Рекомендуемые источники и литература:
1. Акимкина Н.А., Люксембург М.А. Практикум по истории Зарубежного Востока. М., 1963.
2. Васильев Л.С. История Востока. Ч. 2. М., 2005.
3. Внешняя политика и дипломатия стран АТР. М., 1998.
4. Хрестоматия. Сборник документов и материалов. М., 1968.
5. История Китая. // Под ред. А.В. Мелексетова. Издательство Московского университета «Высшая школа» М., 2004.
6. Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1967.
7. Сунь Ятсен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. Сборник воспоминаний и материалов. М., 1966.
8. Белов Е.А. Революция 1911-1913 гг. в Китае. М., 1958.
8. Москалев А. Национализм в понимании Сунь Ятсена. - Проблемы Дальнего Востока. 1993. №№ 2-3.
9. Гордон А. В. Крестьянство Востока, исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. М., 1989.
10. Ленин В.И. Крупный успех Китайской республики. ППС, т.23.
11. Ленин В.И. Обновленный Китай. ППС. Т.22.
12. Ленин В.И. Борьба партий в Китае. ППС, т.23.
13. Ефимов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен (1911-1913 гг.). Факты и проблемы. М., 1974.
14. История Китая. М., изд-во МГУ, 1998.
15. История стран Азии и Африки в новое время. 2 часть. М., изд-во МГУ, 1991.
16. История Востока. Восток в новое время (конец XVIII- начало XX в.), т.IV, кн. 2, М. 2005, ч.IV, гл.16.
17. Непомнин О.Е. Социально-экономическая история Китая 1894-1914 гг. М., 1980, ч.4, гл.2.
18. Никифоров З.А. Китай в годы пробуждения Азии. М., 1982.
19. Новая история Китая. Ч.4, гл.2.
20. Синьхайская революция в Китае. М., 1962. Сборник статей.
21. Тихвинский С.Л. История Китая и современность…, с.207-238.
Методические рекомендации по изучению темы:
Цель данного занятия – разобраться в событиях 1911-1913 гг., известных как Синьхайская революция в Китае, определить ее характер и значение в развитии страны. Обратите внимание на взаимосвязь революционного подъема в мире (революция в России, в Османской империи, Иране, революционные события в Индии) с началом революции в Китае.
Раскрывая первый вопрос первого занятия, покажите, как изменилось китайское общество, какие новые социальные силы пришли в движение, какие требования они выдвигали. Проанлизируйте структуру китайской буржуазии, ее взаимоотношения с государством, с Цинами. Покажите, как изменилось экономическое положение шэньши, что нового появилось в их умонастроениях. Объясните суть «сычуаньского кризиса», его роль в дальнейших событиях. Расскажите о восстании гарнизона в Ухане в октябре 1911 г. и провозглашении республики. Объясните, почему их призыв встретил отклик в большинстве провинций, включая органы власти. Объясните, почему в советской и китайской исторической литературе существуют различные точки зрения о начале восстания (одни считают – Уханьское в октябре 1911 г., другие _сычуаньское в августе 1911 г.).
Дайте характеристику контрреволюционного лагеря и его лидеру Юань Шикаю, объясните, почему его фигура устраивала как сторонников монархии, так и большинство республиканцев. Расскажите о начале гражданской войны в ноябре 1911 г., проанализируйте позиции европейских держав: России и США в связи с этими событиями, их влияние на складывающуюся ситуацию.
Освещая последний вопрос, расскажите о создании временного революционного правительства, его первых действиях. Дайте характеристику принятой конституции Китайской республики. Расскажите о введении поста президента республики и избрании Сунь Ятсена первым президентом. Покажите, какие разногласия в связи с этим были в среде республиканцев, и какие это имело последствия. Обратите внимание на рост политической активности населения и отношение к этому лидеров революции (карательные отряды Хуан Сина).
Рабирая вопросы темы «Политическая борьба в республике Китай» покажите, как изменилась расстановка сил в начале 1912 г., объясните, почему Сунь Ятсен отказался от поста президента в пользу Юань Шикая, как это повлияло на дальнеший ход событий. Проанализируйте деятельность Юань Шимкая на посту президента, покажите его двойную игру с республиканцами, его умелое использование богатейшего политического опыта и традиционных структур менталитета китайского общества.
Освещая второй вопрос, покажите, что ключевой фигурой защитников республики становится Суй Цзяожень (представитель наиболее радикально настроенных предпринимательских слоев Юго-восточных провинций). Объясните, какую тактику избрал он и его единомышленники для укрепления республиканского правления, почему они придавали большое значение для создания массовой партии и парламентской деятельности. Проанализируйте основные положения первой программы Гоминьдана, дайте им оценку.
Раскрывая третий и четвертый вопросы, обратите внимание на ключевые события: борьбу между республиканцами и Юань Шикаем в вопросе о займе, включении в активную политчиескую деятельность Сунь Ятсена, объясните, почему республиканцы потерпели поражение, несмотря на их попытки прибегнуть к помощи военных, что означает термин «вторая революция».
