КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу "Финансы"
На тему Система финансового контроллинга
Автор работы: студентка Мельникова А.А.
Группа 304
Руководитель работы: д. э. н., профессор Толстых Т.Н.
Тамбов
Содержание
Введение
Глава 1. Финансовый контроль как часть контроллинга
1.1 Финансовый контроль
1.2 Государственный финансовый контроль
Глава 2. Развитие финансового контроля в нашей стране и использование системы финансового контроллинга
2.1 Финансовый контроль в России
2.2 Контроллинг в коммерческих банках
Глава 3. Финансовый контроллинг на предприятии
3.1 Финансовый риск – контроллинг
3.2 Планирование издержек производства на основе использования метода "контроллинг"
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций. Принципом этой концепции, получившей название "управление по отклонениям", является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.
Под контроллингом понимается новая теоретическая и практическая концепция эффективного управления фирмой для обеспечения ее долгосрочного существования на рынке.
Как самостоятельное научное направление контроллинг появился после второй мировой войны вначале в США, а затем в ведущих странах Европы и сразу же стал внедряться в практику. В настоящее время почти каждая фирма на западе в том или ином виде использует систему контроллинга. Вопросам контроллинга посвящено множество книг, статей ученых и практиков, издаются специальные журналы. Созданы организации, разрабатывающие и внедряющие контроллинг на конкретных предприятиях различных отраслей народного хозяйства.
Первоначально под контроллингом имелась в виду совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Затем это понятие стали толковать шире: к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и их источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.
финансовый контроллинг контроль россия
Основной принцип контроллинга - "Уже сегодня делай то, о чем другие завтра будут только думать" - позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов.
Глава 1. Финансовый контроль как часть контроллинга
Финансовый контроль
Формы и методы проведения
Финансовый контроль как неотъемлемая составная часть процесса управления финансами обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения: стоимости ВВП сопровождается контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
1) как деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами, а должен иметь и аналитический аспект.
Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере развития финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, появлением и развитием финансовых рынков сфера применения финансового контроля постепенно расширялась.
Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный.
Органы финансового контроля. Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
1) ведомство главного ревизора - аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны.
2) Цель этого ведомства - контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
3) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
4) контролирующие структуры о составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
5) аудиторские формы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;
6) службы внутрифирменного контроля (внутренний аудит), основная задача которых - контроль снижения издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.
В государствах тоталитарного типа, с преобладанием государственной собственности, государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм. К органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность.
Принципы организации финансового контроля. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ[1]; в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:
Каждый институт и разновидность контроля имеют свой регламент, т.е. порядок и последовательность контрольных действий.
Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т л.;
3)проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильность и пол ноту отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в Главной книге и т.д.;
4)проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т.д.);
5)проверку правильности составления отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.
Другие виды контроля, например, документальные тематические проверки, требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).
Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:
• регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
• времени проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
• субъектам контроля - президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный;
• ведомственный; аудиторский;
• объектам контроля - бюджетный; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный;
• таможенный; за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т.д.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи, ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности.
Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля:
1) документальные и камеральные проверки;
2) обследования;
3) надзор;
4) анализ финансового состояния;
5) наблюдение (мониторинг);
6) ревизии.
1. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
2. Обследование охватывает более широкий спектр финансово- экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
4. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
6. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки се законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового копт-роля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Негосударственный финансовый контроль. Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный); контроль со стороны кредитных организаций за организациями-клиентами и аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самой организации: бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. За финансами своей организации, ее филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат - как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты осуществления инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние организации. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов па каждой стадии призводственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка - важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль - вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х годов.
Организация и цели аудиторской деятельности. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
Основная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка веления бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) и срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и т.д.
Заключение
Я подошла к концу своей работы по теме "финансовый контроллинг". Понятие контроллинг включает в себя анализ данных, контроль и планирование.
