По народному календарю этот день так и называется - Акулина-гречишница. Сев гречихи мы всегда сопровождаем особым обрядом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- А вы когда что-нибудь сеете, совершаете обряд? (ответы…)

- Гречку сеяли только женщины, они не подпускали к посеву мужчин. Считалось, что только женщины, с её легким станом, изящной грацией, чистотой души могла обращаться к солнцу, земле с просьбой об урожае.

- Сегодня здесь собрались только женщины. Так давайте вместе с вами совершим этот старинный обряд, таинство, где не хитрыми простыми движениями будем обращаться к земле, солнцу, соседям (показ движений)

(Звучит русский хороводный танец “Сорока”. Все участники водят хоровод.)

- Услышали нас Земля и Солнце, воздали нам за усилия богатым урожаем!

Первую горсть собранной гречихи засыпали в мешочек, оформляли его в виде куколки и бережно хранили ровно год, до следующего урожая, в красном углу избы под иконами. Перед следующим севом из куклы брали горсть прошлогодней крупы, и с горстью этой крупы новому урожаю старались передать силы кормилицы земли. По традиции, из остатков крупы варили кашу для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. После уборочной страды куклу опять наполняли отборной крупой нового урожая.

IV. Изготовление кукол.

- Сегодня мы с вами на наших посиделках будем мастерить эту русскую обрядовую куклу Крупеничку. В основе куклы – маленькая киса с гречей. В старину кисой называли мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов. Возьмите в руки мешочек, выверните его. Перед вами блюдо с гречкой.

- Первым этапом работы будет наполнение мешочка гречкой и завязывание его горловины тесемкой на узел.

(Звучит русская народная мелодия “Белые росы” на протяжении всей работы)

- Второй этап: зрительно разделим мешочек на три части, и верхнюю треть обожмем указательным и большим пальцами левой руки (обозначим голову будущей куклы). И далее обовьём это место оставшимися концами веревочки.

- Третий этап: возьмём отрез ткани сложенный вчетверо (заготовка рук куклы), отступив от краёв приблизительно по одному сантиметру, наложим на заготовку по три витка верёвочек, и закрепим их узелками. Свободные концы веревочек уберем в складки заготовки.

.- Четвертый этап: присоединение рук. Приложим заготовку рук к основе (мешочку) со стороны узелка. Свободными концами веревочек, оставшихся после отделения головы, привязываем её на один узелок. Далее концы веревочек разводим влево и вправо и обвиваем по одному разу вокруг заготовки рук, оставшиеся концы веревочек обвиваем крест-накрест вокруг основы (мешочка) и скрепляем их между собой при помощи дух узлов.

- Пятый этап: возьмём цветные лоскутики и нарядим куклу в передник, повяжем платок. Крупеничка готова.

IV. Заключительная беседа.

- Какие ощущения у вас возникают, когда вы берете в руки куклу, сделанную своими руками? (ответы)

- Сегодня кукла Крупеничка переживает свое второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук и речевой активностью. Активизация речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев в процессе игры лежит в основе современной куклы Крупенички. Сейчас в Германии для детей 2-3 лет налажено массовое производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5-6мм. Современные технологии, используемые при изготовлении подобных игрушек западными странами - это ни что иное, как изобретение русского народа, подведенное под научную основу.

Наряду с Крупеничкой в России появлялись куклы: Зерновушки, Пшенички, Горошинки. Перед вами куклы сделанные вашими руками, в них ваши старания, умения, частичка тепла ваших рук и сердец. Дайте куклам красивые старинные русские имена. А я зажгу свечу и поставлю Крупеничку в красный угол избы под икону.

Куклу смастерили,
Хоровод сплясали,
Что ж, хозяева устали,
Надобно домой идти
Там обряды провести.
За стремленье и уменье
Примите пожеланье- наставленье:

“Уроди вам, боже, гречи без счёту. Без хлеба и каши ни во что труды наши!”

На дорожку сидят – есть в народе примета,
Чтоб в пути повезло, говорят, правда, это!
Ну, а я, вместо той, всем знакомой приметы
Прошу каши отведать, вам понравится это!










Подведение итогов урока.

 

Приложение 5.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 201.