Если некая теория объясняет сходные явления одинаково, то полагай их совершенно одинаковыми. Не пытайся искать более совершенную причину явления.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принцип выбора объектов исследования. Если некоторая группа явлений сохраняет большую или меньшую степень значимости в различных ситуациях, то полагай эту степень универсальным свойством природы и тогда она может считаться настоящим объектом исследования.

Из двух стратегий исследования выбирай ту, которая предполагает поиск опровержения заблуждений, а не подтверждения ошибок.

 

Эмпиризм Д. Юма

 

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что внешний опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя строго выявить причину и следствие.

Опыт, таким образом, нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Поэтому Юм делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Юм утверждает невозможность абсолютного человеческого знания. Содержание сознания ум знает, значит мир в сознании (в нём самом) ему известен. То есть ум имеет как данность мир, который является в нём самом, но он никогда не узнает, что есть мир сам по себе, не узнает сущности мира - утверждает несостоятельность претензий ума на право обладания абсолютной истины, а также возможности познать законодателя природы.

Юм в своей философии показал, что знание, основанное на опыте, остается всего лишь вероятностным и никогда не может претендовать на необходимость и общезначимость. Эмпирическое знание истинно лишь в границах прежнего опыта, и нет никаких гарантий, что будущий опыт не опровергнет его. Всякое знание, по Юму, может быть лишь вероятностным, но не достоверным, а видимость его объективности и необходимости есть следствие привычки и веры в неизменность опыта.

 

Философская концепция Б. Спинозы

 

В «Этике», основном своём произведении, Спиноза строит метафизику по аналогии с логикой, что предполагает:

· задание алфавита (определение базовых терминов),

· формулировку логических законов (аксиом),

· вывод всех остальных положений (теорем) путём логических выводов.

Такая последовательность обеспечивает истинность выводов в случае истинности аксиом.

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе.

Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви.

Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку. В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

Субстанция одна, но у нее бесконечное множество атрибутов (свойств). Два доступны нашему сознанию: мышление и протяженность (душа и тело). Каждый атрибут имеет два модуса: конечный и бесконечный.

 

Философия Г.В. Лейбница

 

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

Лейбниц, независимо от Ньютона, создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисления. Изобрел механический калькулятор.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 281.