Охрана прав на объекты интеллектуальной собственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Очень часто в достаточно квалифицированных аудиториях смешиваются понятия охраны и защиты прав. Охрана – это получение в установленном порядке соответствующих преференций, то есть охранных документов, если они для этого требуется. А если не требуются, охрана прав существует в силу факта создания произведения. Защита – это другой процесс. Гражданско-правовой характер отношений по поводу объектов интеллектуальной собственности предопределил и систему защиты исключительных прав. Объекты интеллектуальной собственности защищаются специальными способами защиты, перечисленными в статье 970 ГК РК. Также применяются и основные способы защиты гражданских прав, изложенные в статье 9 ГК РК.

Заметим, что перечень специальных способов защиты не является исчерпывающим. Например, по Закону «Об авторском праве и смежных правах» обладатель авторских прав может потребовать от нарушителя выплаты компенсации в сумме от двадцати до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, а при нарушении прав авторов программы для ЭВМ и базы данных – в размере от пятисот до пятидесяти тысяч минимальных размеров заработной платы, устанавливаемой законодательством РК (ст.34 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»). Размер компенсации определяется судом вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Вопрос о надлежащей охране интеллектуальной собственности является важнейшей составной частью всех межгосударственных и межправительственных соглашений экономического характера. Без такой охраны ни одно государство или фирма не согласны идти на риск и поставлять современные технологии. Страна, где не защищается интеллектуальная собственность, обречена на ввоз устаревшей технологии и техники. Даже размер и условия предоставления обычных финансовых инвестиций зачастую зависят от уровня правовой охраны интеллектуальной собственности в данной стране.

Немаловажное влияние уровень этой правовой охраны оказывает на международный авторитет, имидж каждой страны. Степень защищенности прав на интеллектуальную собственность характеризует степень цивилизованности рынка страны и уровень состояния ее законности и правопорядка.

Заявив о намерении присоединиться к мировому сообществу, Казахстан оказался перед необходимостью создать совершенно иную, чем при социализме, систему правовой охраны интеллектуальной собственности. Новизна ее состоит во внедрении в данную область элементов частного присвоения результатов творческой деятельности при разумном, ограниченном государственном монополизме правообладателей.

Созданы и успешно действуют государственные органы и организации, обеспечивающие проведение государственной политики в области правовой охраны указанных объектов. Это Комитет по авторским правам Министерства юстиции Республики Казахстан, а также Республиканское государственное предприятие по патентам и товарным знакам Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан, осуществляющее функции патентного ведомства Республики Казахстан.

Начиная с 1992 года по сегодняшний день в Республике Казахстан уже сформирована нормативно-правовая основа регулирования вопросов интеллектуальной собственности, определен статус наиболее значимых объектов творчества, сложилась и развивается совершенно новая подотрасль законодательства. Ее составляют ст. 14, 38, 59, 115, 119, 125, 126 ГК РК, Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 года, новый, второй по счету, Патентный Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999года, новый и также второй по счету Закон РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999года. Нормы пятого раздела Особенной части ГК РК «Право интеллектуальной собственности» разрабатывались после принятия специального законодательства по отдельным объектам интеллектуальной собственности и поэтому являются в значительной степени обобщением продолжительного по современным меркам периода действия патентного законодательства и законодательства по товарным знакам, а в целом продолжением работы по созданию системы по охране интеллектуальной собственности.

Важнейшей особенностью современного законодательства об авторских правах является резкое усиление по сравнению с ранее действующим законодательством, степени защищенности прав, внедрение в законодательство продуманного комплекса санкций разноотраслевого характера. В соответствии со ст. 48 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» за нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. К примеру, ст. 184 Уголовного Кодекса Республики Казахстан устанавливает за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав такие меры наказания, как штраф, привлечение к общественным работам и, кроме того, до двух лет лишения свободы. Но это больше превентивные, чем реальные меры ответственности. Их наличие, конечно же, положительно знаменует собой серьезное отношение государства к охране прав интеллектуальной собственности. В основном для повседневной реальности наиболее распространенным будет применение мер гражданско-правовой имущественной ответственности. И здесь диапазон мер защиты достаточно широк. Это все способы и меры защиты гражданских прав, предусмотренные в ст. 9 ГК РК, а также ряд специальных мер, предусмотренных ГК РК и ст. 49 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах».