Дайте оценку событиям 1911-1913 гг., объясните, почему все исследователи их считают революцией, какой ее характер. Проанализируйте статьи В.И. Ленина посвященные этим событиям. Покажите, какое влияние они оказали на исследования советских историков, какие оценки Синьхайской революции были сделаны ими (Г.В. Ефимов, Е.А. Белов, С.Л. Тихвинский и др. – революция потерпела поражение: О.Е. Непомнин – революция одержала победу), чем руководствовались исследователи, высказывая эти оценки.
Методические рекомендации по изучению источников.
Документы № 1-5 характеризуют период Синьхайской буржуазно-демократической революции. Огромное значение для понимания всей политической истории Китая XX века имеют три народных принципа Сунь Ятсена, изложенные в документе № 1.Эти принципы являлись главными программными положениями Гоминьдана, как в период Синьхайской революции, так и в Нанкинское десятилетие 1928-1937гг. Огромное значение для понимания итогов Синьхайской революции имеет Временная конституция 1912 года.
Рекомендованные источники.
№1. СУНЬ ЯТСЕН ТРИ НАРОДНЫХ ПРИНЦИПА И БУДУЩЕЕ КИТАЯ 21 декабря 1906 г.
Извлечения
Смысл термина «национализм» понятен без особых разъяснений. Следует, однако, понять один очень важный момент: принцип национализма отнюдь не предусматривает изгнания из нашей страны каждого иноплеменника, а предполагает лишь положить предел захвату иноплеменниками власти, принадлежащей нашей нации. Ведь мы, ханьцы, обретем свое государство лишь тогда, когда возьмем власть в наши руки, в противном случае государство, хотя и будет существовать, останется по-прежнему не нашим, не китайским, государством. Давайте подумаем: в чьих же руках наше государство? Наша власть? Мы стали народом без родины. На земле сейчас живет немногим более миллиарда человек, нас же, ханьцев, — 400 миллионов, то есть свыше четверти населения земного шара. Мы - нация самая большая в мире, самая древняя и самая культурная. Так не чудовищно ли, что ныне мы стали народом без родины?
Мне приходилось, однако, слышать высказывания, будто целью национальной революции является уничтожение маньчжуров как нации. Это большая ошибка. Причина национальной революции в том, что мы не желаем, чтобы маньчжуры уничтожали нашу государственность и управляли нами. Мы стремимся свергнуть их правительство и возродить наше национальное государство. Таким образом, мы питаем ненависть не ко всем маньчжурам, а лишь к тем из них, кто чинит вред ханьцам. Если во время революции маньчжуры не будут мешать нам, то нам незачем враждовать с ними.
Переходя к принципу народовластия, надо сказать, что он составляет основу политической революции. В будущем, после осуществления национальной революции, нынешняя прогнившая система управления, конечно, может быть разрушена одним ударом. Однако сохранятся еще корни этой отвратительной системы, которые также необходимо вырвать. Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобного режима. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно.
В результате политической революции будет установлен демократический конституционный режим. Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец. В великой французской революции и в русской революции национального вопроса не существовало, решались вопросы чисто политические. Во Франции демократический строй уже установлен, в России нигилисты стараются добиться этой же цели. Всем и каждому понятно, что такой же строй будет наиболее подходящим и для Китая.
В последнее время принципиальные и решительные люди высказывают опасения, что иностранные державы могут победить Китай. Я придерживаюсь другого мнения. Иностранцам такая задача не под силу. Вот если сами ханьцы разорвут на части свою страну положение станет непоправимым! Поэтому мы и должны осуществить революцию силами простого народа и создать национальное правительство. И это не только цель нашей революции, но и необходимое условие, чтоб ее совершить.Перейдем теперь к принципу народного благосостояния. Это очень сложный вопрос, составляющий отдельный предмет исследования, вопрос, который нельзя объяснить, не изучив его досконально. Со всей остротой социальная проблема встанет перед нами лишь в будущем; сейчас она не является для нас столь острой, как национальный вопрос или вопрос народовластия. Поэтому очень немногие обращают на нее внимание. Тем не менее мы должны смотреть далеко вперед. Всегда легче заблаговременно принять меры против угрозы большого несчастья, чем устранять его, когда оно уже свершилось. Социальный вопрос в Европе и Америке — застарелая болезнь, в Китае же она еще в зародыше, однако в будущем этот вопрос непременно встанет перед нами во весь рост. Если к тому времени мы не справимся с социальными проблемами, то произойдет новая великая революция. К революции же следует прибегать лишь в самых крайних случаях, чтобы не подрывать многократно здоровье нации. Осуществляя национальную и политическую революцию, мы в то же время должны найти способ улучшить нашу социально-экономическую систему и тем самым предотвратить социальную революцию в будущем. В этом, поистине, и заключается наша величайшая задача.
