Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миом. Мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном счете оно обуславливает линию поведения людей.
Теоретическое ядро мировоззрения – философия. Система философского знания включает четыре группы проблем. Все аспекты философии как основы мировоззрения взаимосвязаны и проникают друг в друга.
Схема показывает место методологии как важного (наряду с логикой) компонента гносеологии, в системе философии. Все разделы, сохраняя специфику, взаимодействуют, отражаясь друг в друге.
Биология соотносится с научным мировоззрением множеством каналов связи. Картина биологической реальности составляет важное звено научной картины мира, дает материал для обсуждения фундаментальных вопросов мировоззрения: что такое жизнь? Каковы происхождение человека, цель и смысл его жизни, соотношение социального и биологического в его природе? Каковы истоки нравственности, искусства, религии? Исчезает ли душа после смерти? Каково влияние деятельности человека на природу? Как сохранить
жизнь и человека на Земле?
Сама биологическая наука все в большей мере приобретает человеческое измерение, приближается по стратегии исследования к гуманитарным дисциплинам. Иначе невозможно оперировать новыми объектами познания: биосферой, агроценозом, урбанизированной экосистемой, самим человеком (создание искусственных органов, производство новых лекарств путем генетической инженерии и т. д.). В составе методологического и социокультурного арсенала биологии появляются такие непривычные ранее категории, как долг, добро, благо. Именно на уровне мировоззрения с наибольшей полнотой осмысливается широко идущий процесс гуманизации биологии, а также биологизации других наук. Биологизация науки — установление почтительного, уважительного отношения к жизни, без подчинения ее технике или неживой природе.
Мировоззрение личности развивается с самых первых этапов ее самопознания. До усвоения системы теоретических знаний в нем преобладают элементы мироощущения и мировосприятия, сцементированные эмпирическими знаниями и опытом повседневной жизни. По мере развития личности эмпирические понятия заменяются теоретическими, которые развертываются в соответствующие теории.
Мировоззрение относится к верхним, «надтеоретическим этажам» научного знания, т. е. как бы продолжает на более высоком уровне обобщения теоретические конструкции наук о природе и обществе. Теоретические знания, со своей стороны, приближаются к философским, ибо отражают внутренние существенные связи объектов и явлении, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности человека.
Картина мира представляет собой синтез научных абстракций с чувственно воспринимаемыми образами действительности. Картина мира отражает действительность, отвлекаясь от процесса получения знаний о ней. Картина мира создается при участии всех форм сознания: обыденного, научного, философского, внетеоретического (художественного, религиозно-мифологического и др.), содержит образы, которые не поддаются описанию средствами логики. «Человечеству нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное (включая и образное) восприятие его. Мир следует постигать, по выражению Гомера, и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и «сердечной» картин мира даст достойное человека отображение мира в его сознании и сможет стать надежной основой для поведения».
Педагогическая общественность давно обсуждает проекты интегрированных курсов для средней школы. В таких курсах предполагается объединить «мелкие» предметы, на изучение каждого из которых по учебному плану отводится мало времени (1—2 часа в неделю). Считается, что интеграция даст возможность показать школьникам «мир в целом», преодолеть дисциплинарную расчлененность научного знания. Для того чтобы судить о том, насколько обоснованы эти надежды, необходимо обратиться к методологическому анализу попыток интеграции образования в прошлом и настоящем.
Из глубины веков в систему культуры вошли и запечатлелись в ней две формы организации знаний, которые можно назвать энциклопедической и дисциплинарной. Энциклопедия (от греч.— обучение по всему кругу знаний) в Древней Греции — термин, обозначающий отнюдь не книгу справочного характера, а свод знаний, общее образование, ознакомление с основами наук в их цикличности и целостности, взаимоподчинении, корреляции, гармонии. Именно в русле энциклопедического знания возникла естественная история, которая давала сводку всех описаний окружающего мира, соотносила их с философскими воззрениями на Космос как единое целое.
