Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

 

Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся.

 

Научный руководитель:

Т.В. Романова,

заведующий лабораторией

естетсвенно-научного

цикла школы № 97,

учитель химии высшей категории

 

 

Ижевск 2001

Литература.

 

 
1. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
2. Ильченко В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология): Учебно-наглядное пособие для 7 – 11 классов. М.: Просвещение, 1989
3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981
4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знания, 1983.
5. Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993
6. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) –М.: Просвещение, 1980
7. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994
8. Типовые программы для средней (полной) школы VI – IX классы (биология, химия, физика, география), М.: Просвещение, 1998
9. Астанина С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке – Биология в школе, 1999, № 6, стр.25
10. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения. – М.: Просвещение, 1984
11. Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательной процессе современной школы – М.: Просвещение, 1987
12. Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе, № 2, 2001, стр.25
13. Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки. – Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
14. Смиронова Т.Г., Белоусова Е.Н. Симметрия в биологии и математике. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
15. Понуркевич В.М. Интегрированный урок – биология – математика – биология в школе, № 6, 1995, стр.42
16. Власова Н.Г. Звук, его источники, восприятие и передача. Интегрированный урок. – (серия "Я иду на урок биологии" – М.: "Первое сентября", 2000
17. Материалы лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 по интегрированным урокам, 2000 – 2001.
18. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991
19. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М.: Мысль, 1980
20. Семенышева А.В., Калпакова О.А. Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Интегрированный урок – игра биологии – химии (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000
21. Набиуллина В.Р., Назимова С.П. В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело. Интегрированный урок биология – изобразительное искусство (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000

 

Содержание.

 

 

Общие сведения ……………………………………………………………………..  
Введение ………………………………………………………………………….…..  
1. Биология и научное мировоззрение: философский и исторический обзор ………………………………………….  
2. Отражение естественно-научной картины мира в содержании современного естественно- научного образования ………………………………………………………...  
3. Социальная обусловленность развития идей интеграции в науке и педагогике ……………………………………….  
4. Психолого-педагогические проблемы систематизации знаний и формирование целостного мировоззрения учащихся ……………………………………….  
5. Методика проведения интегрированных уроков …………………………...  
6. Формирование естествено-научного мировоззрения учащихся при изучении раздела биологии "Человек и его здоровье" …………………………………  
Заключение …………………………………………………………………………..  
Литература …………………………………………………………………………...  
Приложение ………………………………………………………………………….  

 

Общие сведения.

           

Светлана Юрьевна Мусихина, учитель биологии общеобразовательной школы № 97 г.Ижевска, ул. К.Либкнехта, 24; педагогический стаж работы – 7 лет.

           

Средняя общеобразовательная школа № 97 образовалась в 1996 году, т.е. возраст ее небольшой, всего 4 года. Но за этот короткий срок школа сформировала свою внутреннюю структуру образовательного процесса. В школе созданы 6 предметных лабораторий. Лаборатории определяют тактику развития школы в области образования по профилю лаборатории в контакте концепции и стратегии школы. Самостоятельно отбирают содержание и технологии для организации обучения, воспитание и развитие учащихся посредством предметов, относящихся к профилю лаборатории. Организуют методическую работу. Организуют систематическую внеурочную работу по профилю. Составляют планы экспериментальных работ и планы внутришкольного контроля за уровнем знаний, умений, навыков и творческой активностью учащихся. Составляют свой банк педагогических разработок. Организуют научно-исследовательскую деятельность учащихся и профильную практику.

Лаборатория естественно-научного цикла объединяет учителей биологии, химии, физики и географии. Ведущим направлением деятельности естественно-научной лаборатории является формирование единого естественно-научного мировозрения учащихся.

 

Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве.

Дж. Бруно

    Введение.

       Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования. Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии.

       Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

       Все стороны целостного мировоззрения личности, отражая реальную взаимосвязь явлений объективного мира, находятся в единстве, и в предметном обучении должны быть обеспечены тесные межпредметные связи, раскрывающие взаимообусловленность науки о природе, обществе и личности человека. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

       Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражено интеграция естественно-научных знаний.

