Анализ продажи продукции позволяет более глубоко понять наметившиеся тенденции спада или роста продаж. Кроме продаж позволяет выявить перспективные и бесперспективные виды продукции (товаров), а также выявить такие товары, для продвижения на рынок которых следует приложить определенные усилия. Проведение такого анализа позволяет формировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения в части продажи продукции.
Информационной базой для анализа объемов реализации продукции могут служить:
- плановые и оперативные графики;
- данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции);
- форма № 1 «Баланс предприятия»;
- форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
- данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», карточки складского учета готовой продукции и другие).
Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС.
При анализе объема продаж продукции используются следующие показатели:
Абсолютные: натуральные; стоимостные.
Относительные: проценты; коэффициенты; сотые доли и другие.
Для получения достоверных данных показатели объёма продаж должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или стоимостного фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. За основу сопоставимых цен принимаются цены базисного периода. Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.
Анализ продаж продукции осуществляется в несколько этапов:
Первое, с чего начинают анализ объемов продаж продукции, это изучение динамики её реализации, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста. В ходе этого этапа анализа проводится оценка динамики продаж продукции в целом по предприятию, а также оценка структуры продаж и структурной динамики.
Задачами, которые должен решить на данном этапе анализа бухгалтер – аналитик, являются:
- отслеживание тенденции, складывающиеся в отношении продаж продукции (рост, стабильность, спад);
- определение темпов выручки от продаж; оценивается уровень изменения оборота в среднем за анализируемый период;
- анализируется удельный вес продукции, реализованной на условиях последующей оплаты, в общей выручке от продаж.
При отрицательной динамике выручки действия руководства должны быть направлены на изучение причин, вызвавших спад объемов производства. Среди основных причин выделяют следующие:
- жизненный цикл товара приближается к спаду. Отделу маркетинга совместно с производственными отделами нужно разработать новый вид продукции;
- усиливается конкуренция. Необходимо оценить конкурентоспособность предлагаемой продукции, а также конкурентоспособность предприятия в целом; определить сильные и слабые направления деятельности, последние – сократить, а сильные – развивать;
- рынок перенасыщен. Отдел маркетинга должен рассмотреть возможности выхода на новые рынки сбыта.
Данное исследование следует проводить в целом по предприятию, а также по отдельным группам товаров.
На основании данных табл. 3.определим, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.
Таблица 3. Динамика реализации продукции ОАО «Бурятхлебпром»
Год | Объем реализации, т.руб. | Темпы роста, % | |
базисные | цепные | ||
2007 | 341 486 | 100,0 | 100,0 |
2008 | 404 970 | 118,6 | 118,6 |
2009 | 459 695 | 134,6 | 113,5 |
Из таблицы видно, что за последние 3 года объем реализации продукции вырос на 34,6% (134,6% - 100%).
Представим данную таблицу графически (рис. 5).
Рис. 5 Динамика реализации продукции за период 2007-2009 гг.
Рассчитаем среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции методом среднегеометрической взвешенной:
(1)
(2)
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
;
Также стоит рассмотреть объемы продаж по отдельным видам продукции (табл. 4). Это позволяет проследить изменение динамики реализации каждого конкретного вида произведенного изделия, и выявить, как изменение объемов продаж каждого из них влияет на общий показатель реализации продукции.
Таблица 4. Объем продаж по видам продукции за период 2007-2009 гг.
Группа изделий | Реализация продукции | |||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||
Тыс.руб. | % | Тыс. руб. | % | Тыс.. руб. | % | |
Хлебобулочные изделия | 268 606 | 78,6 | 323 687 | 79,9 | 376 950 | 82,0 |
Кондитерские изделия | 3 687 | 1,1 | 4 050 | 1,0 | 4 597 | 1,0 |
Прочая продукция | 69 193 | 20,3 | 76 655 | 19,1 | 78 148 | 17,0 |
Итого: | 341 486 | 100,0 | 404 970 | 100,0 | 459 695 | 100,0 |
Для наглядности представим процентное соотношение объемов продаж ОАО «Бурятхлебпром» по отдельным группам продукции на графике (рис. 6).
Рис. 6. Процентное соотношение продаж отдельных групп продукции к общему объему за период 2007-2009 гг.
Очевидно, что объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении за 3 последних года увеличился с 341 486 тыс. руб. до 459 695 тыс. руб., соответственно увеличился и объем производства продукции. Причем наблюдается тенденция увеличения объемов продаж хлебобулочных изделий, одновременно доля кондитерских изделий сократилась на 2,1 % в результате снижения спроса.
В процессе анализа необходимо сравнить плановый и фактический объёмы продажи продукции по наименованиям, выявить отклонения фактического показателя от ранее запланированного. Тем самым оценить уровень выполнения плана по реализации продукции за отчетный период (табл. 5).
Таблица 5. Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2009 год
Группа изделий | Реализация продукции, тыс.руб. | |||
План | Факт | +, - | % к плану | |
Хлебобулочные изделия | 375 000 | 376 950 | + 1 950 | 100,5 |
Кондитерские изделия | 79 500 | 78 148 | - 1 352 | 98,2 |
Прочая продукция | 4 300 | 4 597 | +297 | 106,9 |
Итого: | 461 800 | 459 695 | -2 105 | 99,5 |
Из таблицы видно, что фактический объем продаж продукции в 2009 году меньше планового на 0,5 %. Не выполнен план реализации кондитерских изделий (на 1,8%), а объем продаж хлебных изделий и прочей продукции наоборот – превышает плановые показатели. Это связано с тем, что спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения (а именно это и наблюдалось в период сентябрь – декабрь 2009 года) потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается.
Заключение
Место прохождения практики – ОАО «Бурятхлебпром».
В рамках этой работы проводились исследования процесса учета готовой продукции и анализ показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия, на основе данных предприятия за период 2008-2009 гг.
Бухгалтерский учет в ОАО «Бурятхлебпром» ведется в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ».
В ОАО «Бурятхлебпром» бухгалтерский учет ведется самостоятельной бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операции законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Для обеспечения четкого управления работой предприятия, предупреждения возможных диспропорций в выполнении производственной программы, для анализа и контроля за состоянием хозяйственных средств и их источников, за результатами хозяйственной деятельности, за сохранностью коллективной собственности необходима учетная информация. Поэтому данное предприятие ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном государством порядке и несет ответственность за ее достоверность.
Важнейшим экономическим показателем работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия является объем реализации, в который включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия.
За 2009 год, объем выпуска продукции уменьшился в сравнении с предыдущим годом в связи с падением спроса на хлеб 1 сорта. Среднедневная выработка и реализация на конец года составила 38,8 тн.
Увеличился спрос на кондитерские изделия, в связи с увеличением ассортимента, отличным качеством, натуральным вкусом и привлекательной ценой.
На сегодняшний день ассортимент выработки продукции насчитывает 25 наименований хлеба, 55 наименований булочных изделий, 12- сухарных изделий, 30 – печенья и пряников и более 130 наименований тортов и пирожных.
Чистую прибыль отчетного периода в размере 28 522 тыс.руб. распределить на:
- резервный фонд 0 руб.
- Фонд накопления 0 руб.
- Дивиденды – 0 руб.
- Развитие производства – 28 522 тыс. руб.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 296.