ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Автор:

Волкова Татьяна Ивановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук ЧелГМА.

  В пособии рассматриваются глобальные проблемы человечества, дается их философское осмысление и анализ, а также предлагаются пути решения данных проблем через принятие идеологии “нового аскетизма”, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовные, через формирование новой культуры мышления. В пособии идет речь об изменениях социальных и нравственных установок личности и общества в целях спасения человечества и среды его обитания от деятельности, порождаемой самим человеком. Предлагаются варианты исследования глобальных проблем и альтернативы будущего человечества с позиции новой нетрадиционной методологии прогнозирования – синергетики.

 

 Издание подготовлено в соответствии с Государственной учебной программой по дисциплине “Философия”, утвержденной МЗ РФ 12.03.2000 г. и рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов, а также преподавателей и аспирантов.

 

 

 

 


Учебное пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук (протокол № 2 от 28.02.2007 г.).

Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета ЧелГМА           (протокол № 13 от 30.05.2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………….5

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем………………………...6

Глава 2. Анализ глобальных проблем человечества

2.1. Проблема угрозы ядерной войны ………………………………………………..12

2.2. Демографическая проблема ………………………………………………………..17

2.3. Экологическая проблема ……………………………………………………………21

Глава 3. Философское осмысление глобальных проблем и пути их               

разрешения. Будущее человечества.                      

3.1. Идеология “нового аскетизма” и новая культура мышления как

основы решения глобальных проблем………………………………………………..27

3.2. Принципы и ценности гуманизма в решении глобальных  

проблем……………………………………………………………………………………….30

     3.3. Идеи русского космизма в решении глобальных проблем……………32

     3.4. Синергетический подход к решению глобальных проблем…………..34

     3.5. Альтернативы будущего человечества……………………………………..37

Заключение ………………………………………………………………………………………...42

Список литературы ……………………………………………………………………………...45

 


ВВЕДЕНИЕ

Начиная со второй половины XIX в. и особенно в XX в., вторжение человека в биосферу стало настолько мощным, что природа практически исчерпала свои восстановительные способности. В работах, выполненных в начале         70-х гг. под эгидой Римского клуба – объединения политиков и ученых, создавших сценарии возможного развития человечества и биосферы утверждалось, что при сохранении темпов роста населения Земли в первой половине XXI столетия все доступные ресурсы будут исчерпаны. Поэтому предлагалось ограничить и даже свести к нулю рост материального потребления в развитых странах, принять строгие меры по ограничению рождаемости в азиатских странах. Но человечество оказалось не готово к такому “самопожертвованию” и самоограничению. Попытки затормозить технический прогресс и призывы отказаться от привычного многим материального благополучия и комфорта потерпели неудачу. К концу XX в. остановить рост материального потребления не удалось, а многие экологические проблемы – загрязнение атмосферы и вод, обезлесение, опустынивание и так далее – не только обострились, но и приобрели глобальный характер.

Среди наиболее важных забот современного человечества, помимо проблем взаимодействия природы и общества, неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность, что ведет в свою очередь к продовольственному кризису, голоду и росту опасных заболеваний.

Одной из самых расточительных сфер общественной жизни является военная сфера. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле по общему признанию является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем. И хотя во все времена острота ее никогда не ослабевала, в ХХ в. она обрела новый, драматический смысл и актуальность, поставив уже не только отдельных людей, целые народы, но и все человечество перед роковым вопросом “быть или не быть?”.

  Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние – по мере их решения исчезать. Обращая внимание на это обстоятельство, основатель и первый президент Римского клуба А. Печчеи писал, что многие проблемы, вставшие перед человечеством, “сцепились другом с другом подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету… число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, а их “щупальца” с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету”[1]. Но как бы ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки и, прежде всего, философии, т.е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, существенное от несущественного, возможное от действительного, единичное от общего. 

 

Демографическая проблема

  Другая проблема, которую можно отнести к глобальным – демографическая. Принято считать, что около 200 тыс. лет назад на Земле жило не более 250 тыс. человек. Примерно 50 тыс. лет назад появился вид “человек разумный” и его численность достигла уже 1 миллион. К XII – X тысячелетиям до н.э. население Земли увеличилось до 3,5 млн. человек. Тяжелые условия ограничивали рост численности людей. В это время рождаемость (50-60 чел. на 1 тысячу людей) и младенческая смертность (300-500 на 1 тыс. новорожденных) были очень высокими, следовательно, продолжительность жизни являлась низкой (около 20 лет). Этот древний тип воспроизводства сохранялся на Земле дольше всего.

Примерно 10 тыс. лет назад человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, у людей появился более надежный источник пищи, вероятно, поэтому численность человечества возросла приблизительно с 10 млн. до 50 млн.

  В эпоху античности и Средние века рост населения опережал рост продуктивности сельского хозяйства. Вплоть до XV в. человек, по существу, жил на грани голода. XV столетие явилось переломным, по крайне мере для Европы; человечество сумело заметно увеличить производство продуктов питания, что обеспечивало стабильный рост численности, которая к концу XVIII в. достигла 450 млн. человек.

