исправительных учреждениях на современном этапе
Правовые основы осуществления надзора за осужденными в исправительных учреждениях содержаться в системе различных нормативно-правовых актах в виде законов (Уголовно-исполнительном кодексе РФ[11], Законом 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[12], Федеральный закон от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»[13], и другие законодательные акты Российской Федерации» и др.), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ и др.).
Правовые основы осуществления надзора за осужденными в исправительных учреждениях по своему содержанию могут рассматриваться в широком и узком смыслах. В узком смысле они представлены только законами, в широком – всей системой нормативно-правовых актов. В принципе правовое регулирование данных правоотношений на уровне законов является предпочтительным, но в реальной действительности этого достичь невозможно. В девяностые годы 20 века в момент перехода, система находилась в чрезвычайно тяжелом положении, устаревшая техническая оснащенность инженерных средств охраны, переполнение некоторых видов исправительных колоний и особенно следственных изоляторов, угрожающий рост числа лиц, страдающих туберкулезом и другими социально опасными инфекционными заболеваниями, большое количество осужденных, не обеспеченных трудом, недостаток бюджетных средств на полноценное питание, лечение, коммунально-бытовое обеспечение осужденных и граждан, находящихся под стражей.
С учетом этих обстоятельств и были определены приоритетные задачи по реформированию УИС совершенствование нормативно-правовой базы, ускорение судебно-правовой реформы, существенное сокращение количества осужденных и подследственных, улучшение условий содержания контингента.
За истекшее после акта передачи время, как неоднократно отмечалось руководителями Министерства юстиции Российской Федерации, проделана большая напряженная работа. За время пребывания Президентом страны В.В. Путина, в федеральных органах законодательной и исполнительной власти последовательно обновляется уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительной законодательство, принимаются постановления Правительства Российской Федерации и на этой основе осуществляется комплексное обновление системы.
В настоящее время уголовно-исполнительная система действует в условиях открытости, имеющиеся проблемы становятся предметом заинтересованного обсуждения на семинарах, конференциях, встречах с представителями общественных организаций, в средствах массовой информации.
Процессу преобразований системы способствуют набирающие силу международные контакты. Установлены деловые отношения с коллегами многих зарубежных государств. Реализуются проекты в рамках программ Совета Европы, различных международных организаций, двустороннего и регионального сотрудничества.
Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции является соблюдение законности, прав и свобод граждан в местах лишения свободы. Их соблюдение становится одним из главных и обобщающих показателей состояния уголовно-исполнительной системы. Для проведения последовательной работы в этом направлении в структуре Министерства создано специальное управление, а в территориальных органах уголовно-исполнительной системы учрежден институт помощников начальников по правам человека.
В результате комплексных мер по реформированию уголовно-исполнительной системы, в том числе и реализации инициатив Министерства юстиции по совершенствованию законодательства, численность осужденных в местах лишения свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, с 2001 г. (когда содержалось их наибольшее количество) по настоящее время сократилась на 88413 тыс. человек. Вступившие в силу 16 декабря 2003 г. Федеральные законы №162-ФЗ и 161-ФЗ позволил в 2004 г. сократить контингент уголовно-исполнительной системы на 217036 тыс. человек. В последующие годы был опять отмечен рост численности осужденных содержащихся в уголовно-исполнительной системе. (Приложение №1).
В учреждениях уголовно-исполнительной системы функционирует 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 исправительных учреждений для осужденных, больных наркоманией.
В учреждения уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 ноября 2008 г. содержалось 891738 тыс.человек, в том числе в 758 исправительных колониях – 737,9 тыс., 222 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов – 145 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 8,8 тыс.человек. В учреждениях содержится 68,2 тыс. осужденных женщин, при женских колониях имеется 12 домов ребенка, в которых проживает 784 ребенка.
В состав УИС входят также 2441 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете 570,2 тыс. человек осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
В штаты исправительных учреждений введены должности психологов, социальных работников. В 1998 году при передаче системы в Минюст России их насчитывалось около 800, сегодня – около 3 тыс.