Финансовый контроль одна из главных составляющих финансового контроллинга. Понимание сущности финансового контроля очень важно для того, чтобы понять важность и актуальность проблемы внедрения контроллинга, поэтому в моей работе финансовому контролю посвящена целая глава. Не могла я обойти вниманием и систему финансового контроля в нашей стране, его эффективность.
Контроллинг - это сравнительно новое веяние в экономике. Сейчас систему финансового контроллинга используют передовые предприятия и банки. Деятельность банка при внедрении такой системы становиться заметно эффективней.
Для России внедрение финансового контроллинга не является повсеместным, у нас предпочитают действовать по старинке. Действительно внедрение новой системы управления всегда связано с затратами, тем более большинство руководителей не особенно в этом разбирается. Но говорить, что у нас не используют новые методы управления, в том числе контроллинг, тоже нельзя.
Контроллинг позволяет не только анализировать, осуществлять контроль и планировать, но и также прогнозировать, предупреждать кризисные ситуации и успешно их предотвращать. Этим занимается отдел риск - контроллинга.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ.
2. Банковское дело. / под ред. Лаврушина О.И. М.: Дашков и Ко, 2002г.
3. Бородина Е.И. Финансы предприятий. М.: Питер, 2005г.
4. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятий. М.: Дашков и Ко, 2004г.
5. Журнал "Деньги и кредит". №5 (25-34), 2005г.
6. Журнал "Вопросы экономики" №1 (85-98), 2004 г.
7. Журнал "Правоведение" №2 (67-74), 2006г.
8. Журнал "Экономист" №6 (64-82), 2003г.
9. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. Финансы предприятия. М.: Юнити, 2003г.
10. Планирование и контроль: концепция контроллинга / под ред. Турчака А. А, Головача И. Г, Лукашевича М.Л. М.: Финансы и статистика, 2002г.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия., 2-е изд, переработанное и дополненной, М.: Финансы и статистика, 2003г.
12. Финансы / под ред. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 2003 г.
13. Финансы / под ред. Литовченко В.П. М.: Дашков и Ко, 2005г.
14. Финансы / под ред. Поляка Г.Б. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003г.
15. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа предприятия. М.: Юнити, 2004г.
16. Экономика предприятия / под ред. Сафронова Н.А. М.: Юристъ, 2000г.
17. www.finance.ru
[1] ИНОСАИ - международная организация высших контрольных органов, в которую входят 178 стран.
[2] Финансы / под ред. Ковалевой А.М. М.: Финансы и статистика, 2003 г.
[3] Финансы / под ред. Поляка Г.Б. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003г.
[4] Финансы / под ред. Литовченко В.П. М.: Дашков и Ко, 2005г
[5] Журнал "Вопросы экономики" №1 (85-98), 2004 г.
[6] Журнал "Экономист" №6 (64-82), 2003г.
[7] Банковское дело. / под ред. Лаврушина О.И. М.: Дашков и Ко, 2002г.
[8] Бородина Е.И. Финансы предприятий. М.: Питер, 2005г.
[9] www.finance.ru
[10] Бородина Е.И. Финансы предприятий. М.: Питер, 2005г. www.studenttochka.ru
[11] Планирование и контроль: концепция контроллинга / под ред. Турчака А. А, Головача И. Г, Лукашевича М.Л. М.: Финансы и статистика, 2002г.
[12] Шеремет А.Д. Методика финансового анализа предприятия. М.: Юнити, 2004г.
[13] Все таблицы из Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия., 2-е изд, переработанное и дополненной, М.: Финансы и статистика, 2003г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу "Финансы"
На тему Система финансового контроллинга
Автор работы: студентка Мельникова А.А.
Группа 304
Руководитель работы: д. э. н., профессор Толстых Т.Н.
Тамбов
Содержание
Введение
Глава 1. Финансовый контроль как часть контроллинга
1.1 Финансовый контроль
1.2 Государственный финансовый контроль
Глава 2. Развитие финансового контроля в нашей стране и использование системы финансового контроллинга
2.1 Финансовый контроль в России
2.2 Контроллинг в коммерческих банках
Глава 3. Финансовый контроллинг на предприятии
3.1 Финансовый риск – контроллинг
3.2 Планирование издержек производства на основе использования метода "контроллинг"
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций. Принципом этой концепции, получившей название "управление по отклонениям", является оперативное сравнение основных плановых (нормативных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факторы нормализации деятельности.
