Лингвистический и психолингвистический аспект изучения словоизменения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций, за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. Например, слово "КОШКА" может вызвать связи по звуковому сходству (кошка - крошка, крышка, кружка, окошко). В ответ на это же слово могут всплывать и ситуационные связи (кошка - молоко - мышка), и понятийные связи (кошка - домашнее животное) [31].

Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем». Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово, то мы ищем его среди «семантического поля» [31;с. 45]. Cлова в норме группируются по типу противопоставлений (парадигм) и по определенным «семантическим полям», то есть хранятся в памяти языка упорядоченно.

«Семантическое поле» состоит из ядра, которое окружает периферия - концерны. Ядро должно быть самым объемным и только смысловым. «Семантическое поле» строится на основе анализа результатов парадигматических ассоциат. В ответ на слово-стимул дети выдают ассоциаты по типу:

 


 

 


Рис. 1 — Типы ассоциат

Все типы ассоциат делятся на смысловые и несмысловые. К несмысловым ассоциациям относятся случайные и звуковые, а все остальные относятся к смысловым. Подобное объемное «семантическое поле» формируется постепенно. Сначала дети учатся моделировать небольшое «поле» связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют [24]. В результате такой работы ребенок легко актуализирует, припоминает и запоминает на одном занятии до 25-35 новых слов. При этом идет систематизация значений слов глаголов, прилагательных, наречий, существительных более абстрактного значения.

Существование «семантического поля» показывает, что отбор слов в процессе высказывания является для ребенка очень сложным процессом. Это есть не что иное, как «выбор ближайшего значения слова». Данное теоретическое положение подтверждается и тем фактом, что любое слово обладает пучком значений прямых и переносных. Например, слово "КРЫЛО может обозначать крыло птицы, крыло самолета, крыло здания и т.д.

Таким образом, процесс восприятия, и называния слова ребенком следует рассматривать как сложный процесс выбора «ближайшего значения слова» [25; с. 67].

Исследования психологов показывают, что слово располагает аппаратом, который создает потенциальную возможность связи одних слов с другими словами. Связи, которые возникают между словами, принято называть валентностями слов [24]. Вероятность вызывания слова зависит от тех лексических связей, которыми характеризуются слова.

Исследования А.П. Клименко, А.Р. Лурии, О.С. Виноградова и др. показали, что слова имеют разное число потенциальных связей (валентностей). В русском языке каждое слово имеет ограниченное количество валентностей [24, 27]. Существование валентностей и организация «семантических полей» значений слов позволяют «увидеть» те психологические механизмы, которые дают толчок к спонтанному (самостоятельному) развитию речи детей при ее недоразвитии, а именно:

• слово актуализирует цепь ассоциаций, что вызывает множество новых слов;

• облегчает поиск слов, более точных по смыслу;

• учит строить словосочетания;

• порождает схему целого высказывания;

• распространяет простое предложение до сложного предложения, на основе словосочетаний.

Все вместе взятое является основой для программирования схемы целого высказывания.

При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования.

Слово представляет собой основной элемент языка и речи и рассматривается с различных сторон: с точки зрения лингвистической, психологической, психофизиологической, психолингвистической. Но при любом подходе подчеркивается важность изучения, прежде всего семантической стороны слова. Исследование значения слова представляет большой интерес, так как значение является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого мышления [36].

В настоящее время в современной лингвистике и психолингвистике доказано мнение о многомерности системной организации лексики; положение которой, в системе языка, определяется совокупностью факторов. Лексическая система языка представляет собой систему единиц одного уровня, связанных друг с другом разнообразными отношениями. Основанием для объединения слов в различные группы служит многообразие критериев (на основе общности семантики, лингвистических особенностей).

Организация словаря основывается на семантических, словообразовательных, грамматических связях, на статистических и стилистических свойствах слов.

В психолингвистическом аспекте проблема значения слова освещена в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.В. Сахарного и др. Семантика слова определяет его место в лексической системе языка. Семантика слова имеет сложную структуру и обладает рядом важнейших функций (Л.С. Выготский, В.К. Гак, Ю.Г. Караулов, С.Д. Кацнельсон, А.П. Клименко, Н.Г. Комлев, А А. Леонтьев, А.Р.Лурия, И.А Стернин, Н.В. Уфимцева и др.).

С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета; с другой стороны, слово обобщает совокупность предметов.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.