Значительно усилилась государственная поддержка уголовно-исполнительной системы, было налажено деловое взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации. За время, прошедшее с момента передачи УИС в ведение Минюста России, ее бюджетное финансирование возросло примерно в шесть раз. Решены вопросы, связанные с выделением необходимых средств на медицинское обеспечение и питание осужденных. Улучшено финансирование по материальному обеспечению подразделений и оплате коммунальных услуг. В рамках подготовки проекта программы реформирования УИС, значительная часть которой посвящена программе строительства новых изоляторов, Минфин России подтвердил выделение под нее на 10 лет (с 2007 по 2016 гг.) 54 млрд. руб.[14]
Для улучшения условий содержания осужденных в 2005 г. введены 3 новые охраняемые исправительные колонии на 920 мест, перепрофилировано 24 колонии с общим лимитом наполнения 20 тыс. мест, создано 69 изолированных участков разных видов режима более чем на 8 тыс. мест.
Важным шагом в реформировании уголовно-исполнительной системы стало создание 25 октября 2001 г. специальной правозащитной службы «в погонах», которая состоит из отдела по соблюдению прав человека в УИС, входящего в настоящее время в состав правового управления. Главного управления федеральной службы исполнения наказаний Минюста России, и помощников начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека.
Основными задачами этих сотрудников определены:
- участие в контроле за созданием необходимых условий для соблюдения прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, сотрудников и работников учреждений и органов УИС Минюста России;
- систематическое информирование руководства ГУФСИН Минюста России о положении дел в области соблюдения прав человека в УИС;
- оказание содействия руководителям подразделений УИС в реализации их полномочий в части обеспечения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также вольнонаемных работников и сотрудников УИС;
- подготовка предложений руководству ГУФСИН Минюста России и начальникам территориальных органов УИС по вопросам совершенствования механизмов обеспечения прав человека в УИС, взаимодействия с российскими и зарубежными правозащитными организациями, осуществляющими в установленном порядке контроль за соблюдением прав человека в подразделениях УИС;
- обеспечение взаимодействия с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), с Международным Комитетом Красного Креста (МККК), другими зарубежными правозащитными организациями;
- обеспечение взаимодействия с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
- организация взаимодействия с российскими общественными правозащитными организациями в сфере совершенствования порядка соблюдения прав человека в следственных изоляторах, тюрьмах, колониях и других подразделениях УИС Минюста России.
В соответствии с Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания организовано 11 визитов делегаций ЕКПП в места изоляции от общества, находящиеся в составе различных органов исполнительной власти. Из них шесть визитов были осуществлены в Чеченскую Республику. ЕКПП систематически проверяет деятельность исправительных учреждений и следственных изоляторов УИС, изоляторы временного содержания органов внутренних дел, следственные изоляторы ФСБ России и психиатрические больницы органов здравоохранения.
Отчеты этой организации также позволили выявить наиболее узкие места в деятельности подразделений УИС и принять упреждающие меры. В первую очередь этому способствовала подготовка правозащитной службой УИС, начиная с 1998 г., консолидированных отчетов Правительства Российской Федерации о выполнении рекомендаций ЕКПП правоохранительным органам.
В связи с этим в ряд ведомственных инструкций были включены персонифицированные обязанности сотрудников исправительных учреждений и следственных изоляторов по обеспечению указанных в законе прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.
Наиболее яркими примерами реагирования на рекомендации ЕКПП стали указания, данные заместителем Министра юстиции Российской Федерации Ю.И. Калининым, о снятии жалюзи с окон камер, об ограничении ношения сотрудниками УИС специальных средств на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов, об усилении мер по выполнению санитарно-эпидемиологического надзора на объектах УИС, об устранении недостатков в деятельности ШИЗО и приведении условий содержания в ШИЗО в соответствие с действующим законодательством.
Однако, как утверждает всемирно известный криминолог Нильс Кристи в своем труде «Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца»[15], изменения социальной системы привели к снижению порога восприятия, и теперь даже незначительные проступки рассматриваются как преступления, а совершившие их люди – как преступники.