Особенностью специальных мер, как и всех мер защиты авторских прав, является внесение решения об их применении только управомоченным лицом, поскольку все авторские права есть права не публичные, а частные. Нормы указанных выше статей ГК и Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» применимы только к недоговорному нарушению прав. Если нарушаются права по заключенному авторскому договору, то применяются соответствующие условия договора, а также нормы гражданского законодательства об обязательствах.

Самым первым действием автора по охране принадлежащих ему исключительных прав является, по нашему мнению, помещение на каждом экземпляре произведения знак охраны произведения. Этот знак состоит из латинской буквы «с» в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения. В литературе, да и в законодательстве, помещение знаков авторской охраны связывают с вопросом возникновения авторского права и презумпции авторства, но мы полагаем, что эти знаки обладают охранными функциями и служат своеобразной превентивной мерой. Они не просто оповещают о наличии охраняемых авторских прав, но и предупреждают потенциального нарушителя о возможных неблагоприятных последствиях использования чужого произведения.

Новеллой законодательства об авторских правах является установление возможности правообладателя требовать вместо возмещения убытков или взыскания дохода, полученного нарушителем, выплаты по судебному решению компенсации в твердо установленной сумме. Это гораздо легче, чем доказывать размер убытков и дохода. Размер компенсации очень значителен и в большинстве случаев вполне может покрыть ущерб, причиненный правообладателю.

Еще одной новой особенностью системы мер защиты данных прав, является включение в нее мер оперативного воздействия, применяемых судом еще до рассмотрения иска правообладателя. Определение судьи о запрещении ответчику изготовления, воспроизведения, реализации, использования экземпляров произведений, в отношений которых только предполагается, что они являются контрафактными, должно, по нашему мнению, стать очень эффективной оперативной мерой пресекательного характера.

В отношении объектов промышленной собственности, ситуация коренным образом изменилось с обретением Республикой Казахстан государственной независимости. В целях скорейшей интеграции в мировое экономическое сообщество было принято решение о внедрении на территории нашей страны патентной формы охраны объектов промышленной собственности и создание национальной патентной системы.

Суть патентной формы охраны заключается в том, что автор изобретения, полезной модели, или промышленного образца, или иное управомоченное им лицо для закрепления авторства и права использования технического достижения подает в уполномоченный государством орган (организацию) - патентное ведомство - заявку на получение удостоверенного авторитетом государства охранного документа - патента.

Чтобы быть объектами патентной охраны, изобретение, полезная модель и промышленный образец должны отвечать критериям патентоспособности, изложенным в ст.991 ГК РК и раскрытым в ст.6-8 Патентного Закона.

В целях предотвращения нарушения норм права промышленной собственности и защиты прав заявителей и правообладателей в республике действует апелляционный совет.1

Его функции определены Патентным законом, Законом о товарных знаках и на сегодняшний день осуществляются Комитетом по защите прав интеллектуальной собственности в порядке, предусмотренном Правилами подачи и рассмотрения в апелляционным совете возражений, связанных с патентованием и регистрацией объектов промышленной собственности.

Важную роль в применении норм права интеллектуальной собственности занимает административная и судебная практика защиты исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, особенно на средства индивидуализации юридических лиц, или их товаров и услуг, и решение проблем, вытекающих из этой практики.

Одной из проблем в области защиты прав на фирменное наименование можно отметить сложившуюся ситуацию, когда одним и тем же фирменным наименованием пользуются несколько юридических лиц.

Председатель Комитета по защите прав интеллектуальной собственности Сахипова Н. отмечает, что в Казахстане административная и судебная практика защиты фирменных наименований только складывается, но уже из имеющихся прецедентов и действующего законодательства возникает следующая система мер такой защиты:

а) меры оперативного характера, включая меры самозащиты правообладателем фирменного наименования;

б) административно-правовые меры защиты;

в) судебная защита прав.1

Имеющаяся небольшая судебная практика рассмотрения дел, касающихся споров по объектам интеллектуальной собственности, выявила некоторые проблемы в их разрешении. Одной из таких проблем является рассмотрение дел, связанных с нарушением прав зарубежных авторов, чьи права нарушаются пользователями.

