Идей интеграции в науке и педагогике.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В истории научного естествознания несколько столетий продолжается период дифференциации наук, при котором предметы научных исследований были строго разграничены. Химики исследовали только состав и свойства химических веществ; физики сначала изучали макроскопические состояния и физические свойства тел, а позднее их энергию; геологи – земную кору; биологи – морфологию и распознание живых организмов с целью их классификации; астрономы наблюдали отдельные тела Вселенной, а позднее – Солнечную систему. Ограниченность предметов познания позволяла каждой науке исследовать их более или менее детально, но преимущественно с внешней стороны, не проникая во внутреннюю структуру и сущностные закономерности, не замечая взаимовлияния тел, процессов и явлений природы.

Продолжаясь длительное время, эта разобщенность создавала определенные барьеры, разъединявшие науки о природе, задерживала их прогрессивное развитие, но вместе с тем порождала объективные предпосылки для сближения научных знаний и природе, для возникновения зачатков интеграции наук.

Подтверждением тому служит ярко выраженный вариант интегративного подхода к научному знанию – появление так называемых синтетических наук, в содержании которых вошли обобщенные понятия, законы, теории нескольких наук о природе, например; биогеохимия, молекулярная биофизика, и т.п., способствующие значительному проникновению в единые закономерности природы.

Об интеграции в педагогике говорят и пишут много. Первым шагом в этом направлении было совершенствование процесса обучения с установлением межпредметных связей, для создания единой картины мира природы в сознании учащихся.

Следующим уровнем интеграционого процесса в обучении является создание новых педагогических образований, например, интегрированный урок.

Идея интегративного урока впервые возникла в практике уральских педагогов системы профтехобразования. Основание для появления интегративного урока было неудовлетворение фактом отчуждения теоретического обучения от практического. Первоначально он базировался на межцикловых и межпредметных связях дисциплин, изучаемых учащихся. Постепенно интегративный урок совершенствовался, разрабатывалась его теория.

Целевой направленностью интегративного урока, как правило, является:

- расширение предмета познания;

- создание благоприятных условий для развития личности учащегося;

- соединения практической подготовки с теоретической;

- повышение проблемно-развивающегося потенциала урока.

По составу объектов интегративные уроки могут быть самыми разными. В них могут интегрироваться понятия, представления и практические действия учащихся; различные виды деятельности; содержания различных дисциплин и т.д.

Формы интегрирования могут использоваться тоже разные: предметно-образная, понятийная, деятельностная, мировоззренческая. Сам урок является педагогической интегративной формой. Интегрирование в ней протекает как обобщение, комплекс или система.

Ясно также, что механизмы интегрирования – это использование самых разнообразных связей между компонентами.

Технология интегративного урока может строиться очень вариативно. На этом материале можно построить различные структуры урока, а, следовательно, разные технологии:

а) как соединение микро- и макроуроков по типу "малых" уроков в "большом"; каждый из микроуроков представляет собой одну их интегрируемых дисциплин.

б) по фазам формирования практических навыков и умений, поэтапно в направлении различного соотношения теории и практики, знаний и умений.

в) как серию моделей, комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, навыки, умения, взаимодействие учащихся и педагогов.

г) при использовании структуры типового урока с выделением этапов актуализации имеющихся знаний, навыков и умений, формирования новых и их закрепления.

       Интегративный урок всегда шире и глубже простого установления межпредметных связей. Цели такого урока шире его содержания. Следовательно, и результаты отличаются от достигнутых в классическом варианте.

       Учащиеся смогут не только формулировать те или иные понятия. Законы, но и понимать их общность и значение в природе. Их ум начинает обретать обобщенный характер.

           

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 338.