Организационно-правовое обеспечение надзора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Укрепление правопорядка, обеспечение изоляции и дифференцированных условий содержания осужденных, гуманизация исполнения наказаний – именно эти направления деятельности являются важнейшими для служб безопасности учреждений и органов УИС.

Организация надзора за осужденными в колонии включает в себя:

Изучение и знание всем личным составом колонии объектов надзора, лиц, склонных к правонарушениям; анализ складывающейся оперативной обстановки и принятие решения на каждые сутки в форме суточной ведомости надзора. (см. Приложение 2).

Расстановку сил и средств, привлекаемых для надзора; постановку задач и инструктаж сотрудников, осуществляющих надзор, а также членов самодеятельных организаций осужденных, выделяемых для поддержания порядка.

Так позитивных результатов в обеспечении правопорядка добились территориальные органы УИС Ставропольского края, Архангельской, Астраханской, Курской, Камчатской, Мурманской, Ростовской, Тверской, Тульской областей[28].

Значительный вклад в общее дело внесли сотрудники отделов безопасности УИС, которые совместно с кадровыми аппаратами учреждений проделали большую работу по комплектованию службы безопасности и увеличению плотности надзора.

В свою очередь, главк принимает меры по повышению профессионального статуса сотрудников надзорной службы, в частности, был решен вопрос о переводе помощников оперативных дежурных в категорию среднего начальствующего состава. И работа в этом направлении продолжается.

На сентябрь 2008 года были полностью укомплектованы отделы безопасности только в 9 территориальных органах УИС: в республиках Адыгея, Алтай, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Тыва, Курской, Тамбовской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Усольском УЛИУ (в 2007 году подобные показатели были в 6 регионах).

Обеспечение выполнения службами колонии функции надзора.

Поставленные перед УИС задачи исполнения уголовных наказаний в условиях дифференцированного подхода к подопечным в зависимости от их поведения в основном выполняются.

Важным фактором, влияющим на состояние правопорядка в ИУ, является надежная изоляция осужденных, а работа по предупреждению и пресечению каналов поступления к ним запрещенных предметов служит одним из ее основных показателей.

Закрепление начальствующего состава, с учетом функциональных обязанностей, за участками, объектами жилых и производственных зон, территориями, уязвимыми в побеговом отношении, в целях усиления изоляции осужденных и обеспечения систематических проверок состояния этих объектов.

Подведение итогов выполнения поставленных задач.

Принимая решение по организации надзора на месяц, начальник колонии учитывает состояние правопорядка за истекший период, виды и обстоятельства правонарушений, условия и причины, способствовавшие их совершению; силы и средства надзора; возможные противоправные действия осужденных в местах их проживания, нахождения и работы; планируемые мероприятия.

Решение по надзору на месяц оформляется планом мероприятий, в котором предусматриваются меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений и антиобщественных проступков со стороны осужденных; установление и перекрытие каналов проникновения на объекты запрещенных вещей, контроль за наличием осужденных в жилых и производственных зонах, проведение осмотров и обысков; тактико-специальные занятия и тренировки, поддержание в исправном состоянии и внедрение в надзор инженерных и технических средств надзора и контроля.

К плану мероприятий по надзору на месяц прилагаются графики дежурства руководящего состава колонии, дежурных смен, проведения обысков, проверок и осмотров внешнего вида осужденных (по отрядам, изолированным участкам, объектам работ).

Планы мероприятий по надзору на месяц и указанные графики разрабатываются заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе и начальником отдела безопасности и утверждаются начальником колонии или лицом, его замещающим. Планы мероприятий и графики хранятся: первый экземпляр – у заместителя начальника колонии по безопасности и оперативной работе, второй – у начальника отдела безопасности.

Решение по надзору на сутки оформляется суточной ведомостью надзора, разрабатываемой заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе и начальником отдела безопасности, которая утверждается начальником колонии и передается оперативному дежурному. По истечении суток, после анализа начальником отдела безопасности результатов надзора и доклада руководству колонии о выполнении запланированных мероприятий, суточная ведомость надзора сдается в дело.

Личный состав дежурной смены не позднее, чем за 30 минут до начала службы докладывает о своем прибытии оперативному дежурному и с этого момента выполняет обязанности под его непосредственным руководством (см. Приложение 3). До заступления на службу дежурная смена обеспечивается средствами связи, а также специальными средствами, указанными в пункте 1.8 настоящей Инструкции. О выдаче спецсредств оперативный дежурный делает отметку в журнале. После этого он выстраивает личный состав дежурной смены, проверяет экипировку и докладывает начальнику колонии (или его заместителю) о готовности к службе, который совместно с начальником предыдущей смены (оперативным дежурным) проводит инструктаж.

Инструктирующий проверяет знание сотрудниками обязанностей по надзору за осужденными, требований нормативных правовых актов, доводит до сведения дежурной смены обстановку в колонии, ставит задачи и разъясняет особенности их выполнения, определяет порядок взаимодействия сил надзора, в том числе с самодеятельными организациями осужденных. Продолжительность инструктажа не более 10-15 минут.

Дежурные младшие инспектора заступают на службу (сменяются) под наблюдением оперативного дежурного, инспектора-дежурного по жилой зоне, а на производственном объекте – инспектора-дежурного по производственной зоне или представителя администрации на этом объекте. В соответствии с решением начальника учреждения не реже четырех раз в месяц инструктажи и инструктивные занятия с сотрудниками дежурных смен должны проводиться совместно с личным составом караулов по охране объектов. Совместные инструктажи, инструктивные занятия проводятся под руководством начальника учреждения, либо по его распоряжению, заместителем по безопасности и оперативной работе и по охране[29].

Инспектора-дежурные по жилой и производственной зонам, приняв доклады от младших инспекторов о приеме (сдаче) постов и приняв (сдав) имущество согласно описи, расписываются в суточной ведомости надзора. При этом оперативный дежурный новой смены записывает все недостатки и неисправности, обнаруженные во время приема дежурства. О выявленных недостатках и неисправностях в оборудовании инженерных и технических средств надзора и контроля, количестве осужденных на объекте и обнаруженных следах на контрольно-следовой полосе информирует начальника караула.

Сотрудники колонии, входящие в оперативную группу, включаются в суточную ведомость надзора с учетом графика работы (в 2 или 3 смены) для выполнения под руководством оперативного дежурного задач по надзору, соблюдению осужденными распорядка дня, а в случае осложнения оперативной обстановки принимают незамедлительные меры по ее нормализации. Оперативная группа установленной планами надзора численности должна находиться в колонии в ночное время, в выходные и праздничные дни. В состав оперативной группы по графику включаются лица начальствующего состава всех отделов и служб учреждения (по усмотрению начальника колонии).

Сотрудники, входящие в состав оперативной группы, на производственных объектах сменяются самостоятельно. Сменяемый информирует заступающего о количестве осужденных и обстановке на объекте, о результатах наблюдения за осужденными и полученных указаниях от старших начальников. Заступающий осматривает объект, проверяет наличие осужденных и докладывает оперативному дежурному о принятии объекта под надзор, на выводном объекте информирует начальника караула о количестве осужденных и отмеченных недостатках.

