Н.И.Сидняев, Н.Т.Вилисова
Утверждено
Редсоветом МГТУ
как методические указания
Курсовая работа
(организация и методика)
Методические указания для выполнения домашних заданий и курсовых научно-исследовательских работ
Под редакцией Н.И.Сидняева
____________________________________________________________
Москва 2001
Сидняев Н.И., Вилисова Н.Т. Курсовая работа (организация и методика) : Методические указания /Под ред. Н.И.Сидняева. –М.: Изд-во МГТУ - 2001 –35с., ил.
Данные методические указания издаются в соответствии с учебным планом
Рассмотрено и одобрено кафедрой «21» июня 2000г., Методической комиссией факультета и Учебно-методическим управлением.
Рецензент: В.С.Зарубин
Методические материалы по курсовой работе, составлены на основании приказов, инструкций и указаний Министерства образования Российской Федерации и опыта работы профилирующих выпускающих кафедр МГТУ. Предназначаются для преподавателей и студентов старших курсов.
Рассмотрены и одобрены Учебно-методическим советом и управлением в качестве исходных материалов по курсовым работам.
Редакция заказной литературы
Николай Иванович Сидняев
Нина Трофимовна Вилисова
Курсовая работа (организация и методика)
Заведующая редакцией Н.Г.Ковалевская
Редактор О.М.Королева
Корректор Л.И.Малютина
Подписанов печать «__»______2000г. формат 60х90/16.Бумага типограф. №2, усл.печ.л. 2,5. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 300 экз. Изд. №__, Заказ №___ .Бесплатно. Издательство МГТУ, типография МГТУ. 107005, Москва, Б-5, 2-я Бауманская, 5
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа — важный этап обучения студента в вузе, позволяющий выявить, насколько полно студент усвоил учебный материал, изучаемый им на протяжении установленного периода обучения. Это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего семестра под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Студенты ежегодно выполняют курсовые работы начиная со 2 курса. Им предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры. Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследовательских методов научная работа в любой области — естественнонаучной, гуманитарной или технической - имеет много общего /1-3/. Так, общими являются два главных направления исследования, которые взаимодополняя друг друга, позволяют получать серьезные научные результаты, а именно:
- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;
- собственная расчетная, экспериментально-практическая работа студента.
В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере ее выполнения расширяется научный кругозор студента, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самостоятельность мышления, обретает собственные научные взгляды.
Выбранная студентом на 2 курсе тема научного исследования обычно в курсовых работах последующих лет обучения получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь. Однако это не является правилом, и студент в принципе может менять тему и научного руководителя на следующих курсах. Но происходит это, как показывает практика, не очень часто, что вполне объяснимо. Ведь взяв новую тему, студент вынужден сначала делать необходимую предварительную работу, т. е. снова подбирать литературу, знакомиться с ней, входить в проблематику, выявлять степень ее разработанности и т. д. На это уходит много времени и сил, тогда как продолжая уже начатую научную работу, он может все свое внимание сосредоточить непосредственно на разработке проблемы.
Проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями (см. ниже) и представляется к защите /4-6/.
В свою очередь, курсовая работа является научно-исследовательской работой студента, на основе защиты которой комиссия, утвержденная кафедрой, решает вопрос о защите в соответствии с профилем дисциплины /4,5/. С целью успешного выполнения курсовой работы требуется четкая организация.
Цель настоящего издания — на основе инструкции по подготовке курсовых работ и положения о комиссии, утвержденной кафедрой, дать основные общие рекомендации по выполнению курсовой работы.
Выпускающая кафедра, а свою очередь, должна разработать методические указания по выполнению курсовых работ, которые отражают особенности своей специальности, и обязательный объем требований для преподавателей, консультантов и студентов кафедры. В указаниях следует рассмотреть содержание курсовой работы с учетом специфики практики студента, распределение объема работы по частям, календарные сроки, указания по исследовательской части, комплексную оценку решений в специальных разделах работы, указания по постановочному разделу, требования к расчетной части и содержанию расчетно-пояснительной записки.
1. Цель и задача курсовой работы
Курсовая работа имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов и применение этих знаний при самостоятельном решении прикладных задач /1-3/.
В процессе курсовой работы наряду с углубленным изучением избранной научной тематики у студентов закрепляется, расширяется и углубляется умение работать с научно-технической и справочной литературой, анализировать научно-технические достижения отечественной и зарубежной науки, решать комплексные задачи (расчетные, исследовательские, организационные), принимать обоснованные решения по соответствующим разделам курсовой работы и более глубоко давать анализ перспективных научных разработок. Кроме того, курсовая работа развивает у студентов навыки овладения методикой исследования и численного экспериментирования, наклонности к самостоятельному применению новых оригинальных методов и приемов расчета, теоретических и прикладных исследований отдельных вопросов, использованию современной вычислительной техники и математических методов.
Оформление курсовой работы
Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе должна соответствовать требованиям и текстовым документам ЕСКД и пишется на одной стороне листа /6-8/.
Оформление библиографических ссылок
Любое изданное произведение охраняется авторским правом. Это означает, что изложенные в нем мысли не могут быть присвоены себе каким-то другим автором. Поэтому если вы используете чье-то высказывание в своей работе, необходимо сослаться на того автора и то произведение, откуда они взяты. Такое указание на источник цитирования оформляется определенным, установленным образом и называется библиографической ссылкой /14,16/.