  В целом для обществ, экономическую основу которых составляло сельское хозяйство, характерны ранний возраст  вступления в брак, высокая рождаемость (50 и более человек на 1 тыс.). Средняя продолжительность жизни колебалась в пределах от 20 до 30 лет. Такой тип воспроизводства называют традиционным.

  В XIX в. экономические и технические достижения позволили европейским странам ликвидировать очаги опасных заболеваний (холеры, чумы, брюшного тифа). Численность населения Земли за столетие (1800–1900 гг.) выросла с        906 млн. до 1,6 млрд. человек. Продолжительность жизни увеличилась на 15-20 лет. В XX столетии Земля из планеты сельских жителей стала превращаться в планету горожан. Если в 1800 г. городское население мира составляло около 3%, то в 1900-м – уже 13,6%, в 1999г. –  47,5%, в развитых странах – 72% (в России – 74%).

  Современный тип воспроизводства, наиболее отчетливо представленный в экономически развитых странах, характеризуется низкой рождаемостью (10-14 на 1 тыс. чел.), низкой младенческой смертностью (4-8 на 1 тыс. новорожденных), высокой продолжительностью жизни (76-78 лет) и очень низким (иногда нулевым и даже отрицательным) естественным приростом населения.

  Однако и в наши дни, наряду с современным типом воспроизводства населения, во многих регионах мира по-прежнему преобладает традиционный для аграрного общества тип, а в отдельных районах встречается и древний тип воспроизводства. Также различия в демографическом поведении отражают прохождение населением планеты разных стадий единой эволюции.

  Во всех странах мира рано или поздно осуществиться переход от традиционного типа воспроизводства к современному. Но этот процесс имеет промежуточную стадию, при которой сохраняется традиционно высокая рождаемость, а смертность, благодаря успехам медицины, сокращается. В результате резко увеличивается численность населения. Это явление получило название “демографический взрыв”. В наши дни демографический взрыв наблюдается в развивающихся странах Азии и Африки.

Так, в Нигерии в 1960г. рождаемость на 1 тыс. человек составляла 55, а младенческая смертность – 200 на 1 тыс. новорожденных. В 1998г. рождаемость почти не изменилась (54 на 1тыс.), а младенческая смертность снизилась до 124.

К началу XX в. общая численность населения планеты превысила 1,6 млрд. чел., но уже в 1964г. эта цифра удвоилась. В 1976г. на Земле жило 4 млрд. чел., а на пороге 2000г. – 6 млрд., при ежегодном приросте 90-100 млн. чел. Что же ждёт нас в будущем? Эксперты ООН считают, что к 2025г. в мире будет около 8 млрд. чел. Быстрыми темпами увеличивается население Африки – за 25 лет оно вырастет в 1,7 раза. Демографы полагают, что численность человечества достигнет  12 млрд., после чего начнёт снижаться.

Демографическая ситуация в мире вызывает обоснованную озабоченность. Если быстрый рост населения сохранится, то человечество ожидают большие проблемы от дефицита основных ресурсов (чистая вода, продовольствие, нефть, лес, территория) до глобальных экологических катастроф. Во многих регионах мира недостаток пригодных для жизни территорий, различия в плотности населения и демографическими особенностями могут приводить к конфликтам между соседними странами, обострять территориальные споры. В 2000г., например, плотность населения в России составляла 8,6 чел./км2. К 2025г. в Китае плотность населения достигнет 162,5 чел./км2, а в России снизится до 8,1 чел./км2. Двадцатикратное превышение плотности населения в Китае (а в пограничных районах ещё больше) может явиться источником напряжённости в отношениях двух держав.

  Жизнь показала, что в условиях, когда растёт численность населения, истощаются ресурсы и реальна угроза экологических бедствий, руководители всех стран обязаны выработать совместные подходы к решению демографических задач и координировать свои действия.

Сегодня в мире существуют две противоборствующие концепции семейной политики. Одна основана на трезвой оценке того, что перенаселение Земли в скором времени может привести к нехватке ресурсов и глобальной экологической катастрофе. А, следовательно, необходимо установить контроль над уровнем рождаемости. Согласно другой концепции, опирающейся в основном на религиозные догматы, рождаемость – это естественный процесс, который не может и не должен никем ограничиваться.

За последнее столетие правительства многих стран пытались проводить политику, направленную на повышение или понижение уровня рождаемости, но результаты были незначительны и кратковременны. Жёсткая программа планирования семьи (включает чуть ли не принудительную стерилизацию мужчин, имеющих двух детей) была принята в 1976г. в Индии правительством И.Ганди. “Некоторыми правами личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: право на жизнь, право на прогресс”, – говорила И.Ганди. Действия властей многие восприняли как геноцид; взбунтовалось население северной Индии. Уже в 1977г. правительство И.Ганди было вынуждено уйти в отставку.