В системе служебной подготовки планируется регулярное проведение занятий с сотрудниками, привлекаемыми к выполнению задач по надзору за осужденными. На занятиях изучаются нормативные правовые акты, регламентирующие организацию надзора, требования установленного порядка исполнения и отбывания лишения свободы, а также взаимодействие в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, функциональные обязанности лиц дежурной смены. Занятия проводят начальник колонии, его заместитель по безопасности и оперативной работе, а также сотрудники отдела безопасности колонии, территориального органа УИС.

Все выше перечисленные действия администрации безусловно необходимы, но проблема остается в том, что на практике остается формальный подход к составлению планов, графиков, ведомостей, как со стороны сотрудников к выполнению своих обязанностей, так и со стороны начальников исправительных учреждений. Как правило, это происходит из-за постоянной переработке личного состава, у сотрудников притупляется чувство ответственности, понимания возможных последствий халатного отношения к своим функциональным обязанностям.

 

2.2 Обеспечение безопасности в исправительных учреждениях, как

Одна из форм надзора

 

В статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 года и Концепции национальной безопасности России дается следующее определение безопасности: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов общества, государства, личности от внешних и внутренних факторов». Исходя из этого, безопасность УИС можно определить как состояние защищенности объектов УИС, сотрудников, осужденных, других лиц от возможных угроз и опасных посягательств.

В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что Россия уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Кроме того, в уголовном законодательстве имеются группы специальных норм, ориентированных на регулирование вопросов безопасности лиц, содержащихся в ИК. Например, закрепив в Уголовном кодексе Российской Федерации[30] уголовную ответственность за такие деяния, как «захват заложника» (ст. 206), «массовые беспорядки» (ст. 212), «дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» (ст. 321), законодатель тем самым сформулировал правовые основы не только порядка и безопасности в учреждении, но и безопасности самих осужденных. Одновременно он установил уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), халатность (ст. 293) и другие должностные преступления. Таким образом, в пределах компетенции уголовного права законодатель обеспечивает безопасность осужденных от произвола со стороны персонала исправительных учреждений.

Важно отметить и то, что Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определил обеспечение безопасности персонала, осужденных и иных лиц как одну из главных задач уголовно-исполнительной системы[31].

Что же касается иных граждан, причастных к деятельности ИУ, то в этом случае смысл понятия «безопасность» значительно шире совокупности правоотношений, ограничиваемых пределами исправительных учреждений (хотя и напрямую связан с непосредственным ее обеспечением в них). К такой категории граждан относятся в первую очередь лица, осуществляющие свои должностные или общественные полномочия в ИУ: представители власти всех уровней и ветвей, неформальных и религиозных организаций, юристы различных категорий, граждане, привлекаемые к участию в перевоспитании осужденных. Вторую группу граждан, входящих в названную категорию, составляют родственники и близкие осужденных. Обеспечение безопасности необходимо не только при посещении ими исправительного учреждения, но и вне его территории, то есть везде, где возникает угроза их жизни и здоровью (а она может исходить, например, от осужденных, совершивших побег, или от других связанных с ними лиц). Аналогичное значение понятие «безопасность» имеет по отношению к третьей группе граждан рассматриваемой категории, которую образуют потерпевшие, свидетели и лица, проходившие по одному делу с осужденными или участвовавшие в оперативных разработках, а также бывшие правонарушители, освободившиеся после отбывания срока наказания.

В пределах своей компетенции обеспечением безопасной деятельности ИУ занимаются многие службы. В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 84 УИК РФ) в исправительных учреждениях оперативными подразделениями осуществляется оперативно-розыскная деятельность, имеющая целью и обеспечение личной безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц.

К средствам обеспечения безопасности персонала пенитенциарных учреждений России, осужденных и иных лиц относятся, в частности, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения взыскания с исправительным воздействием. Эти вопросы входят в компетенцию сотрудников подразделений по организации воспитательной работы с осужденными.

Задачи обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц возложены и на личный состав подразделений охраны исправительных учреждений. Однако российская практика, а также опыт европейских стран показали, что организующую и координирующую роль на этом направлении работы целесообразно возлагать на самостоятельное структурное подразделение, а именно – на службу безопасности, давно уже являющуюся неотъемлемым элементом зарубежных пенитенциарных учреждений.

С созданием такой службы у нас механизм обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц стал соответствовать общепринятым европейским стандартам.

Указание на термин «обеспечение» предполагает наличие деятельности компетентных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в конкретных целях, определенных тем или иным кругом правоотношений. Если же речь идет об обеспечении прав и свобод граждан (в том числе и права на безопасность), то имеется в виду также и система их гарантирования.

В ФСИН России функции контроля за обеспечением безопасности и режима в исправительных колониях возложены на Управление безопасности, в территориальных органах – на управления и отделы безопасности органов УИС и отделы безопасности ИК. Деятельность отделов безопасности колоний регламентируется специальными правовыми актами, изданными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что состояние безопасности персонала, осужденных и иных лиц, их защищенность от физического и психического насилия со стороны других осужденных самым непосредственным образом зависят от состояния режима содержания и дисциплины в ИК. А согласно ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими подзаконными нормативными актами порядок исполнения и отбывания срока лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность спецконтингента и персонала ИУ.

Практика свидетельствует, что, как только нарушается порядок отбывания наказаний в местах лишения свободы, растет число правонарушений, совершаемых осужденными, увеличивается употребление спиртных напитков, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов, а вместе с тем учащаются случаи притеснений и физического насилия среди осужденных. Поэтому нормативные акты, регламентирующие режим содержания осужденных в исправительных учреждениях, имеют целью способствовать обеспечению безопасности персонала, осужденных и иных лиц.

Практика широкого применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, привела к тому, что в исправительных учреждениях стала концентрироваться наиболее криминогенная часть контингента осужденных. По данным Управления безопасности ФСИН России, каждый шестой из них осужден за убийство, каждый восьмой – за причинение тяжкого вреда здоровью или за разбойное нападение. Растет количество осужденных к длительным срокам лишения свободы и пожизненно. Около половины осужденных судимы неоднократно[32].

Многосторонняя работа личного состава учреждений и органов УИС Минюста России по предупреждению и пресечению каналов поступления к осужденным запрещенных предметов – важный фактор, влияющий на состояние правопорядка и обеспечение безопасности в ИУ.

Одним из основных нормативных актов по вопросам организации обеспечения безопасности персонала ИУ, осужденных и иных лиц в исправительных колониях является наставление по организации и порядку производства обысков и досмотров в уголовно-исполнительной системе. Им регламентируются, в частности, действия сотрудников исправительных колоний по обнаружению и изъятию запрещенных вещей, выявлению подкопов и поиску скрывшихся осужденных, их надежной изоляции. По графику, утверждаемому начальником ИК, проводятся обыски осужденных и помещений, осмотры территорий жилых зон, производственных объектов колоний.

