Общая классификация сложных предложений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Части сложного предложения могут объединяться: 1) при помощи союзов и союзных слов, 2) без союзов и союзных слов, при помощи только интонации и соотно­шения форм сказуемых. В связи с этим сложные пред­ложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные слож­ные предложения, Например: 1) Голубые глаза де­вушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза (Кор.); Морозка понял, что разговор окончен (Фад.); 2) На глаз поверишь криво отмеришь (М. Г.); Но рябина не только отцвела на ней успели вырасти эти богатые и нарядные гроздья (Буб.).

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от типа союзов и союзных слов: предложения сложносочиненные — с сочи­нительными союзами; предложения сложноподчи­ненные— с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами.

При сочинении части сложного предложения объединяются как синтаксически равноправные, при подчинении — одна из частей (или несколько) син­таксически подчиняется другой, зависит от нее. Ср.: Солнце в зените, и все тени сожжены им (М. Г.) — ...Она хорошо знала, где бьется сердце сына (М. Г.); Реки легко переплывать тому, кто рожден и вырос на берегу моря (М. Г.). В первом предложении части со­единены как равноправные, они сохраняют свою отно­сительную самостоятельность, хотя лексически вторая часть испытывает воздействие первой: форма место­имения им во второй части указывает на подлежащее солнце в первой части. Во втором и третьем предложе­ниях зависимые части где бьется сердце сына и кто рож­ден и вырос на берегу моря целиком лишены способно­сти к самостоятельному функционированию, они всецело подчинены первым частям. Кроме того, и первые части этих предложений недостаточно самостоятельны, т. е. они не могут существовать без зависимых частей: в предложении Она хорошо знала обнаруживается явная семантическая недостаточность, так как глагол знала требует пояснения; предложение Реки легко переплы­вать тому также оказывается неполноценным, так как указание тому нуждается в конкретизации. Эта семан­тическая и грамматическая недостаточность первых ча­стей предложения восполняется зависимыми частями в сложноподчиненном предложении. Таким образом, можно говорить не только о зависимости одной из ча­стей сложноподчиненного предложения, но и о взаимо­зависимости составляющих его частей.

Сочинение и подчинение не всегда четко разграничи­ваются, и потому имеются переходные типы союзного сложного предложения. Эта переходность проявляется в том, что в ряде сложных предложений употребляются подчинительные союзы, однако смысловые отношения между частями явно напоминают отношения в сложно­сочиненном предложении, причем роль подчинительного союза оказывается настолько формальной, что он не закрепляется за конкретной частью предложения, а мо­жет одинаково включаться то в одну часть, то в другую. Это свойственно, например, сложным предложениям с сопоставительными частями, в которых имеются союзы в то время как, между тем как; если...то, чем...тем и др.: Чем ближе к старости, тем чаще мысли Левитана останавливались на осени (Пауст.); Если Яшвили весь был во внешнем центробежном проявле­нии, Тициан Табидзе был устремлен внутрь (Пастерн.) — пропуск то во второй части.

Двойственный характер синтаксической связи мож­но усмотреть и в предложениях, в которых связь между частями выражается не столько союзами и союзными словами, сколько иными структурными средствами, в частности формами наклонений глаголов, порядком частей. Такие структурно связанные, несвободные син­таксические построения свойственны разговорному стилю. Связь в них выражается только морфологически или морфологическими средствами в сочетании с сою­зами, утратившими свой подчинительный характер. На­пример: Не успела еще остыть лава вулкана, как к ме­сту происшествия устремились ученые-нефтяники («Правда»); Стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин); Приди сюда Митраша голодный и без корзины, что бы ему было тут делать? (Пришв.). Переходный тип образуют такие свя­занные структуры, как: Пришел бы ко мне как хороший, я дала бы тебе и сала и хлеба (Чук.); Не добеги маль­чик вовремя никто и не знал бы, что автолавка уже здесь (Айтм.); А посмотреть со стороны квалифициро­ванных социологов у нас сотни («Лит. газета»). Во всех этих предложениях главную конструктивную роль иг­рает глагольная форма, и если и появляется союз, то он явно утрачивает подчинительное значение, тем более что располагается в условно называемой главной части (11, С.520)).

Структурно связанными с нечетко выраженными син­таксическими отношениями являются и предложения с оборотом что касается... то: Что касается нас с Толиком, то мы сами важных вещей не делали. Мы делали ящики для этих вещей (В. Войнович). Такие конструкции могут быть представлены еще более сниженными стилистически вариантами: Что до Алексея Козьмича, то он просто молодец и вы ему многим обязаны (Ефр.); Что же до защитной роли жира, ее не нужно доказы­вать («Наука и жизнь»).

Двойственный характер синтаксической связи отли­чает также предложения с двойными союзами типа: правда...но, хотя...но, пускай...но, как ни...но (однако) и другими, в которых первая часть связана с подчини­тельным союзом, а вторая — с сочинительным. Это пред­ложения с обобщенно-уступительным значением: Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя все то же (Кр.); Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изго­товленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою (П.). Ближе к сложносочиненным стоят предложения с тем же значением, но без подчинитель­ной части союза, место которой занимает союз-частица и, например: И жаль батьки, да везти на погост (посл.); И лиха беда, да забывчива она (посл.) .Ср.: Хоть и жаль батьки, да везти на погост.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.