Едва ли не единственной страной, в которой удалось повлиять на демографическую ситуацию, является Китай. С 1971г. руководство страны, осознав опасность стремительного роста населения, приняло программу ограничения рождаемости. Но этого оказалось недостаточно. В 1978г. был провозглашён лозунг “Одна семья – один ребёнок”. А таким семьям предоставлялись разнообразные льготы: бесплатное образование и медобслуживание, повышенные пенсии и т.д. Всячески поощрялось применение контрацептивов. В результате китайцам удалось снизить среднее количество детей в семье до двух.

Однако большинство демографов всё же считают, что государство не вправе насильственно регулировать уровень рождаемости. Важную роль здесь должны сыграть экономические меры: повышение доходов, уровня жизни, доступность образования для молодых семей и др. ненасильственные меры, учитывающие религиозные и национальные традиции, а также просвещение людей и распространение контрацепции.

Каждую секунду на Земле рождается 21 человек и умирает 18. Таким образом, ежедневно человечество прирастает на 250 тыс. человек, в год – 90 млн. Таким образом, демографический рост в странах третьего мира не закончился. Пропасть же, отделяющая их от “клуба золотого миллиарда” становится шире с каждым годом. Одной из основных проблем “клуба золотого миллиарда” является “хроническое переедание” и тучность, то свыше трёх миллиардов людей в развивающихся странах страдают от недоедания (1,2 млрд. из них постоянно голодает). Среди 4,4 млрд. людей, составляющих население “третьего мира”, три пятых живут в условиях, не соответствующих минимальным санитарным требованиям.

Однако даже при всех достижениях глобализации и технологической революции мир будущего очень далёк от той стабильной, бесконфликтной модели “конца истории”, которую поднимали на щит приверженцы либерализма и свободного рынка. Напротив, ситуация, при которой полтора млрд. человек вынуждено бороться за выживание, получая менее одного доллара в день, в то время как в США на борьбу с последствиями переедания и ожирения тратится свыше 100 млрд. долларов в год, не может не привести к глобальным конфликтам.

“Времена, в которые мы живём, полны угроз и опасностей. Но мы настолько занялись собственными делами, что в конце концов, утратили представление о сложности окружающего нас мира… В истории трудно найти другой период, когда люди смотрели бы в будущее с такой неподдельной тревогой. В самом деле, это похоже на возврат к Средним векам, когда разум человека был объят страхом перед наступлением нового тысячелетия…”. Так в середине 60-х годов описывал взгляд западного человека на прогресс Аурелио Печчеи (1908-1984) – итальянский экономист, бизнесмен, общественный деятель, основатель и первый президент Римского клуба. Это международная неправительственная организация, выдвинувшая в конце 60-х годов XX века программу изучения глобальных проблем, затрагивающих основу человеческого существования. Основанный в 1968 г. Римский клуб объединил интеллектуалов из многих стран мира, озабоченных сценариями возможного будущего человечества. Римский клуб занимается вопросами гонки вооружений и угрозы развязывания ядерной войны, загрязнения окружающей среды и мирового океана, истощения природных ресурсов, роста народонаселения на планете, углубления неравенства в развитии стран, расширения зон бедности и нищеты. Вся деятельность организации, зарегистрированной в Швейцарии направляется исполнительным комитетом. На ежегодных собрания, симпозиумах и семинарах, деловых встречах, заслушиваются доклады по актуальным проблемам общепланетарного значения. В 1984г. на посту президента А. Печчеи сменил французский учёный А. Кинг. Широкую известность приобрели исследовательские проекты, получившие концептуальную завершённость в докладах: “Пределы роста”, 1972 г. (руководитель Д. Медоус); “Человечество у поворотного пункта”, 1974 г. (руководители М. Мессарович и Э. Пестель); “Цели для человечества”, 1977 г. (руководитель Э. Ласло); “Третий мир: три четверти мира”, 1980г. (руководитель М. Гернье) и др. Члены Римского клуба предостерегали против чрезмерного увлечения высокими технологиями, предсказывали тяжелейшие кризисы, с которыми придётся столкнуться цивилизации, поставившей во главу угла экономическое процветание и технологический прогресс и забывшей об этике и ответственности перед будущим поколением.

Однако, к счастью, демографическая ситуация на планете стабилизируется. Согласно расчетам, сделанным в середине XX в., к началу III тысячелетия на Земле должно было бы жить 8-9 млрд. чел. Однако к этому времени на планете оказалось немногим больше 6 млрд. чел. Прогнозы об увеличении численности человечества к середине XXI в. до 15-12 млрд., видимо, не сбудутся: при сохранении современной тенденции через 50 лет население планеты, вероятно, не превысит 9 млрд. человек – такую “ношу” биосфера сможет вынести.

