Сложности и противоречия современного этапа развития международных хозяйственных отношений отчетливо видны на примере экономических связей Латинской Америки с США. Соединенные Штаты как бы возвращаются к неприятному периоду после вьетнамской войны, когда они были ослаблены экономически и духовно. Латинская Америка, наоборот, укрепляется, поворачиваясь в сторону социального баланса и справедливости. По мере развития региональной интеграции с ее необычными тенденциями, схватками, отступлениями и прорывами характер этих связей приобретает новые контуры. Похоже, что столь ухабистый путь развития отношений двух геополитических партнеров сохранится и в обозримом будущем.
Несмотря на тернистый путь взаимодействия в Западном полушарии, на осложнившиеся отношения между Югом и Севером, стремление США к объединению в условиях обострившейся глобальной конкуренции, к сохранению южноамериканских рынков не затухало. На разрыв связей с супердержавой не шли и многие южные соседи. Показательной вехой в развитии масштабной интеграции явилась четвертая по счету «Встреча двух Америк», проходившая в ноябре 2005 г. в аргентинском курортном городе Мардель-Плата. На ней присутствовали лидеры 34 стран (кроме Кубы), которые должны были обсуждать ряд актуальных проблем от борьбы с бедностью до создания АЛКА [50, c. 12].
Главной темой обсуждения была судьба интеграции, американский проект которой в условиях изменения баланса сил переживал трудные времена. Попытка дать общую, единую для всех оценку АЛКА сорвалась в самом начале саммита, и связано это было с тем, что участники встречи фактически разделились на два сектора. В одном находились президент США и руководители 28 стран, в другом - лидеры Бразилии и ее союзников по Меркосур (Аргентины, Уругвая, Парагвая), к которым присоединился президент Венесуэлы. Совокупный валовой продукт первого сектора составляет 14,5 трлн. долл., второго - 2,2 трлн.
Вновь резкой критике подверглась аграрная политика США, а именно - предоставление американским фермерам государственных субсидий. Подобная практика продолжала способствовать тому, что положение на мировом рынке сельскохозяйственных товаров оставалось несбалансированным, непрочным, ориентированным на тех продавцов, за спиной которых стоит государство, причем сильное государство. Закономерно, что со стороны южноамериканских руководителей звучали требования к США отказаться от сельскохозяйственных субсидий, делающих экспортную продукцию южных соседей неконкурентоспособной. Одновременно высказывалось недовольство существующими у северного партнера ограничениями на импорт аграрной продукции из южных стран. Особое недовольство вызвано решением США, принятым в 2002 г., о субсидировании фермеров, занимающихся выращиванием генетически модифицированных культур, об их намерении подобным образом бороться с мировым голодом.
О важности данной проблемы свидетельствовало выступление представителя Аргентины, где сельское хозяйство по-прежнему играет важную роль как внутри страны, так и во внешней торговле. Выступая от имени «блока пяти», он заявил, что их группа может изменить свою позицию в отношении АЛКА, если США отменяет аграрные субсидии своим фермерам [51, c. 84].
Критические высказывания касались и общей политики Вашингтона в отношении своих южных соседей, нежелания считаться с их историко-социальными особенностями. Среди различных звучал и пессимистический прогноз о возможности превращения Латинской Америки в Атлантиду, т.е. в «архипелаг затонувших государств».
Среди стран Латинской Америки в «Группе 29» своеобразную позицию заняла Мексика, член НАФТА. В ходе жарких дискуссий ее представитель предложил формировать ЗСТ из тех стран, «которые этого пожелают». По мнению президента В. Фокса, «пятерка», вместо того, чтобы включиться в перспективные переговоры, плывет против общего течения. Без подключения к самой большой экономике мира, настаивал он, ее членам не удается победить бедность, более того, будучи изолированными, они станут еще беднее. На встрече звучала мысль о том, что у членов Меркосур аграрная продукция составляет важную часть их экспорта, и рынок США представляет для них немалый интерес. Требуется лишь, чтобы северный партнер облегчил доступ их товаров на свой рынок, согласно либеральным принципам ВТО, где он участвует совместно с южными соседями.
Что касается других стран Южной и Центральной Америки, то у некоторых из них налажен экспорт готовых изделий и полуфабрикатов, и они нуждаются в крупном и, что особенно важно, близком потребительском рынке. Значительное количество экспорта осуществляется там американскими торговыми филиалами, сборочными предприятиями «макиладорас» с их значительными оборотами внутрифирменных операций. Другое дело - национальные компании, которые лишены таких привилегий и нуждаются в снижении американских торговых барьеров. В прошлом было немало недовольства американским протекционизмом, и дальнейшая позиция национальных компаний может зависеть от торговых уступок со стороны США.