       Формирование естественно-научного мировоззрения является ведущей задачей для всех предметов естественно-научного цикла. Для успешного решения этой задачи необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения: в содержании и структуре учебного материала всех предметов важно усилить системность изложения; в методах и приемах обучения – проблемность, активизацию познавательной деятельности, теоретическое обобщение знаний; в формах организации – их комплексность и коллективность, сотрудничество учителей разных предметов, групповую работу. Межпредметное интегрирование в целенаправленной и согласованной работе учителей выполняет конструктивные функции, совершенствуя содержание, методы и формы организации обучения.

       Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук. В ходе интеграции увеличивается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей системы. Использование межпредметного интегрирования способствует также целостному восприятию мира и формированию естественно научного мировоззрения учащихся.

       Цель реферата - опираясь на передовой педагогический опыт и научные исследования, раскрыть роль интегрированных уроков в формировании естественно-научного мировоззрения учащихся. В реферате раскрывается социальная обусловленность развития идей интеграции, психолого-педагогические проблемы систематизации знаний, показаны возможности планирования межпредметной интеграции, излагаются особенности организации интегрированного урока, обобщается опыт работы автора и учителей.

           

 

 

Интегрированного урока.

Опыт обобщения интегративных уроков показал, что для его проведения первоначально надо интегрировать содержание, т.е. учебный материал. Затем его интегрировать в технологию обучения. На практике путь к интеграции на уроке начинают с использования межпредметных заданий, межпредметного состава нового учебного материала, интегративных форм контроля. И только потом выходят на урок. Интегративные уроки могут применяться практически по всем дисциплинам. Интегрировать можно по 2, 3, 4 и более дисциплин.

Подготовка учителя к уроку, построенному на материале знаний смежных дисциплин, начинается с изучения программ по предметам и определением взаимосвязей учебных тем. Это позволяет учителю изучить учебный материал смежных предметов, подготовить учебники и наглядные пособия из других курсов, предложить учащимся домашние задания на повторение опорных знаний по взаимосвязанным предметам, получить необходимые консультации у учителей – предметников.

Проводить интегрированные уроки могут совместно учителя интегрируемых предметов или один, знающий эти дисциплины.

По типу такой урок может быть:

1 – урок изучения нового;

2 – урок совершенствования знаний и формирование умений;

3 – повторительно-обобщающий;

4 – контрольно-проверочный

       Дидактические требования к интегрированному уроку.

       1. Урок с межпредметным интегрированием должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.

       2. На таком уроке должны быть обеспечены высокая активность и интерес учащихся по применению знаний из других предметов. Для этого проводятся повторительные беседы, выявляющие знания из других предметов; создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы, требующие знаний из смежных предметов; даются предварительные домашние задания; обеспечивается сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по выбору, обязательных) с коллективной учебной работой в классе; используется внеклассная работа и т.д.

       3. Межпредметные связи на уроке не должны носить внешний или искусственный характер. Они должны способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений. Углубление общих межпредметных понятий (законов, закономерностей) происходит, когда учителя смежных предметов согласовывают между собой их трактовку, применяют специальные методические приемы закрепления и систематизации понятий. Для систематизации межпредметных понятий целесообразно составление обобщающих таблиц по отдельным учебным темам или учебным проблемам межпредметного содержания.

       4. Межпредметный интегрированный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Так учащиеся могут осознать единство природы, тех закономерностей по которым она существует.

       5. Интегрированный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов. Это достигается:

- установлением связей межпредметных познавательных задач с жизнью, практической деятельностью учащихся;

- решением вычислительных задач межпредмтеного содержания;

- выполнением практических, лабораторных, самостоятельных работ на межпредметной основе;

- использование наглядных пособий из других предметов (таблиц, схем, графиков, рисунков и др.), научно-популярной дополнительной литературой, имеющей пограничный межнаучный характер.

6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов для формирования естественно-научного миропонимания учащихся.

 

 

Заключение.

Интегрированные уроки способствуют целостному восприятию мира и формированию естественно-научного мировоззрения учащихся, развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, устанавливать причинно-следственные связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также, позволяют активизировать уже существующий интерес к предмету или способствуют развитию такого интереса.