Одним из наиболее важных международных актов в области защиты интеллектуальной собственности является соглашение ТРИПС (Соглашение о коммерческих аспектах права интеллектуальной собственности1994г.).Оно предполагает установление стандартов защиты всех видов интеллектуальной собственности и контроль за соблюдением этих стандартов как внутри страны. Так и на границах между ними.



Авторское право

 

Объекты авторского права

 

В соответствии со ст.2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» понятие авторского права определено как комплекс имущественных и личных неимущественных прав автора (ст.2).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, независимо от их назначения, содержания и достоинства. Произведение как результат творческой деятельности автора, становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не подлежат правовой охране, но, несмотря на это, могут выступать в качестве объекта сделки.

Статья 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» определяет следующие произведения, являющиеся объектами авторского права:

1) литературные произведения;

2) драматические и музыкально-драматические произведения;

3) сценарные произведения;

4) произведения хореографии и пантомимы;

5) музыкальные произведения с текстом или без текста;

6) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

7) произведения скульптуры, живописи, графики и другие произведения изобразительного искусства;

8) произведения прикладного искусства;

9)  произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

10) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

11) карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

12) программы для ЭВМ;

13) иные произведения.

К аудиовизуальным произведениям законодатель относит произведения, состоящие из зафиксированных серий связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения их звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии: теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдофильмы и тому подобные, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (ст.2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»).

Произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовленное промышленным способом.

В казахстанском законодательстве к объектам авторского права также относятся программы ЭВМ. Определение «программа ЭВМ», используемое в гражданском праве РК схоже с определением, принятым в Директиве ЕС о правовой охране программ ЭВМ от 14 мая 1991г. Программа для ЭВМ определена как набор инструкций или правил, выраженных словами, цифрами, кодами, символами, знаками, диаграммами или в какой-либо другой форме, которые могут быть использованы в электронной вычислительной машине (ЭВМ) или другим компьютерным устройством, с целью выполнения заданной функции или предписанного задания или с целью достижения желаемого результата, включая также подготовительные материалы, полученные в процессе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. База данных - совокупность данных (статей, расчетов, фактов и так далее), представляющих по подбору и (или) расположению материалов результат творческого труда и систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

В юридической литературе предложено немало определений произведения как объекта авторского права. Так, например, большое распространение получило определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение- это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной формы, допускающей возможность воспроизведения»1.

В этом и во многих других определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. От нематериальной сущности произведения принято отделять форму его воплощения, то есть ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения. При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной.

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей, образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право сохраняется в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено.

Вместе с тем нужно отметить, что авторское право распространяется не на все произведения. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер и объективная форма его выражения.

В юридической литературе высказывалось мнение о том, что одним из признаков охраноспособности произведения является его общественная полезность1. Однако эта точка зрения не нашла своего отражения в законодательстве. Авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Поэтому авторским правом охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки.

После присоединения СССР в 1973г. к Всемирной конвенции об авторском праве на всех печатных изданиях стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из 3 элементов: латинской буквы «С» в окружности, имени обладателя исключительных прав, года первого опубликования произведения. Гражданский кодекс РК( особенная часть) 1999г. и Закон РК «Об авторском праве и смежных правах»(ст. 9) продублировал эту норму об использовании знака охраны авторского права. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением.

Часть произведения (включая его название), которая может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права. В связи с этим имеет большое значение выделение в юридической литературе «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов произведения.

Наиболее глубоко эта проблема исследована в работе российского автора В.Я. Ионаса, который детально рассмотрел структурные элементы произведения. Им было предложено выделить две группы элементов произведения1.

К «юридически безразличным», т.е. не имеющим значения для правовой охраны были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание. В теории литературы и искусства эти элементы именуются содержанием произведения. Их заимствование не порождает нарушения авторского права. Так, сюжет произведения мог быть использован разными авторами, например, история Дон Жуана, художественный образ которого был использован а произведениях Ж.-Б. Мольера, Э Гофмана, А. Мюссе, В.А. Моцарта, А.С. Пушкина и других авторов.

К охраняемым («юридически значимым») элементам произведения относятся образы и язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов. Язык произведения – это совокупность использованных автором изобразительно-выразительных средств.