Общие обыски проводятся ежемесячно, согласно графика, утверждённого начальником ИК. Кроме того, составляется план проведения общего обыска. Также составляются постановления на уничтожение изъятых во время обыска веществ, и акт об уничтожении вещей.

На примере ФБУ ОУХД ИК-12 за 2008 г. проведено 12 обысков в ходе которых были изъяты:

- в жилой зоне – карты кустарного производства, кипятильники кустарного производства, электроплитка кустарного производства, машинка для татуировки, вещи гражданского образца, стеклопосуда;

- в промышленной зоне – немаркированный инструмент, динамики кустарного производства, заготовки для изготовления ширпотреба, кипятильники кустарного производства, вещи гражданского образца, карты игральные кустарного производства.

По Федеральному Бюджетному Учреждению с особыми условиями хозяйственной деятельности (ФБУ ОУХД ИК-12) изъято запрещённых предметов.

- 2005 г. – денег 1228 руб. 0,5 л. спиртных напитков промышленного производства, 3 литра кустарного производства, 0,13 гр. наркотических веществ, огнестрельного оружия – 0 единиц, колюще-режущих предметов 0 единиц;

- 2006 г. – денег 1336 руб., 0,4 л. спиртных напитков промышленного производства, 6 л. кустарного производства, 0,17 гр. наркотических веществ;

- 2007 г. изъято денег – 3923,3 руб., спиртных напитков промышленного производства – 5,5 л;

- за первое полугодие 2008 г. изъято денег – 8,3 руб., спиртных напитков промышленного производства 19,5 л.

Количество денег, изымаемых на территории ИУ Кемеровской области, имеет тенденцию к увеличению, что в основном объясняется инфляционными процессами и отчасти – повышением благосостояния населения. Однако в долларовом эквиваленте это количество на протяжении последних пяти лет практически не изменилось.

В отношении изъятых за тот же период спиртных напитков нет оснований говорить о наличии жесткой тенденции к увеличению. Тем не менее, доля изъятых спиртных напитков при доставке неуклонно возрастает.

В комплексе средств обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных учреждениях важное место занимают изолированные участки и ЕПКТ (единые помещения камерного типа).

Практически во всех территориальных органах УИС выполняются требования законодательства по исполнению уголовных наказаний в условиях дифференцированного подхода к осужденным в зависимости от их поведения. В настоящее время функционируют 83 ЕПКТ. Созданы они главным образом в помещениях ШИЗО, ПКТ исправительных колоний общего и строгого режимов. Число осужденных, переведенных в ЕПКТ, уменьшилось с 1391 в 2006 году до 962 в 2007 году (на 31%). В строгих условиях отбывают наказание 3996 осужденных, что на 3,9% меньше, чем в 2007 году.

В абсолютном большинстве колоний реализованы требования закона об определении границ территорий, прилегающих к учреждениям, и установлении в них режимных требований. К сожалению не везде организованно патрулирование с привлечением милиции и отрядов специального назначения, но там где руководители территориальных управлений УИС и УВД смогли решить вопрос о взаимодействии увеличилось количество изымаемых запрещенных предметов при попытке их доставки осужденным.

Все это может служить подтверждением повышения качества изоляции осужденных как одного из слагаемых обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных колониях.

Обеспечение безопасности в ИК достигается также посредством надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. Порядок его осуществления определен соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. №83.

Особое внимание при надзоре уделяется лицам, предрасположенным к совершению правонарушений и состоящим на профилактическом учете. С ними проводится целенаправленная индивидуальная работа по склонению их к отказу от противоправных намерений; за осужденными устанавливаются усиленный контроль и надзор без каких-либо ущемлений законных прав и свобод этих лиц.

На 1 января 2008 года на профилактическом учете ИК территориальных органов УИС состояли 77,7 тыс. осужденных (на 11,5% меньше, чем в 2007 году). Среди профилактируемых 19,3% составляют лица, склонные к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ; 15,6% – к совершению побега; 12% – к гомосексуализму или лесбиянству; 10% – систематически употребляющие спиртные напитки; 3,5% – относящиеся к «ворам в законе», лидерам и активным участникам групп отрицательной направленности, а также организующие и провоцирующие групповые эксцессы (в 2007 году соответственно – 24,5%; 14%; 13%; 10,7%; 3%).

Целенаправленная работа администрации учреждений с подучетными лицами благоприятно сказалась на обеспечении безопасности в исправительных колониях. Количество совершенных ими преступлений в 2008 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 10,3% (с 53 до 48). В большинстве регионов преступлений со стороны указанной категории осужденных не допущено. Особое внимание уделялось профилактике побегов. В результате за последние пять лет количество побегов осужденных из-под надзора в исправительных колониях неуклонно снижается (с 269 в 2000 году до 113 в 2008 году)[33]. При этом количество побегов, допущенных осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя, снизилось со 152 в 2000 году до 47 в 2008 году.

Необходимо отметить, что до настоящего времени имеются серьезные просчеты в организации работы по подбору осужденных, которым разрешается передвижение без конвоя, и надзоре за ними. Всего право передвижения без конвоя в течение 2008 года предоставлялось 163 осужденным, что на 23% меньше, чем в предыдущем; почти каждый четвертый такой поднадзорный был его лишен за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Этой категорией спецконтингента совершено 23 побега, что составляет почти половину всех побегов из-под надзора (в 2000 году – 60 побегов).

Осужденные, совершившие побег из-под надзора, наносят ущерб состоянию безопасности не только исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание. Они представляют реальную угрозу и для безопасности населения и объектов, расположенных в районе дислокации этого учреждения.

Анализ побеговой активности осужденных данной категории свидетельствует о том, что основными причинами их совершения являются:

- предоставление права передвижения без конвоя с нарушением действующего законодательства;

- отсутствие необходимого оперативного прикрытия;

- неудовлетворительная организация надзора;

- недостаточное изучение личности и материалов дел осужденных;

- упущения в работе психологических служб.

Кроме того, одной из причин допущения побегов является халатное отношение к служебной обязанностям отдельно взятых сотрудников. Свидетельством этому служит совершение побега 22 мая 2005 г. с выездного объекта ИК-43 п. Звездный осужденных пользующихся правом передвижения без конвоя Мельникова А. В. (ИК-42) и Булгакова С. В. (ИК-44). Надзор за осужденными должны были осуществлять начальник отряда ИК–42 капитан вн. службы Фомин О. Н. и младший инспектор отдела безопасности ИК-44 сержант вн. службы Федоров Р. А., которые, находясь на службе, стали употреблять спиртное, воспользовавшись отсутствием контроля, осужденные Мельников и Булгаков 10.05.2005 г. с 18-00 начали сами распивать спиртные напитки, после чего самовольно покинули объект и ушли в д. Ляпки Кемеровского района и около часа ночи были задержаны сотрудниками и доставлены на территорию объекта. Однако, вместо того, чтобы усилить за ними надзор, вышеуказанные сотрудники ИК–42 и ИК–44 про них просто забыли и спохватились только около 11 часов, когда за ними приехал подполковник вн. службы Вагайцев В. Н., но к удивлению всех Мельников и Булгаков снова исчезли. В данной ситуации виновата не система плохого надзора, сложившаяся в ИК-42 и ИК-44, а предательство интересов службы конкретных сотрудников этих учреждений.

