ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа

Нарушения словоизменения и их коррекция у дошкольников с ОНР III уровня

 

Выполнила:

Студент V курса

заочной формы обучения

Тыщенко М.Н.

 

Санкт-Петербург

2010


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

1.2. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СИМПТОМАТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

1.4. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ25

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ

3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ И ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

4.2. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данного исследования определена тем, что в настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко[29], Л.Н. Ефименкова[14], И.М. Жукова[15], ГА. Каше[17], Р.Е. Левина[21], Е.М. Мастюкова[26], Н.В. Новоторцева[31], Т.Б. Филичева[46], Г.В. Чиркина[46] и др.)

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах[12].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

Ограниченность лексики, несформированность грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении словообразования и словоизменения.

Данная тема актуальна потому, что формирование словоизменения является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи, является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией.

Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.

Объект исследования — процесс словоизменения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель данного исследования — выявление особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что так как у детей с общим недоразвитием речи имеет место недоразвитие грамматического строя речи, то и состояние функции словоизменения у этих детей будет иметь ряд особенностей.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом в исследовании были поставлены следующие задачи:

¾ Проанализировать и изучить педагогическую, логопедическую, психологическую литературу по теме.

¾ Разработать и теоретически обосновать методику констатирующего эксперимента, направленную на исследование особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и их сверстников без речевых нарушений.

¾ В процессе исследования выявить и сравнить особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и их сверстников без речевых нарушений.

¾ Разработать методические рекомендации по развитию словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет расширить научные представления о симптоматике общего недоразвития речи, углубить знания об особенностях развития грамматического строя речи, в частности об особенностях словоизменения у этой категории детей.

Практическая значимость заключается в том, что она позволяет определить принципы, направления и систему коррекции общего недоразвития речи.

Методы исследования

В процессе исследования применялись следующие методы:

¾ теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;

¾ эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);

¾ интерпретационные методы;

¾ количественный и качественный анализ результатов исследования.

Положения на защиту - Формирование грамматического строя речи и словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим речевым развитием ребенка. К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения видов деятельности ребёнка и форм его общения с окружающими его людьми имеет место значительный прогресс в практическом овладении ребёнком родной речью.

- При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование грамматического строя речи и словоизменения происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

- Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры.

словоизменение недоразвитие речь дошкольный логопедический



ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является оптимальный подбор методик позволяющих определить особенности словообразования у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:

- подобрать методики для выявления особенностей словообразования у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их сверстников без нарушения речи.

- провести исследование особенностей словообразования у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их сверстников с нормативным вариантом речевого развития с использованием подобранных методик.

- проанализировать и сравнить результаты, полученные в ходе проведения исследования путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.

Содержание методики констатирующего эксперимента

Для проведения исследования использовались модифицированные методики Р.И. Лалаевой[20], Г.В. Чиркиной[46].

Диагностика сформированности системы словоизменения [ 20 ] .

Задание 1.

Цель - диагностика сформированности умения изменения существительных по падежам.

Речевой материал

Лошадь ест кусок (сахар).

Детям дали варенье из (клубника).

На лугу много (кони).

В городе много (трамвай).

Ребята сделали подарок (учительница).

Инструкция: «Послушай внимательно! Я прочитаю незаконченное предложение, а ты выбери картинку, которая поможет тебе подобрать слово и изменить его так, что бы предложение звучало правильно».

Оценка:

5 — правильное выполнение заданий;

4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2- большое количество ошибок;

1- не справился с заданием.

Задание 2.

Цель диагностика сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Речевой материал: Крыло (черный), перчатки (черный), выключатель (черный), ручка (черный).

Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени второе слово так, чтобы оно отвечало на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и подходило к первому слову».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4- 1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2- большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием.

Задание 3.

Цель диагностика сформированности умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Речевой материал:

Бабочка,Платье, Белка, Апельсин, Палец, Лицо,

Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени слово так, что бы про него можно было сказать: Нет кого? Нет чего?

Например, Бабочка – нет кого? Бабочки».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2- большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием.

Задание 4.

Цель диагностика сформированности умения изменять глаголы по числам.

Речевой материал:

Яблоко зреет. Яблоки

Ландыш пахнет. Ландыши

Корова мычит. Коровы

Конь скачет. Кони

Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слово, а ты измени его так, что бы предметов, которые оно обозначает, стало много. Например, яблоко зреет. Яблоки зреют».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2- большое количество ошибок;

1- не справился с заданием.

Задание 5.

Цель диагностика сформированности умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Речевой материал:

(Спать) кошка... (Шуметь) море

котрека

котята.... ручьи....

Инструкция: Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени их так, что бы они подходили к слову спать (шуметь) и обозначали, что это уже прошло. Например, кошка спала. Море шумело.

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2-большое количество ошибок;

1 - не справился с заданием.

Задание 6.

