реальность стоимости имущества (активов), обязательств и собственных средств, отражаемых в балансе. Рыночная стоимость со временем может меняться. Основные средства (здания, оборудование) постоянно утрачивают свою стоимость. Степень утраты стоимости измеряется амортизационными отчислениями (износом). Остаточная стоимость определяется путем вычитания из первоначальной стоимости начисленной амортизации. Однако остаточная стоимость на практике не соответствует реальным рыночным ценам, т.е. возможной цене реализации данного объекта. Кроме того, необходимо учитывать существование морального износа оборудования. Например, компьютерное оборудование морально устаревает гораздо раньше, чем начисляется амортизация по нормам, установленным стандартами российского бухгалтерского учета. Как правило, через два года, а в современных условиях развития техники и раньше, компьютерное оборудование полностью устаревает. Таким образом, балансовая стоимость за вычетом износа явно не соответствует реальной рыночной цене, т.е. является завышенной.

Расчет рыночной стоимости ряда активов представляет достаточно сложную проблему (например, банковские здания, не приспособленные для других видов деятельности и оборудованные специальными средствами защиты, и т.п.), другая часть активов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета переоценивается ежедневно (ГКО, ОФЗ) либо ежеквартально (акции). Расчетный баланс, составленный предложенным способом, показывает менеджерам (руководству банка) реальную стоимость активов и пассивов банка, динамику роста цены (обесценения) отдельных балансовых составляющих.

Реальные собственные средства кредитной организации определяются как разница между рыночной стоимостью активов, подсчитанной на определенную дату, и рыночной стоимостью обязательств. Превышение рыночной стоимости актива от его балансовой оценки образует резерв увеличения собственных средств кредитной организации и, наоборот, более низкая рыночная стоимость активов по сравнению с балансовой является величиной снижающей собственные средства банка. Существуют различные методики расчета резервов под обесценение активов, в частности резерва на возможные потери по ссудам, резерва под обесценение инвестиций.

Менеджерам постоянно приходится принимать решения о величине процентных ставок, переменных и постоянных расходах, о приобретении и использовании ресурсов. Если они не могут дать точного и достоверного прогноза об уровнях доходов (выручки) и затрат, их решения могут приносить вред или даже иметь разрушительные последствия.

Контроллинг однозначно и полностью отрицает необходимость учета всех затрат, целесообразность калькулирования по полной себестоимости. Он базируется на системе "директ-костинг", определяющей реальную стоимость банковских продуктов и услуг вне зависимости от условно-постоянных и накладных расходов (расходов на содержание аппарата управления, эксплуатационных расходов и т.п.)

Управленческий учет сам по себе не позволяет достигнуть ничего. Он не может быть подпоркой слабой системы управления. Плохой менеджер остается плохим менеджером независимо от того, какой подход он попытается применить в своей работе. Но в руках компетентных менеджеров управленческий учет представляет собой мощное средство усовершенствования работы организации и повышения ее эффективности, а также получения первенства над конкурентами, которые до сих пор не внедрили или применили ненадлежащим образом такое средство.

Наличие эффективной, хорошо разработанной системы управленческого учета является необходимым условием внедрения контроллинга в банке. В рамках системы контроллинга, в количественных выражениях и бухгалтерских формах должны выражаться результаты постановки задач планирования и распределения ресурсов.

Любой вариант контроллинга базируется на планировании, т.е. задании плановых показателей, с которыми сравниваются фактические данные, за установленные отчетные периоды. Сравнение запланированных показателей с фактическими ядро концепции контроллинга. Лишь благодаря ему отчетность становится составной частью системы управления, поскольку отклонения, исчисляемые путем сравнения запланированных показателей с фактическими, являются основой выявления причин и последующего принятия соответствующих мер.

