Поддоны являются одними из основных средств пакетирования. Поддоны по конструкции подразделяются на плоские, стоечные и ящичные, а каждый из них – на различные типоразмеры. Плоский поддон имеет настил с плоским основанием (без боковых ограждений); стоечный, кроме него, – стойки со свободными или скрепленными связями (стойки воспринимают нагрузку при штабелировании); ящичный состоит из настила с ножками или плоского поддона с боковыми ограждениями (стенами), крышкой или без нее. Стены предназначены для удержания груза. Поддоны изготовляют неразборными и разборными, а также складными; в последнем случае конструкция позволяет складывать его, не нарушая сочленения отдельных элементов.
Поддоны, как и другие средства пакетирования, бывают многооборотными или одноразовыми. Многооборотные могут принадлежать грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям. Предприятия используют их для своих нужд, транспортные организации – для общего пользования. К последней категории относятся универсальные поддоны для грузов широкой номенклатуры. Поддоны же не общего пользования, предназначенные для определенных родов грузов, относятся к категории специализированных. Часть их унифицируется для обращения внутри отдельных отраслей народного хозяйства.
Плоские поддоны изготовляют однонастильньтми – площадка для груза (настил) опирается на пол через поперечные опоры (ножки) и двухнастильными – верхний служит для укладки груза, а нижний – опорой. В зависимости от возможности захвата вилами погрузчика поддоны бывают двух- и четырехзаходные. У двухзаходного по всей длине или ширине расположено два или три опорных бруска и поэтому через проемы можно ввести вилочный захват с двух противоположных сторон. У четырехзаходного поддона настилы разделяют три большие и шесть малых шашек, поэтому ввод вилочного захвата обеспечен с четырех сторон.
Организация ИСО утвердила стандартные размеры упаковки 400×600 мм, сочетающийся с размерами европейских поддонов 800×1200 и 1000×1200 мм. Отечественные плоские поддоны многократного пользования в зависимости от назначения изготовляют шести основных типов и по размерам подразделяют на четыре группы. Поддоны размером 800×1200 и 1000×1200 мм применяют на железнодорожном и автомобильном транспорте, а также в смешанных сообщениях (европоддоны); размером 1200×1600 и 1200×1800 мм, а также с выступами грузоподъемностью 2,0 и 3,2 т – на водном транспорте. В таблице 1 представлена техническая характеристика основных типов плоских поддонов.
Таблица 1
Техническая характеристика плоских поддонов
Тип поддона
Поддон
Размеры в плане, мм
Грузоподъемность, т
Наибольшее распространение в нашей стране получил плоский поддон типа 2ПО4 – двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле грузоподъемностью 1 т, размером 800×1200 мм. Он предназначен для обращения внутри страны на всех видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, морском и речном).
Параметры ящичных и стоечных поддонов соответствуют размерам плоских 800×1200 и 1000×1200 мм. Но внешние их размеры увеличены: ширина на 35 и длина на 40 мм. Высота должна быть не более 1150 мм, а для используемых в международных перевозках не более 970 мм.
Высота меняется в зависимости от конструкции и назначения. Грузоподъемность не превышает 1 т, учитывая, что ГОСТ 21929-76 определяет предельную массу пакета брутто при перевозке в крытых вагонах и в контейнерах не более 1 т. Чтобы не снижать производительность погрузчиков при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, ГОСТ 19434-74 установлены основные присоединительные размеры для тары, складских помещений транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники.
Каждому типу поддона в зависимости от конструкции и материалов, из которых он сделан, присвоено условное обозначение: плоский – буква П, ящичный – Я, стоечный – С; цифра перед буквой – число настилов у плоских, стен (стоек) у ящичных или стоечных поддонов; цифра в конце условного обозначения плоского поддона – число заходов. Буква О указывает на наличие окна у плоского, обвязки у стоечного и признак того, что открывается пол у ящичного поддона; В – выступ у плоского; К – крышка у ящичного поддона; Р – ящичный поддон разборный; Д – наличие у него двери; С – откидной или съемной стены или стойки у стоечного поддона; СО – съемная обвязка у стоечного поддона. В конце условного обозначения стоят размеры (ширина, длина) и название материала, из которого выполнены основные части поддона: Д – дерево; С – сталь; Л – легкий сплав; СН – синтетический материал; ДС – дерево и сталь; ДЛ – дерево и легкие материалы; СНЛ – легкие и синтетические материалы; СНС – сталь и синтетические материалы. После сокращенного названия материала знаменателем указан способ соединения: ВГ – винтовыми гвоздями и Ш – шурупами. Так, плоский поддон двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле без выступов размером 800×1200 мм, грузоподъемностью 1 т с основными деталями из дерева и соединения винтовыми гвоздями условно обозначен – 2ПО4-800×1200–1,0 Д/ВГ.