Каждый вид ссылок имеет свои правила оформления, которые необходимо соблюдать, иначе могут возникнуть трудности в понимании текста. Предпочтение тому или иному виду ссылок отдается с учетом их количества, повторяемости и того, насколько цитируемые произведения могут заинтересовать читателя.
В студенческих научных работах обычно используются подстрочные ссылки, которые оформляются следующим образом.
Когда цитата заканчивается, в тексте после кавычек на верхней линии шрифта ставится цифра — порядковый номер цитаты. В нижней части страницы, которая отделяется от текста чертой, под этой же цифрой помещается ссылка, т. е. библиографическое описание источника цитирования /13/.
Нумерация ссылок может быть сквозной по всей работе или только в пределах страницы, когда на каждой новой странице ссылки нумеруются начиная с «I». Например:
Математик К.Г.Якоби говорил, что всеми своими познаниями обязан не особым природным дарованиям, но упорному тяжелому труду. Гаусс и вовсе утверждал, что отличается от других людей только прилежанием1 . Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. Ч. 1. — М.; Л., 1937.—С.61.
Более удобными, особенно при достаточно большом количестве цитат, являются затекстовые ссылки, когда все источники на которые вы ссылаетесь в работе, группируются по алфавиту в один список литературы и нумеруются. Этот список помещается в конце работы.
При наличии в работе такого списка ссылка оформляется следующим образом. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается номер цитируемого источника по списку литературы, а затем после запятой приводится номер страницы, на которой напечатан цитируемый фрагмент. Например: (5, с. 32).
Библиографический аппарат курсовой работы рекомендуется представлять библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1.84 "Библиографическое описание документа" и с учетом кратких правил "Составления библиографического описания" (2-е изд., доп. — М.: Изд-во "Кн. палата", 1991). Рассмотрим вначале оформление библиографического списка.
Библиографический список — элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников (ИС) и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей курсовой работы отражающей самостоятельную творческую работу ее автора и потому позволяющий судить о степени фундаментальности проведенного исследования.
Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п. Благодаря этому можно избежать повторных проверок, вставок пропущенных сведений. В курсовых работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически не были использованы автором. Не включаются также энциклопедии, справочники, научно-популярные издания.
В курсовых работах по техническим наукам обычно приводится дополнительный список-перечень авторских свидетельств и патентов, на которые есть ссылки в основном тексте.
В курсовых работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке курсовой работы.
При алфавитном способе расположения библиографических описаний источников их список обычно не нумеруют. Связь библиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилии авторов и года издания.
Библиографический список по хронологии публикаций целесообразен в курсовой работе, когда основная задача списка — отразить развитие научной идеи или иной мысли. Принцип расположения описаний здесь — по году издания.
В сложных случаях описания располагают: а) описания под одним годом издания — по алфавиту фамилий авторов и основных заглавий (при описании под заглавием); б) описания на других языках, чем язык курсовой работы — под своим годом издания после описания на языке курсовой работы в алфавите названий языков; в) описание книг и статей — под своим годом издания, но в пределах одного года обычно сначала книги, потом статьи; г) описание книг, созданных самостоятельно и в соавторстве — в списке книг одного автора (персоналии) под одним годом сначала самостоятельно созданные, затем — в соавторстве.
Форма связи записей с основным текстом здесь — по номерам записей в списке. Такие номера обычно заключают в круглые пли прямые скобки. Цифры в них показывают, под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.
Библиографический список, построенный тематически, применяется, когда необходимо отразить большое число библиографических описаний. Такое построение позволяет быстро навести справку на книги на одну из тем, в то время как при алфавитном или хронологическом построении для этого пришлось бы прочитывать весь список, отыскивая книги на нужную тему.
Расположение описаний в таком списке может быть различным: а) по темам глав произведений с выделением в отдельную рубрику общих работ, охватывающих все или значительную часть тем; б) по рубрикам того или иного раздела тематической классификации литературы, который соответствует общей теме курсовой работы.
В тематическом библиографическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть: а) по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием); б) по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным); в) по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий. Форма связи описания с основным текстом делается здесь по номерам записей в списке.
Библиографический список по видам изданий используется в курсовых работах для систематизации тематически однородной литературы.
При составлении таких списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, справочные и др. Их порядок и состав определяются назначением списка и содержанием его записей.
Принцип расположения описаний внутри рубрик здесь такой же, как и в списке, построенном по тематическому принципу, а форма связи описания с основным текстом — по их номерам в списке.
Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников применяется в курсовых работах с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы размещаемые внутри по одному из принципов (от простых к сложным, от классических к современным, от современных к исторически важным, от отечественных к зарубежным и т.п.), затем источники более частные, конкретного характера, располагаемые внутри либо как составные части общей темы диссертации, либо по ее более частным вопросам. Форма связи описаний с основным текстом здесь — по номерам описаний в списке.
Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
Государственные стандарты и сборники документов. Например:
Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. — Введ. 01.01.86. — М.,1984. — 75 с.
Реферат и аннотация: ГОСТ 7.9 - 77. -М.: Изд-во стандартов, 1981. -6с.
Книги одного, двух, трех и более авторов. Например:
Боровков А.А. Теория вероятностей — М.: Наука, 1976. — 352 с.
Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы: — М.: Наука, 1987. — 600 с.
Планирование, организация и управление транспортным строительством/А.М.Коротеев, Т.А.Беляев и др.; под ред. А.М.Коротеева. — М.: Транспорт, 1989. — 286 с.
Сборник одного автора. Например:
Методологические проблемы современной науки/Сост. А.Т.Москаленко. — М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
Сборник с коллективным автором. Например:
Автоматизация проектирования:Труды МВТУ им.Н.Э.Баумана; №454/Под ред. И.П.Норенкова. -М., 1986. -139с.
Материалы конференций, съездов. Например:
Повышение точности: Тез. Докл. Всесоюзн. Конференции, 21-23 окт. 1985г./Отв. Ред. С.Б.Пушкин, Р.А.Елкин; МВТУ. -М., 1980. -
Автореферат диссертации. Например:
Борисов С.Н. Методы машинной номографии и их приложения: Автор. Дис. ...д-ра тех. наук. -М., 1986. -32с.
Статья из газеты и журнала. Например:
Михайлов В.Н. Ракетные системы//Зарубежное военное обозрение. - 1977. -№12. -С.30-37.
Егорова-Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека//Проблемы теории и практики управления. — 1992. — Мб. — С.14—15
Статья из продолжающегося издания. Например:
Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли//Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед. — 1981. — Вып.8. — С.3—17
Статья из ежегодника. Например:
Народное образование и культура//СССР в цифрах в 1985 г. — М., 1986. — С.241—255
Статья из энциклопедии и словаря. Например:
Бирюков Б.В., Гастев Й.А./ Геллер Е.С. Моделирование//БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974. — Т.16. — С.393—395.
Автореферат//Советский энциклопедический словарь. — М., 1985. — С.396.
Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например,", "См. частности". Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают "См. также:". Когда ссылка приводится для сравнения, поясняют "Ср.:" или что в ссылке работа более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут "Об этом подробнее см.:".
По месту расположения относительно основного текста курсовой работы библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являются неразрывной частью основного текста; 2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.
Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например:
Эта сторона математической логики так характеризуется в известной книге Д.Гильберта и В.Аккермана "Основы теоретической логики" (М., 1947): "Логические связи, которые существуют между суждениями, понятиями и т.д., находят свое выражение в формулах, толкование которых свободно от неясностей, какие легко могли бы возникнуть при словесном выражении" (С.17).
Существует несколько способов связи основного текста с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки.
При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратную скобку. Например:
[4, С.24], что означает: 4 источник, 24 страница.
Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, т.е. приведена первая часть аналитического описания, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания, т.е. второй частью аналитического описания.
Защита курсовых работ
Защита курсовой работы может рассматриваться как самостоятельная организационная форма научной работы, имеющая определенные процедурные особенности /14/. Это означает, что защита курсовых работ проходит в установленном порядке и включает ряд обязательных составляющих, этапов, действий.
Проходит защита в присутствии комиссии, состоящей как правило из трех человек; обычно это научные руководители тех студентов, которые защищают свои работы. На защите помимо защищающихся и членов комиссии могут присутствовать другие студенты и преподаватели.
Каждый студент, защищающий курсовую работу, делает небольшой доклад (на 10—15 минут) по своей теме, в котором он должен отразить наиболее существенные положения работы:
сформулировать ее цель, показать теоретическую, т. е. результаты изучения литературы по проблеме, и прикладную базу исследования, сделать выводы. Студент в своем докладе четко и кратко должен осветить содержание темы, данные о целесообразности принятых методов и решений в проекте с научно-теоретической и практической точки зрения, а также сформулировать заключение. Следует отметить, что построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т. п./17/ В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т. п. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений /15/.
Таким образом, работа над докладом не только позволяет студенту приобрести новые знания, но и способствует формированию важных научно-исследовательских умений, освоению методов научного познания, приобретению навыков публичного выступления /16-18/.
После доклада члены комиссии и присутствующие на защите задают студенту вопросы, касающиеся непосредственно курсовой работы и знаний, полученных ими за время работы.
На старших курсах защита курсовых работ может включать такой этап, как рецензирование. В этом случае за несколько дней до защиты курсовая работа передается назначенному кафедрой рецензенту — преподавателю или научному сотруднику, который прочитывает работу и дает на нее рецензию, т. е. критический отзыв, содержащий оценку работы, раскрывающий ее достоинства и недостатки. Такое мнение специалиста всегда полезно для исследователя, поскольку оно дает ему возможность в ходе дальнейшей работы устранить недочеты, иногда помогает осознать новые аспекты проблемы и пути ее решения.
Если у защищающегося есть рецензент, то на защите он сам или кто-то из членов комиссии зачитывает отзыв, после чего студент отвечает на замечания, высказанные в рецензии, а также на вопросы, которые может задать каждый из присутствующих. При этом студент должен продемонстрировать умение формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументирование, т. е. с приведением убедительных доводов, ее доказывать.
После того, как выступит каждый из защищающихся, комиссия на закрытом заседании путем открытого обсуждения и голосования выставляет оценки, которые тут же объявляются и заносятся в ведомости.