Результаты деятельности системы за последние пять с половиной лет, ее реформирования в структуре Министерства юстиции Российской Федерации убеждают в том, что курс на гуманизации, защиту прав человека выбран верный. Следуя ему, уголовно-исполнительная система страны может занять свое достойное место в структуре государственных институтов России и получить международное признание.
Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в отдельных наказаниях – применение мер исправительно-трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрастать.
1.3 Понятие и содержание осуществления надзора за осуждёнными
в исправительных учреждениях
Надзор в исправительных учреждениях – это система мер, направленных на обеспечение процесса исполнения наказания в виде лишения свободы путем постоянного контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправной деятельности, а так же безопасность осужденного и персонала. В настоящее время деятельность УИС осуществляющей надзор за осужденными в исправительных учреждениях регламентирована десятками законов и несколькими тысячами иных нормативно-правовых актов. Приведение этих нормативно-правовых актов в связи с передачей УИС в ведение Министерства юстиции РФ в соответствие с изменившимися условиями проходит уже в течение нескольких лет, но данная работа еще далеко не закончена.
Имеют свою специфику цели и задачи, стоящие перед органами, осуществляющими надзор в исправительных учреждениях.
Статья 1 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ говорит о целях исправления осужденных и предупреждении совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами[16].
Для надзора за осужденными в уголовно-исправительных учреждениях выполнимыми целями выступают – исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Исправление осужденных – это генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (кроме смертной казни). Она вытекает также из требований международных стандартов обращения с осужденными и является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. В этой связи подлежит корректировке Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в части постановки задачи исправления осужденных перед уголовно-исполнительной системой, в которой содержится требование не подчинять интересы исправления осужденных цели получения прибыли от их труда. Цели предупреждения преступлений со стороны осужденных и иных лиц отводится достаточно много внимания как в самом Уголовно-исполнительном Кодексе РФ, так и в других законах и иных нормативных правовых актах.
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ говорит о цели исправления осужденных, а не об исправлении и перевоспитании, как было в ранее действовавшем законодательстве[17]. Это порождало на практике путаницу – кого из осужденных нужно было только исправлять, а кого – еще и перевоспитывать. В последние годы в исправительной педагогике утвердилось положение: перевоспитание – это процесс самого воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление является результатом данного процесса. Степень исправления осужденных может быть различной, но из закона сейчас исключены такие уже ставшие азбучными понятия, как "встал на путь исправления", "твердо встал на путь исправления", "доказал свое исправление". Вместо них Уголовный Кодекс РФ ввел сугубо оценочные понятия типа "если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания", как это имеет место при применении условно-досрочного освобождения (ст. 79 УК РФ). Однако признание возможности такого исправления вне рамок применяемого наказания у суда должно сложиться на основании тех материалов, которые представит администрация органов и учреждений, исполняющих наказания, которые будут свидетельствовать об исправлении осужденного. Уголовно-исполнительный Кодекс РФ использует различные понятия: "хорошее поведение", "добросовестное отношение к труду, обучению", "активное участие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях", а также "злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы" и "злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания". В настоящее время Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. отменено положение, содержащееся в п. 10 ст. 175 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, о том, что для представления, осужденного к условно-досрочному освобождению или к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимо, чтобы осужденный находился в облегченных или льготных условиях отбывания наказания, в которые осужденный мог быть переведен лишь при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду.
Цель предупреждения преступлений реализуется в двух направлениях. Во-первых, недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания.
Во-вторых, предупреждение совершения преступлений, как иными лицами, так и бывшими осужденными.
Поставленные цели реализуются через решение конкретных задач. Ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений. Это задачи укрупненного плана.
Решение данных задач обеспечивается социально-экономической базой и всем правовым механизмом государства, конкретной деятельностью правоохранительных и иных государственных органов, самих органов и учреждений, исполняющих наказания, а также участием общественных формирований, трудовых коллективов и отдельных граждан. Решить большинство указанных задач только усилиями правоохранительных органов, учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно, так как они требуют комплексного решения.