Несмотря на все преимущества интегрированных уроков, как показали результаты анкетирования учителей – предметников естественно – научного цикла школы № 97 (см.приложение 1), лишь 32% учителей регулярно используют межпредметное интергирование на высоком уровне (III) – в поурочные и тематические планы включаются понятия и умения обще-предметного характера, дается их анализ на уроках, учащиеся обучаются приемам переноса и синтеза знаний, широко применяют эти приемы в самостоятельной работе, привлекают к демонстрации опытов, пособий из смежных предметов, учитель использует приемы проблемного обучения, осуществляется координация взаимодействия, сотрудничество учителей группы предметов, ведутся интегрированные курсы; 20% на среднем уровне (II) – в поурочные планы включаются общие или смежные понятия, дается их анализ на уроках, учащиеся выполняют самостоятельную работу по применению смежно-предметных понятий и умений, учитель привлекает на уроки разнообразные наглядные пособия из других курсов, применяет словесные, наглядные и практические приемы; 13% на низком уровне (I) – межпредметные понятия и умения лишь упоминаются, включаются в поурочные планы на уровне фактического материала, учитель применяет словесные приемы, напоминает о знаниях из других предметов, иногда демонстрирует таблицы по темам из смежных предметов, редко осуществляя координацию своей работы с другими предметами; 25% на нулевом уровне (0) – показатели целенаправленного использования межпредметных связей отсутствуют, т.к. 25% учителей лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 работают первый год и не имеют педагогического опыта.

           

Показатели осуществления межпредметной

интеграции естественно-научной лаборатории школы № 97

 


 

Каковы причины трудностей учителей в практическом осуществлении межпредметной интеграции? Учителя называют причины объективного характера: недостаточность методических рекомендаций, координации деятельности учителей – предметников, отсутствие координации в государственных программах; субъективного характера: неосведомленность в содержании программ по смежным предметам, недостаточность знаний и умений, отсутствие опыта в реализации связей между предметами, нехватка времени.

Систематическое использование в процессе обучения интегрированных уроков требует совершенствования организационных форм. Изученный опыт показывает, что применение и синтез знаний из различных учебных предметов осуществляется успешнее, а если формы организации обучения носят коллективный характер. Сотрудничество учителей разных предметов, их взаимные консультации важны для правильного применения в обучении знаний из родственных предметов. Организация коллективной учебной работы учащихся помогает каждому ученику активно использовать знания из тех предметов, по которым его успехи выше и которые вызывают особый интерес. Это укрепляет коллектив класса и повышает интерес учащихся к межпредметному интегрированию. Поэтому целесообразно использовать такие формы обучения как интегрированные уроки – лекции, конференции, семинары, "путешествия", экскурсии и т.д.

Однако, одних хороших уроков недостаточно для того, чтобы в сознании учащегося составлялся интегральный "образ природы". Необходимы специальные занятия, на которых он бы специально "проявлялся" из знаний, полученных учащимися за определенный период, корректировался и контролировался всеми учителями, отвечающими за его создание сообща. Т.е. необходимо интегративные занятия, дни, состоящие из нескольких уроков естественно-научных предметов, посвященных систематизации и обобщению знаний под руководством нескольких учителей, присутствующих на этих занятиях и организующих их. Подобные интегративные массовые мероприятия в нашей школе возможны во время проведения декад естественных наук. Кроме того, затронутая проблема формирования естественно-научного мировоззрения учащихся отличается длительностью и поэтому за столь короткий период лишь начинает изучаться. Но, зная интерес учителей и учащихся и перспективность различных интегративных форм обучения для создания единого образа природы методическая и практическая работа над ними будет продолжена автором данного реферата. Опыт по проведению интегрированных уроков был изучен на заседаниях лаборатории естественно-научного цикла, получил высокую оценку и методика проведения интегрированных уроков рекомендована для использования учителями естественных наук и других лабораторий школы.

 

Приложение 1

 

Анкета для изучения опыта учителей по осуществлению межпредметной интеграции.

 

 

Ф.И.О. учителя _____________________________________________________________

Предмет, стаж работы _______________________________________________________

1. Каким образом Вы осуществляете межпредметное интегрирование в своей работе?

а) межпредметные факты, законы, понятия или умения упоминаются;

б) демонстрируются различные наглядные пособия по темам из смежных предметов;

в) консультируюсь по каким-либо вопросам с учителями смежных предметов;

г) в поурочные планы включаются общие или смежные понятия, дается их анализ на уроках;

д) учащиеся обучаются приемам переноса и синтеза знаний и применяют эти приемы в самостоятельной работе (межпредметные задания, познавательные задачи, наглядные пособия, опыты и т.д.);

е) изучаю программы и учебники смежных предметов;

ж) разрабатываю и провожу интегрированые уроки, семинары, конференции и т.д.