Наиболее известная энциклопедия по естественной истории Гая Плиния Секунда Старшего (23—79) начиналась с обзора античных воззрений на мир. После описания основных элементов мироздания рассматриваются структура Вселенной, место Земли в ней, движение небесных светил. Затем идут сведения по географии, антропологии, этнографии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Значительная часть информации в энциклопедии Плиния ориентирована на человека, на его потребности и интересы.
Дисциплинарная форма организации знаний возникла в Древнем Риме, где вся жизнь регулировалась и санкционировалась государственными нормами. Подобно римскому праву, знание было кодифицировано, расчленено и упорядочение. На смену характерной для энциклопедии модели круга пришла «лестница» дисциплин, которые располагались в ряды, друг над другом по степени сложности или простоты. Дисциплинарная организация науки укрепилась в средние века и бурно расцвела в новое время.
В дальнейшем соотношении энциклопедизма и дисциплинарности в структуре школьного образования менялось в зависимости от господствующих философских и методологических идей. Так, немецкий естествоиспытатель и педагог Э. Росмеслер (1806—1867) в 1860 г. выступил с идеей интеграции естественно-исторического образования. Он считал, что основа мировоззрения — целостное понимание природы, поэтому отдельные дисциплины (физика, геология, ботаника, зоология, антропология) должны быть с самого начала их изучения тесно связаны друг с другом. Условие достижения такого единства — замена линейной структуры курса естественной истории на концентрическую. Сначала дается поверхностный, но связный очерк целостной природы. В нем сведения о природе должны сообщаться не по дисциплинам, а «по мере надобности» для упражнения органов чувств, развития любознательности, умения ориентироваться в окружающем мире. Целостное видение природы в соответствии с идеями Э. Росмеслера в каждом последующем курсе становится более полным, глубоким, подвергается новой отделке. Примечательно, что особое внимание Э. Росмеслер уделял объяснениям (причинным и историческим), показу родственных связей между видами, влияния организмов на неживую природу и друг на друга, их практического значения. Элементы антропологии в его программе были тесно связаны с этнографией и эволюцией культуры.
Система Э. Росмеслера отвечала энциклопедической традиции структурирования знаний. Однако фрагменты дисциплинарных знаний связывались не столько научными положениями, сколько философскими установками на восприятие природы как целого, как земной родины человека. Программа Росмеслера помогала единство природы скорее ощутить, чем изучить, способствовала развитию благоговейного отношения к ней.
В отечественной школе в течение многих десятилетий было распространено то соотношение между энциклопедическим и дисциплинарным представлением естественнонаучных знаний, которое наметил в 60-х годах прошлого столетия А. Я. Герд. Он считал, что отдельным естественным наукам нет места в начальной школе, где должна изучаться только одна нераздельная наука об окружающем органическом и неорганическом мире. А. Я. Герд разработал специальный курс энциклопедического характера для начальной школы в форме предметных уроков «Мир Божий» (1883). Содержание этого предмета включало целостный и относительно законченный круг общих знаний о форме и вращении Земли, смене дня, ночи, времен года, о сферах Земли, почвах и рудах, органах растений и их отправлениях, формах и приспособлениях животных, строении и жизни человеческого организма, связях человека и живых существ с окружающей средой.
Если для Э. Росмеслера идея формирования мировоззрения и познания единства природы была стержнем, цементирующим содержание обучения с первых до последних этапов, то А. Я. Герд считал, что развитие мировоззрения — только конечная цель изучения естествознания. По мнению А. Я. Герда, мировоззрение должно не навязываться с самого начала обучения, а «истекать» как естественный вывод из всего курса. К такому результату можно прийти, последовательно изучая основы дисциплин: минералогии, ботаники, зоологии, антропологии. В таком порядке их следования друг за другом как бы запрограммирована идея эволюции, которая может быть со всей очевидностью выявлена только в заключительном предмете об истории Земли.