Планирование является активным инструментом развития любого предприятия и составляет фундамент системы управления

Специалисты изучали возможности более совершенного прогнозирования развития банка, его анализа и регулирования, искали "первичный показатель управления". В результате пришли к выводу, что им должен быть потенциал банка, шанс на прибыль в будущем. Таким образом, потенциал - показатель жизнеспособности банка и возможность получения прибыли в дальнейшем. Там, где сегодня нет потенциала, завтра не будет прибыли. Задача менеджмента и заключается в создании рычагов управления потенциалом, а также выяснение причин увеличения потенциала в одних банках и уменьшения у других. Инструмент, при помощи которого можно достичь этой цели, - стратегическое планирование. Основная цель стратегического планирования - выживание. Стратегическое планирование представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно дает основу для принятия решений, ведь знание того, чего банк желает достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Планирование способствует снижению риска при принятии решения: принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях банка или о внешней ситуации.

Российские банки в большинстве несерьезно относятся к процессу планирования, вспоминая времена всеобщей плановой экономики. Часто планирование осуществляется формально и представляет собой только затраты времени и сил отдельных сотрудников, не принося реальной пользы банку. Неопределенность в банковской отрасли обескураживает и препятствует внедрению планирования. Но банкиры, которые планируют, будут иметь лучший шанс стать победителями, заняв доминирующее положение или по крайней мере выжить.

Стремление к выживанию представляет собой более важный мотив деятельности банка, чем получение прибыли. При сокращении объемов операций, недостаточности собственных средств или ликвидных средств у банка наличие прибыли может не спасти от трудностей. Становится очевидной необходимость долгосрочного выживания банка, и цель выживания явно преобладает над другими целями в критических ситуациях. Существует много путей к выживанию, и выбор зависит от многих факторов. Основное значение цели выживания заключается в том, что она является предпосылкой для достижения других целей и задач. Как главная цель банка она может иметь место тогда, когда обстоятельства настолько сложны, что все должно быть направлено на долгосрочное выживание банка как кредитного института.

Прибыль может быть получена только в случае успешной продажи банковского продукта или услуги клиентам вне банка. Таким образом, банк может существовать только при условии, что он будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне его самого. Поэтому именно в окружающей среде руководство должно искать общую цель организации. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство банка должно ответить на вопросы: кто клиенты банка, какие продукты и услуги банк будет предлагать клиентам для удовлетворения их потребностей?

Важнейшим требованием при планировании является достижимость, реальность целей. При установлении цели надо обязательно учитывать реальное воздействие банковского окружения, внешней среды, финансовых и технических возможностей самого банка, квалификацию персонала, а то возможны негативные последствия. Цели будут являться значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их зафиксирует, информирует о них сотрудников и будет добиваться их осуществления.

При составлении планов служба контроллинга выступает в роли организатора и координатора процесса. Планирование в системе контроллинга является ответственностью линейного руководства. Служба контроллинга не занимается вопросами принятия решений в области планирования. Она определяет содержание планов и форму их составления; разрабатывает методы и порядок расчета плановых показателей; консультирует подразделения, составляющие план своей работы; содействует организации единой системы планирования в банке, основанной на координировании всех сфер его деятельности; определяет соответствие оперативных планов стратегическим.

Контроллинг предполагает трехступенчатую процедуру контроля:

на первом этапе устанавливаются нормативы, стандарты, плановые задания деятельности банка, на втором - сравниваются показатели функционирования с заданными стандартами и определяется степень допустимых отклонений; на третьем - измеряются результаты, оценивается деятельность банка, структурных подразделений, отдельных сотрудников.

По видам контроль в банке подразделяется на предварительный, текущий и заключительный (итоговый) контроль.

Эффективный контроль невозможен без учета человеческого фактора. На стадии предварительного контроля необходимо убедиться, что сотрудники банка смогут выполнить порученные им задания. Существуют определенные ограничения при приеме на работу, например наличие специального образования, квалификации, стажа работы в банковской сфере.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Если затраты на организацию системы контроля превосходят создаваемые ей преимущества, становится очевидным нецелесообразность использования данной системы контроля. Процесс контроля требует больших трудозатрат, занятости сотрудников, которые могли быть использованы на решении других задач, причем сотрудников высококвалифицированных. Для того чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли должно быть низким. Существует непреложное правило контроля: любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути.