Поскольку на каждую защиту в целом уходит по 10—15 минут, одновременно может защищаться не больше 4—5 человек. Поэтому иногда, при большом количестве студентов на курсе, процедура защиты опускается. В таком случае оформленные курсовые работы сдаются научным руководителям, которые ее оценивают сами. Но если это допустимо на 2—3 курсах, то на предвыпускном курсе защита курсовых работ обязательно должна состояться, так как она дает студентам возможность «прорепетировать» предстоящую по окончании обучения защиту дипломной работы, ознакомиться с этой процедурой /16/.
Работа комиссии по защите курсовых работ проводится в сроки, предусмотренные учебными планами университета.
Защита курсовых работ студентами производится:
— строго по расписанию;
— публично на открытом заседании;
— в университете и на предприятиях, в учреждениях и организациях, для которых тематика защищаемых работ представляет научно-теоретический и практический интерес.
К защите курсовых работ допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана и программ.
Результаты защит определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При определении оценки курсовой работы принимается во внимание уровень теоретической, научной и профессиональной подготовки студента, а также качество выполнения, расчетов, графического материала и др. Решение об оценке принимается на закрытом заседании комиссии открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
В тех случаях, когда защита курсовой работы признается неудовлетворительной, комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или обязан разработать новую тему, которая устанавливается соответствующей кафедрой.
После закрытого заседания вновь, в тот же день после оформления протокола заседания комиссии, открывается публичное заседание, на котором председатель комиссии объявляет результаты защит.
Примерные тематики курсовых работ
Курсовая работа
«МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА»
Цель и задачи курсовой работы. Основная цель работы—выработка навыков у студентов к самостоятельной постановке и проведению исследования и математического моделирования технологических процессов /19/.
В соответствии с этим в работе студент должен решать следующие основные задачи:
на основании полученного задания построить единую схему организации исследования для выбранной технологической операции (ТО) /19/;
провести математическое моделирование заданного ТП;
проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Исходные данные. Технологический процесс — объект исследования; параметры качества изделия, изготавливаемого в данном технологическом процессе студенты получают по мере выполнения этапов курсовой работы.
Содержание работы. Курсовая работа должна быть объемом не более 25—30 страниц машинописного текста и содержать следующие разделы.
1. Анализ выбранной технологической операции.
1.1 Краткое описание технологического процесса.
1.2. Сравнительный анализ входных и выходных параметров, присущих данной операции.
1.3. Обоснованный выбор наиболее существенного выходного параметра качества.
1.4. Отбор наиболее существенных входных факторов.
2. Описать операционный контроль выбранного параметра качества
3. Проведение математического моделирования данного технологического процесса.
3.1. Обосновать необходимость проведения моделирования выбранного технологического процесса и разработать план эксперимента.
3.2. На основании полученных данных построить адекватную математическую модель методами статистического планирования эксперимента (ПФЭ, ДФЭ, ОЦКП, РКЦП).
4. Анализ полученных результатов и выводы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: "Организация контроля и математическое моделирование технологических процессов производства электронных средств" /19/.
Технологическая операция: термическое окисление кремния
Курсовая работа
Цель - построение математической модели обтекания клина сверхзвуковым потоком. Предложить численную методику решения, основанную на конечно-разностных схемах.
где r - плотность, Р – давление, u, v – компоненты скорости вдоль осей x и y соответственно, g - отношение удельных теплоемкостей, b к – угол полураствора тела, а s равно 0 для двумерного течения и 1 для осесимметричного.
- вектор скорости, лежащий в плоскости, касательной к поверхности ударной волны.
Индекс s относится к параметрам за ударной волной , vn – нормальная составляющая скорости к поверхности ударной волны, Dn – скорость движения ударной волны.
На поверхности тела:
Задание: Разработать теоретическую модель сверхзвуковых течений на ограниченном по протяженности участке поверхности обтекаемого тела . Задачу стационарного сверхзвукового обтекания тела решить методом установления.
Курсовая работа
Вероятность разорения представляет фундаментальный интерес для компании и служит основой для принятия важнейших решений. Для ее расчета в актуальной математике разработан целый ряд моделей разной степени сложности.
Тема: Построение модели разорения финансово-страховой компании.
Анализ простейшей модели базируется на следующих предположениях:
1. анализируется фиксированный относительно короткий (так что можно пренебречь инфляцией и не учитывать доход от инвестирования) промежуток времени обычно это один год;
2. число договоров страхования N фиксировано и неслучайно;
3. плата за страховку полностью вносится в начале анализируемого периода; никаких поступлений в течение этого периода нет;
4. наблюдаем каждый отдельный договор страхования и знаем статистические свойства связанного с ним индивидуального иска Х (поскольку не все договора приводят к иску, некоторые из случайных величин Х1,… ,Х N ,где Хi - иск от i-го договора, равны нулю).
В рамках этой модели разорение определяется суммарным иском S=X1+….+XN к страховой компании. Если этот суммарный иск больше, чем капитал компании, то компания не сможет выполнить свои обязательства и разориться.
Поэтому вероятность разорения компании равна R=P{X1+…+XN > u}.
В качестве основной характеристики портфеля рассматривается общее число исков n за анализируемый период. Следует отметить, что n является случайной величиной и хорошо описывается с помощью пуассоновского распределения.
Предполагается одинаковая распределенность случайных величин Y1,Y2 …, описывающих величины последовательных реально поступивших исков. Иски рассматриваются как следствие общего риска компании. Разорение определяется суммарным иском: S=Y1+…+Y n , вероятность разорения компании R=P{Y1+…+Y n > u}, u- капитал компании.