Радикальный методологический и теоретический пересмотр дисциплинарной организации биологических знаний в средней школе осуществил немецкий учитель Ф. Юнге (1832—1905). Он выявил восемь понятий и эмпирических обобщений (соответствие образа жизни, строения и местообитания; каждое живое существо — часть целого; адаптация и дифференциация и интеграция в организме; развитие от простого к сложному; взаимодействие в процессе формообразования; корреляция органов; экономия природы — «бережливость» в пространстве и времени), вокруг которых, по его мнению, должен строиться материал курса естественной истории. Важно не заучивать со школьниками эти обобщения, но отыскивать их и уяснять на материале, доступном пониманию детей.
Новая попытка интеграции образования была предпринята уже в советской школе (1923—1931 гг.). В конце 20-х годов предполагалось, что марксистскому мировоззрению соответствуют программы по трудовой деятельности людей. Поэтому весь учебный материал распределялся по трем рубрикам! «Природа», «Труд», «Общество». Природа рассматривалась как источник промышленного и сельскохозяйственного сырья. Человек был представлен как живая машина, производящая материальные ценности. По сути дела, содержание обучения было сведено в своеобразную энциклопедию машинного производства.
Одновременно с интегрированными курсами существовали и учебные предметы — основы соответствующих дисциплин (их часто не упоминают, говоря о развитии школьного образования в конце 20-х годов). Это были «Строение и жизнь человеческого тела» (VII класс), «Основы эволюционного учения» (IX класс).
Постановления ЦК ВКП(б) 1931—1932 г. прекратили развитие интегрированных курсов и потребовали возврата к дисциплинарной системе обучения. Преподаватели должны были систематически, последовательно излагать те или иные дисциплины, а все программы должны обеспечить «точно очерченный круг систематизированных знаний».
Современная биология включает ряд интегрированных разделов, которые стали органической частью ее структуры.
Проблемы энциклопедичности и дисциплинарности отражают взаимодействие науки с общей системой культуры. Сама по себе наука, особенно в той форме, как она развивается в новое время, не представляет единого целого, ее единство «не уловимо». Точнее сказать, науку в какой-то мере объединяют те характеристики, которыми она отличается от других форм общественного сознания, представленных в культуре (стиль мышления, методология, методы, дисциплинарная организация, способы упорядочения и интерпретации знаний, особенности резонанса на другие явления культуры и др.).
Членение окружающего мира на предметные области и предметы исследований привело к тому, что все более точным и адекватным становится видение все более мелких фрагментов мироздания. Как уже отмечалось, дисциплины стремительно «разбегаются» друг от друга. Научная картина мира, несмотря на ее цементацию философскими идеями и категориями, остается в значительной мере мозаичной, ибо отражает расчлененность мира как предмета исследования. Однако было бы неправильно считать, что дифференциация науки не сопровождается одновременно идущими процессами интеграции в ней. Дисциплинарная интеграция в большей мере обеспечивается вненаучными факторами, чем связями между разными науками и дисциплинами. На уровне дисциплины ее целостность обусловливается единством предмета, методологии, методов, языка; результатами познания (теориями, законами, правилами, обобщениями); поддерживается организационными связями между учеными одного и разных поколений.
Единство науки, расчлененной на отдельные дисциплины, обеспечивается спецификой предметной области, общностью понятийного аппарата, интегрирующими теориями и законами; нормами и идеалами научности, комплексно-проблемными исследованиями, относительной целостностью соответствующего фрагмента картины мира. Межнаучные связи поддерживаются этими же факторами в единстве с философско-методологическими и мировоззренческими концепциями. Они-то и служат интеграторами, центрами кристаллизации круга знаний (энциклопедии) каждой эпохи.
Разработаны проекты интегрированных курсов «Окружающий мир» (I - IVклассы) и «Естествознание» (V—VII классы) Курс «Окружающий мир» содержит концентрически построенный учебный материал о природе, человеке и обществе, вполне достаточный для вводного курса энциклопедического характера.
Биология не может «раствориться» ни в каком интегрированном курсе, а должна остаться самостоятельным предметом изучения. Однако самостоятельность биологии не препятствует формированию курсов, тем и разделов, включающих тот или иной биологический материал. Сам курс биологии, в свою очередь, может включать интегрированные темы и разделы.
2. Отражение естественно-научной
Дата: 2019-12-10, просмотров: 329.