2. Как часто Вы обращаетесь к межпредметным связям?

а) как фрагмент урока;

б) на обобщительно-повторительных уроках;

в) на специальном интегрированном курсе по общим закономерностям природы.

3. В чем Вы испытываете затруднения при реализации межпредметного интегрирования?

а) затрудняет правильное использование знаний из смежных предметов;

б) затрудняет опора на знания учащихся из ранее пройденных и еще неизучавшихся курсов других классов;

в) отсутствие учебников;

г) отсутствие методических пособий;

д) отсутствие координации в работе учителей – предметников;

е) отсутствие координации в планировании, программах;

ж) ________________________________________________________________________.

 

Таблица 3

Планирование внутрипредметных и межпредметных связей в курсе "Человек и его здоровье"

Учебные темы курса

Основные вопросы программы

Дополнительные вопросы (из опыта работы)

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи

Предметы, классы, темы Вопросы
1. Общий обзор организма человека Науки анатомия, физио­логия, гигиена; их связь Строение и функции ор­ганизма человека. Родство с животными. Строение и функции клетки. Типы тка­ней. Органы, системы органов Изучение отношений «при­рода —человек—общество» Единство химического со­става и физико-химических процессов в живой и не­живой природе Зоология, VIII класс. «Развитие животного мира на Земле» — родство чело­ века с животными Ботаника, V класс. «Клетка», «Растение — це­лостный организм». Зоо­логия, VIII класс. «Класс Млекопитающие», «Разви­тие животного мира на Земле» — скелет и мускулатура. Органы полостей тела. Химия, физика, физ­культура, обществоведе­ние, трудовое обучение Химия, VII класс. «Водород. Кислоты. Со­ли». «Вода. Растворы. Основания». «Кислород. Оксиды. Горение». Физика, VII класс. «Работа и мощность. Энергия». Ориентация на связь с этими предметами курса «Человек» Химические элементы, входящие в состав клеток тела человека. Значение воды как растворителя. Окисление. Катализатор
2. Нервно-гумораль-ная регуляция Развитие нервной систе­мы и ее значение. Строение и функции отделов цент­ральной нервной системы. Значение коры больших по­лушарий Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Заболевания Связь организма с внешней средой – обще-биологический закон     Зоология VII и VIII клас­сы. Нервная система гидры, червей, насекомых, хордо­вых   Физика. VII класс. «Сила тока. Напряжение. Сопротивление:». Химия VIII класс "Галлогены"   Электрический ток. Элект­рическая цепь. Сила тока. Действие электрического то­ка Физиологическое действие йода.  
3. Кровь Внутренняя среда орга­низма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и его виды Гомеостаз. Физико-химические свойства крови— постоянное осмотическое давление и постоянная сла­бощелочная реакция Ботаника, VII класс, «Бактерии», болезнетворные бактерии и борьба с ними. Религиозные обряды как путь распространения инфекционных заболеваний. Эпидемии Химия, VII класс. «Первоначальные хими­ческие понятия». «Кислород. Оксиды, Горе­ние». «Водород. Кислоты. Соли». «Вода. Раство­ры. Основания». Физика, VI класс. Типы химических реакций. Реакция окисления и восстановления гемоглоби­на. Концентрация солей. Рас­творимость газов в жидко­стях. Смесь газов воздуха.

 

 