Не в полной мере решена проблема с обеспечением безопасности и правопорядка в колониях-поселениях. Почти каждое четвертое преступление из всех зарегистрированных в исправительных колониях УИС допущено в этих учреждениях. Всего в 2007 году из колоний-поселений совершено 35 побегов. И хотя по сравнению с предыдущим годом их количество сократилось почти наполовину, анализ результатов работы по профилактике подобных преступлений в колониях-поселениях выявил ряд серьезных недостатков. К ним относятся, например, формальное или халатное отношение отдельных руководителей и сотрудников к выполнению своих служебных обязанностей; игнорирование требований нормативных актов; низкий уровень организации и несения службы сотрудниками отделов безопасности; отсутствие комплексного подхода к использованию сил при постоянном контроле за осужденными; неполная трудовая занятость спецконтингента; неудовлетворительное коммунально-бытовое обеспечение осужденных; отсутствие контроля за деятельностью подчиненных учреждений со стороны аппаратов территориальных органов УИС.

Решение вопросов безопасности в исправительных учреждениях напрямую увязывается с ухудшением криминогенных характеристик содержащегося в них спецконтингента. Вследствие изменения некоторых положений уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, реформирования УИС и приведения условий содержания спецконтингента в исправительных учреждениях к международным стандартам значительно сократилось количество лиц, отбывающих наказание за преступления, не представляющие большой общественной опасности. В то же время в них увеличилось число осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Большинство этих преступников отличаются особой дерзостью поведения, приверженностью к «воровским» традициям и нежеланием стать на путь исправления, что оказывает негативное влияние на оперативную обстановку и обеспечение безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных учреждениях.

Лидирующее положение среди них занимают «авторитеты» («воры», «смотрящие», «фраера»), зачастую становящиеся подстрекателями или организаторами противоправных действий. «Авторитеты» особенно опасны своим умением подготавливать побеги, отличающиеся глубокой конспиративностью и тщательностью планирования задуманного. Они же, как правило, выступают в роли организаторов притеснений осужденных, вплоть до физического насилия над ними.

И далеко не случайно, что в 2008 году уровень преступности в расчете на 1 тыс. осужденных возрос на 17,9% и составил 2,4 (против 1,7 в 2007 году). Это указывает на необходимость безотлагательного принятия дополнительных мер безопасности, направленных на нейтрализацию отрицательного воздействия «авторитетов» на оперативную обстановку в исправительных колониях. Среди таких мер, на мой взгляд, должно быть предусмотрено усиление защиты осужденных, которые наиболее часто подвергаются насильственным посягательствам («отверженные», бывшие «авторитеты», лица, проходившие по уголовным делам в качестве свидетелей или потерпевших, неплатежеспособные должники). Особого внимания в этом ряду заслуживают так называемые «отверженные». Самими осужденными к ним причисляются лица из их среды, обнаруживающие после прибытии в ИУ ярко выраженную неспособность адаптироваться к резкому изменению условий жизни в период отбывания наказания и принять во внимание специфику социально-психологического климата в колонии. Это нередко вызывает неадекватную реакцию «отверженных», особенно тогда, когда они становятся объектами притеснений и физического насилия, осуществляемого осужденными отрицательной направленности.

Об особенностях морально-психологической атмосферы, складывающейся вокруг «отверженных», равно как и об опасности их криминогенного поведения, неоднократно писалось в специальной литературе. Подобные случаи продолжают иметь место и в настоящее время. Такие ситуации порождают, в свою очередь, незащищенность от их произвола в отношении отрицательно настроенной части осужденных, а также представляют угрозу безопасности персонала и иных лиц в исправительных колониях. Поэтому администрации ИУ следует проводить в этих случаях кропотливую работу по нормализации оперативной обстановки, так как доведенные до крайности презрительным к себе отношением «отверженные», пытаясь избавиться от унижений и не находя для этого правомерного способа, нередко совершают преступления (и в том числе убийства).

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он, в соответствии со ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением об этом к любому должностному лицу пенитенциарного учреждения. Указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению его личной безопасности. Вместе с тем и начальник учреждения (по заявлению осужденного либо по собственной инициативе) обязан принять меры, устраняющие названную угрозу. Ее устранение достигается различными способами, вплоть до перевода заявителя в другое исправительное учреждение.

К средствам обеспечения безопасной деятельности исправительных учреждений относится и строго регламентированное законом применение физической силы, специальных средств и оружия. Они используются в качестве крайней меры реагирования на случаи оказания осужденными сопротивления сотрудникам ИУ, злостного неповиновения законным требованиям персонала колоний, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захватов заложников и иных общественно опасных действий. Применение упомянутых средств допускается при пресечении побега или задержании осужденных, бежавших из исправительных учреждений.

Для обеспечения безопасности персонала ИУ, осужденных и иных лиц законом предусмотрено использование аудиовизуальных, электронных и других технических средств надзора и контроля для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления правонарушителей, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Как положительный пример организации такого надзора можно отметить введение видеонаблюдения за осужденными в ИК. ГУИН Минюста России по Красноярскому краю. Здесь за счет внебюджетных средств закуплено более 600 видеокамер с выводом изображения на мониторы в дежурные части. Кроме того, личный состав полностью обеспечен специальными средствами и средствами связи. Позитивные результаты в данном направлении работы имеются в ГУИН, УИН Минюста России по Кемеровской, Тюменской областям, Республике Карелия.

В декабре 2007 года ГУИН Минюста России утверждена Программа кадрового и материально-технического обеспечения отделов безопасности учреждений и органов УИС Минюста России на 2008-2010 годы. Реализация программы позволит улучшить кадровое и материально-техническое обеспечение отделов безопасности; решить проблему распределения и профессиональной подготовки персонала надзора; создать надлежащие условия для несения службы сотрудниками дежурных смен; усовершенствовать систему надзора за осужденными в исправительных учреждениях УИС.

Повышенной мерой безопасности в деятельности ИУ является предусмотренное законом введение режима особых условий в случае возникновения массовых беспорядков и других групповых неповиновений осужденных.

В течение последних лет не снижается активность противодействия администрации исправительных учреждений при обеспечении ею установленного порядка исполнения наказаний осужденных, поддерживающих «воровские» традиции и прибегающих к попыткам подкупа, шантажа и запугивания персонала. Эти попытки нередко перерастают в угрозы и акты физического воздействия в отношении сотрудников ИУ, активно участвующих в обеспечении правопорядка, и членов их семей. Усиление агрессивности спецконтингента по отношению к представителям администрации исправительных учреждений связано, прежде всего, как уже было отмечено ранее, с изменением криминогенного состава осужденных, отбывающих наказания в исправительных колониях. И это изменение нельзя оставлять без внимания[34].