Исходные данные: ПУАССОНОВСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.
Свойство 1.
Предположим, что мы имеем несколько независимых групп договоров страхования; поступление исков от i-й группы за анализируемый промежуток времени описывается пуассоновской величиной со средним l i, а величина предъявляемого иска имеет распределение Fi(x). Тогда, если мы объединим все договора в одну большую группу, то поступление исков от этого суммарного портфеля будет характеризоваться распределением Пуассона со средним l = l 1+ l 2+…, а величина предъявляемого иска будет иметь распределение F(x), являющееся средним с весами l i/ l значением распределений Fi(x).
В такой формулировке результат очевиден интуитивно:
1. i-й портфель за рассматриваемый период произведет в среднем li исков; поэтому объединенный портфель произведет в среднем l = l 1+ l 2+… исков;
2.если поступил иск от объединенного портфеля, то с вероятностью li/l он порожден i-м составляющим портфеля и поэтому имеет распределение
.
Свойство 2.
Предположим, что случайная величина S имеет составное пуассоновское распределение с параметрами l и F(x) . Допусти, что распределение величины предъявляемого иска представлено в виде смеси с весами р1,р2…. распределений Fi(x):
.
Тогда S совпадает по распределению с суммой независимых случайных величин S1,S2,… , каждое из которых имеет составное пуассоновское распределение с параметрами l i = l pi и Fi(x) , i =1,2,…
Применяя свойство 2, мы можем рассматривать исходный суммарный иск S как сумму k суммарных исков S1,…,Sk с параметрами l р1, …, l р k и детерминированными величинами исков.
Задание
Предположим, что страховая компания заключила N=10000 договоров страхования жизни сроком на один год на следующих условиях: в случае смерти застрахованного в течении одного года от несчастного случая компания выплачивает наследникам 1000000руб., а в случае смерти в течении одного года от естественных причин - 250000руб. Компания на платит ничего ,если застрахованный не умрет в течении одного года. Вероятность смерти от несчастного случая 0,0005. Вероятность смерти от естественных причин в зависимости от возраста. N1=4000, с вероятностью смерти в течении года q1=0,0040; N2=6000, q2=0,0020.
Определить зависимость вероятности разорения от величины резервов компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, вы познакомились с предложенным вам практическим пособием. Однако не стоит думать, что вы сразу же познали все азы новой для вас студенческой жизни. Все, что вы узнали из нашего пособия, вам придется постигать и применять на практике на протяжении всего периода обучения в вузе. Но мы, авторы, надеемся, что с помощью нашей методички вам будет намного легче учиться, что она станет вам надежным и полезным помощником. Читая методические указания, следует помнить, что она не содержит готовых рецептов на все случаи научного творчества. Все дающие в ней советы и рекомендации являются наиболее общими, требующими индивидуальной корректировки в соответствии и с характером и тематической направленностью выполняемой курсовой работы. При работе над этим пособием, авторами использованы не только знания, полученные из разных книг, но и свой многолетний опыт — как студенческий, так и преподавательский, а также опыт многих наших студентов, аспирантов и коллег-преподавателей. Поэтому не случайно каждая часть пособия содержит много рекомендаций, которые помогут вам научиться учиться, правильно организовать свою учебную и научную работу.
Литература
7. Дипломное проектирование: Методические указания / И.П.Бушминский, Е.М.Парфенов, В.А.Шахнов, В.В.Чермошенский; Под. Ред. В.А.Шахнова. -М.: МГТУ им.Н.Э.Баумана, 1998.
8. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1.84. - Введ. 01.01.86. -М., 1984.
9. Справочная книга редактора и корректора: Ред. -техн. Оформл. Изд. - 2 изд., перераб. - М.: Книга, 1985.
10. Соколова Е. П. Как работать с книгой. М., 1989.
11. Соловьев В. И. Составление и редактирование рефератов. М., 1975.
12. Федотов В. В. Техника и организация умственного труда. М., 1990.
13. Бурдип Н.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. М., 1973.
14. Веревкина А. Н. Как оформить библиографию к научной работе. М., 1988.
15. Демидова А. К. Научный стиль. Оформление научной работы. М.,1991.
16. Кузин Ф. А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов. М., 1997.
17. Куров И. Е., Петривня И. В. Учиться творчески. Учиться рационально. Горький, 1985.
18. Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М., 1995.
19. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов/В.Г.Блохин, О.П.Глудкин, А.И.Гуров, М.А.Ханин; Под ред. О.П.Глудкина.
М., 1997.
Приложение 1.
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана
Факультет Фундаментальные науки
Кафедра Высшая математика
ГОСТ 19.201-78
(CT СЭВ 1627-79)
ГОСТ 19.201-78
(CT СЭВ 1627-79)
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 18 декабря 1978 г. № 3380 срок введения установлен c 01.01.80
Настоящий стандарт устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения.
Стандарт полностью соответствует CT СЭВ 1627—79.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Техническое задание оформляют в соответствии с ГОСТ 19.106—78 на листах формата 11 и 12 по ГОСТ 2.301—68, как правило, без заполнения полей листа. Номера листов (страниц) проставляют в верхней части листа над текстом.
1.2. Лист утверждения и титульный лист оформляют в соответствии с ГОСТ 19.104-78.