Уголовно-исполнительное законодательство, регламентируя основы осуществления надзора за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях, основывается на принципах: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказаний с исправительным воздействием. В отличие от Уголовного кодекса Уголовно-исполнительной Кодекс РФ не раскрывает содержания указанных принципов, поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм Кодекса, а также многолетней практики их применения. Раскроем кратко содержание этих принципов.
Принцип гуманизма в осуществлении надзора за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях проявляется в различных направлениях и формах. Прежде всего, из содержания норм, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказаний (особенно лишения свободы), изъята излишняя тюремная атрибутика, отражающая суровость наказания, – отменены многие ограничения в отношении осужденных.
В Уголовно-исполнительном Кодексе РФ закреплено требование, строго соблюдать гарантии защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с ними. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их позитивной инициативы.
Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом. Так, если осужденный не нарушает установленного порядка и дисциплины, то ему предоставляется широкая возможность получения различного рода льгот и ослабления режимных требований; если же он выбирает путь неповиновения и правонарушений, то, наоборот, режимные требования могут быть существенно ужесточены (например, в исправительном учреждении – путем системы взысканий, перевода в более строгие условия содержания и даже в тюрьму).
Благодаря такой системе противовесов основная масса осужденных заинтересована в правопослушном поведении. Это в конечном счете обеспечивает устойчивую обстановку в уголовно-исполнительной системе, по существу исключая массовые проявления недовольства со стороны осужденных. Сегодня фактическое воплощение в жизнь всех гуманистических проявлений закона затрудняет крайняя скудность материально-финансового и иного ресурсного обеспечения данной системы.
В последнее время осуществлены крупные изменения в карательной политике, сняты или существенно уменьшены многие ограничения в расходовании осужденными денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, сокращены сроки фактического отбытия наказания для представления к условно – досрочному освобождению или замене наказания более мягким и ряд других.
Принцип гуманизма имеет и обратную сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в Кодексе предусматриваются меры по надежной изоляции и охране осужденных, по пресечению различных попыток (как с их стороны, так и со стороны иных граждан) проникновения на охраняемые территории, нападения на охрану, проноса запрещенных предметов и подобных действий.
Принцип демократизма проявляется в том, что уголовно-исполнительное законодательство, предоставляет довольно широкие права субъектам РФ в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории. Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, освобождению от налогов, предоставлению различного рода льготных кредитов и т.п.). Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений
Принцип равенства перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одинаковых условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других социально-политических, демографических и иных признаков. Такие различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное – от поведения осужденных.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний предполагает рациональность мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Это, в свою очередь, есть следствие проведенных дифференциации и индивидуализации личности самих осужденных.
Осужденные дифференцируются на разных этапах и в зависимости от: возраста; состояния здоровья; наличия семьи, родственников; отбытого срока наказания и их поведения; возможности досрочного (в любой форме) освобождения; наличия профессии и т.д.
Внутри классификационных групп осужденных выделяется личность каждого из них, выявляются ее основные характеристики, в том числе положительные и отрицательные качества. Следует отметить, что личность осужденного не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие – частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно – исполнительной системы – составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осужденного и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя ее отрицательные свойства.
Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осужденным. В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе, к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.
В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации изложены достаточно полно и подробно. Система мер стимуляции правопослушного поведения сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Эффективность ее реализации зависит от уровня организаторской работы и педагогического мастерства воспитателей.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но, учитывая, что большинство наказаний на стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права.
Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном итоге, и говорят о степени исправления осужденных.
Статья 9 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения[18]. Таким образом, речь идет о нравственном исправлении осужденных, а не о просто юридическом исправлении (впредь не совершать преступлений). Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом рассмотренного выше принципа дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний Уголовно-исполнительный Кодекс РФ детально регламентирует использование тех или иных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что основное содержание надзора – обеспечения порядка в исправительных учреждениях и безопасности осуждённых и персонала. Надзор как сложный правовой институт состоит из совокупности элементов, и поэтому требует к себе системного подхода. Поэтому отсутствие хотя бы одного из элементов не позволяет говорить о надзоре как целостном правовом явлении.
