Классификация и характеристика основных видов поддонов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поддоны являются одними из основных средств пакетирования. Поддоны по конструкции подразделяются на пло­ские, стоечные и ящичные, а каждый из них – на раз­личные типоразмеры. Плоский поддон имеет настил с плоским ос­нованием (без боковых ограждений); стоечный, кроме него, – стойки со свободными или скрепленными связями (стойки воспри­нимают нагрузку при штабелировании); ящичный состоит из нас­тила с ножками или плоского поддона с боковыми ограждениями (стенами), крышкой или без нее. Стены предназначены для удер­жания груза. Поддоны изготовляют неразборными и разборными, а также складными; в последнем случае конструкция позволяет складывать его, не нарушая сочленения отдельных элементов.

Поддоны, как и другие средства пакетирования, бывают мно­гооборотными или одноразовыми. Многооборотные могут принад­лежать грузоотправителям, грузополучателям и транспортным организациям. Предприятия используют их для своих нужд, транс­портные организации – для общего пользования. К последней категории относятся универсаль­ные поддоны для грузов широкой номенклатуры. Поддоны же не общего пользования, предназна­ченные для определенных родов грузов, относятся к категории специализированных. Часть их унифицируется для обращения внутри отдельных отраслей на­родного хозяйства.

Плоские поддоны изготовля­ют однонастильньтми – площад­ка для груза (настил) опирается на пол через поперечные опоры (ножки) и двухнастильными – верхний служит для укладки гру­за, а нижний – опорой. В зави­симости от возможности захвата вилами погрузчика поддоны бы­вают двух- и четырехзаходные. У двухзаходного по всей длине или ширине расположено два или три опорных бруска и поэтому через проемы можно ввести ви­лочный захват с двух противо­положных сторон. У четырехзаходного поддона настилы разде­ляют три большие и шесть малых шашек, поэтому ввод ви­лочного захвата обеспечен с че­тырех сторон.

Организация ИСО утвердила стандартные размеры упаковки 400×600 мм, сочетающийся с размерами европейских поддонов 800×1200 и 1000×1200 мм. Отечественные плоские поддоны многократ­ного пользования в зависимости от назначения изготовляют шести основных типов и по размерам подразделяют на четыре группы. Поддоны размером 800×1200 и 1000×1200 мм применяют на железнодорожном и автомо­бильном транспорте, а также в смешанных сообщениях (европоддоны); раз­мером 1200×1600 и 1200×1800 мм, а также с выступа­ми грузоподъемностью 2,0 и 3,2 т – на водном транспорте. В таблице 1 представлена техническая характеристика основных типов плоских поддонов.

Таблица 1

Техническая характеристика плоских поддонов

Тип поддона

Поддон

Размеры в плане, мм

Грузоподъемность, т

ширина длина П2 Однонастильный двухзаходный 800 1200 1,0 П4 Однонастильный четырехзаходный 1000 1200 1,0 1,0 2П4 Двухнастильный четырехзаходный 1000 1200 1,0 1,0 2ПО4 Двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле 1000 1200 1,0 1,0 2ПВ2 Двухнастильный двухзаходный с вы­ступами 1200 1600;1800 2,0; 3,2

 

Наибольшее распространение в нашей стране получил плос­кий поддон типа 2ПО4 – двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем настиле грузоподъемностью 1 т, размером 800×1200 мм. Он предназначен для обращения внутри страны на всех видах транспорта (железнодорожном, автомобильном, мор­ском и речном).

Параметры ящичных и стоечных поддонов соответст­вуют размерам плоских 800×1200 и 1000×1200 мм. Но внешние их размеры увеличены: ширина на 35 и длина на 40 мм. Высота должна быть не более 1150 мм, а для используемых в междуна­родных перевозках не более 970 мм.

Высота меняется в зависимости от конструкции и назна­чения. Грузоподъемность не превышает 1 т, учитывая, что ГОСТ 21929-76 определяет предельную массу пакета брутто при пере­возке в крытых вагонах и в контейнерах не более 1 т. Чтобы не снижать производительность погрузчиков при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, ГОСТ 19434-74 установлены основные присоединительные размеры для тары, складских помещений транспортных средств и погрузочно-разгрузочной техники.

