В международной практике популярным подходом в оценке подверженности предприятия к банкротству являются модели предсказания банкротства Альтмана. В 1968г. Альтман предложил рассчитывать индекс кредитоспособности
Индекс кредитоспособности Альтмана или Z счет.
Zсчет = 3,3 * К1 + 1,0 – К2 + 0,6 * К3 + 1,4 * К4 + 1,2 * К5.
Прибыль до вычета процентов и налогов (операц. прибыль)
К1 = Активы
Выручка от продаж
К2 = Активы
Рыночная стоимость акций
К3 = Балансовая стоимость СК
В настоящее время в России отсутствует информация о рыночной стоимости акций всех элементов. И данный показатель не может быть рассчитан для большинства предприятий. Некоторые экономисты предлагают в числителе использовать все активы предприятия. Другие специалисты рекомендуют заменить рыночную стоимость акций суммой уставного и добавочного капиталов, так как увеличение стоимости активов предприятия приводит либо к увеличению уставного капитала (дополнительный выпуск акций) либо к росту добавочного капитала (повышение курсовой стоимости акций). Однако в этом случае не учитывается возможное колебание курса акций под влиянием внешних факторов и поведения инвесторов, которые могут оценить дополнительный выпуск акций как приближение их эмитента к банкротству.
Прибыль нераспределенная
К4 = Активы
Собственные оборотные средства
К5 = Активы
Критерии оценки вероятности банкротства по Альтману:
1. Z счет <= 1,8 – вероятность банкротства очень высокая.
2.темная 1,8 < Z <= 2,7 – вероятность высокая
3. зона 2,7 < Z <= 2,9 – вероятность возможная
4. Z > 2,9 –вероятность низкая
Точность прогноза пятифакторной модели на 1 год составляет 95%, на 2 года – до 83%.
Недостаток пятифакторной модели – ее можно применять лишь для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала.
Для России в следствии других экономических условий хозяйствования, разных систем налогообложения, стремление предприятия не показывать прибыль и занижать объем продаж индекс кредитоспособности выглядит по иному:
Z < 0,75 – вероятность очень высокая;
0,76 < Z < 0,15 – вероятность высокая;
1,16 – вероятность возможная;
Z > 1,9 – вероятность низкая.
Таблица 13 - Сравнительная характеристика определения Z -счета
М.Альтман | Отечественная практика |
К1 = Прибыль операционная / Активы | К1 = Прибыль от продаж / Активы = Ф2 стр.050 / стр.300 ((н.г+к.г.)/2) = |
1921798/ 34098846 = 0,564 | |
К2 = Выручка от продаж / Активы | К2 = Выручка от продаж (Ф2 стр.010) / А = |
36351292/34098846=1,066 | |
К3 = Балансовая ст-ть акций / задолж-сть | К3 = УК / Обязательства (ЗК-заемный капитал) = стр. 410 средняя / (стр.610+620+630+660+590) средняя = |
17915457/ 11871130 = 1,509 | |
К4 = Прибыль не распределенная / Активы | К4 = Прибыль нераспр. (Ф2 стр.190) + Резервы средняя (стр.430+650) / А = |
(1209039+49576,5/34098846 = 0,0369 | |
К5 = Оборотный капитал ОК / Активы | К5 = ЧОК / А |
ЧОК = ТА – ТП | |
К5 = 5527195/34098846 = 0,162 |
Zсчет = 3,3 * 0,564 + 1,0 – 1,066 + 0,6 *1,509 + 1,4 * 0,0369 + 1,2 * 0,162 = 2,752.
Вывод: вероятность банкротства низкая.
Двухфакторная модель Альтмана.
Zсчет = - 0,3877 – 1,0736 * Кт.л. + 0,0576 * Кдолга
Долгосрочные обязательства
Кдолга = Активы
В России вместо долгосрочных обязательств в числителе используют заемные средства (краткосрочные).
Если Z cчет < 0 – вероятность банкротства отсутствует.
