1. Объединение Китая под властью Гоминьдановского правительства. Экономические реформы в промышленности. Роль Чан Кайши. Конституция 1931 г.
2. Международное положение Китая в период Нанкинского десятилетия. Позиция держав. «Советские» районы Юго-западного Китая.
3. Международное положение Китая в конце XIX – первой трети XX веков. Японская агрессия. Манчжурия (конфликт на р.Халхин-Гол). Доклад.
4. Значение Нанкинского десятилетия в истории Китая. Причины краха Гоминьдановского правительства.
Рекомендуемая литература:
1. Васильев Л.С. История Востока. Ч. II. М., « Высшая школа»., 2004.
2. Новейшая история Китая 1928-1949 гг. М., 1984.
3. История Китая. // Под ред.А.В. Мелексетова. М., «Высшая школа» 2004.
4. Бармин В. Синьцзян в истории советско-китайских отношений 1918-1931 гг. //Проблемы Дальнего Востока. 1999 г.№4.
5. Мамаева Н.Л. Коминтерн и Гоминьдан1919-1929 гг. М., 1999.
6. Воронцов В. Чан Кайши: судьба китайского Бонапарта. М., 1989.
7. Мелексетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае. 1927-1949 гг. М., 1977.
8. Панцов А.В. Из истории идейной борьбы в китайском революционном движении 1920-х – 1940-х годов. М. «Наука»., 1985.
9. Юрьев М.Ф. Великий поход Красной армии Китая. – Проблемы Дальнего Востока. 1986. № 4.
10. Крюков М. Извилистый путь к Альянсу. Советская Россия и Сунь Ятсен 1918-1923. - Проблемы Дальнего Востока.
Семинарское занятие № 9 (2 часа).
Тема: Кемалийская революция в Турции.
1. Экономическое и политическое развитие Турции после Первой мировой войны.
2. Причины, характер, социальная база турецкой национально-освободительной революции.
3. Победа революции. М. Кемаль Ататюрк. Лозаннская конференции.
4. Реформы 1920-х годов. Экономическое и социальное развитие Турецкой республики.
Подготовить доклад: Политический портрет М. Кемаля Ататюрка
Рекомендуемая литература:
1. Васильев Л.С. История Востока. Ч. II. М., «Высшая школа» 2004.
2. Гасратян М.А. и др. Очерки истории Турции. М., 1983.
3. Миллер А.Ф. Формирование политических взглядов Кемаля Ататюрка. // Народы Азии и Африки. 1963. № 5.
4. Миллер А.Ф. Становление Турецкой республики. // Народы Азии и Африки. 1973. № 6.
5. Новейшая история Турции. Учебник. М., 1968.
6. Киреев Н.Н. История этатизма в Турции. М..1990 .
7. История стран Азии и Африки в новейшее время. Ч. I. под. Ред. М.Ф.Юрьева. М. 1976.
8. Лежиков А. Кемаль Ататюрк. // Азия и Африка сегодня. 1998. №12.
Семинарское занятие № 10 (2 часа).
Тема: Контрольное тестирование.
Приложение 1
Базовые ценности цивилизаций Востока[1]
Таблица 1
Основные параметры | Китайско-конфуцианская цивилизация | Индо-буддийская цивилизация | Арабо-исламская цивилизация |
1. Генеральная установка цивилизации. Особенности менталитета. | Жизнь – есть долг. Главным принципом является принцип осознанного долга. | Высшая ценность для человека – это ценность небытия. | Абсолютная покорность человека Аллаху, а далее – Пророку, халифу, вплоть до местного начальника. |
2. Отношение к государству. | Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Однако, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о своих подданных. | Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. | Государство – благодетель. Предельное слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах и карает также как он. Забота государства о подданных закреплена в Коране – налог в пользу бедных (закят). |
3. Отношение к частной собственности. | Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, ибо для китайцев, японцев, счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспределением земных благ, возвратом к традиционной земельной норме и т.д. | Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. | Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность, но только честно заработанную (беспроцентный кредит и т.д.). С другой стороны, потеря собственности не воспринималась как трагедия. Ибо на земле «все принадлежит Аллаху». |
4. Классы, сословия, страты. | Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). | Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. | Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством и т.п. Отсюда, классов в их западном понимании не было. |
5.Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом. Важность регулирования корпоративных связей. | Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. | Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. | Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, уверовавшим в Аллаха. Поведение каждого регламентируется религией –законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха. |
6. Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти. Однако, степень слияния различна. | Относительное безразличие к религии. | Религиозная терпимость | Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма. |
7. Культура чувств. Восприятие мира. | Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. | Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. | Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху, с другой стороны, именно на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье». «Фальсафе» – наука о счастье. |
Приложение 2
Хронологическая таблица[2]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 338.