Определение вероятности банкротства предприятии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В международной практике популярным подходом в оценке подверженности предприятия к банкротству являются модели предсказания банкротства Альтмана. В 1968г. Альтман предложил рассчитывать индекс кредитоспособности

Индекс кредитоспособности Альтмана или Z счет.

 Zсчет = 3,3 * К1 + 1,0 – К2 + 0,6 * К3 + 1,4 * К4 + 1,2 * К5.

     Прибыль до вычета процентов и налогов (операц. прибыль)

К1 =                                Активы

 

       Выручка от продаж

К2 =       Активы

 

       Рыночная стоимость акций

К3 = Балансовая стоимость СК

В настоящее время в России отсутствует информация о рыночной стоимости акций всех элементов. И данный показатель не может быть рассчитан для большинства предприятий. Некоторые экономисты предлагают в числителе использовать все активы предприятия. Другие специалисты рекомендуют заменить рыночную стоимость акций суммой уставного и добавочного капиталов, так как увеличение стоимости активов предприятия приводит либо к увеличению уставного капитала (дополнительный выпуск акций) либо к росту добавочного капитала (повышение курсовой стоимости акций). Однако в этом случае не учитывается возможное колебание курса акций под влиянием внешних факторов и поведения инвесторов, которые могут оценить дополнительный выпуск акций как приближение их эмитента к банкротству.

       Прибыль нераспределенная

К4 =               Активы

 

        Собственные оборотные средства

К5 =                Активы

Критерии оценки вероятности банкротства по Альтману:

1.  Z счет <= 1,8 – вероятность банкротства очень высокая.

2.темная 1,8 < Z <= 2,7 – вероятность высокая

3. зона 2,7 < Z <= 2,9 – вероятность возможная

4.            Z > 2,9 –вероятность низкая

Точность прогноза пятифакторной модели на 1 год составляет 95%, на 2 года – до 83%.

Недостаток пятифакторной модели – ее можно применять лишь для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала.

Для России в следствии других экономических условий хозяйствования, разных систем налогообложения, стремление предприятия не показывать прибыль и занижать объем продаж индекс кредитоспособности выглядит по иному:

Z < 0,75 – вероятность очень высокая;

0,76 < Z < 0,15 – вероятность высокая;

1,16 – вероятность возможная;

Z > 1,9 – вероятность низкая.

Таблица 13 - Сравнительная характеристика определения Z -счета

М.Альтман Отечественная практика

К1 = Прибыль операционная / Активы

К1 = Прибыль от продаж / Активы =    Ф2 стр.050 / стр.300 ((н.г+к.г.)/2) =
 1921798/ 34098846 = 0,564

К2 = Выручка от продаж / Активы

К2 = Выручка от продаж (Ф2 стр.010) / А =
36351292/34098846=1,066

К3 = Балансовая ст-ть акций / задолж-сть

К3 = УК / Обязательства (ЗК-заемный капитал) = стр. 410 средняя / (стр.610+620+630+660+590) средняя =
17915457/ 11871130 = 1,509

К4 = Прибыль не распределенная / Активы

К4 = Прибыль нераспр. (Ф2 стр.190) + Резервы средняя (стр.430+650) / А =
(1209039+49576,5/34098846 = 0,0369

К5 = Оборотный капитал ОК / Активы

К5 = ЧОК / А
ЧОК = ТА – ТП
К5 = 5527195/34098846 = 0,162

 

Zсчет = 3,3 * 0,564 + 1,0 – 1,066 + 0,6 *1,509 + 1,4 * 0,0369 + 1,2 * 0,162 = 2,752.

Вывод: вероятность банкротства низкая.

Двухфакторная модель Альтмана.

Zсчет = - 0,3877 – 1,0736 * Кт.л. + 0,0576 * Кдолга

           Долгосрочные обязательства

Кдолга =               Активы

В России вместо долгосрочных обязательств в числителе используют заемные средства (краткосрочные).

Если Z cчет < 0 – вероятность банкротства отсутствует.

Достоинством двухфакторной модели является ее простата, возможность использования в условиях ограниченной информации о предприятии. Данный метод не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияние на финансовое состояние предприятия других показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности).

Z счет н.г.= - 0,3877 – 1,0736 * 1,48 + 0,0576 *0,42 = -1,952    

Z счет к.г.= - 0,3877 – 1,0736 * 2,30 + 0,0576 *0,25 = - 2,842

Вывод: вероятность банкротства низкая.

 

Анализ прибыли и рентабельности

 

Таблица 14 - Вертикальный анализ финансовых результатов

*

Показатель

За отчетный период

Предыдущий год

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

1. Всего средств и поступлений (стр.010+060+080+090+120+170)

72 211 284

100%

70 734 502

100%

1

2. Общие расходы финансово-хозяйственной деятельности (стр.020+030+040+070+100+130+180)

70 616 356

97,791%

67 724 432

95,74%

1

3. Выручка от продаж (стр.010)

36 351 292

50,34%

44 370 953

62,73%

2

4. Затраты на производство и сбыт продукции, всего

34 429 494

94,71%

40 497 200

91,27%

в т.ч.