Захвату в качестве заложников (преступлению, нередко получающему большой общественный резонанс, представляющему угрозу жизни и безопасности персонала, осужденных и иных лиц в ИК), как правило, подвергаются наиболее доверчивые, легкомысленные либо самонадеянные сотрудники. Эти личностные качества часто дополняются у них недостаточной профессиональной подготовленностью и неопытностью.

Отсюда ясно, что успешное выполнение служебных задач личным составом отделов безопасности учреждений и органов УИС Минюста России во многом зависит именно от уровня его профессиональной подготовки, а в более широком плане и от состояния работы по комплектованию кадров названных подразделений.

Подготовка руководящего состава для служб безопасности ведется в высших образовательных заведениях Министерства юстиции и Министерства внутренних дел.

Первоначальная подготовка младших инспекторов отделов безопасности исправительных учреждений в 80 территориальных органах осуществляется на базе межрегиональных и областных учебных центров, пунктов УИС, а также в филиалах Академии права и управления Минюста России (в городах Киров и Кузбасский институт), Санкт-Петербургском ИПК работников УИС и межрегиональном учебном центре при ГУИН (в г. Фрязево). Кроме того, сотрудники подразделений безопасности проходят боевую, физическую и служебную подготовку по месту службы на основании указания ГУИН Минюста России от 4 марта 2003 г. №18/5-31.

В процессе подбора сотрудников в отделы безопасности учитываются как их личностные психологические качества, так и умение выполнять свои служебные обязанности в постоянном контакте с осужденными, правильно ориентироваться во внезапно возникающих сложных конфликтных ситуациях. Значительное внимание при этом уделяется знанию ими законов, нормативных и других правовых актов, регламентирующих деятельность исправительных учреждений, службы безопасности, прав и обязанностей осужденных, а также их физической подготовке, правильному и умелому применению специальных средств.

Однако сохраняющаяся до сих пор высокая текучесть кадров побуждает рассмотреть эту проблему более подробно.

В 2006 году на службу были приняты 5039 человек, а вследствие различных причин уволились 3207 человек. Как видим, каждый шестой сотрудник работает в уголовно-исполнительной системе не более года. Более того, в ряде регионов количество уволившихся сотрудников значительно превышает количество принятых (Калининградская, Липецкая, Новосибирская, Орловская области).

К основным причинам, побудившим этих сотрудников принять решение об увольнении, следует отнести неудовлетворенность денежным содержанием, отсутствие перспективы получения жилья, ухудшение социальной защищенности персонала ИУ.

Все это приводит к тому, что «размывается» профессиональное ядро сотрудников службы. По состоянию на 1 января 2008 года полностью укомплектованы отделы безопасности только в 9 территориальных органах УИС: в республиках Северная Осетия-Алания, Тыва и Хакасия, в Ставропольском крае, Тамбовской, Тверской, Томской, Ульяновской областях, в Ямало-Ненецком автономном округе. Штатная численность персонала надзора сократилась на 0,5%, хотя фактическая численность его и увеличилась на 2%.

Отметим и то обстоятельство, что у недавно вступивших в должность сотрудников и молодых специалистов из профильных институтов обнаруживаются значительные расхождения между имеющимися у них представлениями о характере работы и существующей реальностью, в результате чего у отдельных лиц могут возникать стрессовые состояния и даже функциональные отклонения в состоянии здоровья. В профессиональном плане это выражается в неудовлетворительном выполнении служебных задач, конфликтах с сотрудниками, пренебрежении к законным требованиям и нуждам спецконтингента, игнорировании их личностных особенностей и т. п.

Существенный ущерб состоянию безопасности персонала, спецконтингента и иных лиц наносят действия сотрудников, которые в поисках легкой наживы вступают в незаконные связи с осужденными, их родственниками, идут на предательство интересов службы.

Несмотря на то, что количество сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам, за последние пять лет, сократилось на 25,1% (с 303 до 227), а число случаев неслужебных связей персонала учреждений со спецконтингентом снижается, оно продолжает оставаться большим.

Таким образом, считаю, что положительные тенденции налицо. Однако для дальнейшего снижения числа случаев неслужебных связей нам предстоит приложить еще немало усилий. Это предполагает и выработку новых подходов, имеющих целью недопущение таких связей в последующем.

Аналогичной оценки, как представляется, заслуживает и проделанная работа по широкому кругу вопросов, затронутых в дипломной работе. Проанализированные в ней статистические данные свидетельствуют о наметившихся сдвигах к лучшему в решении целого ряда проблем, имеющих непосредственное отношение к обеспечению безопасности персонала, осужденных и иных лиц в исправительных колониях. Тем самым подтверждается результативность ведущейся сейчас последовательной работы на этом участке служебной деятельности. И только неослабное внимание к ее продолжению во всех исправительных учреждениях будет способствовать повышению эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы.

Подводя итог в конце этого параграфа, считаю, что безопасность – это объективное состояние защищенности жизненно важных прав и законных интересов личности от преступных посягательств или угрозы таких посягательств, порождаемых специфическими криминогенными факторами пенитенциарных учреждений.

 

Структура надзора

 

Законодательное определение надзора четко очерчивает его правовые основы, содержание и признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно служит связующим звеном между такими категориями уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1. ст. 82 УИК), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания. Кроме того, законодательное определение режима обусловливает предмет и объем правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с исполнением лишения свободы.

Нормы по осуществлению надзора устанавливают правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы надзора обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

Наконец, нормы надзора создают необходимые предпосылки для применения к осужденным других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК), а также для предупреждения совершения преступлений и, иных правонарушений, как осужденными, так и иными лицами.

Самостоятельное значение имеют нормы регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают правила охраны и надзора за осужденными; применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Содержание организационных основ осуществления надзора за осуждёнными в ИУ определяется его основными функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы: правила, относящиеся 1) к персоналу исправительных учреждений; 2) к осужденным; 3) к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях или прилегающих к ним территориях.

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере надзора. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению и пресечению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда (ст. 7 УИК) в исправительное учреждение соответствующего вида, лишение его права свободного передвижения и ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная – в колониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться путем водворения в штрафной изолятор, перевода в помещение камерного типа и т.д.

Изоляция осужденных осуществляется путем наружной охраны и надзора за ними. Охрана в исправительных учреждениях обеспечивается специальными подразделениями. Надзор за осужденными ведется службой безопасности исправительного учреждения. Он проводится в жилых помещениях и на производстве, в учебных помещениях, библиотеке, столовой, клубе, во время проведения воспитательных мероприятий.