4. Кровообра-щение Органы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа Автоматия сердца. Движение крови но сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы Открытая система - си­стема, которая не может существовать без связи с окружающей средой   Зоология, VIII класс «Развитие животного мира на Земле»—доказательство исторического развития жи­вотного мира, его этапы Физика VII класс «Первоначальные сведе­ния о строении веще­ства» Физика.VII класс. «Работа и       мощность. Энергия». «Давление жидкостей и газов (гидро- и аэро­статика) ». «Движение и силы» Физика. VII класс. «Сила тока. Напряже­ние. Сопротивление». Физика. VIII класс. «За­коны сохранения»   Парциальное давление газов в воздухе. Зависимость обмена газов от дав­ления. Диффузия в газах и жидкостях Работа сердца. Единица работы. Мощность. Давление жидкости. Из­мерение давления. Мано­метр. Единицы давления (мм. рт. ст., мм вод. ст., дин см2). Скорость. Единица ско­рости (м/с). Сопротивление проводников. Единица сопротивления (Ом). Движение жидкости по трубам. Зависимость меж­ду скоростью движения, крови, давлением и сопро­тивлением сосудов      
5. Дыхание Значение дыхания. Орга­ны дыхания, их строение и функции. Газообмен в лег­ких и тканях. Дыхатель­ные движения. Понятие о гуморальной и нервной ре­гуляции дыхания. Реани­мация. Защита воздуха от загрязнения. Вред курения. Профилактика болезней ор­ганов дыхания Эволюция дыхательной системы. Процесс дыхания, его этапы Ботаника. VI класс. «Семя»—дыхание семян. Зоология. VIII класс. Ды­хательные системы и дыха­ние у насекомых, рыб, зем­новодных, птиц, млекопитающих   Химия. VII класс. «Первоначальные хими­ческие понятия». «Кис­лород. Оксиды. Горе­ние» Химия. VIII класс, «Количественные отно­шения в химии». «Хими­ческая связь». Строение вещества» Физика. VII класс. «Давление жидкостей и газов (гидро- и аэро­статика)». «Первона­чальные сведения о строении вещества»   Реакции разложения и соединения. Состав воздуха, физиче­ские и химические свойст­ва кислорода. Окисление. Свойства углекислого газа. Качественная реакция на углекислый газ. Реакции экзотермические и эндотермические. Окисли­тельно-восстановительные реакции, химическая связь Атмосферное давление, его изменение с изменением высоты над уровнем моря Диффузия в газах и жидкостях  
6. Пищеварение Питательные вещества и пищевые продукты. Строе­ние органов пищеварения. Опыты И. П. Павлова по изучению деятельности пи­щеварительных желез. Пи­щеварение в полости рта, желудка, кишечника. Гигиена питания Связь химических превра­щений питательных веществ с деятельностью нервной, кровеносной, опорно-двига­тельной, выделительной си­стем. Организм—единое целое Зоология, VIII класс. «Класс Млекопитающие» — органы полостей тела   Химия. VII класс. Все темы. Химия. VIII класс, "Подгруппа кислорода". Обществоведение. «Всеобщая связь и раз­витие явлений мира»   Химический состав пищевых продуктов. Реакции разложения. Общие свойст­ва кислот. Реакция кислой и щелочной среды на лак­мус. Реакция нейтрализа­ции. Катализаторы. Зависимость скорости хи­мической реакции от площади соприкосновения реаги­рующих веществ Всеобщая связь явлений. Связь организма и среды, связь систем органов, связь строения и функций органов пищеварения, их эволюция у человека по сравнению с млекопитающими  
7. Обмен веществ   Ассимиляция и диссими­ляция. Водно-солевой, бел­ковый, жировой и углеводный обмен. Обмен веществ между организмом и средой. Нормы питания. Витамины     Синтез пищевых продуктов и витаминов. Обмен веществ – основное свойство живых существ Зоология. VII класс. «Тип, Простейшие», «Класс Пти­цы» - обмен веществ   Химия, VII класс. Кислород. Оксиды. Горение». «Водород». «Кислоты. Соли». Химия. VIII  класс. «Количественные отно­шения в химии». «Хими­ческая связь. Строение вещества» Органическая химия. «Теория химического строения органических соединений» Физика. VII класс. «Работа и мощность. Энергия» Физика. VIII класс. «Теплопередача и рабо­та». Обществоведение. «Всеобщая связь и раз­витие явлений мира»   Реакции разложения и синтеза. Окисление. Понятие о катализе. Состав солей Экзотермические и эндо­термические реакции. Рас­чет количества вещества по уравнению реакции. Тер­мическое уравнение реак­ции. Окислительно-восстано­вительные реакции. Превра­щения энергии химических связей. Строение молекул белков, жиров, углеводов, их свой­ства. Понятие о полимерах. Понятие о потенциальной и кинетической энергии. Закон сохранения и прев­ращения энергии в механи­ческих и тепловых процес­сах. Калория. Калориметр. Закон единства и борьбы противоположностей (связь ассимиляции и диссимиля­ции в обмене веществ)  