Наиболее резко выступил против планов создания АЛКА президент Венесуэлы. По его мнению, планируемое разноуровневое объединение выгодно только США. На массовом митинге на стадионе в Мардель-Плата (50 тыс. участников), проходившем в формате «Вершина Встречи народов», он свыше двух часов аргументировал свою позицию. У. Чавес призывал сторонников общественно-политической организации «Встреча народов» отвергнуть замысел совместной с США зоны свободной торговли, «похоронить эту мертворожденную идею» [52, c. 6].
Резкое неприятие у блока латиноамериканских государств вызывал курс администрации Дж. Буша-младшего на действия в обход ООН и пренебрежение многосторонними структурами сотрудничества. В резолюции, принятой министрами иностранных дел на XI совещании ЕС - Группа Рио (март 2003 г.) по Ираку, отмечалась недопустимость ситуации, когда «не удалось найти мирного разрешения иракского кризиса в рамках строгого соблюдения резолюций Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН» и подчеркивалось, что СБ ООН является «наиглавнейшим органом, отвечающим за поддержание мира и международной безопасности».
В южноамериканском регионе выделяется ось Бразилиа - Буэнос-Айрес, которую ряд экспертов сравнивает с осью Бонн - Париж в Западной Европе. После референдума в Венесуэле 15 августа 2004 г., на котором убедительную победу одержал президент У. Чавес, Каракас вполне может добавиться к этим двум латиноамериканским столицам. Оперируя терминами современной политологии, это своего рода внутрисистемная оппозиция североамериканскому мегаблоку, а точнее Соединенным Штатам в рамках пребывания и взаимодействия в одной системе - межамериканской.
Суть оппозиции в области идеологии - в неприятии неолиберальных ценностей и упоре на решение острейших социальных проблем; в области экономики - в отказе от односторонних уступок США при разработке проекта АЛКА и стремлении максимально диверсифицировать внешнеэкономические связи; в области внешней политики - в резкой критике одностороннего характера политики США, акценте на укрепление межгосударственных институтов и действие строго в рамках международного права. Существенно разнятся и подходы к проблематике безопасности: не отвергая в принципе необходимость вооруженной борьбы с терроризмом, эти государства в качестве главной угрозы рассматривают острейшие социальные проблемы и распространение бедности, генерирующей культуру насилия.
Следует отметить, что формирующаяся геополитическая ось Бразилиа - Буэнос-Айрес - Каракас имеет под собой серьезный экономический фундамент. В случае с Бразилией и Аргентиной речь идет о двух крупнейших экономиках Южной Америки, Венесуэла - пятый в мире поставщик нефти на мировой рынок. Группировка является ресурсно самодостаточной. В ней просматриваются контуры экономической взаимодополняемости. По крайней мере, идея поставок в Венесуэлу продовольствия из Аргентины и Бразилии в обмен на ее энергоресурсы была озвучена на высшем уровне.
Объединение уже продемонстрировало свои политические «мускулы». На совещаниях по АЛКА в Майями (ноябрь 2003 г.) и Буэнос-Айресе (апрель 2004 г.) эти государства, по существу, продавили свой проект решения, вынудив делегацию США с ним согласиться [53, c. 7].
Государства АБВ (аббревиатура от первых букв названия стран) активно и, главное, консолидированно действуют сразу на нескольких «дипломатических плацдармах»: в ОАГ, в переговорном процессе об ассоциации Меркосур и Андского сообщества наций и, несомненно, лидирует в Группе Рио. Все это вызывает немалое беспокойство в Вашингтоне и весьма своеобразно отражается, в частности, на американско-мексиканских отношениях. Администрация Дж.Буша настаивает на активизации латиноамериканского направления в политике Мексики и восстановлении утерянного ею лидерства в регионе в результате участия в НАФТА. Цель - сдержать набирающий обороты блок АБВ. Еще десятилетие назад такая постановка вопроса Вашингтоном могла бы рассматриваться лишь в жанре научной фантастики.
Большинству систем присуща не только внутри-, но и внесистемная оппозиция, которую в нашем случае представляет Куба. Немалый интерес вызывает неизбежное в таких случаях взаимодействие между «двумя оппозициями», в котором каждая из сторон преследует свои цели. Для режима Ф. Кастро укрепление отношений с этой тройкой являло собой, пожалуй, единственный ресурс преодоления изоляции в регионе, признаки которой явственно обозначились после волны политических репрессий на острове в марте 2003 г. Кроме того, это одна из немногих возможностей для улучшения положения дел в обеспечении страны энергоресурсами и продовольствием.
Определенные результаты в данном направлении уже достигнуты: с 1999 г. Венесуэла поставляет Кубе на льготных условиях нефть, обеспечивая тем самым 35% потребностей страны, и оказывает технологическое содействие в области нефтеразведки и рафинирования тяжелых сортов нефти.