На указанную службу возложены обязанности производства обысков помещений и осужденных, досмотры их вещей, посылок и передач. Она осуществляет контроль за нахождением осужденных в жилых и производственных помещениях, пресекает с их стороны правонарушения.

В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» детально урегулированы правила по обеспечению правопорядка и безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, граждан, находящихся на их территории. Согласно ст. 14 указанного Закона администрации предоставлено право: контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях; применения к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; административного задержания; досмотра и обыска осужденных и иных лиц, их вещей, транспортных средств на объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним режимных территориях; изъятия запрещенных вещей и предметов.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает:[35] порядок приема осужденных; правила их поведения во время работы и отдыха; перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных; перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе; порядок изъятия предметов, запрещенных к использованию; правила производства проверок свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администрации исправительных учреждений, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях детализируется в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемых Министерством юстиции РФ и согласованных с Генеральной прокуратурой РФ. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, детализируются обязанности и права администрации исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют, процедурные нормы, основная задача которых – детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания.

Надзор в колонии включает:[36]

- Постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений, других правонарушений и нарушений порядка отбывания наказания.

При этом разрешается использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля. Администрация ИК обязана под расписку уведомлять осужденных о применении таких средств надзора и контроля.

- Обеспечение выполнения осужденными Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, своих прав и обязанностей.

– Осуществление установленного пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка передвижения, ношения предусмотренной формы одежды, нагрудных и нарукавных знаков и пропусков установленного образца для лиц, пользующихся правом передвижения без конвоя или проживания за пределами колонии.

- Проведение проверок наличия осужденных.

- Использование технических средств надзора и контроля, инженерных заграждений, средств блокировки в подземных коммуникациях и сооружениях, изолированных участках, просматриваемых коридорах.

Контроль за состоянием внутренней запретной зоны и прилегающей к ней территории шириной 15 метров, возведение зданий, сооружений и выполнение других работ на которой осуществляются только по согласованию с отделом безопасности колонии.

- Пресечение использования осужденными не по назначению промышленного оборудования, рабочего инструмента, электроэнергии, сырья и материалов, а также предотвращение самовольного возведения ими различных строений, оборудования шкафов, хранилищ и т.п.

- Проведение обысков осужденных, помещений жилых и производственных объектов, а также осмотров территорий жилых и производственных зон, изъятие запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

- Контроль за поведением осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, и проживающих за пределами колонии.

- Обеспечение порядка проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами. Контроль за ведением ими телефонных разговоров.

- Досмотр, проверку и выдачу посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также досмотр и проверку посылок и бандеролей, отправляемых осужденными.

- Сопровождение транспортных средств на территории колонии, контроль за погрузочно-разгрузочными работами.

- Контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими колонию, установленного порядка взаимоотношений с осужденными; проведение в необходимых случаях досмотра вещей и одежды этих лиц при входе на объекты ИК и выходе из них.

- Обеспечение установленного порядка отбывания наказания осужденными в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, запираемых помещениях.

- Обеспечение силами караулов по охране жилых и производственных зон наблюдения за территориями внутри и вне охраняемых объектов, непосредственно прилегающих к основному ограждению, в целях предотвращения побегов, перебросов запрещенных предметов и других противоправных действий осужденных и иных лиц.

- Патрулирование по прилегающей к колонии территории по специальным планам во взаимодействии с сотрудниками милиции и представителями общественности в целях обеспечения установленных на ней режимных требований. Проведение в необходимых случаях досмотра транспортных средств, вещей и одежды лиц, нарушающих режимные требования на этой территории, а также изъятие запрещенных вещей и документов.

- Применение в предусмотренных случаях в соответствии с Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" специальных средств и физической силы.

- Ежемесячное комиссионное обследование инженерных и технических средств надзора и контроля с целью поддержания их в исправном состоянии.

- Содействие осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".

Численность младших инспекторов для каждой колонии определяется решением начальника территориального органа УИС, исходя из объема службы по осуществлению надзора и норм положенности личного состава, особенностей оперативной обстановки.

Планы надзора на год для каждой колонии разрабатываются отделами безопасности ИК в двух экземплярах, согласовываются с начальником колонии, подписываются заместителем начальника территориального органа УИС по безопасности и оперативной работе и утверждаются начальником территориального органа УИС. Один экземпляр такого плана хранится в отделе безопасности территориального органа УИС, второй – в отделе безопасности ИК.[37]

План надзора на год состоит из схем, табеля постам, инструкции должностным лицам по осуществлению надзора, расчета сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах. На схемы надзора наносятся изолированные участки, иные объекты, за которыми закрепляются сотрудники (жилые, бытовые, производственные и другие помещения, подземные сооружения и коммуникации, прилегающая к колонии территория, на которой установлены режимные требования, места погрузочно-разгрузочных работ, площадки для стоянки автотранспорта и маршруты движения транспортных средств, посты несения службы по осуществлению надзора, места нахождения средств связи и сигнализации, места построения осужденных, а также места возможных подкопов, побегов осужденных ухищренными способами и на таран, места работы и проживания осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, а также осужденных, проживающих за пределами колонии). Условные знаки и сокращенные обозначения на планы и схемы наносятся согласно требованиям Инструкции по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 22 июня 2002 года №205-дсп.

С учетом изменения численности сотрудников, привлекаемых к осуществлению надзора, и оперативной обстановки в колонии в план надзора на год по мере необходимости вносятся коррективы, утверждаемые начальниками территориальных органов УИС.

При осуществлении надзора за поведением осужденных личному составу дежурной смены необходимо:[38]

1. Проверять каждые два часа наличие осужденных, склонных к побегу, а через каждые четыре часа – внутреннюю запретную зону, исправность средств блокировки подземных коммуникаций, а также другие места, труднодоступные для контроля и удобные для подготовки подкопов и совершения побегов (результаты осмотров и проверок записываются в суточную ведомость надзора и о них информируется начальник караула).

2. Контролировать работу дневальных по общежитию и требовать от них выполнения возложенных обязанностей, а от бригадиров – докладов о численности осужденных на местах их работы.

3. При нарушении осужденными правил поведения требовать от них прекращения нарушения, а при необходимости – задерживать и сопровождать в служебное помещение оперативного дежурного. Если осужденные, несмотря на предупреждение, не выполняют эти требования, то о происшествии немедленно докладывается оперативному дежурному и задержание нарушителей в этом случае производится усиленным нарядом под его руководством.

К осужденным, оказывающим злостное неповиновение или сопротивление, применяются наручники. При надевании наручников руки осужденного удерживаются в положении "сзади".

О применении наручников составляется акт и производится запись в журнале рапортов приема-сдачи дежурств и в суточной ведомости надзора.

4. При задержании лиц, находящихся в нетрезвом состоянии или состоянии сильного душевного волнения, дежурная смена должна проявлять сдержанность и осмотрительность с тем, чтобы не спровоцировать с их стороны противоправных действий. Не допускается демонстративное сопровождение этих лиц в штрафной изолятор.