Но законодатель не уделяет надзору за осуждёнными в уголовно-исправительных учреждениях должного внимания в федеральных законах, за исключением ст. 82 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. В данной статье в порядке перечисления надзор отнесён к одному из средств режима, осуществляемому наряду с охраной за осуждёнными, в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях[19].
В Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года) ставится задача «укрепить режим отбывания наказания, надежность охраны мест лишения свободы, используя инженерно-технические средства надзора, контроля и охраны, создание на основе современных достижений в области науки и техники»[20].
Для уяснения, что же представляет собой средства обеспечения надзора, необходимо определиться с понятием «средство». Это:
1) приём, способ действия для достижения чего-нибудь;
2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности[21].
Для рассмотрения вопроса о средствах надзора необходимо исследовать вопрос о классификации этих средств. В теории нет единого подхода к пониманию и классификации средств обеспечения режима, а одним из основных его требований является надзор. В основу классификации должны быть положены определённые признаки, критерии. Их выделение и создает некоторые затруднения в проведении классификации средств обеспечения режима, а следовательно и надзора[22].
Среди имеющихся мер, способов, приёмов направленных на обеспечение режима, немалая роль отводится именно средствам, ибо лишение свободы – это изоляция преступников в специальных учреждениях, где нельзя обойтись без забора и вышек, иных приспособлений, обысков осужденных, досмотра вещей граждан, входящих на территорию исправительного учреждения, контроля за поведением осужденных, строгого внутреннего распорядка[23].
Статья 83 УИК РФ предусматривает при осуществлении надзора за осужденными использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Технические средства по обеспечению надзора за осужденными предназначены:
- создать необходимые условия для выполнения задач надзора минимальной численностью в любое время суток и года;
- повысить эффективность работы младших инспекторов безопасности и действий администрации по поддержанию установленного правопорядка;
- управлять составом караула, дежурной сменой и действиями боевого расчета подразделения при несении ими службы и действиях при чрезвычайных обстоятельствах;
- обнаруживать осуждённого (нарушителя) при различных способах преодоления им линии охраны, несанкционированном выходе (входе) из специальных зданий, таких, как здания КПП, ПКТ и ШИЗО, административные здания и помещения хранения товарно-материальных ценностей, транспортных средств;
- оповещать наряд младших инспекторов безопасности, охраны, администрацию объекта о нарушении линии охраны или об угрожающих действиях осужденных по отношению к лицам, находящимся на объекте;
- задерживать осуждённого в пределах запретной зоны на время, необходимое для действий караула, наряда и администрации объекта по предотвращению или пресечению побега;
- регистрировать (документировать) сигналы, распоряжения, команды и переговоры должностных лиц;
- обеспечивать дистанционное наблюдение за территорией объекта и поведением осуждённых на ней;
- обеспечивать обнаружение запрещённых предметов при попытке их проноса (передачи) через пункты контроля, воспрепятствование перебросу, через запретную зону;
- обеспечивать изоляцию друг от друга групп осуждённых в соответствии с установленным режимом их содержания;
- управлять лицами дежурным нарядом;
- обеспечивать подачу команд и распоряжений осуждённым.
Специальными средствами – активного или пассивного противодействия предназначены для защиты жизни и здоровья личного состава, а также применяются для лишения возможности осужденных вести активные противоправные действия.
Согласно Инструкции о надзоре за осужденными дежурная смена, выделенная для выполнения задач по надзору за осужденными, свои обязанности выполняет без оружия и обеспечивается специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны, для обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц.
Под специальными средствами понимаются предусмотренные законодательством, различающиеся по тактико-техническим, химическим и иным параметрам и характеристикам приспособления, механизмы и устройства, а также служебные собаки и газовое оружие, предназначенные для обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения и прилегающих к ним территориях, в целях пресечения противоправных действий со стороны осужденных, а также предотвращение причинения осужденными, их совершающими, вреда окружающим или самим себе[24].
