Работа по организации досуга студентов как активной формы внеучебной деятельности предусматривает включение студентов в подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий. Студенты и творческие коллективы активно участвуют в организации, подготовке, разработке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, которые осуществляются в соответствии с нормативными документами [1-9], Планом воспитательной работы вуза.
Культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия:
¨ официальные и торжественные встречи;
¨ концертные и шоу-программы;
¨ театрализованные представления;
¨ фольклорные праздники;
¨ конкурсы и фестивали;
¨ студенческие акции;
¨ театрализованные шествия;
¨ спартакиады;
¨ встречи с выдающимися деятелями образования, науки, культуры, искусства Республики Казахстан и стран зарубежья;
¨ участие в городских, областных, республиканских и международных конкурсах, фестивалях, чемпионатах.
Тематика культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятий вуза должна отражать официальные события, быть посвящена государственным праздникам, знаменательным и памятным датам:
государственному празднику – Дню Конституции (30 августа);
Дню знаний (1 сентября);
Дню языков народов Казахстана (22 сентября);
Международному Дню пожилых людей (1 октября);
Дню учителя (первое воскресенье октября);
Международному Дню студентов (17 ноября);
Всемирному дню борьбы со СПИДом;
Национальному празднику – Дню Независимости (16 декабря);
государственному празднику – Новому году (1 января);
государственному празднику – Международному женскому дню (8 марта);
государственному празднику – Наурыз мейрамы (22 марта);
государственному празднику – Празднику единства народа Казахстана (1 мая);
государственному празднику – Дню Победы (9 мая);
Дню Защитников Отечества (7 мая);
Дню государственных символов Республики Казахстан (4 июня);
государственному празднику – Дню столицы (6 июля);
Дню университета;
Дню города и пр.
Этапы проектирования культурно-досуговых программ
Организация культурного досуга предусматривает планово-проектную деятельность, проектирование культурно-досуговых программ.
Проектирование (от лат. «projectus» – брошенный вперед) культурно-досуговой программы – это специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов создания прототипа культурно-досугового мероприятия. Проектирование как составная часть управления позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости данного процесса.
Проектирование культурно-досуговых программ представляет собой технологию разработки и реализации проекта или программы, упорядоченную во времени и пространстве последовательность действий и процессов, поэтапное достижение результата.
В проектировании молодёжных культурно-досуговых программ рекомендуется соблюдать следующие этапы [11]:
диагностический,
нормативно-прогнозный,
концептуальный,
проектно-планирующий,
исполнительски-внедренческий,
контрольно-коррекционный.
Первый этап проектирования культурно-досуговой программы – диагностический. Его содержание заключается в диагностике (от греч. diagnostikos – способный распознавать) социокультурной ситуации; накоплении, обработке, анализе информации; выявлении наиболее актуальных и типичных проблем, на решение которых будет направлена проектируемая программа. На данном этапе изучается специфика и культурный потенциал среды; выявляются возрастные, социально-демографические особенности ее субъектов; анализируется содержание и способы деятельности субъектов данной среды; выявляются наиболее типичные проблемы (социально-культурные проблемы, характерные для художественной жизни, культурно-исторического наследия, экологической среды обитания и пр.; личностные проблемы, характеризующие социально-психологическую, духовно-нравственную, профессиональную и др. стороны жизни субъектов данной культурной среды).
Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:
- характеристика социальных и культурных особенностей диагностируемого объекта (факультета, студенческой группы, студенческого объединения, общежития и т.п.); (отвечает на вопросы «почему?» и «где?» будет реализован проект);
- характеристика материально-технической базы диагностируемого объекта; эту информацию можно получить по итогам инвентаризации фонда помещений, залов, учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы; (отвечает на вопрос «что имеется?» для реализации проекта);
- характеристика квалификационно-творческого потенциала его субъектов, состава специалистов, способных организованно и содержательно осуществить проектируемую программу (отвечает на вопрос «кто?» будет реализовывать проект);
- характеристика социально-демографических, возрастных, творческих особенностей потенциальной аудитории проектируемой программы (отвечает на вопрос «для кого?» разрабатывается проект).
Выявленные проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.
Второй этап – нормативно-прогнозный – предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, перспективах ее развития как при условии естественного развития, так и в том случае, если ситуация будет изменена в желаемом направлении в результате реализации разрабатываемого проекта (культурно-досуговой программы).
Третий этап – концептуальный. Его суть заключается в разработке целостной концепции, замысла проекта, сферы проектирования, определении перспективных целей, приоритетных задач, связанных с решением основного круга проблем.
Четвертый этап – проектно-планирующий – переход от общей концепции проекта к плану реализации культурно-досуговой программы с определением плановых мероприятий, сроков их реализации, ответственных лиц и исполнителей. На данном этапе выбирается организационный комитет по подготовке и проведению программы, разрабатывается и утверждается планово-проектная документация.
Пятый этап – исполнительско-внедренческий – предусматривает создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию проекта, программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение). На этом этапе разрабатываются документы, регулирующие и конкретизирующие действия по реализации проекта – положения, сценарии и пр.
Шестой этап – контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных пунктов (мероприятий), учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
Результаты работы по каждому из этапов находят отражение в разработанном проекте, программе, сценарии.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 396.