Из принципа экономичности следует другое его качество - простота. Простые методы контроля не требуют больших усилий и достаточно экономны. Усложненные системы контроля трудно воспринимаются сотрудниками и руководителями, вызывают раздражение и реакцию отторжения, что по сути является потерей контроля над ситуацией.

В обеспечении эффективности контроля важнейшую роль играют передача и распространение информации

Задача контроллера как координатора заключается в обеспечении эффективного обмена информацией внутри банка для принятия управленческих решений.

Заключительным этапом контроля являются измерение результатов, оценка деятельности банка, структурных подразделений, отдельных сотрудников.

Анализ выполнения плана предоставляет возможность проанализировать доходы, результаты и успешность выполнения банковских планов. Такая оценка должна происходить по крайней мере ежеквартально, но лучше, если она происходит ежемесячно. Целью такой оценки являются обеспечение правления банка информацией о важнейших результатах работы, привлечение его внимания к тем событиям, которые могут повлиять на уровень прибыли банка, обновить данные об ожидаемой в текущем году прибыли и стимулировать линейных руководителей сконцентрировать свои усилия на выполнении планов мероприятий и решении задач. Регулярное формальное обсуждение результатов работы должно проходить на всех уровнях банка в ходе специальных совещаний. На этих совещаниях должны обсуждаться действительные результаты, достигнутые банком, и их отношение к планируемым показателям. Там, где имеют место серьезные расхождения, должны быть выявлены и проанализированы причины и обстоятельства, должны быть намечены коррективные планы действий.

Эффективный руководитель при оценке результатов деятельности не только обращает внимание на их стоимостное выражение, но и оценивает ключевые результаты, достигнутые в управлении персоналом и их развитии.

В отчетном периоде, кроме запланированных, могут быть получены непредвиденные доходы, которые чаще всего достигаются быстрыми и мудрыми действиями в каждодневных непредвиденных ситуациях. Случайно полученные хорошие результаты имеют сами по себе такую же ценность, как и запланированные. Вместе с тем при оценке собственной квалификации каждый сотрудник должен быть честным: какие-то результаты - хорошие или плохие - могут быть получены независимо от его деятельности. Поэтому нельзя поощрять или наказывать за их получение, несмотря на то, что с точки зрения организации это реальные результаты, являющиеся предметом оценки; не стоит делать такие результаты основой планирования будущей деятельности.

Контроллинг выступает средством серьезного улучшения деятельности банка, повышения эффективности работы. В банке появляется конкретное лицо (контроллер), с которого можно спросить за результаты работы и выполнение возложенных обязанностей, информация о финансовом состоянии банка сосредоточена в одном месте и ее можно оперативно получить, можно быстрее добиться ведения единых стандартов и правил планирования, контроля, учета и отчетности по подразделениям, планы всех подразделений будут скоординированы и проверены.

Однако наряду с положительными моментами внедрения контроллинга в банке нужно помнить о том, что, придется изменять устоявшуюся организационную структуру управления, возникнут проблемы с теми подразделениями банка, у которых будут изъяты отдельные функции, и т.п. Все понимают необходимость контроля, но относятся к нему неоднозначно. Часто руководители структурных подразделений противятся установлению плановых заданий, так как не хотят брать на себя обязательства работать в определенном направлении.

Процесс внедрения контроллинга в банках требует от контроллера организаторского таланта, способности отстаивать свою точку зрения, объяснять применение тех или иных принципов контроллинга в конкретных ситуациях, компетентность, независимость от контролируемого. Информация, предоставляемая руководству не всегда приятна для восприятия, рекомендации контроллера требуют принятия решительных мер, поэтому от него требуются определенная смелость, а также выдержка и такт в общении.

Важно грамотно и последовательно внедрять новые методы управления, сохраняя накопленный положительный опыт, учитывая специфику российского рынка. Организация в банке службы контроллинга - это не просто появление новой таблички, это последовательное внедрение передовых методов менеджмента, нового образа мышления, когда контроль и управление со стороны уступают место самоконтролю и самоуправлению, повышению ответственности каждого работника, содействуют активизации процесса перемен, без которых нет развития.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.