Экологическая проблема

  “Природа болела человеком. Человек не умел видеть землю как живое страдающее существо”. Эти строки из повести Даниила Гранина “Зубр” врезаются в память своей поразительной образностью. Они заставляют острее понять ту ответственность, которая легла на всех нас, живущих в период стремительного развития мощных технических средств. В такое время никто не имеет права оставаться равнодушным, потому что только общими силами, общим разумом, общечеловеческой солидарностью можно понять и не допустить осуществления губительных, страшных по своим экологическим последствиям проектов. История хранит память о некогда цветущем в VI – IV вв. до н.э. городе Вавилоне (“Баб-элон” – “Врата бога”), от которого к началу новой эры остались лишь руины. Одна из основных версий, почему погиб Вавилон – засоление и опустынивание земель, допущенные при создании мелиорационных каналов. История гибели Вавилона – это притча для потомков. Времена меняются, но цена расплаты за ошибки возрастает, сроки платежа сокращаются.

Футурологи видят основную угрозу человечества в истощении природных ресурсов и техногенных катастрофах. “Истинная проблема человеческого вида на данной ступени в его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внёс в этот мир”[3]. Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производственной деятельности человека. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевлённых предметов и живых организмов называется техномассой. Расчёты учёных показывают, что техномасса производимая человечеством за один год, составляет 1023, а биомасса, производимая на суше 1013 – 1014. Из этих расчётов следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает её. А это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством экологической проблемы.

В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения производств и продукции, в первую очередь, их опасных, радиационных и токсических видов. В год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу попадает более 200 млн. тонн окислов S и N и млн. тонн СО2. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим повышение уровня морей и затопление значительных участков суши. В результате сотни млн. людей рискуют превратиться в “экологических беженцев”.

XX век можно назвать веком урбанизации. Жизнь в городах имеет целый ряд преимуществ (развитые производства, учебные заведения, театры, музеи, центры досуга и т.д.). Однако и проблем у горожан немало. Самая острая из них – загрязнение окружающей среды. Плотность выбросов сернистого ангидрида и СО2 с 1 км2 площади города – миллионера составляет около 800 т./км2 или около 2 т./км2 в сутки, оксидов N – около 165 т./км2 в год. А плотность выбросов пыли приближается к 500 т./км2 в год. Помимо этого, ежегодно в атмосферу поступает до 108 тыс. т. углеводородов, десятки тысяч тонн фенола, спиртов, растворителей, бензола, жирных кислот. Сероводорода и хлора в сочетании с аэрозолями HCl выбрасываются по 5 тыс. т. Около 1 тыс. тонн составляют сероуглерод, фториды и аммиак. От сотен килограмм до нескольких тонн в год – выбросы Pb, As, Cd, бензопирена – веществ, наиболее токсичных для человека.

Ежегодно в окрестностях города – миллионера накапливается около 3,5 млн. тонн твёрдых отходов. Стоки городов отравляют питьевую воду. Город с миллионным населением ежегодно сбрасывает до 350 млн. тонн загрязнённых сточных вод.

Неблагоприятная экологическая обстановка самым негативным образом сказывается на здоровье горожан. В 1953г. среди японских рыбаков, живущих в районе залива Минамата всё чаще стали появляться больные с поражением центральной нервной системы: у человека сужалось поле зрения, руки и ноги немели, походка становилась шаткой, речь невнятной. При тяжёлом течении человек полностью терял зрение и умирал. Число больных выросло до нескольких тысяч, более 100 из них умерли. В сточных водах химического комбината на берегу реки, впадающей в залив Минамата содержалась ртуть, которая превращалась под воздействием гниения водной растительности в очень ядовитую метилртуть. Болезнь возникала в результате употребления отравленных морепродуктов.

Одна из самых страшных аварий, связанных с химическим производством, случилась в 1984г. в индийском городе Бхопал. На заводе фирмы “Юнион карбайд” возникла утечка ядовитых газов. Последствия были ужасны: 2,5 тыс. чел. погибли сразу, отравления получили 500 тыс., из них 70 тыс. остались инвалидами.

  Для людей, находящихся в зоне выбросов металлургических комбинатов, особенно опасен свинец. Он проникает в организм через желудочно-кишечный тракт или лёгкие, попадает в кровь и накапливается в органах. Свинцовое отравление даже на ранних стадиях влияет на головной мозг, в результате чего у детей снижается интеллект, нарушается координация движений, ухудшаются слух и память. По официальным данным почти у 2 млн. детей в городах России могут возникнуть проблемы с поведением и обучением, обусловленные воздействием свинца. Почти 400 тыс. детей нуждаются в лечении, а здоровье около 10 тыс. детей находится в опасности.

Болезни, вызванные накоплением в организме вредных веществ, получили название экологических заболеваний. Такова, например, тяжёлая аллергия у детей, которую вызывают атмосферные выбросы предприятий по производству белково-витаминных концентратов. Впервые с этой проблемой столкнулись в городе Кириши Ленинградской области, поэтому её назвали киришским синдромом.