Достоинством двухфакторной модели является ее простата, возможность использования в условиях ограниченной информации о предприятии. Данный метод не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияние на финансовое состояние предприятия других показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности).
Z счет н.г.= - 0,3877 – 1,0736 * 1,48 + 0,0576 *0,42 = -1,952
Z счет к.г.= - 0,3877 – 1,0736 * 2,30 + 0,0576 *0,25 = - 2,842
Вывод: вероятность банкротства низкая.
Анализ прибыли и рентабельности
Таблица 14 - Вертикальный анализ финансовых результатов
* |
Показатель
За отчетный период
Предыдущий год
Тыс. руб.
%
Тыс. руб.
%
72 211 284
100%
70 734 502
100%
1
70 616 356
97,791%
67 724 432
95,74%
1
36 351 292
50,34%
44 370 953
62,73%
2
34 429 494
94,71%
40 497 200
91,27%
3
27 408 617
79,61%
36 768 377
90,79%
3
6 805 082
19,77%
3 569 154
8,81%
3
215 795
0,63%
159 669
0,39%
2
8 942 675
24,60%
7602576
17%
2
1 921 798
5,29%
3 873 753
8,73%
1
347 289
0,48%
65 354
0,09%
1
283336
0,39%
237239
0,34%
1
35 512 703
49,18%
26 298 195
37,18%
4
35 903 526
50,84%
26 989 993
39,85%
1
1 594 928
2,21%
3 010 070
4,26%
5
487 839
30,59%
1 026 962
34,12%
1
1 209 039
1,67%
19830151
28%
*
1 - отношение данной строки к строке 1, в %;
2 - отношение данной строке к строке 3, в %;
3 - отношение данной строки к строке 4, в %;
4- отношение данной строки к строке 2, в %.
5 - отношение данной строки к строке 11, в %.
Выводы.
1. Уменьшение показателя по строке 3, говорит о том, что предприятие меньше стало получать доход от основной деятельности. Однако доходы от основной деятельности все равно остаются доминирующими (50,34%).
2. По строке 2 и 4 в отчетном периоде наблюдается увеличение затрат по отношению к поступающим средствам, т.е. поступающие средства меньше стали покрывать затраты. По сравнению с предыдущим годом расходы и поступления средств увеличились.
3. Показатель по строке 6 показывает, что у предприятия наблюдается прибыль от продаж, что говорит о росте рентабельности продаж. Но этот показатель снизился за отчетный период на 3,44%, что является отрицательным фактом.
4. Снижение показателей по строкам 11 и 13 также свидетельствуют об отрицательных тенденциях в организации производства на данном предприятии.
Показатели рентабельности.
Показатель рентабельности R – это относительный показатель эффективности, где в числителе всегда прибыль.
Выручка / численность = производительность труда
Все показатели рентабельности условно делятся на две группы:
1. Показатели рентабельности продаж различаются прибыльностью.
Р валовая > Р от продаж > Р до н/обложения > Р от обычной деят-ти
V от продаж V от продаж V от продаж V от продаж
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Рост рентабельности продаж в динамике является следствием роста цен, при неизменных затратах на производство и сбыт продукции, либо снижением затрат при неизменных ценах. Снижение показателя может свидетельствовать о падении спроса на продукцию.
R осн.деят-ти = _______Р от продаж_____________
Затраты на пр-во и сбыт прод-ии
(сколько прибыли получено с 1 рубля затрат)
2. Показатели рентабельности капитала.
Различаются видами капитала в зависимости от интересов, субъектов анализа.
Руководство или менеджеры заинтересованы в отдаче всех активов, инвесторы в отдаче перманентного капитала, собственники в отдаче собственного капитала.
Р чистая / А – руководство
Р чистая / ПК - инвесторы
Р чистая / СК – собственники
Р чистая / А < Р чистая / ПК < Р чистая / СК
эк.рент-ть финансовая рен-ть
Таблица 15 - Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности
Показатели
Значение
Дата: 2019-12-10, просмотров: 280.