5. Осуществлять контроль за транспортными средствами, следить за их погрузкой и разгрузкой и не допускать общения водителей с осужденными с целью предотвращения доставки им запрещенных предметов, веществ и продуктов питания.

Общая проверка наличия осужденных в колонии с обязательным построением производится дежурной сменой два раза в день в установленное распорядком дня время. При необходимости такая проверка может проводиться в любое время суток. Осужденные по сигналу "Проверка" выстраиваются на территории изолированных участков поотрядно (отряды – по бригадам) в определенных для этого местах.

От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), а также занятые на работах, оставление которых невозможно. Их проверка производится по местам пребывания. Персональные списки таких осужденных утверждаются начальником колонии.

При ненастной погоде и низкой температуре, когда работы вне помещений в соответствии с Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года не допускаются, проверки проводятся в помещении.

По команде оперативного дежурного начальники отрядов, дежурная смена производят пофамильную проверку осужденных по контрольным карточкам.

Места нахождения отсутствующих срочно уточняются. Результаты проверки докладываются оперативному дежурному.

Помощник оперативного дежурного и младшие инспектора лично производят подсчет осужденных, находящихся в каждом отряде и в местах работы на территории жилой зоны, уточняют количество осужденных, находящихся на производственных объектах, лечении, в длительных и краткосрочных выездах и т.д. По окончании проверки оперативный дежурный и его помощник сверяют ее результаты с учетами спецотдела. При расхождении данных выясняются их причины; отсутствующие осужденные разыскиваются, а при необходимости проводятся повторные проверки. О результатах оперативный дежурный докладывает начальнику колонии и информирует начальника караула по охране.

Таким образом, при проведении мероприятий по профилактике правонарушений ИУ обеспечивают:[39]

1) Определение конкретных задач в сфере профилактики правонарушений, тактических способов их решения на основе анализа и оценки оперативной обстановки

2) Разработку и непосредственное осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, эффективное использование в этой работе всех сил и средств.

3) Взаимодействие всех частей и служб между собой, а также с территориальными органами УИС, органами внутренних дел, государственными и общественными организациями по месту дислокации исправительных учреждений при проведении профилактических мероприятий

4) Ведение учета работы по профилактике правонарушений.

При выявлении причин правонарушений в исправительных учреждениях и условий, им способствующих, выработке мер по их устранению используется, прежде всего, информация, содержащаяся:

- в отчетности о состоянии преступности и дисциплины.

- в материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности исправительных учреждений

- в материалах служебных проверок, предварительного следствия по уголовным делам по фактам допущенных правонарушений.

- в представлениях органов прокуратуры и частных определениях судов

- в переписке лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в сведениях, полученных на личном приеме

- в медицинской документации

- в данных по результатам несения службы по охране и надзору

- в оперативной информации

- в рекомендациях психологов.

Порядок проведения общей профилактики правонарушений осуществляется следующим образом – при проведении обшепрофилакгических мероприятий особое внимание обращается на динамику правонарушений, изменения, происходящие в качественном и количественном составе осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.

2. Отделы безопасности (режима):

- обеспечивают систему надзора, выполнения осужденными (обвиняемыми и подозреваемыми) распорядка дня и соблюдение правил поведения

- совместно с оперативными отделами, начальниками отрядов выявляют и разобщают организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, а также иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения (такие мероприятия проводятся с соблюдением правил безопасности).

- оформляют и постоянно обновляют планшеты информации о лицах, состоящих на профилактических учетах, ведут учетные карточки лиц этой категории и журнал их учета.

- в местах, где наиболее вероятны правонарушения, организуют дежурство членов секции дисциплины и порядка

- по информации оперативных отделов пресекают каналы проникновения к осужденным (подозреваемым и обвиняемым) предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях.

- обеспечивают тщательное проведение обысков осужденных (подозреваемых и обвиняемых), объектов, расположениях на территории жилых и производственных зон исправительных учреждений.

- систематически проводят обыски подучетных лиц, мест их проживания и работы.

- совместно с сотрудниками оперативного отдела, отдела воспитательной работы разъясняют осужденным (подозреваемым и обвиняемым) требования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (следственных изоляторов), оказывают им юридическую помощь.

- осуществляют контроль за мерами, исключающими доступ осужденных к заточному оборудованию, за порядком хранения, выдачи, использования колюще-режущего инструмента, лакокрасочных и других жидкостей, содержащих токсические вещества, а также медикаментов.

- осуществляют досмотр посылок, передач и бандеролей, а также одежды и вещей граждан, прибывших к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, на длительные свидания.

Оперативные отделы:

- осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди подучетных лиц, обеспечивают оперативный контроль за их поведением. Своевременно доводят до руководства исправительных учреждений информацию об оперативной обстановке на объектах исправительного учреждения, а в необходимых случаях – до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб;

- при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников исправительного учреждения о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учёт проводят предварительную проверку обоснованности изложенных в нем сведений;

- выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;

- совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных (подозреваемых и обвиняемых);

- выявляют и пресекают неслужебные связи работников исправительных учреждений, а также других лиц с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми), каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях.

- совместно с другими службами проводят работу по склонению и отказу от противоправных намерений и действий осужденных (подозреваемых и обвиняемых), выявлению лиц, ранее совершивших преступления, оставшихся нераскрытыми

- ведут учет преступлений.

Отделы воспитательной работы с осужденными[40]:

- осуществляют правовую пропаганду среди осужденных (подозреваемых и обвиняемых), разъясняют им положения норм уголовного, уголовно-исполнительного законодательства и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (следственных изоляторов) об уголовной и дисциплинарной ответственности в случае их невыполнения.

- совместно с заинтересованными службами выявляют и осуществляют учет осужденных (подозреваемых и обвиняемых), склонных к противоправным действиям, проводят комплекс воспитательных мероприятий с этой категорией лиц.

- совместно с сотрудниками оперативных, режимных отделов и отделов безопасности готовят материал по вопросам постановки на профилактический учет лиц, к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации исправительного учреждения;

- разрабатывают совместно с другими службами профилактические мероприятия с подучетными лицами и добиваются их реализации.

- совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу в исправительном учреждении, осуществляют профилактические мероприятия с подучетными лицами, а результаты работы записывают в тетради индивидуальной воспитательной работы осужденных.

- разрешают возникшие в отряде конфликтные ситуации между подучетными и другими осужденными.

Правила отбывания наказания осужденными можно подразделить на правила, регулирующие поведение осужденных, устанавливающие распорядок дня, правила, обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей, правила, определяющие применение к ним средств исправительного воздействия, обеспечивающие социальную защиту осужденных.

Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания.

Особенности осуществления надзора на отдельных объектах и за определенными категориями осужденных заключаются в следующем:

Порядок водворения, перевода и условия содержания осужденных в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка.[41]

Надзор за осужденными в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО и одиночных камерах осуществляется младшими инспекторами, а при содержании в камерах свыше 100 осужденных – совместно со специально выделенными сотрудниками.