Помимо универсальных, в народном хозяйстве используют специализированные (для определенных грузов) поддоны, которые отличаются разнообразием конструкций и типоразмеров, учитывающих специфические особенности и свойства грузов: тарно-штучных, сыпучих, навалочных, крупногабаритных и др. Наиболее широко применяют специализированные поддоны и специальную тару при межзаводских поставках комплектующих изделий и запасных частей на предприятиях министерств автомобильной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, транспортировке продукции черной и цветной металлургии и др. Ящичные поддоны без крышки, эксплуатируемые на предприятиях этих отраслей, предназначены для транспортирования и хранения на складах запасных частей к тракторам, автомобилям, сельскохозяйственным машинам, а также других упакованных и неупакованных изделий. Каркас такого поддона имеет повышенную прочность и изготовлен из стальногоуголкового профиля; стены и дно обшиты досками. Одна из боковых стен может быть сетчатой. Его можно штабелировать в шесть ярусов и перемещать по рольгангу. Передние и задние стены снабжены откидными дверцами, позволяющими при хранении на складах отбирать изделия из нижних поддонов, не снимая верхние.
Разработан поддон, имеющий складной каркас пяти различных размеров по высоте (от 350 до 1150 мм) и соответственно изменяющийся полезный объем от 0,18 до 0,88 м3. Стены сплошные или решетчатые, размеры в плане 800×1200 мм, масса бокового ограждения 6,1-30,5 кг. Поддон предназначен для транспортировки и хранения различных преимущественно неупакованных грузов. Достоинство конструкции – возможность установки каркасов (бокового ограждения) различной высоты, которую выбирает грузоотправитель в зависимости от объемной массы груза. Для более ценных грузов разработана конструкция аналогичного поддона с крышкой (тип 4ЯРК). Техническая характеристика его та же, что и у поддона 4ЯР за исключением массы, которая в зависимости от каркаса изменяется от 38 до 56 кг.
Стоечные поддоны МП-70 представляет собой сварной каркас из стального проката уголкового профиля с двумя деревянными полками. К двум боковым стойкам, соединенным между собой поперечными балками, приварены фиксаторы, обеспечивающие штабелирование поддонов в шесть ярусов. Разработано несколько типов таких поддонов, отличающихся формой, размерами и расположением опорных приспособлений.
Стоечный поддон, разработанный УНИПТИМаш, представляет собой сварной металлический каркас в виде лотка. К боковым стойкам приварены фиксаторы, обеспечивающие штабелирование. Предназначен для пакетных перевозок свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей. Приняты два типоразмера: 800×1200 мм и 1000×1200 мм. Первый используют для транспортировки и хранения малогабаритных батарей; второй – для средне- и крупногабаритных. В каждом из них размещается шесть батарей: в двух рядах по три. Загружают в вагон в четыре яруса, а размещают в складе в шесть-семь ярусов (допускается штабелирование до девяти ярусов). Перегружают электропогрузчиками, которые захватывают сразу два пакета с батареями.
Стоечный поддон 4ССО для перевозки мяса состоит из четырех сварных элементов: основания, головки с крючьями для подвеса мяса и двух боковых стен; при необходимости разбирается и складывается, при этом объем его сокращается более чем в три раза. В поддоне размещается мясо охлажденное – свинина в полутушах 500, говядина в четвертинах 400, мясо мороженое или сортовые отрубы в картонной или полиэтиленовой таре до 900 кг. Стоечные поддоны позволяют снизить себестоимость погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ; повысить производительность труда в 3-4 раза; сократить потребную емкость камер холодильников при установке в один ярус на 22, в два – на 45 и в три яруса – на 67 %. Себестоимость доставки охлажденного мяса сортовыми отрубами по железной дороге на расстояние 1000 км сокращается на 35-40 %.
Универсальные стеллажи.
Оборудование для хранения штучных и затаренных материалов и изделий включает различные типы универсальных и специализированных стеллажей. В настоящее время материалы и различные изделия на складах хранятся в основном в стеллажах и на поддонах.