Информационную часть (аннотацию и содержание), лист регистрации изменений допускается в документ не включать.
1.3. Для внесения изменений или дополнений в техническое задание на последующих стадиях разработки программы или программного изделия выпускают дополнение к нему. Согласование и утверждение дополнения к техническому заданию проводят в том же порядке, который установлен для технического задания.
1.4. Техническое задание должно содержать следующие разделы:
· введение;
· основания для разработки;
· назначение разработки;
· требования к программе или программному изделию;
· требования к программной документации;
· технико-экономические показатели;
· стадии и этапы разработки;
· порядок контроля и приемки;
· в техническое задание допускается включать приложения.
В зависимости от особенностей программы или программного изделия допускается уточнять содержание разделов, вводить новые разделы или объединять отдельные из них.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
2.1. В разделе "Введение" указывают наименование, краткую характеристику области применения программы или программного изделия и объекта, в котором используют программу или программное изделие.
2.2. В разделе "Основания для разработки" должны быть указаны:
документ (документы), на основании которых ведется разработка;
организация, утвердившая этот документ, и дата его утверждения;
наименование и (или) условное обозначение темы разработки.
2.3. В разделе "Назначение разработки" должно быть указано функциональное и эксплуатационное назначение программы или программного изделия.
2.4. Раздел "Требования к программе или программному изделию" должен содержать следующие подразделы:
· требования к функциональным характеристикам;
· требования к надежности;
· условия эксплуатации;
· требования к составу и параметрам технических средств;
· требования к информационной и программной совместимости;
· требования к маркировке и упаковке;
· требования к транспортированию и хранению;
· специальные требования.
2.4.1. В подразделе "Требования к функциональным характеристикам" должны быть указаны требования к составу выполняемых функций, организации входных и выходных данных, временным характеристикам и т. п. .
2.4.2. В подразделе "Требования к надежности" должны быть указаны требования к обеспечению надежного функционирования (обеспечение, устойчивого функционирования, контроль входной и выходной информации, время восстановления после отказа и т. п.).
2.4.3. В подразделе "Условия эксплуатации" должны быть указаны
условия эксплуатации (температура окружающего воздуха, относительная влажность и т. п. для выбранных типов носителей данных), при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, а также вид обслуживания, необходимое количество и квалификация персонала.
2.4.4. В подразделе "Требования к составу и параметрам технических средств" указывают необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик.
2.4.5. В подразделе "Требования к информационной и программной совместимости" должны быть указаны требования к информационным структурам на входе и выходе и методам решения, исходным кодам, языкам программирования и программным средствам, используемым программой.
При необходимости должна обеспечиваться защита информации и программ.
2.4.6. В подразделе "Требования к маркировке и упаковке" в общем случае указывают требования к маркировке программного изделия, варианты и способы упаковки.
2.4.7. В подразделе "Требования к транспортированию и хранению" должны быть указаны для программного изделия условия транспортирования, места хранения, условия хранения, условия складирования, сроки хранения в различных условиях.
2.5а. В разделе "Требования к программной документации" должны быть указаны предварительный состав программной документации и, при необходимости, специальные требования к ней.
2.5. В разделе "Технико-экономические показатели" должны быть указаны: ориентировочная экономическая эффективность, предполагаемая годовая потребность, экономические преимущества разработки по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами или аналогами.
2.6. В разделе "Стадии и этапы разработки" устанавливают необходимые стадии разработки, этапы и содержание работ (перечень программных документов, которые должны быть разработаны, согласованы и утверждены) , а также, как правило, сроки разработки и определяют исполнителей.
2.7. В разделе "Порядок контроля и приемки" должны быть указаны виды испытаний и общие требования к приемке работы.
2.8. В приложениях к техническому заданию, при необходимости, приводят:
перечень научно-исследовательских и других работ, обосновывающих разработку;
схемы алгоритмов, таблицы, описания, обоснования, расчеты и другие документы, которые могут быть использованы при разработке; другие источники разработки.
Содержание
Введение ......................................................................................................... 3
1. Цель и задача курсовой работы .......................................................................................6
2. Тематика и структура курсовых работ ..........................................................................6
3. Руководитель и консультанты курсовой работы ........................... ...............................6
4. Выдача задания по курсовой работе и согласование календарного плана работы ...9
5. Объем и содержание курсовой работы..........................................................................10
6. Работа с научной и учебной литературой .......................................................................12
7.Оформление курсовой работы ...........................................................................................14
7.1.Расчетно-пояснительная записка ....................................................................................14
7.2.Представление табличного материала........................................................................... 16
7.3. Общие правила представления формул ........................................................................19
7.4. Представление отдельных видов иллюстративного материала .................................21
8. Оформление библиографических ссылок .......................................................................26
9. Контроль за ходом выполнения курсовой работы .........................................................33
10. Защита курсовой работы .................................................................................................34
11. Использование курсовых работ и их хранение .............................................................37
12. Примерные темы курсовых работ .................................................................................38
Заключение ...........................................................................................................................50
Литература ............................................................................................................................51
Приложения 1,2 ....................................................................................................................53
Рецензия
на методические указания "Курсовая работа(организация и методика)" для выполнения курсовых и научно-исследовательских работ
авторов Вилисовой Н.Т., Сидняева Н.И.