На Украине (г. Черновцы) были зарегистрированы случаи заболевания детей, сопровождающиеся внезапным облысением. Причиной стало повышение содержания в окружающей среде таллия, соединений брома и фтора.

В тех городах России, где наблюдается сильное загрязнение атмосферного воздуха сероводородом, углеводородами, аммиаком, сернисто-фтористыми газами, очевидно отставание детей в физическом и нервно-психологическом развитии, отмечается высокая хроническая заболеваемость.

Наиболее опасным загрязнением окружающей среды является радиационное. Оно возникает в результате аварий на объектах, производящих или использующих радиоактивные материалы, при разработке радиоактивных руд, неправильном хранении радиоактивных отходов, а также при испытании и применении ядерного оружия. Тяжёлым последствием радиационного поражения является острая лучевая болезнь, как, правило, заканчивающаяся смертью, - возникает при однократном получении человеком высокой дозы (100 – 450 бэр) ионизирующего излучения. Длительное, в течение ряда лет, облучение приводит к хронической лучевой болезни, снижению иммунитета, помутнению хрусталика с полной или частичной утратой зрения, снижению функции щитовидной железы и возрастанию риска развития рака щитовидной железы. Даже через много лет после облучения возможно возникновение мутаций и других повреждений клеточных структур, которые служат причиной доброкачественных и злокачественных опухолей. С мутациями также связаны многочисленные врождённые нарушения и уродства, которые передаются по наследству. В России установлены строгие нормы годового облучения: для профессионалов, работающих с радиоактивными веществами – 5 рентген (5 – бэр), для населения, проживающего вблизи АЭС и других подобных производств – 0,5 рентген    (500 мбэр).

На нашей планете становится всё меньше и меньше растений и животных: одни виды исчезают, численность других сокращается. В 1948 г. был образован международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В 1963г. появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название Красная книга фактов” (“Red Data Book”).

В 1971 г. была создана международная неправительственная организация, задачей которой являлось сохранение окружающей среды – “Гринпис” или “Хранители радуги”. Штаб-квартира Гринпис находится в Амстердаме, но представительства есть в большинстве стран мира (в том числе и в России). Программа Гринпис – это природоохранное просвещение, касающееся проблем загрязнения воздуха, токсичных отходов, ядерного разоружения, охраны редких видов растений и животных и др.

Другая известная крупнейшая неправительственная природоохранная организация – Всемирный фонд дикой природы (WWF). Приоритетные направления деятельности WWF – сохранение основных экосистем: лесов, прибрежных участков суши.

Каждый народ, каждая страна имеют свой специфический интерес в том или ином раскладе международных отношений, направленности межгосударственных торговых потоков и распределении капиталов. Они неизменно отстаивают свою выгоду в вопросах использования природных ресурсов, сохранения окружающей среды и т.п. Нередко внутренние интересы берут верх над соображениями более общего порядка, и тогда такая политика осуществляется во вред другим государствам. Например, в области экологии это, как правило, затрагивает интересы народов, проживающих на сопредельных территориях.

Так, запрет мирового сообщества на применение препарата ДДТ, губительного для здоровья людей, непосредственно задел интересы стран третьего мира с интенсивным земледелием, а требования сократить выбросы в атмосферу фреонов, разрушающих озоновый слой Земли, – интересы развитых государств, производящих холодильники. И хотя они пытаются уклониться от жесткого следования принятым международным нормам по сугубо экономическим причинам (им это просто не выгодно), в то же время, понимая справедливость таких требований, и не желая открыто ссориться с мировым сообществом, они подтверждают свое принципиальное согласие с этими нормами и вынуждены их выполнять.

Как уже отмечалось, все глобальные проблемы теснейшим образом переплетены между собой. Причем на планетарном уровне их расклад по актуальности и приоритетам решения – один, а в отдельных странах или регионах другой. Например, для России экологические проблемы и возможности их решения в большей степени, чем в Японии, Канаде или Германии, связаны с военными расходами; в то же время у нас они не находятся в такой жесткой зависимости от демографической ситуации, как в Японии или странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отсюда и подходы к преодолению одних и тех же проблем в различных государствах различны. Так, в бедных, развивающихся странах, в лучшем случае говорят о проблемах экологии, но там практически не имеют ни средств, ни условий для их решения. Более привлекательно, на первый взгляд, даже благополучно, выглядят дела с этим в развитых странах. Там научились достаточно эффективно справляться с локальными загрязнениями окружающей среды, побуждая поощрением и принуждением развивать безотходные технологии, выносить за пределы городов (а то и страны) вредные производства и т.п.

Однако такие меры, преследующие в первую очередь национальные интересы той или иной страны, дают определенный положительный эффект только в локальном масштабе и существенно не снижают антропогенной и техногенной нагрузки на биосферу в целом. К такому мнению склоняется большинство ученых и специалистов, что подтверждается и решениями крупнейшего за последние годы Международного экологического форума, состоявшегося в Рио-де-Жанейро в 1992 году[4]. Эти идеи оформились в «концепцию устойчивого развития», которая и сегодня продолжает оставаться предметом активного обсуждения и философского анализа, прежде всего, с точки зрения того, что необходимо предпринять в ближайшее время и отдаленной перспективе, чтобы обеспечить устойчивое развитие всех сфер общественной жизни. Определенные надежды в этом плане связывают с развитием новейших технологий, основанных на широком внедрении в производство и различные сферы общественной жизни компьютерной техники.