Цель диагностика сформированности умения согласования глаголов с личными местоимениями.

Речевой материал

Идти Я Ты Он

Читать Я Ты Он

РаботатьЯ Ты Он

Инструкция: «Будь внимателен! Измени слова идти, читать, работать, так что бы было правильно. Например, я иду, ты идешь, он идет».

Оценка:

5 - правильное выполнение заданий;

4- 1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;

3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;

2- большое количество ошибок;

1- не справился с заданием.

Задание 7.

Исследование умения согласовывать имена существительные с именами числительными «два» и «пять».

Материал: картинки, на которых нарисованы: медведь, два медведя, пять медведей, лягушка, две лягушки, пять лягушек, дерево, 2 дерева, 5 деревьев, шар, 2 шара, 5 шаров.

Инструкция: внимательно рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано и в каком количестве.

Оценки результатов:

5 баллов выполнение задания без затруднений и ошибок.

4 балл – исправление отдельных ошибок самостоятельно или после замечаний экспериментатора.

3 балла – значительные затруднения и многочисленные ошибки в словоизменении, помощь экспериментатора помогает выполнить задание до конца.

2 балла – нарушение усвоения навыка словоизменения в большинстве случаев.

1 балл – правильные ответы лишь в отдельных случаях, помощь экспериментатора неэффективна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в речевом развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы.

У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование словообразования, словоизменения, лексики и грамматического строя речи.

Несформированность основных предпосылок письма и чтения у детей с нарушением речи может быть выявлена еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих расстройств или же резко снизит степень их выраженности.

Проведённое исследование выявило у дошкольников с ОНР несформированность систем словоизменения доступных ровесникам с нормальным речевым развитием.

При диагностике сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе, ошибки в экспериментальной группе были примерно одинаковые: Крыло черная, перчатки черный.

-смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («Лошадь ест кусок сахар»),

-замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (варенье - варенья, платье - платья),

- склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («варенья из клубника»),

- ошибочные ударения в слове,

- нарушение дифференциации вида глаголов («Яблоко зреет.- Яблоки зрееють; Ландыш пахнет. – Ландыши пахнул»),

- ошибки в беспредложном и предложном управлении («шумел море», «спит котята»),

-неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («крыло чёрная», «перчатки чёрную»).

- унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: «белков», «бабочков», «лицев», «лицов»;

несклонение числительных: «пять медведев», «два лягушков».

Среди форм словоизменения наибольшие затруднения у детей с ОНР отмечались при образовании имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа, при изменении глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе, в случаях согласования прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, а также трудности вызвало задание на согласование имени существительного с именами числительными «два» и «пять», при этом у детей контрольной группы, данных нарушений не отмечается.

Специфической ошибкой дошкольников с ОНР являлась замена одного падежного окончания имени существительного окончанием другого падежа.

Примерно в два раза дошкольники с ОНР III уровня показали ниже результат, чем дети контрольной группы, без речевых нарушений, при выполнении всех заданий по словоизменению.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

С учетом вышесказанного и результатов проведенного исследования были разработаны рекомендации к логопедической работе с дошкольниками с ОНР по следующим направлениям:

- совершенствование умения изменения существительных по падежам.

- совершенствование умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.

- совершенствование умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

- совершенствование умения изменять глаголы по числам.

- совершенствование умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

- совершенствование умения согласования глаголов с личными местоимениями.

- совершенствование умения согласовывать имена существительные с именами числительными.

Коррекция отклонений речевого развития у детей с ОНР является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, с целью обеспечения готовности этих детей к обучению грамоте.

Таким образом, каждое направление включает в себя конкретные задания, систему развивающих упражнений, коррекционная работа по выделенным нами направлениям, с помощью подобранных упражнений будет способствовать формированию навыка словоизменения и устранению выявленных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Т.Б. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. Журнал Логопед №5, 2004

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям (для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи). – СПб, 2004.

3. Алексеева М.М., Яшина В.Ш. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999

4. Апресян Ю.Д. Избранные труды, т. II. – М., 1995.

5. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. – Киев, 1999

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,1991

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981

8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987

9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991

10. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

11. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. – Саратов, 1990

12. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка. – Москва, 1999

13. Герасимова А.С. Уникальная методика развития речи дошкольника. – СПб.: Нева, 2002

14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1987.

15. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург, 1998.

16. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М., 2000.

17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985

18. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Синонимы. Лексико-семантические тренинги для детей 6 – 9 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2005

19. Коньшина Н.А. Обогащение словарного запаса младших школьников с общим недоразвитием речи. Журнал Логопед №3, 2005.

20. Лалаева Р.И., Серебрякова И. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб, 2001.

21. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2

22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

23. Лопатина А.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз,2005

24. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

25. Львов М.Р. Учись различать слова и их значения. – М.: Дрофа,2003

26. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение,1992

27. Мельчук А.И. Курс общей морфологии, т. I. – М., 1997.

28. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. / Под ред. Л.С.Волковой: 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003.

29. Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./ Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982.

30. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – Москва,1991

31. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996

32. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи (под ред. С.А. Миронова). – М., 1987.

33. Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М., 2002.

34. Парамонова Л.Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. — М.; Л., 1973.

35. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2002.

36. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (под ред. М. В. Волосовец). – М., 2004.

37. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление (под ред. Ю. Ф. Гаркуша). – М., 2001.

38. Сазонова С.Н. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи. – М., 2003.

39. Смирнова А.Н. Логопедия в детском саду. – М., 2003.

40. Соботович Е.Ф. Речевое развитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

41. Спирова П.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

42. Сухарева Э.Л. Учим играя. – Ярославль,1992

43. Ткаченко Т.А. Первый класс без дефектов речи. – СПб: 1999

44. Ткаченко Т.А., Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент,1998

45. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос,2003

46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа,1993

47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004

48. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Академия, 2003. - 240 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Таблица 1

Выборка детей контрольной и экспериментальной группы.

группа № п/п имя возраст

Контрольная группа

1 Маша С. 6
2 Саша К. 6,8
3 Ваня Т. 7
4 Кирилл М. 6,5
5 Ксюша В. 6,3
6 Лера Р. 7
7 Маша Р. 6,4
8 Витя М. 6,5
9 Катя П. 6,7
10 Миша К. 6,4
11 Настя А. 6,5
12 Филипп Т. 6,9

Экспериментальная группа

1 Света Ч. 7
2 Ксюша К. 6,5
3 Вика Т. 7
4 Кристина Р 6,4
5 Валя Л. 6,8
6 Люда Р. 6,6
7 Миша П. 6,5
8 Игорь С. 6,9
9 Костя С. 7
10 Ксюша В. 6
11 Наташа К. 6,5
12 Ольга М. 6,3

 

 

Дипломная работа

Нарушения словоизменения и их коррекция у дошкольников с ОНР III уровня

 

Выполнила:

Студент V курса

заочной формы обучения

Тыщенко М.Н.

 

Санкт-Петербург

2010


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

1.2. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СИМПТОМАТИКА ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

1.4. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ25

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ

2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ

3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ

3.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ И ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЗ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

ГЛАВА 4. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

4.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

4.2. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данного исследования определена тем, что в настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко[29], Л.Н. Ефименкова[14], И.М. Жукова[15], ГА. Каше[17], Р.Е. Левина[21], Е.М. Мастюкова[26], Н.В. Новоторцева[31], Т.Б. Филичева[46], Г.В. Чиркина[46] и др.)

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах[12].

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.

Ограниченность лексики, несформированность грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проявляются и в нарушении словообразования и словоизменения.

Данная тема актуальна потому, что формирование словоизменения является необходимым условием для успешного обучения в школе. Уровень сформированности словоизменения и грамматического строя речи, является важнейшим фактором овладения чтением, письмом, орфографией.

Развитие и формирование словоизменения, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеет большое значение и для развития познавательной деятельности ребенка.

Объект исследования — процесс словоизменения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель данного исследования — выявление особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза данного исследования состоит в предположении о том, что так как у детей с общим недоразвитием речи имеет место недоразвитие грамматического строя речи, то и состояние функции словоизменения у этих детей будет иметь ряд особенностей.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом в исследовании были поставлены следующие задачи:

¾ Проанализировать и изучить педагогическую, логопедическую, психологическую литературу по теме.

¾ Разработать и теоретически обосновать методику констатирующего эксперимента, направленную на исследование особенностей словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и их сверстников без речевых нарушений.

¾ В процессе исследования выявить и сравнить особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и их сверстников без речевых нарушений.

¾ Разработать методические рекомендации по развитию словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет расширить научные представления о симптоматике общего недоразвития речи, углубить знания об особенностях развития грамматического строя речи, в частности об особенностях словоизменения у этой категории детей.

Практическая значимость заключается в том, что она позволяет определить принципы, направления и систему коррекции общего недоразвития речи.

Методы исследования

В процессе исследования применялись следующие методы:

¾ теоретический анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме;

¾ эмпирические – наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические (анкеты, беседы), биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации);

¾ интерпретационные методы;

¾ количественный и качественный анализ результатов исследования.

Положения на защиту - Формирование грамматического строя речи и словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим речевым развитием ребенка. К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения видов деятельности ребёнка и форм его общения с окружающими его людьми имеет место значительный прогресс в практическом овладении ребёнком родной речью.

- При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование грамматического строя речи и словоизменения происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

- Нарушения грамматического строя речи при ОНР обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определённых языковых единиц и элементов из закреплённой в сознании ребёнка парадигмы и их объединение в определённые синтагматические структуры.

словоизменение недоразвитие речь дошкольный логопедический



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 353.