8. Выделение    Органы мочевыделительной системы. Значение выделения продуктов обмена веществ     Зоология. VIII класс. «Класс Млекопитающие» — органы полостей тела      
9. Терморегуляция Строение и функции кожи Роль кожи в регуляции теп­лоотдачи. Гигиена кожи   Закон сохранения энергии при терморегуляции   Зоология. VIII класс. "Класс млекопитающие" – кожные покровы животных Физика. VII класс. Теплопередача и работа. Изменения агрегатных состояний веществ. Физика. IX класс, «Тепловые явления. Пер­вый закон термодинами­ки»   Работа и теплоотдача. Способы теплопередачи. Количество теплоты. Внут­ренняя энергия. Испарение. Удельная теплота парообра­зования. Поглощение энер­гии при испарении жидкос­ти. Первый закон термоди­намики. Закон сохранения энергии  
10. Система опоры и движения Строение и значение опорно-двигательной систе­мы. Влияние труда и прямохождения на особенно­сти скелета человека. Со­став, строение и рост кос­тей. Мышцы, их строение и функции. Работа мышц Понятие системы как со­вокупности взаимосвязан­ных объектов, образующих единое целое Ботаника, VI класс. «Се­мя»—состав семян (органические и минеральные вещества). Зоология, VIII класс. «Класс Млекопитаю­щие». «Скелет и мускула­ тура» Физика, VII класс. «Ра­бота и мощность. Энер­гия». «Движение и си­лы».     Химия, VII класс. «Водород. Кислоты. Соли».   Физкультура, трудовое обучение     Обществоведение. «Материалистическое понимание истории» Механическое движение. Механическая энергия. Масса тела, сила тяжести, центр тяжести, упругость, плотность. Рычаг. Атмос­ферное давление. Работа. Единица работы (Дж). Динамометр Реакция углекислых со­лей с соляной кислотой Органические вещества. Глюкоза как источник энергии для сокращения мышц. Значение физических уп­ражнений, ритма и нагруз­ки в работе мышц. Правила тренировки Труд—содержание обще­ственного бытия
11. Развитие организма человека Роль размножения в воспроизведении организмов. Половые железы. Развитие зародыша человека. Развитие детского и юношеского организма. Значение физкультуры и спорта. Отношения "Природа – человек – общество". Роль биологических и социальных факторов в развитии человека Ботаника VII класс. "Растение – целостный организм", "Папоротникообразные", "Голосеменные" – размножение и оплодотворение. Зоология VIII. Размножение рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Физкультура   Обществоведение. "Воспитание нового человека" Значение физкультуры и спорта для нормального развития и укрепления организма. Условия для развития физкультуры и спорта в России. Физическое совершенство и духовное богатство.
12. Органы чувств и восприятие   Значение органов чувств. Анализаторы. Орган зрения. Орган слуха. Гигиена орга­нов чувств Бионика. Биоакустика Эхолокаторы     Зоология. VIII класс. «Тип членистоногие», «Класс Ры­бы», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие» — органы  чувств, приспособление к среде обитания Физика. Оптика «Механические волны»     Световые лучи. Освещенность. Преломление света. Собирающие и рассеивающие линзы. Звуковые волны. Скорость звука. Частота колебаний, высота тона. Шумы. Акустический резонанс. Ультразвук.
13. Поведение и психика   Роль работ И. М. Сече­нова и И. П. Павлова в изучении ВНД. Условные и безусловные рефлексы. Сложность поведения чело­века. Значение речи. Созна­ние и мышление. Вред предрассудков и суеверий. Сон. Режим труда и отдыха   Материализм и идеализм. Наука и метод. Системный метод познания. Роль соз­нания в социальном поведе­нии и труде человека     Зоология. VIII класс. «Класс Млекопитающие" - домашняя собака, приматы, обезьяны, регуляция их по­ведения   История. Русский язык. VIII класс.«Общие сведения о язы­ке»— язык средство об­щения и познания. Обществоведе­ние. «Сознание —свойст­во высокоорганизованной материи. «Матери­ализм и идеализм—две линии в философии»     Классовые корни религии Без материи нет сознания. Язык и мышление. Пути на­учного познания. Основной вопрос философии  

