Основным источником информации о положении и результатах деятельности организации является ее бухгалтерская отчетность. Можно предположить, что если отчетность организации, во-первых, содержит все необходимые данные для заинтересованных пользователей, и, во-вторых, сопоставима с отчетностью других участников рынка, то решения, принимаемые на основании такой отчетности, экономически оправданны. Инвестирование в этом случае осуществляется при наличии необходимой для принятия решений достоверной информации.
Из сказанного можно сделать вывод, что чем лучше развита система бухгалтерского учета и чем более подробную и достоверную информацию на ее основании могут представлять и получать организации, тем меньше вероятность резкого изменения экономической ситуации. Отсутствие необходимой информации и адекватных требований к ее подготовке становится причиной неспособности большинства инвесторов реально оценить свои будущие выгоды и риски, что может привести к нарушению экономической устойчивости рынка. Выбор, сделанный в условиях дефицита информации, не является экономически обоснованным. [23].
В настоящее время основой международной гармонизации правил учета и отчетности являются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, является одним из первых правовых актов, принятых во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283, и распоряжения Правительства РФ от 21 марта 1998 г. N 382-р.
Международный центр реформы системы бухгалтерского учета при содействии Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) разработал рекомендации по реформе бухгалтерского учета, в которых в качестве среднесрочной цели российской экономики предлагается осуществить полную замену российской системы бухгалтерского учета на МСФО для составления финансовой отчетности всеми компаниями, кроме предприятий малого бизнеса и компаний с ограниченным числом участников.
Официальные представители названных международных организаций полагают, что использование российских стандартов учета для организаций равнозначно растрате своих инвестиционных ресурсов. Нынешняя система ведения бухгалтерского учета и составления отчетности приводит к неэффективному использованию ресурсов, так как не позволяет внешним пользователям отчетности делать своевременные и адекватные выводы о результатах хозяйственной деятельности и финансовом состоянии организаций, что создает дополнительные риски и снижает инвестиционную привлекательность российской экономики. Использование же МСФО позволяет привлекать капитал значительно быстрее и по более низкой цене.
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета к январю 2000 г. предусматривались разработка и принятие 22 основных положений по бухгалтерскому учету, однако на сегодняшний день принято лишь 15, причем эти документы не полностью согласуются друг с другом и с другими правовыми актами. [21].
Таким образом, реформа стандартов бухгалтерского учета и отчетности, применяемых в российской экономике в настоящее время, является необходимым условием оживления инвестиционной активности. Для экономических субъектов существующие правила учета также создают ненужные трудности и дополнительные издержки при принятии решений, а если организации пытаются привлечь иностранные инвестиции или займы, то им приходится трансформировать имеющуюся отчетность согласно международным стандартам.
Согласно положениям МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", утвержденного Правлением КМСФО в июле 1997 г., учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.
В ПБУ 1/98 дано более узкое определение: учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся следующие:
группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
погашения стоимости активов;
организации документооборота;
инвентаризации;
применения счетов бухгалтерского учета;
применения системы регистров бухгалтерского учета;
обработки информации;
иные соответствующие способы и приемы.
Все организации имеют право самостоятельно разрабатывать свою учетную политику. [3].
Учетная политика отражает выбранные организацией варианты учета, предусмотренные нормативными документами. Например, это может быть выбор одного из методов оценки стоимости материальных ресурсов, списываемых в производство (по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО, которые допустимы в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н).
Ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (бухгалтер) организации. На руководителя организации возложена обязанность по утверждению сформированной учетной политики организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя и т.п.). Основные элементы при формировании учетной политики отражены на схеме 1:
При формировании учетной политики в целях бухгалтерского учета утверждаются |
рабочий план счетов бухгалтерского учета; |
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; |
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; |
правила документооборота и технология обработки учетной информации; |
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 306.