В юридической литературе существует множество классификаций объектов авторского права, осуществляемых по различным основаниям. Произведения отличаются друг от друга по содержанию, объективной форме, способам их воспроизведения, видам использования и т.д.

В первую очередь нужно отметить, что все произведения принято делить на произведения науки, литературы и искусства. Произведениями литературы называют литературные произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства относят все другие произведения художественного творчества, включая произведения изобразительного искусства, графики, музыки, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и т.д. К произведениям науки принято относить те произведения, основное содержание которых строится на выработке и систематизации объективных данных о реальности.

Очень важное значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, опубликованные и неопубликованные. Под обнародованием произведения понимается осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для сведения путем его опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир каким бы то ни было иным способом (ст. 2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах», ст.4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

Под опубликованием принято понимать выпуск в свет, выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы для удовлетворения потребностей публики. Под опубликованием понимается также предоставление доступа к произведению, фонограмме через электронные системы информации.

Авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Республики Казахстан, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами - гражданами Республики Казахстан и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Республики Казахстан, и признается за авторами (их правопреемниками) – гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

В юридической литературе проводится разграничение между произведениями оригинальными и производными. Оригинальным является такое произведение, все охраняемые элементы которого созданы творческими усилиями автора.

К объектам авторского права также отнесены производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Производным произведением считается продукт интеллектуального творчества, основанный на другом существующем произведении (перевод, адаптация, переработка и тому подобное). Оригинальность его состоит или в творческой переработке произведения, существовавшего ранее, или в творческом переводе его на другой язык (ст.2 Закона РК«Об авторском праве и смежных правах»).

В производном произведении заимствованы охраняемые части чужого произведения. Основным критерием предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности в сравнении с оригиналом. При этом законодатель создал незаконченный перечень объектов авторского права, так как полностью предусмотреть это, а уж тем более предугадать, какие виды объектов появятся в будущем, невозможно.

Закон также классифицирует объекты авторского права по их объективной форме:

1) письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и тому подобное);

2) устная (публичное произнесение, публичное исполнение и тому подобное);

3) звуко- или видеозапись (механическая, цифровая, магнитная, оптическая и тому подобная);

4) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино, теле-, видео- или фотокадр и тому подобное);

5) объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и тому подобное) и в других формах.

К числу объектов не охраняемых авторским правом относятся:

а) официальные документы (законы, судебные решения и т.д.);

б) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена и т.д.);

в) произведения народного творчества;

г) сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст.8 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года «Об авторском праве и смежных правах»).

Предполагается, что здесь законодатель исходил из того, что данные объекты носят сугубо общественный характер либо срок действия авторского права истек или нет возможности определить автора.

Авторское право охраняет лишь форму, а не содержание произведения. Это положение доктрины авторского права нашло свое отражение в п.2 ст.6 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»: «Авторское право не распространяется на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты» (п.2 ст.6 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 года «Об авторском праве и смежных правах»).

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель авторского права или какого-либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных реестрах.

Нормы Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» устанавливают также презумпцию авторства. Это означает, что при отсутствии иного доказательства автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. В тех случаях, когда физическое лицо, считающее себя автором рукописи неопубликованного произведения, в целях исключения неправомерного использования или присвоения сочтет необходимым сдать ее на хранение, то уполномоченный орган обязан принять рукопись, о чем лицу, сдавшему рукопись, выдается справка о дате ее поступления.

 

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями авторских и (или) смежных прав в соответствии со ст.2 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» признаются:

- автор или исполнитель в случаях, когда имущественными правами наделен автор или исполнитель;

- физическое или юридическое лицо, которому были уступлены имущественные права;

- физическое лицо, иное чем автор или исполнитель, или юридическое лицо в случаях, когда имущественными правами первоначально наделено такое физическое или юридическое лицо.