Новейшие технологии, информационная революция многократно увеличили и возможности людей осуществлять контроль за изменениями, происходящими в окружающей среде и обществе. “В условиях, когда компьютер расширил могущество личности, граждане могут более эффективно следить за действиями своих правительств…”, – отмечают американские футурологи Д. Несбит и П. Эбурдин[5].

Другим эффективным способом преодоления экологического кризиса является формирование экологического сознания, которое включает целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании экологической этики, психологии, правосознания. Сутью экологической психологии является любовь к природе, как важнейшая черта характера человека, заключающаяся по мнению немецко-американского философа и психолога Э. Фромма в биофилии, понимаемой им как “страстная любовь к жизни и ко всему живому; это желание способствовать развитию, росту и расцвету любых форм жизни, будь то растение, животное или идея, социальная группа или отдельный человек”[6]. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В заключение можно сказать, что успешное решение глобальных проблем возможно лишь при условии, если человечество будет делать акцент на общечеловеческие ценности на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, политических, идеологических и других убеждений. Человек должен познать самого себя – свои цели, свою систему ценностей – также глубоко, как он познает мир, который хочет изменить. Сущность вопроса не только в том, выживет ли человек как вид, а еще в большей степени в том, выживет ли он без того, чтобы впасть в состояние ничтожного существования[19].

Несколько раньше теоретически, теперь и практически “человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из которой он не может”[20]. Этот обобщенный планетарный взгляд на человека и его место в мире стал важным шагом на пути осознания людьми своего единства и новой ситуации, в которой они оказались, так как открывает новые возможности для преодоления возникших перед человечеством трудностей.

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс был убежден, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. В противном случае история человечества может закончиться катастрофой. Поэтому установление взаимопонимания, открытость различных типов общества, религий и культур является жизненно необходимым для человечества. Отсюда вытекает особая роль философии, которая, по его мнению, с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединить человечество на общих духовных основаниях[21].

Несмотря на всю катастрофичность рассматриваемых проблем у человека все же есть шансы и надежда на спасение. В 1992 г. руководители почти всех государств мира собрались в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и приняли программу устойчивого развития, назвав ее “Повестка дня на XXI век”. Но станет ли эта программа реальностью, будет ли мир таким, каким его хочется видеть, – зависит ни столько от политиков, сколько от всех нас, от усилий каждого человека. Человечество делает только первые шаги по пути перехода общества к “устойчивому развитию” – развитию, отвечающему потребностям настоящего, но не лишающему будущее поколение возможности удовлетворять их потребности. Если это движение будет последовательным, то уже через 40-60 лет человечество сможет жить в удивительно чистом и безопасном мире.

Вот основные положения данной программы:

1). В будущем сократится добыча металлов и другого сырья – человечеству вполне хватает Fe, Al, Pb и др. металлов, получаемых в результате вторичного использования. Уже в начале 60-х г. XX в. было доказано, что во всех отраслях промышленности выбросы одних предприятий могут стать сырьем для других. При таком безотходном производстве исчезнут высокие заводские трубы, не будет и свалок.

2). Энергетика будущего будет основана преимущественно на возобновляемых и разнообразных источниках: в южных регионах Земли можно эффективно использовать солнечную энергию, на открытых пространствах пустынь, степей, тундр – ветровую, на морских побережьях – волновую (по расчетам ученых приливы и отливы могут удовлетворить до 30% потребностей Западной Европы в энергии). Не будут строиться новые грандиозные водохранилища и ГЭС, в место них в городах заработают малые беспотентные установки.

3). Резко вырастет число видов растений, выращиваемых человеком. На полях, больше похожих на разнотравные луга, одновременно будут расти, не истощая почву, разные культуры. Отпадет необходимость в огромных количествах минеральных удобрений, а вместо пестицидов с вредителями и сорняками будут бороться их естественные враги – хищные насекомые, птицы и т.д. При этом урожайность основных зерновых культур превысит 100 ц/га, а значит, уменьшиться общая площадь полей. Отпадет нужда добывать миллионы тонн морепродуктов – промысел будет заменен искусственным разведением рыбы и морских деликатесов.

4). Изменится обмен городских ландшафтов: на смену мегаполисам придут небольшие, утопающие в зелени города. Транспортные магистрали, промышленные предприятия и склады переместятся на землю. В строительстве жилья перестанут применять пластмассы, значительно сократиться использование камня и бетона. Вероятно, появится подвижные дома необычной формы (например, спиральные или шарообразные), которые будут поворачиваться вслед за солнцем, словно соцветие подсолнухов, и обогреваться небесным светом.