Каждому типу поддона в зависимости от конструкции и мате­риалов, из которых он сделан, присвоено условное обозначение: плоский – буква П, ящичный – Я, стоечный – С; цифра перед буквой – число настилов у плоских, стен (стоек) у ящичных или стоечных поддонов; цифра в конце условного обозначения плос­кого поддона – число заходов. Буква О указывает на наличие ок­на у плоского, обвязки у стоечного и признак того, что открыва­ется пол у ящичного поддона; В – выступ у плоского; К – кры­шка у ящичного поддона; Р – ящичный поддон разборный; Д – наличие у него двери; С – откидной или съемной стены или стойки у стоечного поддона; СО – съемная обвязка у стоечного поддона. В конце условного обозначения стоят размеры (ширина, длина) и название материала, из которого выполнены основные части поддона: Д – дерево; С – сталь; Л – легкий сплав; СН – синтетический материал; ДС – дерево и сталь; ДЛ – дерево и легкие материалы; СНЛ – легкие и синтетические материалы; СНС – сталь и синтетические материалы. После сокращенного названия материала знаменателем указан способ соединения: ВГ – винтовыми гвоздями и Ш – шурупами. Так, плоский поддон двухнастильный четырехзаходный с окнами в нижнем на­стиле без выступов размером 800×1200 мм, грузоподъемностью 1 т с основными деталями из дерева и соединения винтовыми гвоздями условно обозначен – 2ПО4-800×1200–1,0 Д/ВГ.

Помимо универсальных, в народном хозяйстве используют спе­циализированные (для определенных грузов) поддоны, которые отличаются разнообразием конструкций и типоразмеров, учитыва­ющих специфические особенности и свойства грузов: тарно-штучных, сыпучих, навалочных, крупногабаритных и др. Наиболее ши­роко применяют специализированные поддоны и специальную та­ру при межзаводских поставках комплектующих изделий и запас­ных частей на предприятиях министерств автомобильной промыш­ленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, транспортировке продукции черной и цветной металлургии и др. Ящичные поддоны без крышки, эксплу­атируемые на предприятиях этих отраслей, предназначены для транспортирования и хранения на складах запасных частей к тракторам, автомобилям, сельскохозяйственным машинам, а также других упакованных и неупакованных изделий. Каркас такого поддона имеет повышенную прочность и изготовлен из стальногоуголкового профиля; стены и дно обшиты досками. Одна из боко­вых стен может быть сетчатой. Его можно штабелировать в шесть ярусов и перемещать по рольгангу. Передние и задние стены сна­бжены откидными дверцами, позволяющими при хранении на складах отбирать изделия из нижних поддонов, не снимая верх­ние.

Разработан поддон, имеющий складной каркас пяти различных размеров по вы­соте (от 350 до 1150 мм) и соответственно изменяющийся полез­ный объем от 0,18 до 0,88 м3. Стены сплошные или решетчатые, размеры в плане 800×1200 мм, масса бокового ограждения 6,1-30,5 кг. Поддон предназначен для транспортировки и хранения различных преимущественно неупакованных грузов. Достоинст­во конструкции – возможность установки каркасов (бокового ог­раждения) различной высоты, которую выбирает грузоотправитель в зависимости от объемной массы груза. Для более ценных грузов разработана конструкция аналогичного поддона с крышкой (тип 4ЯРК). Техническая характеристика его та же, что и у поддона 4ЯР за исключением массы, которая в зависимости от каркаса изменяется от 38 до 56 кг.

Стоечные поддоны МП-70 представляет собой сварной каркас из стального проката уголкового профиля с двумя деревянными полками. К двум боко­вым стойкам, соединенным между собой поперечными балками, приварены фиксаторы, обеспечивающие штабелирование поддо­нов в шесть ярусов. Разработано несколько типов таких поддо­нов, отличающихся формой, размерами и расположением опор­ных приспособлений.

Стоечный поддон, разработанный УНИПТИМаш, представляет собой сварной металлический каркас в виде лотка. К боковым стойкам приварены фиксаторы, обеспечивающие штабелирование. Предназначен для пакетных перевозок свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей. Приняты два типоразмера: 800×1200 мм и 1000×1200 мм. Первый используют для транспор­тировки и хранения малогабаритных батарей; второй – для сред­не- и крупногабаритных. В каждом из них размещается шесть ба­тарей: в двух рядах по три. Загружают в вагон в четыре яруса, а размещают в складе в шесть-семь ярусов (допускается штабе­лирование до девяти ярусов). Перегружают электропогрузчиками, которые захватывают сразу два пакета с батареями.

Стоечный поддон 4ССО для перевозки мяса состоит из четырех сварных элементов: основа­ния, головки с крючьями для под­веса мяса и двух боковых стен; при необходимости разбирается и складывается, при этом объем его сокращается более чем в три раза. В поддоне размещается мясо ох­лажденное – свинина в полутушах 500, говядина в четвертинах 400, мясо мороженое или сортовые от­рубы в картонной или полиэтилено­вой таре до 900 кг. Стоечные поддо­ны позволяют снизить себестои­мость погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ; повысить производительность труда в 3-4 раза; сократить пот­ребную емкость камер холодильни­ков при установке в один ярус на 22, в два – на 45 и в три яруса – на 67 %. Себестоимость доставки ох­лажденного мяса сортовыми отруба­ми по железной дороге на расстоя­ние 1000 км сокращается на 35-40 %.

