Право на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наиболее широкое определение промышленной собственности охватывает любые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, используемые в производстве или имеющее иное хозяйственное значение. Причем грань между промышленной собственностью и другими видами интеллектуальной собственности постепенно стирается.

К средствам индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг по Гражданскому кодексу РК относятся:

1) фирменное наименование;

2) товарные знаки (знаки обслуживания);

3) наименование мест происхождения (указание происхождения) товара;

4) другие средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами (п.3 ст.961 ГК РК).

Фирменным наименованием являются официальные названия юридических лиц коммерческого характера – товариществ, акционерных обществ, предприятий, фирм, компаний. Фирменное наименование (например, АО «Казцинк», Нурбанк, Альянсбанк и др.) включают в себя названия и термины, служащие для того, чтобы опознать фирму и род ее деятельности и отличить фирму от других фирм. Если товарный знак позволяет отличить товары и услуги одного производителя от однородных товаров и услуг других производителей, то наименование юридического лица идентифицирует юридическое лицо в целом. Можно сказать и о таких свойствах фирменных наименований, как «символ репутации и реноме соответствующей фирмы», ценным активом фирмы и источником полезной информации для потребителей.1

В структуре фирменного наименования принято выделять две части – основную, которая именуется корпусом формы, и вспомогательную, которую называют добавлениями. Корпус фирмы содержит указание на организационно-правовую форму юридического лица, его тип и предмет деятельности, в необходимых случаях и другие характеристики.

Добавления в свою очередь делятся на обязательные и факультативные. Обязательным является специальное наименование предприятия, его номер и иное обозначение. Например, фабрика «Нева». Другие добавления, например указания типа «центральный», «специализированный», сокращенные наименования фирмы (ЗИЛ, КамАЗ и др.) относятся к числу факультативных и включаются по желанию владельца.

Право на фирму характеризуется в литературе как личное неимущественное право, имеющее бессрочный характер2. Действительно это право связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием.

Товарным знаком является зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних хозяйствующих субъектов от однородных товаров и услуг других хозяйствующих субъектов (например, всемирно известное обозначение для напитков фирмы «Кока-кола»).

Капышев А. в своей статье «Рекламная функция товарного знака» предлагает следующее определение товарного знака3: «Товарный знак – это обозначение, зарегистрированное в установленном законом порядке или охраняемое без регистрации в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия товаров одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц и применяемое для рекламы товаров».

Сопоставляя данное понятие с понятием товарного знака, установленным в Законе Республики Казахстан от 26 июля 1999 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», не отождествляя понятие «товарный знак» и «знак обслуживания», Капышев А. предлагает внести следующее дополнение: «и применяемое для рекламы товаров». В обосновании своей точки зрения он отмечает, что товарный знак должен отразить две основные функции: гарантийную (способность помочь выбрать товар искомого качества) и рекламную (способность содействовать осуществлению эффективной рекламы товара и выступать непосредственно в качестве объекта рекламы) в сочетании с обеспечением знаку правовой охраны.1

Таким образом, следует согласиться с мнением вышеназванного автора в том, что товарный знак не является изолированной графической единицей, а существует только во взаимосвязи с товаром и сопровождающими его рекламными и иными материалами.

Примерами наименований мест происхождения товаров является обозначение для минеральной воды «Сарыагаш», обозначение деревянных изделий «Гжель».

Важнейшим свойством, определяющим полезность объектов интеллектуальной собственности, является их информативность. Например, фирменное наименование коммерческой организации способно донести информацию об организационно-правовой форме, подчиненности и других элементах статуса. Товарный знак позволяет покупателям различать однородные товары разных производителей и делать выводы об их качестве. Процесс использования товарных знаков и наименований фирм добавляет к полезности и коммерческую ценность, обусловленную узнаваемостью, известностью зарегистрированного изображения.

Правовая охрана товарных знаков может быть предоставлена любым юридическим лицам или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих исключительно из обозначений, не обладающих различительной способностью, в частности:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта;

4) представляющих натуральное или схематическое изображение товаров, для которых испрашивается регистрация;

5) представляющих собою исключительно цвет.

положения.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие государственные гербы, флаги и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, олимпийскую символику, награды и другие знаки отличия, а также обозначения, сходны с ними до степени смешения.

Заявка на регистрацию товарного знака, знака обслуживания подается одним или несколькими заявителями в Казпатент. Заявка должна относиться к одному товарному знаку, знаку обслуживания должна быть представлена на типовом бланке и содержать:

1) просьбу о регистрации обозначения в качестве товарного знака, знака обслуживания с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;

2) заявляемое обозначение;

3) перечень товаров и (или) услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, знака обслуживания в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг.

К заявке должны быть приложены документ, подтверждающий оплату подачи заявки и доверенность, в случае ведения делопроизводства через представителя.

Экспертиза заявки проводится Казпатентом поэтапно (ст.11 Закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»):

1) предварительная экспертиза - в течение двух месяцев с даты поступления заявки, в ходе которой проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов;

2) полная экспертиза - в течение двенадцати месяцев с даты подачи заявки, в ходе которой проверяется соответствие заявляемого обозначения требованиям закона

Регистрация товарных знаков производится в Государственном реестре товарных знаков, который является общедоступным. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки.

В качестве наименований мест происхождения товаров могут быть зарегистрированы названия стран, населенных пунктов, местностей, включая их исторические названия, а также названия других географических объектов или их сочетания с видовыми наименованиями товаров. Не регистрируются в качестве наименований мест происхождения товаров обозначения:

1) представляющие собой географические указания, способные ввести в заблуждение относительно места производства товара;

2) формально указывающие на истинное место производства товара, но дающие ошибочное представление о том, что товар происходит с другой территории;

3) содержащие географические указания, не связанные с местом изготовления товара и вошедшие в Республике Казахстан во всеобщее употребление как обозначения товаров известного вида.

Заявка на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара подается заявителем в Казпатент. Заявка должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка должна быть представлена на типовом бланке и содержать:

1) просьбу о регистрации и (или) предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;

2) заявляемое обозначение;

3) вид товара;

4) описание особых свойств товара;

указание места производства товара (границы географического объекта).

Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно при условии сохранения особых свойств товара, производимого на территории указанного географического объекта. Право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в Казпатент.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.