5). Развитие Интернета и других телекоммуникаций позволит каждому присутствовать в любом месте, не выходя из дома. Поэтому сократится потребность в транспорте и энергии для него. Сам транспорт тоже изменится. Найдут широкое применение монорельсовые поезда, подземные и воздушные туннели с арочными конструкциями, движущиеся тротуары в городах. Площадь, занимаемая дорогами, уменьшится. Огромные самолеты уступят место небольшим летательным аппаратам с вертикальным взлетом и низкоскоростному воздушному транспорту (например, дирижаблям). Бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания сменятся экономичными водородными, метановыми, электрическими,  в т. ч. с солнечными батареями.

6). Разумеется, люди станут меньше болеть. Средняя продолжительность жизни возрастет до 90 лет, численность населения в большинстве регионов мира стабилизируется.

7). Сокращение охватит все национальные вооруженные силы, многократно снизятся расходы на оборону (сейчас в мире “на войну” тратится около 70% всех государственных средств). Будут полностью уничтожены все виды оружия массового уничтожения.

8). Военные полигоны станут заповедниками и зонами отдыха. А общая площадь всех особо охраняемых, но доступных для посещения природных территорий превысит 30% площади суши. Сверхновые биотехнологии будут использованы для сохранения биоразнообразие (“библиотеки” генетических кодов исчезающих видов, хранилища замороженных клеток редких животных и растений – как возможность восстановить их в случае исчезновения в природе).

Человечество как самоорганизующаяся, живая система по большей части методом проб и ошибок, подчас слишком большой ценой и с переменным успехом, но все-таки ищет выходы из кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему. При этом глобальные проблемы не оставляют человеку иного выбора, как преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, сохраняя самобытность культур, вековых традиций и особенностей отдельных наций и народов. А такое единение может происходить на основе признания и соблюдения общечеловеческих ценностей, среди которых центральное место занимают неотъемлемые права человека, разрабатывать и отстаивать которые в, первую очередь призвана философия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Афонин Э.А. Всемирная коэволюция: Глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ. – Киев: Парламент, 2003. – 314 с.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Республика, 1990. – 176 с.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М.: Добросвет КДУ, 2006. – 258 с.

4. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989. – 639 с.

5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Мысль, 1977. – 287 с.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. – М.: Прогресс, 1990. – 316 с.

7. Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных проблем. – М.: Центр политических и международных исследований, 1993. – 291 с.

8. Капица С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли  // Успехи физических наук. – 1996. Т. 166. – № 1. – С. 63-79.

9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 62-79.

10. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация / Под ред. К.Х. Делокарова. – М.: РАГС, 1996. – С. 14-33.

11. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С.109-125.

12. Лем С. Сумма технологии: [пер. с пол.]. – М.: АСТ, 2006. – 668 с.

13. Медоуз Д.Х. и др. Пределы роста: Докл. по проекту рим. клуба “Сложные положения человечества”: [Пер. с англ.]. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205 с.

14. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. и др. / Пер. с англ. За пределами роста. – М.: Прогресс, 1994. – 259 с.

15. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 375 с.

16. Моисеев Н.Н Человек и ноосфера. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 316 с.

17. Наше общее будущее. Доклад комиссии  ООН  по окружающей среде и развитию. – М.: Изд-во политической литературы, 1988. – 58 с.

18. Несбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? – М.: Прогресс, 1992. – 357 с.

19. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В. Захаровой. Общ. ред. и вст. статья Д.М. Гвишиани. – М.: Прогресс, 1985. – 311 с.

20. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. – Женева, 1992. – 132 с.

21. Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 26-37.

22. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе: Пер. с фр. / Сост. и предисл. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО “Изд-во АСТ”, 2002. – 553 с.

23. Федоров Н.Ф. Сочинения / Общ. ред.: А.В. Гулыга; Вступ. статья, примеч. и сост. С.Г. Семёновой. – М.: Мысль, 1982. – 711 с.

24. Синергетика как современное мировидение // Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С. 178-181.

25. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с нем. Э. Телятниковой. – М.: ООО “Изд-во АСТ”, 2004. – 635 с.

26. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 349 с.

27. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. – 586 с.

28. Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 90-105.

29. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект-Пресс, 1996.  

30. Ясперс К. Будущий мировой порядок // Век XX и мир. – 1990. – № 9. – С. 43-47.

31. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – 527 с.


[1] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Наука, 1985. – С. 7.

[2] Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002. – С. 216.

[3] Печчеи А. Человеческие качества – М.: Наука, 1985. – С.42.

 

 

[4] См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. – Женева, 1992. – С. 8 -15.

[5] Несбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? – М.: Прогресс, 1992. – С. 347.

[6] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО “Изд-во АСТ”, 2004. –        С. 504.

[7] Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М.: Добросвет, 2004. – С. 153.

[8] Лем С. Сумма технологии. – М.: АСТ, 2006. – С. 13.