3

себестоимость продаж (стр020)

27 408 617

79,61%

36 768 377

90,79%

3

коммерческие расходы(стр.030)

6 805 082

19,77%

3 569 154

8,81%

3

управленческие расходы(стр.040)

215 795

0,63%

159 669

0,39%

2

5. Валовая прибыль (стр.029)

8 942 675

24,60%

7602576

17%

2

6. Прибыль \ убыток от продаж (стр.050)

1 921 798

5,29%

3 873 753

8,73%

1

7. Доходы по операциям финансового характера (стр.060+080)

347 289

0,48%

65 354

0,09%

1

8. Расходы по операциям финансового характера (стр.070)

283336

0,39%

237239

0,34%

1

9. Прочие доходы (стр.090+120+170)

35 512 703

49,18%

26 298 195

37,18%

4

10.Прочие расходы (стр.100+130+180)

35 903 526

50,84%

26 989 993

39,85%

1

11. Прибыль \ убыток до налогообложения (стр.140)

1 594 928

2,21%

3 010 070

4,26%

5

12. Налог на прибыль (стр.150)

487 839

30,59%

1 026 962

34,12%

1

13. Чистая прибыль (стр.190)

1 209 039

1,67%

19830151

28%

*

1 - отношение данной строки к строке 1, в %;

2 - отношение данной строке к строке 3, в %;

3 - отношение данной строки к строке 4, в %;

4- отношение данной строки к строке 2, в %.

5 - отношение данной строки к строке 11, в %.

Выводы.

1. Уменьшение показателя по строке 3, говорит о том, что предприятие меньше стало получать доход от основной деятельности. Однако доходы от основной деятельности все равно остаются доминирующими (50,34%).

2. По строке 2 и 4 в отчетном периоде наблюдается увеличение затрат по отношению к поступающим средствам, т.е. поступающие средства меньше стали покрывать затраты. По сравнению с предыдущим годом расходы и поступления средств увеличились.

3. Показатель по строке 6 показывает, что у предприятия наблюдается прибыль от продаж, что говорит о росте рентабельности продаж. Но этот показатель снизился за отчетный период на 3,44%, что является отрицательным фактом.

4. Снижение показателей по строкам 11 и 13 также свидетельствуют об отрицательных тенденциях в организации производства на данном предприятии.

Показатели рентабельности.

Показатель рентабельности R – это относительный показатель эффективности, где в числителе всегда прибыль.

 

Выручка / численность = производительность труда 

 

Все показатели рентабельности условно делятся на две группы:

1. Показатели рентабельности продаж различаются прибыльностью.

 

Р валовая    > Р от продаж > Р до н/обложения > Р от обычной деят-ти

V от продаж   V от продаж  V от продаж                   V от продаж

 

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

Рост рентабельности продаж в динамике является следствием роста цен, при неизменных затратах на производство и сбыт продукции, либо снижением затрат при неизменных ценах. Снижение показателя может свидетельствовать о падении спроса на продукцию.

 

R осн.деят-ти = _______Р от продаж_____________

                       Затраты на пр-во и сбыт прод-ии

    

(сколько прибыли получено с 1 рубля затрат)

 

2. Показатели рентабельности капитала.

Различаются видами капитала в зависимости от интересов, субъектов анализа.

Руководство или менеджеры заинтересованы в отдаче всех активов, инвесторы в отдаче перманентного капитала, собственники в отдаче собственного капитала.

 

Р чистая / А – руководство

Р чистая / ПК   - инвесторы

Р чистая / СК – собственники

 

Р чистая / А < Р чистая / ПК < Р чистая / СК

       эк.рент-ть            финансовая рен-ть

Таблица 15 - Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности

Показатели

Комментарии

Значение

отчетный год   1. Р от продаж (тыс.руб.) Ф2 стр.050 1921798 2. Р чистая (тыс.руб.) Ф2 стр.190 1209039 3.R продаж Р от продаж/V от продаж= стр.050/стр.010 0,053 4. R осн. деят-ти Р от продаж/затраты на пр-во и сбыт прод-ии (стр.020+030+040) *100 0,056 5. R активов (экон. рент-ть) Р чистая/А (ср.год.ст-ть активов стр.300) 0,035 6. Финансовая рен-ть (рен-ть собственного капитала) Р чистая/СК (ср. собст. капитал стр.490+640+650) 0,054 7. Период окупаемости собст. Капитала (в годах) СК/Р чистая 18,38

Дата: 2019-12-10, просмотров: 280.