 

 

Универсальные стеллажи.

Оборудование для хранения штучных и затаренных материалов и изде­лий включает различные типы универсальных и специализированных стелла­жей. В настоящее время материалы и различные изделия на складах хранят­ся в основном в стеллажах и на поддонах.

Стеллажи обычно изготовляются из металла, дерева, бывают и смешан­ной конструкции (из легковесных материалов, фанеры и др.). Деревянные стеллажи хотя и просты в изготовлении, но имеют небольшой срок службы и ограниченную возможность использования их для хранения огнеопасных и тяжелых материалов, изделий.

По сравнению с деревянными металлические стеллажи имеют ряд преимуществ: высокую прочность и долговечность; способность выдержи­вать большие нагрузки и безопасность в пожарном отношении. Металли­ческие стеллажи применяются в основном для хранения материалов и изде­лий на поддонах.

Стеллажи смешанной конструкции изготовляются в виде металличес­кого каркаса, а боковые стенки и полки – из дерева, фанеры, картона и других прочных легковесных материалов. Каркас таких стеллажей чаще всего изготовляется из уголковой стали или труб, поэтому они получаются сравнительно легкими. К их достоинствам следует отнести легкость монта­жа, большую, чем у деревянных стеллажей, прочность и долговечность. На складах могут применяться и железобетонные универсальные стеллажи сборной конструкции. Они также отличаются прочностью, долговечностью и безопасностью в пожарном отношении. В отличие от металлических эти стеллажи требуют меньших расходов по их содержанию.

Универсальные стеллажи используются для хранения различных штуч­ных и затаренных материалов и изделий. Применяются типы полочных, легочных и ящичных стеллажей, отличающиеся друг от друга схемой устройства, размерами и материалом, из которых они изготовлены. Уни­версальные стеллажи могут быть односторонние и двусторонние.

Для рационального использования стеллажей существенное значение имеет правильный выбор их размеров. Размеры стеллажей и поддонов дол­жны обеспечивать оптимальную их емкость и вместимость при наилучшем использовании площади и объема склада Габаритные размеры универсаль­ных стеллажей принимаются в зависимости от габаритных размеров поддо­нов, на которых хранятся материалы. Высота стеллажей устанавливается в зависимости от используемых на складах подъемно-транспортных меха­низмов.

Широкое применение имеют сборные металлические стеллажи из штам­пованных деталей с регулируемой высотой полок. Сборка их осуществляется на болтах.

Каркасные односторонние стеллажи сборно-разборной конструкции предназначаются для хранения пакетов или материалов, уложен­ных на поддоны.

Сборно-разборные стеллажи в сравнении со сварными обеспечивают в среднем до 20 % экономии металла.

В настоящее время для хранения некоторых видов материалов и изде­лий на поддонах применяют так называемые стеллажи-рольганги наклон­ного типа – гравитационные стеллажи. Указанные стеллажи имеют приемную загрузочную и разгрузочную стороны. Уложенные на такой стеллаж поддоны с грузом перемещаются под действием силы тяже­сти. Укладка и снятие поддонов с такого стеллажа осуществляются авто­погрузчиком или краном-штабелером.

Коэффициент использования площади складов увеличивается примене­нием так называемых проходных стеллажей. Эти стеллажи состоят из вертикальных стоек, соединенных между собой горизонталь­ными уголками. Нижние полки уголков выступают внутрь проходов и служат для укладки на них поддонов с материалами. Размеры между вертикальными стойками принимаются в зависимости от ширины поддонов с таким расчетом, чтобы уложенные на выступающие уголки поддоны не мог­ли упасть. Погрузчики, используемые для механизации работ на складе, могут свободно перемещаться между стойками, держа поддон несколько выше нижней полки стеллажа. Ширина погрузчиков должна иметь меньше ширины продольных ячеек стеллажа. Опуская вилы погрузчика вниз можно устано­вить поддон на полки уголков стеллажа. Съем поддона и вывод его из стел­лажа осуществляются при помощи погрузчика. Количество устанавливаемых, рядов поддонов по высоте зависит от высоты подъема грузов погрузчиком. В отдельных случаях при длительном хранении легковесных материа­лов и изделий целесообразно использовать передвижные стеллажи универсального типа на роликах. Такие стеллажи имеют металлический каркас с заполнением стенок из легких материалов (фанеры, прессованно­го картона, фибры, пластмассы). Внизу стеллажи опираются на ролики, с помощью которых они передвигаются вдоль проходов по специальным направляющим (угольникам). Стеллажи устанавливаются с небольшим зазором друг от друга, в результате чего значительно улучшается использо­вание площади склада Основной их недостаток – усложнение складских работ по укладке и выемке материалов из стеллажей.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 298.