Под контроллингом понимается новая теоретическая и практическая концепция эффективного управления фирмой для обеспечения ее долгосрочного существования на рынке.
Как самостоятельное научное направление контроллинг появился после второй мировой войны вначале в США, а затем в ведущих странах Европы и сразу же стал внедряться в практику. В настоящее время почти каждая фирма на западе в том или ином виде использует систему контроллинга. Вопросам контроллинга посвящено множество книг, статей ученых и практиков, издаются специальные журналы. Созданы организации, разрабатывающие и внедряющие контроллинг на конкретных предприятиях различных отраслей народного хозяйства.
Первоначально под контроллингом имелась в виду совокупность задач в сфере учета и финансов, а контроллер был главным бухгалтером. Затем это понятие стали толковать шире: к функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и их источников. В настоящее время контроллинг можно определить как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности фирмы, т.е. с некоторой долей условности, как систему управления прибылью предприятия.
финансовый контроллинг контроль россия
Основной принцип контроллинга - "Уже сегодня делай то, о чем другие завтра будут только думать" - позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов.
Глава 1. Финансовый контроль как часть контроллинга
Финансовый контроль
Формы и методы проведения
Финансовый контроль как неотъемлемая составная часть процесса управления финансами обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения: стоимости ВВП сопровождается контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
1) как деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль - законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами, а должен иметь и аналитический аспект.
Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере развития финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, появлением и развитием финансовых рынков сфера применения финансового контроля постепенно расширялась.
Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный.
Органы финансового контроля. Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
1) ведомство главного ревизора - аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны.
2) Цель этого ведомства - контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
3) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
4) контролирующие структуры о составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
5) аудиторские формы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;
6) службы внутрифирменного контроля (внутренний аудит), основная задача которых - контроль снижения издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.
В государствах тоталитарного типа, с преобладанием государственной собственности, государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм. К органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает более правовой характер и постепенно приближается к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность.
Принципы организации финансового контроля. Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ[1]; в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа; более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:
Каждый институт и разновидность контроля имеют свой регламент, т.е. порядок и последовательность контрольных действий.
Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов и т л.;
3)проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильность и пол ноту отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в Главной книге и т.д.;
4)проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т.д.);
5)проверку правильности составления отчетности - бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.
Другие виды контроля, например, документальные тематические проверки, требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).
Финансовый контроль принято классифицировать по следующим критериям:
• регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
• времени проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
• субъектам контроля - президентский; законодательных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти; финансово-кредитных органов; внутрифирменный;
• ведомственный; аудиторский;
• объектам контроля - бюджетный; за внебюджетными фондами; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный;
• таможенный; за денежной массой.
Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций и т.д.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и призван предупреждать финансовые нарушения. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи, ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем ревизии и анализа отчетной бюджетной, финансовой и бухгалтерской документации, призван оценить результаты финансовой деятельности с точки зрения законности и эффективности.
Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля:
1) документальные и камеральные проверки;
2) обследования;
3) надзор;
4) анализ финансового состояния;
5) наблюдение (мониторинг);
6) ревизии.
1. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
2. Обследование охватывает более широкий спектр финансово- экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
4. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
5. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
6. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки се законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового копт-роля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком РФ, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Негосударственный финансовый контроль. Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный); контроль со стороны кредитных организаций за организациями-клиентами и аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самой организации: бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. За финансами своей организации, ее филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат - как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты осуществления инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние организации. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов па каждой стадии призводственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка - важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль - вид финансового контроля, возникший в России в конце 80-х годов.
Организация и цели аудиторской деятельности. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
Основная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка веления бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) и срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и т.д.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 277.