База исследования: Исследование проводилось в Государственном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5 комбинированного вида» Калининского района Санкт-Петербурга в исследовании принимали участие дошкольники 6-6,5 лет. В экспериментальную группу вошли 12 детей с диагнозом ОНР III уровня, в контрольную группу вошли 12 детей без речевых патологий, в возрасте 6 -6,5 лет.
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. Изучались анамнезы, истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики. Анализировались результаты логопедического обследования детей из экспериментальной группы. Проводились консультации с врачом, педагогами и логопедом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей, составивших экспериментальную группу.
На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально в процессе семи специально организованных занятий, продолжительностью тридцать минут каждое. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.
На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.
Выборка детей представлена в Приложении 1.
Экспериментальная группа У большинства детей жизненный опыт и представления об окружающем мире бедны и ограничены. Вследствие чего наблюдается ограниченность их общения со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге приводит к недостаточному пониманию значения и смысла слов.
Детей характеризуют такие отклонения в развитии личности, как нарушения эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в повышенной чувствительности, возбудимости, двигательной расторможенности, инфантилизме, слабой произвольности поведения. Во время занятий у основной части детей наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость, слабая работоспособность.
Обращает на себя внимание недостаточная познавательная активность дошкольников. Вопросы, с которыми они обращаются к взрослому, чаще всего относятся лишь к внешним, несущественным сторонам объектов.
Наблюдается нарушение процесса ориентировочной деятельности, что влечет за собой недостаточно активный поиск способов решения: они обычно удовлетворяются первым пришедшим в голову вариантом и не стремятся найти более адекватный.
Можно отметить также повышенную тревожность, ситуативность, слабость саморегуляции и целенаправленности поведения. Отмечается также слабая концентрация внимания, импульсивность, истощаемость нервных процессов.
Контрольная группа. Психические и психофизиологические показатели данных детей находятся в норме.
Клиническая характеристика детей показала, что:
По данным медицинских карт у детей двух групп нарушений слуховой и зрительной функций нет. Один ребенок из экспериментальной группы состоит на учете у невропатолога, два ребенка из той же группы – у дерматолога.
Дети из контрольной группы имеют I группу здоровья, физическое развитие соответствует 1.
50% детей из экспериментальной группы имеют I группу здоровья и 50% детей – II группу.
Сбор анамнестических данных показал, что у детей с ОНР в 67% случаев, имеют место нарушения нормального течения беременности, встречаются такие отклонения как: тяжелые токсикозы беременности, инфекции, в 73% случаев была зафиксирована патология родов. Ранее психомоторное и речевое развитие протекало с задержкой. Развитие детей контрольной группы соответствовало возрастным характеристикам.
Основные характеристики отклонений различных периодов развития у детей контрольной и экспериментальной группы отражены в таблице 2.
Таблица 2
Характер отклонений различных периодов развития у детей контрольной и экспериментальной группы
Анамнестические данные | Экспериментальная группа 12 детей | Контрольная группа 12 детей |
1. Речевые нарушения у родителей. | - | - |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.