После энтузиазма Французской революции в 1789 г. страна переживает значительные потрясения, сопровождающие свержение Монархии и двумя так называемыми периодами Террора. Молодая Республика должна бороться с врагами как снаружи, так и внутри страны. В начале 1794 г. ситуация практически безнадёжна, и, среди прочих бед, государству негде найти квалифицированные кадры для развития науки и техники.
Особое внимание в Школе уделялось преподаванию математики, в первую очередь математическому анализу и начертательной геометрии. К преподаванию были привлечены выдающиеся математики, механики, химики: Ж. Л. Лагранж, Г. Монж (ставший вскоре директором Школы), П. С. Лаплас (в качестве экзаменатора), Л. Карно, Г. К. Прони, А. Ф. Фур- круа, К. Л. Бертолле и др.; несколько позже там преподают А. М. Ампер и Ж. Б. Фурье.
У этой революции явно просматриваются социальные и институциональные предпосылки, тесно связанные с ППШ, которая была создана в 1794 г.
Пьер Симон Лаплас. В его программе теоретизации физики можно выделить две части. Первая заключалась в построении небесно-механических аналогов теорий во всех областях физики. Лаплас называл ее «молекулярной механикой». Это механистическая программа сведения всего многообразия физических и химических явлений к взаимодействиям различного рода частиц (молекул) по законам центральных сил, аналогичным ньютоновскому закону всемирного тяготения. Вторую часть этой программы иногда называют программой математизации фундаментальной физики и связывают се с именем ученика Лапласа – Ж. Б. Био. Она ориентировала исследователей на аналитическую математизацию полученных путем точного эксперимента элементарных эмпирических соотношений.
1819 г. – О. Френель "Мемуар о дифракции света", в котором была развита волновая оптика.
1822 г. – Ж. Б. Фурье "Аналитическая теория тепла", трактат, в котором была развита теория теплопроводности на основе полученного автором дифференциального уравнения теплопроводности.
1823 г. – А. М. Ампер "Теория электродинамических явлений" (опубликована в 1826 г.), в которой было исследовано взаимодействие электрических токов (закон Ампера).
1824 г. – Н. Л. С. Карно "Размышления о движущей силе огня" – труд, положивший начало термодинамике.
1) в совокупности они охватывают достижение значительного теоретического прогресса, опирающегося на точный эксперимент, в основных разделах физики – учения о теплоте, свете, электричестве и магнетизме. Этим наука обязана, прежде всего, французским ученым;
2) соответствующие теоретические построения существенно опираются на математический анализ и теорию дифференциальных уравнений и носят во многом феноменологический характер;
17. Роль университета В.Гумбольдта в развитии науки XIX века
Берли́нский университе́т и́мени Гу́мбольдта — старейший из четырёх университетов Берлина. Основан в 1809 году по инициативе Вильгельма фон Гумбольдта. Инициатива по основанию университета исходила от известнейших ученых того времени, прежде всего от философа Иоганна Готлиба Фихте и теолога Фридриха Шлейермахера.
Дальнейшая эволюция старейших университетов Европы выявила тенденции к их институализациии постепенному редуцированию правовой и политической автономии. Поскольку средневековые университеты создавались во многом благодаря поддержке церкви, основными задачами университетского образования являлись воспроизводство и трансляция традиционных научных и теологических представлений о мире.
Однако процессы секуляризации культуры, инициированные еще в эпоху Возрождения, сформировали новый тип университета, который в законченном виде выкристаллизовался в ходе проведения гумбольдтовской реформы образования и открытия Гумбольдтовского университета в Берлине в 1810 г. Реформа образования Вильгельма Гумбольдта, опирающаяся на педагогические идеи И.Г. Фихте, Ф. Шлейермахера и И.Г. Песталоцци,определила основные черты новой модели университетского образования: воспитание свободной и самоопределяющейся личности, развитие способностей к самостоятельному, спонтанному мышлению, синкретизм и универсализм учебных программ, выстраивание особых, во многом паритетных отношений между государством и администрациями университетов, соединение собственно научно-исследовательской деятельности с педагогической.
Гумбольдтовская модель высшего образования легла в основу большинства современных университетов Европы и Северной Америки и зарекомендовала себя как весьма эффективная система генерирования и трансляции знаний. Гумбольдтовская модель университета в значительной степени трансформировала средневековую университетскую институцию. Европейский университет Нового Времени становится научно-исследовательским центром, сочетающим в себе функции генерирования новых научных программ и знаний, с одной стороны, и образовательной деятельности, с другой.
При этом основной задачей гумбольдтовского университета было именно формирование и даже культивирование нового типа образованного человека, отвечавшего национальным идеалам и ценностям государства.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 359.