Курсовая работа — важный этап обучения студента в вузе, позволяющий выявить, насколько полно студент усвоил учебный материал, изучаемый им на протяжении установленного периода обучения. Это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего семестра под руководством преподавателя.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследовательских методов научная работа в любой области — естественнонаучной, гуманитарной или технической - имеет много общего. Так, общими являются два главных направления исследования, которые взаимодополняя друг друга, позволяют получать серьезные научные результаты, а именно:
- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;
- собственная расчетная, экспериментально-практическая работа студента.
В русле этих двух направлений изложены методические указания. Выбранная студентом на 2 курсе тема научного исследования обычно в курсовых работах последующих лет обучения получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь. Однако это не является правилом, и студент в принципе может менять тему и научного руководителя на следующих курсах.
Цель настоящего издания — на основе инструкции по подготовке курсовых работ и положения о комиссии, утвержденной кафедрой, дать основные общие рекомендации по выполнению курсовой работы.
В указаниях рассмотрены некоторые курсовые работы с учетом специфики практики студента, распределение объема работы по частям, календарные сроки, указания по исследовательской части, комплексную оценку решений в специальных разделах работы, указания по постановочному разделу, требования к расчетной части и содержанию расчетно-пояснительной записки.
Методическое указание иллюстрируется подробными примерами и может быть использовано для курсового и дипломного проектирования.
Методическое указание может быть рекомендовано для внутривузовского издания и предназначено для студентов 2-5 курсов технических факультетов.
Методические материалы издаются в соответствии с учебным планом.
Профессор кафедры
«Прикладная математика »
МГТУ им.Н.Э.Баумана Зарубин В.С.
Тезисы
на методические указания "Курсовая работа(организация и методика)" для выполнения домашних заданий и курсовых научно-исследовательских работ
авторов Вилисовой Н.Т., Сидняева Н.И.
Курсовая работа — важный этап обучения студента в вузе, позволяющий выявить, насколько полно студент усвоил учебный материал, изучаемый им на протяжении установленного периода обучения. Это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего семестра под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Студенты ежегодно выполняют курсовые работы начиная со 2 курса. Им предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры. Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследовательских методов научная работа в любой области — естественнонаучной, гуманитарной или технической - имеет много общего. Так, общими являются два главных направления исследования, которые взаимодополняя друг друга, позволяют получать серьезные научные результаты, а именно:
- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;
- собственная расчетная, экспериментально-практическая работа студента.
В русле этих двух направлений изложены методические указания. Выбранная студентом на 2 курсе тема научного исследования обычно в курсовых работах последующих лет обучения получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь.
Цель настоящего издания — на основе инструкции по подготовке курсовых работ и положения о комиссии, утвержденной кафедрой, дать основные общие рекомендации по выполнению курсовой работы.
В указаниях рассмотрены некоторые курсовые работы с учетом специфики практики студента, распределение объема работы по частям, календарные сроки, указания по исследовательской части, комплексную оценку решений в специальных разделах работы, указания по постановочному разделу, требования к расчетной части и содержанию расчетно-пояснительной записки.
Методические указания иллюстрируются подробными примерами и может быть использовано для курсового и дипломного проектирования.
Методическое указание может быть рекомендовано для внутривузовского издания и предназначено для студентов 2-5 курсов технических факультетов.
Методическое указание предполагается издать общим объемом в 1,5 п.л. глубоким тиражированием, в открытой печати. Тираж – 300 экз.
Авторы
доц. Вилисова Н.Т _____________
доц. Сидняев Н.И. _____________
Аннотация
на методические указания "Курсовая работа (организация и методика)" авторов Сидняева Н.И., Вилисовой Н.Т.
В методических указаниях подробно излагаются цели, задачи, выбор тематики и структура курсовых работ. Расписаны действия научного руководителя и консультантов, а также процедура выдачи задания и согласование календарного плана работы. Излагается порядок составления текста записки с подробным описанием представления табличного материала, формул, иллюстраций. Авторы обращают особое внимание читателей на оформление библиографических ссылок. Рассматриваются вопросы контроля за ходом выполнения курсовой работы, ее защиты, а также использование курсовых работ и их хранение.
В указаниях предложены примерные темы курсовых работ с учетом специфики практики студентов, распределение объема работы по частям, календарные сроки, указания по исследовательской части, комплексную оценку решений в специальных разделах работы, указания по постановочному разделу, требования к расчетной части и содержанию расчетно-пояснительной записки. Методические указания иллюстрируются подробными примерами и может быть использовано для курсового и дипломного проектирования.
Методическое указание может быть рекомендовано для внутривузовского издания и предназначено для преподавателей и студентов 2-5 курсов.
Методическое указание предполагается издать общим объемом в 2,5 п.л. глубоким тиражированием, в открытой печати. Тираж – 100 экз.
Авторы доц. Вилисова Н.Т _____________
доц. Сидняев Н.И. _____________
рассмотрены некоторые курсовые работы с учетом специфики практики студента, распределение объема работы по частям, календарные сроки, указания по исследовательской части, комплексную оценку решений в специальных разделах работы, указания по постановочному разделу, требования к расчетной части и содержанию расчетно-пояснительной записки.
Методические указания могут быть рекомендованы для внутривузовского издания и предназначены для студентов 2-5 курсов.
Методические указания предполагается издать общим объемом в 2,5 п.л. глубоким тиражированием, в открытой печати. Тираж – 100 экз.