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на реферат С.Ю. Мусихиной "Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся".

 

 

       Тема автореферата С.Ю. Мусихиной – это веление времени. Интеграция стала одним из определяющих факторов развития научного познания. Интегративные процессы в науке не могли не отразится на содержании образования в средней школе. Объективную основу интеграции знаний составляет единство материального мира. Принципиальная общность основных свойств материи и законов ее развития. Внедрение принципа интеграции в практику на высоком уровне требует от учителя систематической поэтапной работы. Этапы этой работы:

1. Анализ учебного материала курса биологии с целью выявления вопросов, для многоаспектного освещения которых необходимо привлечь материал смежных дисциплин;

2. Анализ и отбор материала смежных дисциплин, интеграцию которых учитель предполагает реализовать в учебном процессе;

3. Дозирование межпредметного материала, включаемого в содержание интегрированных уроков, прогнозирование предполагаемых результатов межпредметного цикла.

Из текста реферата видно, что автор проделал большую работу по реализации первого и второго этапов. Выявлены вопросы из курса биологии за 7 – 11 классы, которые можно рассматривать на интегрированных уроках, а также проведен анализ программ химии и физики в 7 – 11 классах; отражены связи понятий одного предмета с понятиями смежного; рассмотрены общие законы природы, с позиции которых нужно рассматривать любое явление или понятие предмета. Данные в реферате таблиц 1, 2 помогут в работе по внедрению принципа интеграции всем учителям естественных наук. Реализацию третьего этапа по внедрению принципа интеграции можно проследить по проведению урока "Океан внутри нас". Урок был дан на высоком уровне и его разработка может оказать методическую помощь другим учителям. В реферате приведено авторское планирование внутри- и межпредмтеных связей в курсе всего раздела "Человек и его здоровье".

Работа С.Ю. Мусихиной, как и всей лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 по данной теме проводится второй год. Формирование естественно-научного мировоззрения учащихся учителем осуществляется не только на уроках, но и в научно-практических экспедициях, что также можно было бы отразить в реферате. В рамках школьной лаборатории естественно-научного цикла автором проведена аналитическая работа по осуществлению межпредмтеной интеграции. Результаты данной работы будут использованы в экспертно-диагностической и методической деятельности лаборатории.

 

Рецензент                                                                                                              Т.В. Романова

 

 

Приложение 4

Домашние задачи:

 

А. При больших потерях крови человек сильно бледнеет, учащенно дышит, ему хочется пить. Какими реакциями организма вызываются эти симптомы? Являются ли эти реакции защитными? Если "Да", то почему? Как еще отвечает организм на потерю крови?

Б. Летом, при жаре рекомендуется пить солоноватую газированную воду, а не сладкие напитки "Фанта" "Миринда" и т.п. Почему?

В. Потерпевшие кораблекрушение моряки, оставшись без пресной воды, часто пили морскую воду и умирали. Почему?

Г. Что произойдет с клетками крови, если в нее прилить воду (150 мл), в которой растворено 3 г NaCl?

 

Приложение 5

Химический состав морской воды и крови (в %)

 

Химические элементы и соединения Морская вода Кровь
Na 30,5 39,0
Mg 3,8 0,5
Ca 1,2 1,0
K 1,8 2,6
Cl 55,2 45,0
CO2 0,5 11,0
Другие элементы 7,0 0,9

 

Приложение 6

 

РЕФЕРАТ

 

Межпредметная интеграция на уроках биологии как способ формирования естественно-научного мировоззрения учащихся.

 

Научный руководитель:

Т.В. Романова,

заведующий лабораторией

естетсвенно-научного

цикла школы № 97,

учитель химии высшей категории

 

 

Ижевск 2001

Литература.

 

 
1. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
2. Ильченко В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология): Учебно-наглядное пособие для 7 – 11 классов. М.: Просвещение, 1989
3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981
4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знания, 1983.
5. Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993
6. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) –М.: Просвещение, 1980
7. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994
8. Типовые программы для средней (полной) школы VI – IX классы (биология, химия, физика, география), М.: Просвещение, 1998
9. Астанина С.Ю. Межпредметные связи на обобщающем уроке – Биология в школе, 1999, № 6, стр.25
10. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения. – М.: Просвещение, 1984
11. Максимова В.И. Межпредметные связи в учебно-воспитательной процессе современной школы – М.: Просвещение, 1987
12. Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе, № 2, 2001, стр.25
13. Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки. – Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
14. Смиронова Т.Г., Белоусова Е.Н. Симметрия в биологии и математике. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
15. Понуркевич В.М. Интегрированный урок – биология – математика – биология в школе, № 6, 1995, стр.42
16. Власова Н.Г. Звук, его источники, восприятие и передача. Интегрированный урок. – (серия "Я иду на урок биологии" – М.: "Первое сентября", 2000
17. Материалы лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 по интегрированным урокам, 2000 – 2001.
18. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991
19. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М.: Мысль, 1980
20. Семенышева А.В., Калпакова О.А. Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Интегрированный урок – игра биологии – химии (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000
21. Набиуллина В.Р., Назимова С.П. В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело. Интегрированный урок биология – изобразительное искусство (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000

 

Содержание.