Они отвечают за поддержание установленного порядка, выполнение распорядка дня, установленных требований по приему, условиям содержания, освобождению осужденных из ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камер.

Производят пофамильно проверку осужденных, соответствие их размещения данным камерных карточек, проверяют правильность оформления документов на осужденных, содержащихся в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО и одиночных камерах. О приеме, сдаче дежурства, служебной документации, инвентаря, оборудования и имущества (согласно описи), а также о выявленных недостатках делают запись в журнале рапортов, докладывают оперативному дежурному и его помощнику.

При приеме осужденного в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночную камеру младший инспектор в присутствии оперативного дежурного или инспектора-дежурного по жилой зоне проверяет правильность оформления постановления (см. Приложение 5), записывает осужденного в книгу учета (см. Приложение 6), проводит совместно с медицинским работником осмотр, производит полный его обыск, изъятые предметы записывает в бланке постановления. После переодевания осужденного в специальную подменную одежду (при наличии такой возможности) по согласованию с оперативным работником младший инспектор помещает его в камеру. На бланке постановления расписывается о приеме осужденного, делает отметку о принятых на хранение вещах и предметах, затем заполняет камерную карточку (см.приложение 7).

Отдельно от других осужденных содержатся лица, помещенные в экстренных случаях в ШИЗО по постановлению оперативного дежурного, а также переведенные в камеры в целях обеспечения их личной безопасности. Осужденные, помещенные в ШИЗО по постановлению оперативного дежурного, содержатся там до прихода начальника колонии, но не более 24 часов.

При несении службы по надзору за осужденными в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах лица дежурной смены находятся в разделяющем камеры коридоре. Постоянный контроль за наличием и поведением содержащихся в них осужденных осуществляют путем постоянного наблюдения за ними через смотровые отверстия в дверях.

Лица дежурной смены должны[42]:

- твердо знать условия содержания осужденных в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, требовать от осужденных соблюдения установленных правил поведения, о нарушениях докладывать оперативному дежурному;

- не допускать установления связи и контактов между осужденными, содержащимися в разных камерах и находящимися в жилой зоне;

- принимать от осужденных жалобы и заявления, немедленно передавать их оперативному дежурному;

- вызывать медработника к осужденным, нуждающимся в медицинской помощи, ставить об этом в известность оперативного дежурного;

- обеспечивать в установленное распорядком дня время доставку и раздачу осужденным пищи и воды;

- открывать двери камер только с разрешения и в присутствии оперативного дежурного или инспектора-дежурного по жилой зоне. При посещении камер администрацией колонии и иными лицами младший инспектор должен потребовать от осужденных встать, построиться, принять руки в положение "сзади" и только убедившись, что эти требования выполнены, открывать дверь камеры. Помощник оперативного дежурного обязан первым входить в камеру и занимать место впереди прибывшего. Младшие инспектора ведут наблюдение за осужденными в готовности пресечь нападение и не допустить их выхода из камеры.

Раздача пищи и прогулки осужденных проводятся с участием не менее двух младших инспекторов и сотрудника колонии под руководством инспектора-дежурного по жилой зоне или должностного лица, ответственного за состояние режима в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах. Перед выводом осужденных на прогулку тщательно осматриваются прогулочный дворик и его ограждение. Для прогулки, осужденные покамерно, выводятся в прогулочный дворик, где постоянно находятся под наблюдением младшего инспектора. По окончании прогулки все осужденные подвергаются обыску.

Осужденные, водворенные в ШИЗО с выводом на работу, а также лица, содержащиеся в ЕПКТ, ПКТ, одиночных камерах, в установленное время выводятся на работу в специально оборудованные рабочие камеры. Вывод осужденных в рабочие камеры производится согласно разнарядке, подписанной начальником колонии. Младший инспектор и представитель администрации осуществляют постоянный контроль за поведением и отношением к труду осужденных и по окончании работы подвергают их полному личному обыску.

Во время работы и прогулок осужденных производятся осмотр и обыск камер в целях установления неисправности их оборудования, обнаружения подкопов, проломов или повреждений в полу, потолке, стенах, оконных решетках, других приготовлений к побегу, а также орудий нападения и других запрещенных предметов. Результаты осмотра отражаются в книге дежурного по ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночным камерам.

При возникновении пожара в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах или иного стихийного бедствия младший инспектор (сотрудник) немедленно сообщает о пожаре в подразделение ведомственной противопожарной службы (ВПС) учреждения и докладывает об этом оперативному дежурному. Принимает меры к ликвидации пожара либо последствий стихийного бедствия. При наличии опасности для жизни осужденных проводит эвакуацию их на территорию двора из здания ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камер.

В случае внезапного заболевания, членовредительства или попытки самоубийства осужденного при одиночном содержании в камере младший инспектор (сотрудник) немедленно подает сигнал тревоги и по прибытии оперативного дежурного или инспектора-дежурного, убедившись в отсутствии факта симуляции, открывает камеру и оказывает осужденному необходимую помощь. При аналогичных происшествиях в общей камере, немедленно установленным сигналом, вызывается оперативный дежурный, открывается только внешняя дверь и предлагается другим осужденным оказать помощь пострадавшему. Прибывшим на место происшествия оперативным дежурным или его помощником принимается решение о дальнейших действиях.

Уборка камер производится осужденными в порядке очередности, а мест общего пользования, подсобных помещений, топка печей, доставка и раздача пищи, завоз сырья и вывоз готовой продукции из рабочих камер осуществляются специально назначенными лицами, занятыми на работах по хозяйственному обслуживанию колонии. Привлекать осужденных, содержащихся в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, к этим работам запрещается.

Об окончании срока содержания осужденного в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночной камере младший инспектор заблаговременно докладывает оперативному дежурному. Освобождение осужденного производится в присутствии оперативного дежурного или инспектора-дежурного по жилой зоне. В книге учета и в постановлении делается соответствующая отметка и освобождаемому под расписку возвращаются изъятые у него не запрещенные к хранению предметы.

Младшему инспектору запрещается отлучаться с территории ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночных камер, открывать камеры без разрешения оперативного дежурного, самостоятельно переводить осужденных из одной камеры в другую, передавать ключи от них кому-либо (за исключением оперативного дежурного и его помощника), входить в камеру с ключами.

Дежурная смена, выделенная для выполнения задач по надзору за осужденными, назначается на службу, как правило, не более чем на 12 часов. Свои обязанности по надзору она выполняет без оружия и обеспечивается специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны: специальным химическим средством типа "Сирень-10", палками резиновыми (ПР-73) и наручниками, а также носимыми радиостанциями, а при необходимости – транспортом.

Для контроля за состоянием внутренней запретной зоны и прилегающей к ней территории шириной 15 метров, а также при патрулировании по прилегающей к колонии территории, на которой установлены режимные требования, допускается использование служебных собак подразделений охраны ИК.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.