В настоящее время на основании указания ГУИН МЮ РФ 18/6/2-621 от 26 ноября 2002 года и 18/5/4-145 от 6 декабря 2002 г, ношение резиновых палок младшими инспекторами дежурной смены в жилой зоне ограничено, они находятся в комнате оперативного дежурного. Я считаю, и это подтверждается мнением большинства сотрудников отделов безопасности, что это решение неверное. В местах лишения свободы находятся люди, которые совершили преступление и их изолировали от общества, так как они опасны, а у сотрудников, которые непосредственно в силу своих функциональных обязанностей должны с ними работать забрали специальные средства, уменьшили возможность их защиты от противоправных посягательств.
Одной из причин, предопределяющих низкую эффективность осуществления надзора, является недостаточная оснащенность отделов безопасности и сотрудников дежурных смен учреждений специальными средствами, средствами связи, техническими средствами надзора и контроля. Укомплектованность сотрудников дежурных смен носимыми радиостанциями составляет – 51,6%, изделиями ПР-73 – 67,2%, изделиями БР – 57,6%. Наличие специальных средств типа "Сирень" не составляет и половины положенности, причем более трети из них подлежит списанию. Аудиовизуальные средства надзора применяются отделами безопасности в единичных случаях. Пульты связи оперативных дежурных выработали свой ресурс[25].
Все это говорит о необходимости в деятельности исправительных учреждений, а в частности в обеспечении надзора за осужденными активно использовать как технические, так и специальные средства. Обеспечить ими все учреждения в необходимом количестве это позволит более эффективно осуществлять надзор при таком же количестве сотрудников.
В настоящее время утверждена Концепция совершенствования оборудования объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора на период до 2010 года. Она определила основные направления совершенствования оборудования объектов УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора, которые будут проходить в два этапа. Первый 2004-2006 годы, второй 2007-2010 годы.
По мнению Э.В. Тураева преподавателя кафедры УОИУН Академии права и управления Минюста России Кировского филиала, что средства надзора за осужденными необходимо классифицировать следующим образом:
- наблюдение, осмотр, обыск, досмотр, и др.;
- инженерные средства;
- технические средства (наблюдения, обнаружения, оповещения, связи и сигнализации);
- инженерно-технические средства;
- специальные средств (резиновые палки, наручники, газовое оружие светозвуковые средства отвлекающего воздействия, служебные собаки);
- транспортные средства;
- физическая сила;
- огнестрельное оружие.
Субъекты, используя выше перечисленные средства при организации и осуществлении надзора, применяют разнообразные методы, на которых мы и остановимся.
Если средство выступает в деятельной или предметной форме, то метод – это всегда только действие или ряд последовательных действий. Под ними следует понимать способ реализации, приведения в действие средств для достижения поставленной цели. Таким образом, метод конкретизирует средство в определённых направлениях его применения для непосредственного достижения поставленной цели.
Совокупность способов, приёмов или операций, применяемых в процессе реализации мер по гласному наблюдению и контролю за осужденными в целях обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях, представляют собой методы надзора[26].
Непосредственно содержание метода надзора может быть установлено лишь с объектом его применения.
Во-первых, объективированной организационной формы, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения;
Во-вторых, характером воздействия (непосредственного, косвенного, что достигается путём создания ограничивающих или стимулирующих условий);
В-третьих, способом воздействия (единоличный, коллегиальный, коллективный);
В-четвёртых, временной характеристикой (краткосрочные, долгосрочные);
В-пятых, тактическим и стратегическим характером[27].
В деятельности по обеспечению надзора за осужденными применяется множество различных методов. Их можно квалифицировать по трем группам: упреждающие, императивные (властные) и силовые методы.
1. Упреждающие методы направлены на профилактику правонарушений в исправительном учреждении. К ним относится:
- разъяснение – доведение до сведения тех или иных лиц (сотрудников, осужденных, иных граждан) в понятной, доходчивой форме правил поведения, пребывания, взаимоотношений в исправительном учреждении, требований, предъявляемых в ИУ, и последствий, наступающих при их нарушении;
- приучение – выработка путем периодического повторения требований привычки у сотрудников, осужденных и иных граждан к порядку, установленному в ИУ;
- объявление – извещение сотрудников, осужденных и иных граждан о возможной опасности (стихийные бедствия, эпидемии и др., угрожающие события). Применяются в устной и письменной форме.