 

 

Общие сведения ……………………………………………………………………..  
Введение ………………………………………………………………………….…..  
1. Биология и научное мировоззрение: философский и исторический обзор ………………………………………….  
2. Отражение естественно-научной картины мира в содержании современного естественно- научного образования ………………………………………………………...  
3. Социальная обусловленность развития идей интеграции в науке и педагогике ……………………………………….  
4. Психолого-педагогические проблемы систематизации знаний и формирование целостного мировоззрения учащихся ……………………………………….  
5. Методика проведения интегрированных уроков …………………………...  
6. Формирование естествено-научного мировоззрения учащихся при изучении раздела биологии "Человек и его здоровье" …………………………………  
Заключение …………………………………………………………………………..  
Литература …………………………………………………………………………...  
Приложение ………………………………………………………………………….  

 

Общие сведения.

           

Светлана Юрьевна Мусихина, учитель биологии общеобразовательной школы № 97 г.Ижевска, ул. К.Либкнехта, 24; педагогический стаж работы – 7 лет.

           

Средняя общеобразовательная школа № 97 образовалась в 1996 году, т.е. возраст ее небольшой, всего 4 года. Но за этот короткий срок школа сформировала свою внутреннюю структуру образовательного процесса. В школе созданы 6 предметных лабораторий. Лаборатории определяют тактику развития школы в области образования по профилю лаборатории в контакте концепции и стратегии школы. Самостоятельно отбирают содержание и технологии для организации обучения, воспитание и развитие учащихся посредством предметов, относящихся к профилю лаборатории. Организуют методическую работу. Организуют систематическую внеурочную работу по профилю. Составляют планы экспериментальных работ и планы внутришкольного контроля за уровнем знаний, умений, навыков и творческой активностью учащихся. Составляют свой банк педагогических разработок. Организуют научно-исследовательскую деятельность учащихся и профильную практику.

Лаборатория естественно-научного цикла объединяет учителей биологии, химии, физики и географии. Ведущим направлением деятельности естественно-научной лаборатории является формирование единого естественно-научного мировозрения учащихся.

 

Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве.

Дж. Бруно

    Введение.

       Для современного образования и науки характерна глубокая дифференциация знаний о природе. В результате этого учащиеся получают разобщенные сведения об устройстве мира, не могут выделить основополагающие закономерности его функционирования. Природа предстает перед детьми в виде разрозненных знаний по биологии, химии, физике, географии.

       Естественно-научные предметы призваны раскрыть перед учащимися современную картину мира. Каждый момент получения знаний должен быть одновременно и формированием целостности сознания учащегося, единой системы знаний о природе – интегрального ее образа.

       Все стороны целостного мировоззрения личности, отражая реальную взаимосвязь явлений объективного мира, находятся в единстве, и в предметном обучении должны быть обеспечены тесные межпредметные связи, раскрывающие взаимообусловленность науки о природе, обществе и личности человека. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

       Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражено интеграция естественно-научных знаний.

       Формирование естественно-научного мировоззрения является ведущей задачей для всех предметов естественно-научного цикла. Для успешного решения этой задачи необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения: в содержании и структуре учебного материала всех предметов важно усилить системность изложения; в методах и приемах обучения – проблемность, активизацию познавательной деятельности, теоретическое обобщение знаний; в формах организации – их комплексность и коллективность, сотрудничество учителей разных предметов, групповую работу. Межпредметное интегрирование в целенаправленной и согласованной работе учителей выполняет конструктивные функции, совершенствуя содержание, методы и формы организации обучения.

       Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук. В ходе интеграции увеличивается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей системы. Использование межпредметного интегрирования способствует также целостному восприятию мира и формированию естественно научного мировоззрения учащихся.

       Цель реферата - опираясь на передовой педагогический опыт и научные исследования, раскрыть роль интегрированных уроков в формировании естественно-научного мировоззрения учащихся. В реферате раскрывается социальная обусловленность развития идей интеграции, психолого-педагогические проблемы систематизации знаний, показаны возможности планирования межпредметной интеграции, излагаются особенности организации интегрированного урока, обобщается опыт работы автора и учителей.

           

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 369.