[9] Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Республика, 1990. – С. 157-158.

[10] Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – С. 117-118

[11] См.: Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – С. 474-477.

[12] См.: Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – С. 523-524.

[13] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике. // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 73.

[14] Капица С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли // Успехи физических наук. – 1996. Т. 166. – № 1. – С. 66-67.

[15] См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация. – М.: РАГС, 1996. – С. 21.

[16] См.: Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 122-123.

[17] HS-режим – режим снижения интенсивности процессов, “расплывания структур” , “растекания от центра” и “охлаждения” (если аналог диссипации сильнее фактора самовлияния); противоположный режим – LS-режим, связанный с локализацией и ростом интенсивности процессов во все более узкой области вблизи максимума (если фактор нелинейного самовлияния сильнее аналога диссипации).

[18] См.: Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С. 110-111.

[19] См.: Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. и др. За пределами роста. – М.: Изд-во Прогресс, 1994. –  С. 201.

[20] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Мысль, 1977. – С. 24.

[21] См.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – С. 420-421.


Автор:

Волкова Татьяна Ивановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук ЧелГМА.

  В пособии рассматриваются глобальные проблемы человечества, дается их философское осмысление и анализ, а также предлагаются пути решения данных проблем через принятие идеологии “нового аскетизма”, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовные, через формирование новой культуры мышления. В пособии идет речь об изменениях социальных и нравственных установок личности и общества в целях спасения человечества и среды его обитания от деятельности, порождаемой самим человеком. Предлагаются варианты исследования глобальных проблем и альтернативы будущего человечества с позиции новой нетрадиционной методологии прогнозирования – синергетики.

 

 Издание подготовлено в соответствии с Государственной учебной программой по дисциплине “Философия”, утвержденной МЗ РФ 12.03.2000 г. и рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов, а также преподавателей и аспирантов.

 

 

 

 


Учебное пособие утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук (протокол № 2 от 28.02.2007 г.).

Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета ЧелГМА           (протокол № 13 от 30.05.2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………………………….5

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем………………………...6

Глава 2. Анализ глобальных проблем человечества

2.1. Проблема угрозы ядерной войны ………………………………………………..12

2.2. Демографическая проблема ………………………………………………………..17

2.3. Экологическая проблема ……………………………………………………………21

Глава 3. Философское осмысление глобальных проблем и пути их               

разрешения. Будущее человечества.                      

3.1. Идеология “нового аскетизма” и новая культура мышления как

основы решения глобальных проблем………………………………………………..27

3.2. Принципы и ценности гуманизма в решении глобальных  

проблем……………………………………………………………………………………….30

     3.3. Идеи русского космизма в решении глобальных проблем……………32

     3.4. Синергетический подход к решению глобальных проблем…………..34

     3.5. Альтернативы будущего человечества……………………………………..37

Заключение ………………………………………………………………………………………...42

Список литературы ……………………………………………………………………………...45

 


ВВЕДЕНИЕ

Начиная со второй половины XIX в. и особенно в XX в., вторжение человека в биосферу стало настолько мощным, что природа практически исчерпала свои восстановительные способности. В работах, выполненных в начале         70-х гг. под эгидой Римского клуба – объединения политиков и ученых, создавших сценарии возможного развития человечества и биосферы утверждалось, что при сохранении темпов роста населения Земли в первой половине XXI столетия все доступные ресурсы будут исчерпаны. Поэтому предлагалось ограничить и даже свести к нулю рост материального потребления в развитых странах, принять строгие меры по ограничению рождаемости в азиатских странах. Но человечество оказалось не готово к такому “самопожертвованию” и самоограничению. Попытки затормозить технический прогресс и призывы отказаться от привычного многим материального благополучия и комфорта потерпели неудачу. К концу XX в. остановить рост материального потребления не удалось, а многие экологические проблемы – загрязнение атмосферы и вод, обезлесение, опустынивание и так далее – не только обострились, но и приобрели глобальный характер.

Среди наиболее важных забот современного человечества, помимо проблем взаимодействия природы и общества, неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность, что ведет в свою очередь к продовольственному кризису, голоду и росту опасных заболеваний.

Одной из самых расточительных сфер общественной жизни является военная сфера. Устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира на Земле по общему признанию является самой актуальной из всех существующих глобальных проблем. И хотя во все времена острота ее никогда не ослабевала, в ХХ в. она обрела новый, драматический смысл и актуальность, поставив уже не только отдельных людей, целые народы, но и все человечество перед роковым вопросом “быть или не быть?”.

  Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние – по мере их решения исчезать. Обращая внимание на это обстоятельство, основатель и первый президент Римского клуба А. Печчеи писал, что многие проблемы, вставшие перед человечеством, “сцепились другом с другом подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету… число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, а их “щупальца” с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету”[1]. Но как бы ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки и, прежде всего, философии, т.е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, существенное от несущественного, возможное от действительного, единичное от общего. 

 

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 333.