- наблюдение – внимательное слежение за порядком в исправительном учреждении, поведением осужденных и иных граждан, посещающих учреждение, а также сотрудников и персонал в части взаимоотношений с осужденными и выполнения установленных правил;
- обыск – официальный осмотр осужденных, помещений и территории ИУ с целью нахождения укрываемых, запрещенных к употреблению, хранению осужденными предметов, вещей, веществ;
- досмотр – проверочный осмотр вещей сотрудников и граждан, посещающих исправительное учреждение, автомобильного и иного транспорта, посылок, передач и бандеролей, поступивших и отправляемых осужденным с целью предотвращения поступления к осужденным запрещенных в исправительном учреждении предметов, веществ;
- осмотр – проведение визуального обследование внешнего вида осужденных, территории жилых и производственных зон;
- обследование инженерно-технических средств охраны и надзора с целью проверки за их работоспособности и исправности;
- патрулирование по прилегающей к ИУ территории сотрудниками учреждения и работниками милиции с целью пресечения перебросов.
2. Императивные (властные) методы, за которыми следует принуждение, документирование, наказание, применение физической силы, специальных средств, оружия:
- предупреждение – извещение, какого-либо лица, группы лиц, предостерегающее от совершения тех или иных действии, угрожающих безопасности, порядку исполнения и отбывания наказания в ИУ и о последствиях, которые могут наступить в результате пресечения таких действий. Применяется в устной, письменной форме или при помощи какого-либо принятого в ИУ сигнала, например, предупредительного выстрела, другого звукового или светового сигнала;
- обращение – речь, призывающая к прекращению каких-либо начавшихся действий со стороны осужденных или иных граждан, угрожающих порядку или безопасности в ИУ. Сопровождается извещением о возможных последствиях в результате пресечения таких действий;
- приказ – официальное распоряжение о выполнении лицом, группой лиц каких-либо действий по восстановлению нарушенного порядка в ИУ или устранению возникших в ИУ очагов опасности. Применяется в устной или письменной форме, например, приказ о введении карантина в исправительном учреждении и др.;
- требование – решительная, категоричная форма просьбы о прекращении кем-либо действий (бездействий), нарушающих порядок исполнения и отбывания наказания в ИУ.
3. Силовые методы, физическое воздействие на лиц, группу лиц (осужденных, иных граждан) с применением специальных средств или оружия.
- усмирение – подавление силой получивших опасное развитие беспорядков в ИУ или за ее пределами, но опасными последствиями для ИУ. Опасные развитие и последствия в данном случае обозначают телесные повреждения, человеческие жертвы, погромы, пожары, разрушения и др. Этот метод применяется и к отдельным агрессивным или буйствующим осужденным, которые могут нанести вред себе или окружающим с целью их усмирения;
- задержание – воспрепятствование движению лица (группы лиц) с последующим разбирательством, дисциплинарным или административным воздействием, изоляцией или заключение под стражу (например, при побегах осужденных, других преступлениях, совершенных осужденными, а также сотрудниками или иными гражданами;
- изъятие – устранение из общей массы и изоляция осужденных (иных лиц), которые умышленно или, находясь в ненормальном состоянии (алкогольное или наркотическое опьянение, агрессивность, психическое расстройство или заболевание), своими действиями угрожают отдельным лицам (сотрудникам, осужденным) или ИУ в целом (зачинщики, организаторы беспорядков и др.), а также устранение из обращения у лиц запрещенных, колюще-режущих предметов, оружия и др.
Необходимо отметить, что в зависимости от ситуации в надзоре за осужденными могут применяться не только вышеуказанные методы, но и организационные, экономические, социально-психологические, психолого-педагогические, технические, математические и другие методы. Необходимость использования сочетания различных методов, в зависимости от конкретных условий является отражением комплексного характера самого надзора за осужденными.
Рациональное использование средств в исправительном учреждении является непременным условием эффективности надзора в обеспечении правопорядка среди осуждённых.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.