При транспортировании бетонной смеси необходимо принимать все меры к сокращению времени от момента приготовления замеса до поступления бетонной смеси на место укладки (табл. 3.4), и не допускать расслоения смеси, потерь цементного раствора и заданной пластичности.
Таблица 3.4 – Предельно допустимый возраст смеси к началу ее укладки
Температура бетонной смеси,0С | Время, мин |
20…30 | 45 |
10…20 | 90 |
5…10 | 120 |
Бетонную смесь следует транспортировать от места приготовления до места укладки, по возможности, без перегрузок. Не следует допускать горизонтальных перемещений бетонной смеси, выгруженной на место укладки.
Бетонная смесь на время перевозки от бетонно-растворного узла до места укладки в дело должна быть предохранена от вредных атмосферных воздействий (снег, дождь):
– тара, предназначенная для перевозки бетонной смеси, должна быть тщательно утеплена, по окончании работ очищаться от остатков смеси;
– погрузка, перевозка, разгрузка смесей должны производиться, возможно, быстрее;
– при больших морозах рекомендуется использовать отходящие газы для обогрева кузовов автосамосвалов и укрывать перевозимую смесь утепленными покрывалами;
– помещения, в которых находятся бетононасосы, должны утепляться и отапливаться;
– галереи магистральных транспортеров следует утеплять и отапливать; над распределительными транспортерами желательно устанавливать брезентовые покрытия;
– бетоноводы должны быть утеплены на всем протяжении; утепление рекомендуется производить войлоком или шлаковатой с покрытием пергамином; отогрев бетоноводов перед началом работы следует осуществлять при помощи «острого» пара;
– хоботы и виброхоботы, находящиеся на открытом воздухе, также должны быть утеплены.
Транспортирование к месту укладки бетонной смеси, приготовленной с повышенными добавками хлористых солей, следует производить обычными способами, без утепления транспортных средств. Бетонную смесь следует защищать от попадания снега.
Конечная температура уложенного в конструкцию бетона или раствора зависит от состояния температуры наружного воздуха и тех теплопотерь, которые будет иметь смесь при транспортировании, перегрузке и укладке ее в конструкцию.
Теплопотери при перевозке бетонной смеси в автосамосвалах и бадьях при отсутствии опытных данных можно определять по следующей приближенной формуле
(3.1) |
где θб.н. – температура смеси после выгрузки из транспортных средств ;
θб.т. – температура смеси при погрузке в транспортные средства.
(3.2) | |
(3.3) |
где К – коэффициент теплопередачи смеси, загруженной в кузов ав томашины или бадью, Вт/(м2.К);
– модуль поверхности загруженной смеси,
F – поверхность загруженной смеси, м2;
V – объем загру женной смеси, м3;
t т – длительность транспортирования.
Смесь погружается на заводе в бадью, установленную на автомашину, и в месте приемки выгружается кранами в бункера или непосредственно в бетонируемые конструкции. В этом случае значения А и В устанавливаются применительно к срокам перевозки и перемещения бадей кранами, а также в зависимости от формы, размеров и степени теплозащиты бадей (табл. 3.6). значения А и В для этих типов бадей приводится в таблице 3.7.
Таблица 3.6 – Техническая характеристика основных типов бадей, применяемых при перевозке бетонной смеси
Тип бадьи | Краткая характеристика конструкции бадьи | Емкость, м3 | Мп | Характеристика теплозащиты, принятая при расчете |
А' | Прямоугольной формы (опрокидная) | 0,3 | 11 | Частичная теплозащита наружных поверхностей (войлок, толь, фанера и т.п.). Укрытие при автотранспорте брезентовыми фартуками; расчетное значение К=11 ккал/(м2·час·°С) |
Б' | Прямоугольной формы с плоским дном | 1,6 | 6 | |
В' | Конической формы с дополнительной наружной цилиндрической обоймой и секторным затвором | 1,6 | 4 |
Таблица 3.7 – Значения А и В для основных типов бадей
Тип бадьи | Коэффициенты | Длительность пребывания бетона в бадье, мин | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | ||
А' | А В | 0,997 0,002 | 0,995 0,003 | 0,991 0,005 | 0,987 0,007 | 0,985 0,008 | 0,97 0,015 | 0,941 0,029 | 0,913 0,043 | 0,885 0,057 | 0,843 0,07 | 0,833 0,083 |
Б' | А В | 0,998 0,001 | 0,997 0,002 | 0,995 0,003 | 0,993 0,004 | 0,992 0,005 | 0,983 0,009 | 0,967 0,016 | 0,951 0,026 | 0,935 0,035 | 0,92 0,043 | 0,905 0,048 |
В' | А В | 0,999 0,001 | 0,998 0,001 | 0,997 0,001 | 0,996 0,02 | 0,995 0,03 | 0,989 0,006 | 0,978 0,011 | 0,967 0,017 | 0,9560,022 | 0,946 0,027 | 0,936 0,033 |
Все процессы приготовления бетонных смесей должны находиться под особо тщательным контролем производственно-технического и лабораторного персонала строек, при этом должны осуществляться:
– проверка качества составляющих материалов;
– контроль за дозировкой всех материалов, при чем правильность дозировки цемента и заполнителей проверяется 2 раза в смену;
– дозировки водных растворов хлористых солей, концентрация этих солей в водных растворах, а также выпадение этих солей из раствора в запасных емкостях проверяется 4 раза в смену;
– контроль за температурой наружного воздуха, за качеством материалов и водных растворов солей – не реже 2 раз в смену, а также температуры бетонной смеси – не реже 4 раз в смену;
– проверка времени перемешивания бетонной смеси – 2 раза в смену;
– контроль за подвижностью бетонной смеси при выходе из бетономешалки (по ГОСТ 10181-2000) — не реже двух раз в смену.
При проведении контроля в производственных условиях следует пользоваться методами и приборами контроля качества исходных компонентов бетонной смеси и бетона в зимних условиях. Приложении 2.
Транспортирование бетонной смеси к месту укладки является важным технологическим процессом и особенно при отрицательных температурах. В связи с этим необходимо учитывать потери тепла бетона при перевозке и принять эффективные способы защиты материала от замерзания воды, как составляющего компонента бетона.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.