Для стран АБВ развитие дружественных связей с Кубой - это карта, которая разыгрывается как на международной арене, так и для «внутреннего потребления». В первом случае группировка демонстрирует свою автономность от Вашингтона и, что немаловажно, - способность диалога с режимом Кастро, в том числе и по таким деликатным вопросам, как права человека. Остальные государства лишены такой возможности. В перспективе это может превратить группировку в одного из главных внешних акторов посткастровского устройства. Наращивание экономического присутствия имеет и иной подтекст: после ухода Кастро не исключен сценарий присоединения Кубы к НАФТА.
В условиях роста в регионе антиамериканских настроений и сохраняющихся симпатий к Кубе как к единственной стране, «недрогнувшей» перед США после распада социалистического блока, сотрудничество с островом обеспечивает дополнительную внутреннюю поддержку режимов Лулы, Кишнера и Чавеса со стороны народных «низов», а также леворадикально настроенной интеллигенции у себя дома.
Политологи и политики всего мира заговорили о «новых левых», о «левом повороте» в Латинской Америке. На рубеже тысячелетий в шести странах (Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили - дважды, Боливия) к власти конституционным путем приходят левые силы [54, c. 49].
Главное здесь в том, что в эпоху глобализации характер традиционных проблем Латинской Америки изменился и они обрели чрезвычайную остроту. Идет процесс интериоризации глобальных проблем (о чем писал А. В. Бобровников). В этих условиях левый поворот отразил реакцию латиноамериканских обществ на неолиберализм, на его колоссальные издержки для общества, связанные прежде всего со свертыванием социальных программ. А последнее не могло не означать дальнейшую пауперизацию масс, усиление процессов маргинализации, расширение масштабов социальной исключенности. Все это не могло не способствовать новому подъему традиционно сильных в Латинской Америке левых движений.
В числе других его факторов - сохраняющееся большое влияние левой политической культуры и, в частности, левой политологии, занимающей ведущие позиции в общественной мысли стран континента. Как отмечал В. М. Давыдов еще в конце 80-х годов, в латиноамериканской социологии и политологии практически не сложилось правых направлений, а программы и проекты правого характера копируют западные образцы (неолиберализм, чикагская школа и др.); собственные же, автохтонные течения представлены именно левыми. Две группы последних, а именно, согласно дефинициям латиноамериканской политологии, популисты и реформаторы/умеренные, исповедуют «националистический популизм левого толка». (Третью группу образуют фундаменталисты.)
Пришедшие в шести странах к власти левые силы во многом схожи, но во многом и различны. Одинаковы, во-первых, причины их политической востребованности - социальная дезинтеграция, пауперизация масс в целом и среднего класса, в частности, рост числа «исключенных», нарастание общего социального недовольства вследствие финансовых кризисов и отсутствия ощутимых позитивных результатов неолиберальных реформ. Все это способствовало к тому же и характерной - хотя и в разной степени - для всех левых режимов антиамериканской риторике. Во-вторых, их роднят старые общие, но во многом уже лишенные прежних идеологических обоснований цели, в том числе продвижение к социальной справедливости. Симпатии к Кубе обращены на романтический период ее революции, на роль и личность Че Гевары, но отнюдь не вызывают попыток следовать кубинским путем. Даже наиболее радикальный из нынешних левых лидеров президент Венесуэлы У. Чавес говорит о новом «социализме XXI века», но не о подражании советской или кубинской модели развития. Важной общей чертой латиноамериканских левых является то, что в наши дни они прагматичны, вполне осознают реалии современного мира и не отвергают рыночную экономику. Вместе с тем они, естественно, стремятся к балансу между рынком и социальной справедливостью, отстаивают принципы государственного вмешательства в экономику и «экономического национализма». Наиболее радикальный вариант подобного подхода продемонстрировал 1 мая 2006 г. президент Боливии Э. Моралес, объявивший о национализации газовой отрасли [55, c. 10].
В то же время очевиден и плюрализм левых, их многоплановость. Среди левых режимов можно выделить два различных типа. Первый - радикальный - представляют Венесуэла, Боливия (с незримым присутствием Кубы). Второй тип - социал-демократический (в европейском варианте) - это Чили. Промежуточное положение занимают Бразилия, Аргентина и Уругвай. Стремясь - в разной степени - реформировать социальную сферу, в экономической области они придерживаются прорыночной, фактически неолиберальной политики. В частности, президент Аргентины Н. Киршнер проводит политику «экономического национализма», не подрывающую, однако, рыночных отношений, и подчеркивает необходимость укрепления национального капитализма через усиление роли госсектора. Президент Уругвая Т. Васкес ищет пути к заключению договора с США о свободной торговле и расценивает проводимую экономическую политику как сходную с таковой в Чили и Бразилии.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.