Люди сведущие понимают, что для Европы и Америки социальная революция теперь уже неизбежна. Для нас же это наглядный урок: если Китай приступит к осуществлению принципа народного благосостояния лишь в будущем, когда он окажется в таком же положении, в каком ныне находятся страны Европы и Америки, то будет уже поздно. В Китае пока нет указанных выше явлений, и, может быть, мы на своем веку их, и не увидим. Однако наши дети и внуки с ними обязательно столкнутся. Так лучше уж принять предупредительные меры сегодня, чем думать о новой разрушительной революции в будущем, когда мы окончательно зайдем в тупик. Тем более, что в Китае провести в жизнь принцип народного благосостояния гораздо легче, чем в Европе или Америке, ибо, если социальные проблемы рождены прогрессом цивилизации, то пока цивилизация развита невысоко, решение их не представляет труда.
Социальные явления никогда нельзя предоставлять естественному течению. Они подобны дереву, которое разрастается хаотически, если не вмешиваться в его развитие. Так и с социальными вопросами. В Китае пока капиталистов нет, поэтому, в отличие от других стран, на протяжении нескольких тысячелетий цена земли там никогда не поднималась, однако после революции положение не сможет остаться прежним. Приходилось слышать, будто осуществление принципа народного благосостояния сопряжено с уничтожением половины нашего 400-миллионного населения и экспроприацией земель богатых. Это безответственная болтовня людей, не уяснивших сути принципа, и на нее не стоит обращать внимания. Социологи по-разному представляют себе методы решения социального вопроса. Я же убежден, что его можно решить установлением твердой цены на землю. Предположим, у землевладельца имеется участок ценой в тысячу юаней. На него устанавливается цена в тысячу или максимально в две тысячи юаней. Если вследствие развития путей сообщения цена на эту землю поднимается до десяти тысяч юаней, то землевладелец, получив за нее положенные две тысячи, не будет в убытке и даже окажется в выигрыше. Остальные же восемь тысяч должны поступить государству, что принесет большую пользу стране и поднимет благосостояние народа. Что касается такого зла, как монопольное право кучки богатых на эти доходы, то оно, разумеется, должно быть уничтожено навсегда. Предложенная мера является самой простой и наиболее легко осуществимой.
По моему мнению, конституция будущей Китайской Республики должна быть основана на новом принципе - принципе разделения на пять властей. Это значит, что, кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, необходимо выделить еще две. Первая из них - экзаменационная власть. Равенство и свобода всегда были правом народа, чиновники должны быть слугами народа. В Америке часть чиновников выбирается, а часть назначается правительством. Первоначально здесь, не существовало системы экзаменов, поэтому как при выборах чиновников, так и при их назначении всегда наблюдались большие злоупотребления.
Однако если экзаменационная власть будет подчинена исполнительным органам, то служебные права последних окажутся чересчур широкими, а это в свою очередь приведет ко многим злоупотреблениям. Поэтому единственный правильный выход - учредить независимый орган экзаменационной власти.
Вторая из них - контрольная власть. Она будет ведать контролем и наблюдением за исправным несением чиновниками их обязанностей! Такой орган обязательно существует в каждом государстве назначение его понятно всем. Однако в конституции Китайской республики следует предусмотреть, чтобы этот орган был независимым. В Китае с древнейших времен существовал институт императорских цензоров, следивших за правами и соблюдением чиновниками законов. Но цензоры эти были всего лишь рабами монарха, а потому институт в целом не отвечал своему назначению. Даже теперь нет такой страны с конституционным строем, в которой законодательному органу не придавалась бы дополнительно и контрольная власть. Но хотя в одних странах права контроля шире, в других — уже, однако ни в одной стране контрольная власть не является независимой, а это порождает бесчисленные злоупотребления... Вот почему контрольные органы также должны быть независимыми.
Так приходим мы к идее о разделении на пять властей. Такого строя не существует еще ни в одной стране; более того, о нем редко встретишь упоминания и в теоретических трудах. Это политический строй, в подлинном смысле слова, доселе невиданный. Я пока разработал лишь самые основы этого строя. Что же касается подробностей, то здесь потребуется ваше общее согласие, настойчивое изучение вопросов и исправление того, что пока недоработано, что и приведет к созданию конституции будущей Китайской Республики. Наше государство станет национальным, гражданским и социальным, в нем воцарится полный и идеальный порядок. И тогда 400-миллионный народ Китая обретет великое счастье. Я думаю, что вы согласитесь взять на себя эту задачу, чтобы общими силами завершить начатое. Таково мое самое большое желание.
№ 2. ВРЕМЕННАЯ КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ март 1912 г.
Извлечения.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 1. Китайская Республика создаётся народом Китая.
Статья 2. Верховная власть Китайской Республики принадлежит всем гражданам страны.
ГЛАВА 2 НАРОД
Статья 5 . Народ Китайской Республики пользуется одинаковыми правами независимо от расы, класса и религии.
Статья 6 . Народ пользуется следующими свободами:
1. Никто из граждан не может быть арестован, взят под стражу, отдан под суд или наказан в нарушение законов.
2.Проникнуть в жилище граждан или произвести в нем обыск можно лишь в соответствии с законом.
Народ свободен во владении собственностью и занятии предпринимательской деятельностью.
Народу предоставляется свобода слова, дискуссий, печати, а также собраний и организации общества. Народу гарантируется тайна переписки. Народу предоставляется свобода в выборе местожительства и перемещении. Народу предоставляется свобода вероисповедания.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 291.