Стеллажи обычно изготовляются из металла, дерева, бывают и смешанной конструкции (из легковесных материалов, фанеры и др.). Деревянные стеллажи хотя и просты в изготовлении, но имеют небольшой срок службы и ограниченную возможность использования их для хранения огнеопасных и тяжелых материалов, изделий.
По сравнению с деревянными металлические стеллажи имеют ряд преимуществ: высокую прочность и долговечность; способность выдерживать большие нагрузки и безопасность в пожарном отношении. Металлические стеллажи применяются в основном для хранения материалов и изделий на поддонах.
Стеллажи смешанной конструкции изготовляются в виде металлического каркаса, а боковые стенки и полки – из дерева, фанеры, картона и других прочных легковесных материалов. Каркас таких стеллажей чаще всего изготовляется из уголковой стали или труб, поэтому они получаются сравнительно легкими. К их достоинствам следует отнести легкость монтажа, большую, чем у деревянных стеллажей, прочность и долговечность. На складах могут применяться и железобетонные универсальные стеллажи сборной конструкции. Они также отличаются прочностью, долговечностью и безопасностью в пожарном отношении. В отличие от металлических эти стеллажи требуют меньших расходов по их содержанию.
Универсальные стеллажи используются для хранения различных штучных и затаренных материалов и изделий. Применяются типы полочных, легочных и ящичных стеллажей, отличающиеся друг от друга схемой устройства, размерами и материалом, из которых они изготовлены. Универсальные стеллажи могут быть односторонние и двусторонние.
Для рационального использования стеллажей существенное значение имеет правильный выбор их размеров. Размеры стеллажей и поддонов должны обеспечивать оптимальную их емкость и вместимость при наилучшем использовании площади и объема склада Габаритные размеры универсальных стеллажей принимаются в зависимости от габаритных размеров поддонов, на которых хранятся материалы. Высота стеллажей устанавливается в зависимости от используемых на складах подъемно-транспортных механизмов.
Широкое применение имеют сборные металлические стеллажи из штампованных деталей с регулируемой высотой полок. Сборка их осуществляется на болтах.
Каркасные односторонние стеллажи сборно-разборной конструкции предназначаются для хранения пакетов или материалов, уложенных на поддоны.
Сборно-разборные стеллажи в сравнении со сварными обеспечивают в среднем до 20 % экономии металла.
В настоящее время для хранения некоторых видов материалов и изделий на поддонах применяют так называемые стеллажи-рольганги наклонного типа – гравитационные стеллажи. Указанные стеллажи имеют приемную загрузочную и разгрузочную стороны. Уложенные на такой стеллаж поддоны с грузом перемещаются под действием силы тяжести. Укладка и снятие поддонов с такого стеллажа осуществляются автопогрузчиком или краном-штабелером.
Коэффициент использования площади складов увеличивается применением так называемых проходных стеллажей. Эти стеллажи состоят из вертикальных стоек, соединенных между собой горизонтальными уголками. Нижние полки уголков выступают внутрь проходов и служат для укладки на них поддонов с материалами. Размеры между вертикальными стойками принимаются в зависимости от ширины поддонов с таким расчетом, чтобы уложенные на выступающие уголки поддоны не могли упасть. Погрузчики, используемые для механизации работ на складе, могут свободно перемещаться между стойками, держа поддон несколько выше нижней полки стеллажа. Ширина погрузчиков должна иметь меньше ширины продольных ячеек стеллажа. Опуская вилы погрузчика вниз можно установить поддон на полки уголков стеллажа. Съем поддона и вывод его из стеллажа осуществляются при помощи погрузчика. Количество устанавливаемых, рядов поддонов по высоте зависит от высоты подъема грузов погрузчиком. В отдельных случаях при длительном хранении легковесных материалов и изделий целесообразно использовать передвижные стеллажи универсального типа на роликах. Такие стеллажи имеют металлический каркас с заполнением стенок из легких материалов (фанеры, прессованного картона, фибры, пластмассы). Внизу стеллажи опираются на ролики, с помощью которых они передвигаются вдоль проходов по специальным направляющим (угольникам). Стеллажи устанавливаются с небольшим зазором друг от друга, в результате чего значительно улучшается использование площади склада Основной их недостаток – усложнение складских работ по укладке и выемке материалов из стеллажей.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 298.