Авторы
доц. Вилисова Н.Т _____________
доц. Сидняев Н.И. _____________
Н.И.Сидняев, Н.Т.Вилисова
Утверждено
Редсоветом МГТУ
как методические указания
Курсовая работа
(организация и методика)
Методические указания для выполнения домашних заданий и курсовых научно-исследовательских работ
Под редакцией Н.И.Сидняева
____________________________________________________________
Москва 2001
Сидняев Н.И., Вилисова Н.Т. Курсовая работа (организация и методика) : Методические указания /Под ред. Н.И.Сидняева. –М.: Изд-во МГТУ - 2001 –35с., ил.
Данные методические указания издаются в соответствии с учебным планом
Рассмотрено и одобрено кафедрой «21» июня 2000г., Методической комиссией факультета и Учебно-методическим управлением.
Рецензент: В.С.Зарубин
Методические материалы по курсовой работе, составлены на основании приказов, инструкций и указаний Министерства образования Российской Федерации и опыта работы профилирующих выпускающих кафедр МГТУ. Предназначаются для преподавателей и студентов старших курсов.
Рассмотрены и одобрены Учебно-методическим советом и управлением в качестве исходных материалов по курсовым работам.
Редакция заказной литературы
Николай Иванович Сидняев
Нина Трофимовна Вилисова
Курсовая работа (организация и методика)
Заведующая редакцией Н.Г.Ковалевская
Редактор О.М.Королева
Корректор Л.И.Малютина
Подписанов печать «__»______2000г. формат 60х90/16.Бумага типограф. №2, усл.печ.л. 2,5. Уч.-изд.л. 1,0. Тираж 300 экз. Изд. №__, Заказ №___ .Бесплатно. Издательство МГТУ, типография МГТУ. 107005, Москва, Б-5, 2-я Бауманская, 5
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа — важный этап обучения студента в вузе, позволяющий выявить, насколько полно студент усвоил учебный материал, изучаемый им на протяжении установленного периода обучения. Это учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего семестра под руководством преподавателя — научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Студенты ежегодно выполняют курсовые работы начиная со 2 курса. Им предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связаны с научными направлениями кафедры. Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки ее поэтапного выполнения.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие наук и исследовательских методов научная работа в любой области — естественнонаучной, гуманитарной или технической - имеет много общего /1-3/. Так, общими являются два главных направления исследования, которые взаимодополняя друг друга, позволяют получать серьезные научные результаты, а именно:
- изучение научной литературы по данной проблеме, т. е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;
- собственная расчетная, экспериментально-практическая работа студента.
В русле этих двух направлений выполняется и студенческая научная работа. По мере ее выполнения расширяется научный кругозор студента, он все глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самостоятельность мышления, обретает собственные научные взгляды.
Выбранная студентом на 2 курсе тема научного исследования обычно в курсовых работах последующих лет обучения получает дальнейшее развитие и углубление, постепенно усложняясь. Однако это не является правилом, и студент в принципе может менять тему и научного руководителя на следующих курсах. Но происходит это, как показывает практика, не очень часто, что вполне объяснимо. Ведь взяв новую тему, студент вынужден сначала делать необходимую предварительную работу, т. е. снова подбирать литературу, знакомиться с ней, входить в проблематику, выявлять степень ее разработанности и т. д. На это уходит много времени и сил, тогда как продолжая уже начатую научную работу, он может все свое внимание сосредоточить непосредственно на разработке проблемы.
Проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями (см. ниже) и представляется к защите /4-6/.
В свою очередь, курсовая работа является научно-исследовательской работой студента, на основе защиты которой комиссия, утвержденная кафедрой, решает вопрос о защите в соответствии с профилем дисциплины /4,5/. С целью успешного выполнения курсовой работы требуется четкая организация.
Цель настоящего издания — на основе инструкции по подготовке курсовых работ и положения о комиссии, утвержденной кафедрой, дать основные общие рекомендации по выполнению курсовой работы.
Выпускающая кафедра, а свою очередь, должна разработать методические указания по выполнению курсовых работ, которые отражают особенности своей специальности, и обязательный объем требований для преподавателей, консультантов и студентов кафедры. В указаниях следует рассмотреть содержание курсовой работы с учетом специфики практики студента, распределение объема работы по частям, календарные сроки, указания по исследовательской части, комплексную оценку решений в специальных разделах работы, указания по постановочному разделу, требования к расчетной части и содержанию расчетно-пояснительной записки.
1. Цель и задача курсовой работы
Курсовая работа имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов и применение этих знаний при самостоятельном решении прикладных задач /1-3/.
В процессе курсовой работы наряду с углубленным изучением избранной научной тематики у студентов закрепляется, расширяется и углубляется умение работать с научно-технической и справочной литературой, анализировать научно-технические достижения отечественной и зарубежной науки, решать комплексные задачи (расчетные, исследовательские, организационные), принимать обоснованные решения по соответствующим разделам курсовой работы и более глубоко давать анализ перспективных научных разработок. Кроме того, курсовая работа развивает у студентов навыки овладения методикой исследования и численного экспериментирования, наклонности к самостоятельному применению новых оригинальных методов и приемов расчета, теоретических и прикладных исследований отдельных вопросов, использованию современной вычислительной техники и математических методов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.