При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны[48].
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР. Основной механизм морфологических аграмматизмов, заключается в трудностях выделения морфемы, соотнесения значения морфемы с ее звуковым образом.
В работах Н.С.Жуковой[15], Л.Ф.Спировой[41], Т.Б.Филичевой[46], С. Н. Шаховской[22] выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.
1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Основной тенденцией, проявляющиеся при словоизменении, является унификация основы и парадигме словоизменения.
Можно выделить следующие виды окказионализмов при формообразовании [20].
Унификация места ударного слога, т. е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, и в различных формах существительных сохраняется ударенно исходного слова (стола нет, много поездов).
- Устранение беглости гласных, т. е. чередования гласного с нулем звука (левы, пени, молотоком, песов, кусоки, много сестр).
- Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, текет, бегет, соседы).
- Устранение наращения или изменения суффиксов (друг — други, ком — комы, стул — стулы, котенок — котенки, чудо — чулы, дерево — деревы).
- Отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек — человеки, ребенок — ребенки, лошадь — лошаденоки).
При этом выбор окказиональной флексии происходит из парадигмы форм одного и того же грамматического значения; «ошибочный выбор функционального элемента всегда происходит внутри требуемого функционального класса или подкатегории» [20].
Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет - рвет, точит - режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
- замены падежных окончаний ("катался-гокам" - катается на горке);
- ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов ("Коля пи-тяля" - Коля писал);
- при изменении существительных по числам ("да памидка" - две пирамидки, "дв кафи" - два шкафа);
- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными ("асинь адас" - красный карандаш, "асинь ета" - красная лента, "асинь асо" - красное колесо, "пат кука" - пять кукол, "тиня пато" - синее пальто, "тиня кубика" - синий кубик, "тиня кота" - синяя кофта)[26, с.156].
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом существительное употребляется в исходной форме ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена прелогов ("Тетатка упая и тая" - Тетрадь упала со стола).
Союзы и частицы в речи употребляются редко.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы «генерализации», т. е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерна языковая асимметрия, то есть отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.
У дошкольников с ОНР наблюдается большое количество смешений морфем, то есть морфемных парафазии, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного и того же значения.
Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР 6-летнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звукослоговой структуры слова, от типа предложения.
Вывод по первой главе
Формирование грамматического строя речи и словоизменения в онтогенезе тесно связано с общим речевым развитием ребенка. К концу дошкольного возраста в результате развития и усложнения видов деятельности ребёнка и форм его общения с окружающими его людьми имеет место значительный прогресс в практическом овладении ребёнком родной речью.
При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование грамматического строя речи и словоизменения происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразное овладение грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально–языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Таким образом, у дошкольников с ОНР имеются нарушения словообразования.
Это связанно:
- с трудностями выделения существенных признаков слов;
- с недоразвитием мыслительных операций сравнения и обобщения;
- с недостаточной активностью поиска слова;
- с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка;
- с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;
- с ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ
Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является оптимальный подбор методик позволяющих определить особенности словообразования у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:
- подобрать методики для выявления особенностей словообразования у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их сверстников без нарушения речи.
- провести исследование особенностей словообразования у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их сверстников с нормативным вариантом речевого развития с использованием подобранных методик.
- проанализировать и сравнить результаты, полученные в ходе проведения исследования путем проведения качественного и количественного анализа результатов исследования.
Содержание методики констатирующего эксперимента
Для проведения исследования использовались модифицированные методики Р.И. Лалаевой[20], Г.В. Чиркиной[46].
Диагностика сформированности системы словоизменения [ 20 ] .
Задание 1.
Цель - диагностика сформированности умения изменения существительных по падежам.
Речевой материал
Лошадь ест кусок (сахар).
Детям дали варенье из (клубника).
На лугу много (кони).
В городе много (трамвай).
Ребята сделали подарок (учительница).
Инструкция: «Послушай внимательно! Я прочитаю незаконченное предложение, а ты выбери картинку, которая поможет тебе подобрать слово и изменить его так, что бы предложение звучало правильно».
Оценка:
5 — правильное выполнение заданий;
4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;
3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;
2- большое количество ошибок;
1- не справился с заданием.
Задание 2.
Цель диагностика сформированности умения согласования имен прилагательных с существительными в роде и числе.
Речевой материал: Крыло (черный), перчатки (черный), выключатель (черный), ручка (черный).
Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени второе слово так, чтобы оно отвечало на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? и подходило к первому слову».
Оценка:
5 - правильное выполнение заданий;
4- 1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;
3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;
2- большое количество ошибок;
1 - не справился с заданием.
Задание 3.
Цель диагностика сформированности умения образования имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа.
Речевой материал:
Бабочка,Платье, Белка, Апельсин, Палец, Лицо,
Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени слово так, что бы про него можно было сказать: Нет кого? Нет чего?
Например, Бабочка – нет кого? Бабочки».
Оценка:
5 - правильное выполнение заданий;
4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;
3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;
2- большое количество ошибок;
1 - не справился с заданием.
Задание 4.
Цель диагностика сформированности умения изменять глаголы по числам.
Речевой материал:
Яблоко зреет. Яблоки
Ландыш пахнет. Ландыши
Корова мычит. Коровы
Конь скачет. Кони
Инструкция: «Будь внимателен! Я назову тебе слово, а ты измени его так, что бы предметов, которые оно обозначает, стало много. Например, яблоко зреет. Яблоки зреют».
Оценка:
5 - правильное выполнение заданий;
4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;
3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;
2- большое количество ошибок;
1- не справился с заданием.
Задание 5.
Цель диагностика сформированности умения согласования глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Речевой материал:
(Спать) кошка... (Шуметь) море
котрека
котята.... ручьи....
Инструкция: Будь внимателен! Я назову тебе слова, а ты измени их так, что бы они подходили к слову спать (шуметь) и обозначали, что это уже прошло. Например, кошка спала. Море шумело.
Оценка:
5 - правильное выполнение заданий;
4-1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;
3- незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;
2-большое количество ошибок;
1 - не справился с заданием.
Задание 6.
Цель диагностика сформированности умения согласования глаголов с личными местоимениями.
Речевой материал
Идти Я Ты Он
Читать Я Ты Он
РаботатьЯ Ты Он
Инструкция: «Будь внимателен! Измени слова идти, читать, работать, так что бы было правильно. Например, я иду, ты идешь, он идет».
Оценка:
5 - правильное выполнение заданий;
4- 1-2 ошибки с самостоятельным исправлением;
3 - незначительные ошибки с исправлением при помощи логопеда;
2- большое количество ошибок;
1- не справился с заданием.
Задание 7.
Исследование умения согласовывать имена существительные с именами числительными «два» и «пять».
Материал: картинки, на которых нарисованы: медведь, два медведя, пять медведей, лягушка, две лягушки, пять лягушек, дерево, 2 дерева, 5 деревьев, шар, 2 шара, 5 шаров.
Инструкция: внимательно рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано и в каком количестве.
Оценки результатов:
5 баллов выполнение задания без затруднений и ошибок.
4 балл – исправление отдельных ошибок самостоятельно или после замечаний экспериментатора.
3 балла – значительные затруднения и многочисленные ошибки в словоизменении, помощь экспериментатора помогает выполнить задание до конца.
2 балла – нарушение усвоения навыка словоизменения в большинстве случаев.
1 балл – правильные ответы лишь в отдельных случаях, помощь экспериментатора неэффективна.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.