Автором признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.2 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Автором может быть только физическое лицо. Причем автором оно становится с момента создания объекта права интеллектуальной собственности. Законом «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрена так называемая презумпция авторства, в соответствии, с которой авторское право на произведение возникает в силу его создания, т.е. носит чисто фактологический характер. Но законодательством также предусмотрен порядок регистрации объектов авторского права в уполномоченном органе, которым сейчас является Комитет по интеллектуальной собственности, причем сам процесс регистрации необязателен, он скорее предусмотрен для защиты интересов авторов и иных правообладателей, т.е. свидетельство о регистрации, выданное уполномоченным органом, является документом для доказывания.

Юридические лица могут приобретать лишь отдельные авторские права лишь в порядке правопреемства. Но становиться авторами произведений юридические лица не могут ни при каких условиях.

Субъектами авторского права могут быть не только граждане Республики Казахстан, но и также иностранные граждане и лица без гражданства.

Закон регулируют случаи создания произведения несколькими авторами (соавторами). Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними. Если произведение соавторов образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно, два вида соавторства – нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное усилиями нескольких соавторов представляет собой неразрывное целое, в котором невозможно выделить отдельные части. Например, роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». При раздельном соавторстве каждая из частей произведения имеет самостоятельное значение. Например, стихи и мелодия романса или песни могут использоваться отдельно ,самостоятельно.

Специфические особенности имеет также авторское право составителей сборников и других составных произведений. Так, автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и (или) расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Издателю, выпускающему в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленный ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке (ст. 12 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах»).

Особо законодатель выделил основные положения авторского права на аудиовизуальные произведения. Авторами (соавторами) аудиовизуального произведения являются:

1) автор сценария;

2) автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор);

3) режиссер-постановщик;

4) оператор-постановщик;

5) художник-постановщик.

Автор ранее созданного произведения, переработанного или включенного составной частью в аудиовизуальное произведение, также считается соавтором аудиовизуального произведения.

Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает две группы оснований перехода авторских прав – путем наследования либо путем заключения авторского договора.

Соответственно, наследники также выступают в качестве субъектов авторского права после смерти автора (соавторов). Авторское право переходит в порядке наследования по закону или по завещанию. Личные неимущественные права автора по наследству не переходят. Наследники автора вправе осуществлять охрану личных неимущественных прав. Это связано с природой личных неимущественных прав, с их неотчуждаемостью, тесной связью с определенным лицом. Указанные правомочия наследников сроком не ограничиваются.

Помимо наследников к субъектам авторского права принято относить других правопреемников автора(ов).В этом качестве могут выступать киностудии, театры, издательства и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Полномочия таких субъектов оформляются путем заключения авторских договоров.

Главой 4 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» определены основы коллективного управления имущественными правами. Авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм или иные обладатели авторских и смежных прав в целях практического осуществления их имущественных прав вправе создавать организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе. Такая организация относятся к числу субъектов авторского права.

Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью, а также осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. Допускается создание отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах одной категории обладателей прав, либо организаций, управляющих одним видом прав в интересах разных категорий обладателей прав. Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полномочий, полученных от них, на основе устава.

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.

Руководство деятельностью указанной организации осуществляют обладатели авторских и смежных прав, имущественными правами которых она управляет. Принятие решения относительно размера вознаграждения и условия заключения лицензионного договора с пользователями, способа распределения и выплаты собранного вознаграждения и иных принципиальных вопросов деятельности такой организации осуществляется исключительно обладателями авторских и смежных прав коллегиально на общем собрании.

Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских и смежных прав, вправе передать осуществление своих имущественных прав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, а организация обязана принять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Указанные организации не вправе осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, заключает лицензионный договор с пользователем на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензионных договоров должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в заключении лицензионных договоров пользователю без достаточных на то оснований.

Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции::

1) заключать лицензионные договоры с пользователями на использование прав, управлением которых занимается такая организация;

2) согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых заключаются лицензионные договоры;

3) согласовывать с пользователями размер вознаграждения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без заключения лицензионного договора;

4) собирать предусмотренное лицензионным договором вознаграждение и (или) вознаграждение;

5) распределять и выплачивать собранное вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав;

6) совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация.

Казахстанское авторское общество находится на стадии развития и обеспечивает защиту прав более 38000 авторов. В числе сотрудничающих организаций модно перечислить Республиканскую Телекорпорацию, 17 филармоний, 40 театров, 42 дворца культуры, 4 концертных объединения, радиостанции и т.п.1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.