Анализ и самоанализ нестандартного урока.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     

  Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ творческого урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа такого урока заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности  работы учителя и учащихся.

 Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т. д.                   Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

* готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т. д.;

* подготовленность учащихся - дежурные: наличие тетрадей, учебников, пособий и т. д.;

* подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т. д.

 

4. Организационная структура урока:

* мобилизующее качало урока;

* последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

* насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

* обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке:

* соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету:

* соотношение практического и теоретического материала;

* связь с жизнью и практикой и т. д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

* цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

* обоснование выбора методов обучения;

* пути реализации дидактических принципов в обучении;

* индивидуализация и дифференциация в обучении;

* взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

* научность и доступность изложения новых знаний;

*  использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

* организация закрепления учебного материала;

* организация самостоятельной работы учащихся;

* проверка и оценка знаний и умений учащихся;

*  вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

* отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного

материала;

* пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

* эффективность использования наглядных пособий, технических средств
обучения;                                                   

* контакт учителя с классом, эрудиция, творчество, мастерство учителя.

8. Деятельность учащихся:           

* подготовка рабочего места;

* поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т. д.;

* интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

* состояние их устной и письменной речи;

*    знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

* отношение учащихся к учителю:

* степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в
работе на уроке и т. д.                               

* подготовка учащихся к творческому уроку

9. Выводы:

* выполнение плана урока:

* достижение целей урока:

* особенно интересное и поучительное на уроке:         

* что произвело на уроке наибольшее впечатление;

какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока
на эту же тему;

* оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы, возможно, проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений обшей схемы анализа урока.

 

4.1.  Сравнительный анализ планирования традиционного и нестандартного урока.

 

традиционный урок нестандартный урок
Цель урока: а) для учителя: дать новый материал б) для ученика: усвоить новые знания   Цель урока: а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников б) для ученика: создать творческую продукцию
Виды деятельности на уроке: а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала Виды деятельности на уроке: а) для учителя: организация творческой деятельности б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т.д.
Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений. Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.  
Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему изложенная в учебнике.  Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.
Контроль – воспроизведение учениками изученной темы. Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.
Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы. Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

 

Пример одной из возможных схем анализа урока:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

 

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени ни отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке'.' Как он был реализован?

У, Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился". «учащиеся и учитель работали активно», "цель урока достигнута" и т. д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа - способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа, должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки творческого урока, а не только после его проведения

 

 

 

 

 

§ 5. Роль нетрадиционного обучения в образовании.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Урок технологии можно определить как специально организованный процесс развития у обучающихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности. Указанное понимание сущности уроков технологии создает предпосылки для решения многих актуальных проблем педагогической практики, а именно проблемное обучение, использование активных и интерактивных методик в преподавании технологии. Последние годы ознаменовались поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения технологии в школе.

  Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков. Процесс развития современного образования требует применение различных моделей урока и методов активного развивающего обучения. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов технологии, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения, в том числе и в методике школьного исторического образования. Жизнь сама подсказывает новые формы проведения уроков, нужно только их увидеть и осмыслить. Любой учитель технологии применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. НФУ имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок - учебная игра; урок - учебная дискуссия; урок-исследование.

В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.

Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учащихся. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности, т. е. интериоризация. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм урока (субъект - субъектная позиция в системе учитель - ученик, интерактивность, развитие творческой личности) способствуют развитию самой личности учащихся.

В концептуальном блоке приоритет принадлежит НФУ, с их субъект - субъектной позицией, которая обеспечивает коммуникативный диалог учащихся. Содержательный блок предполагает меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В процессуальном блоке НФУ, задействую внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно - оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.

  Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-экскурсии - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Подростковый возраст характеризуется психологами как “переломный период в развитии личности, отличающийся трудностью умения, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и в том числе технологии, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность НФУ - очень важная, ее особенность, которая делает ее успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одноклассников важнее для него, чем отношение учителя. Подростку присуще стремление отмежеваться от всего. Свойственна тяга к новому, неожиданному, ко всему тому, что дает пищу для воображения. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнованиях, дискуссиях или выполнение заданий, основанные на игровой ситуации, разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы: при этом они с трудом переносят паузы.

Учителю необходимо реализовать стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Все это прекрасно реализуется, например, на уроках - играх или на уроках - дискуссиях.

В подростковом возрасте внешние игровые действия свертываются и переносятся в воображение. Игровые действия позволяют расширить границы собственной жизни ребенка, и, по словам Л.С. Выготского: “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”. НФУ создают особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “на равных”, где исчезает робость, возникает ощущение - “я тоже могу”, т. е. На таких уроках происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что при организации НФУ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе

Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители.

Значимость учебы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребенка становится вполне естественным. Участие родителей в решении проблем учебы детей позволяет взрослым стать единомышленниками, союзниками, выработать единые под ходы к обучению и воспитанию ребенка.




Рекомендации по проведению

        нестандартных уроков.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

          6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости

 

 

                                                                          

 

  

 

 

В заключении скажу    

Представленная методическая разработка рассматривает важные вопросы классификации нестандартных  форм обучения в школе и предлагает глубокий анализ типов нетрадиционных уроков. Дается обоснование значимости и необходимости использования таких уроков, а также выделены причины применения их в педагогическом процессе.

        Материал данной работы можно рекомендовать, как методическое пособие учителям для разработки творческих нестандартных уроков в обучении.

Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики. Многолетний педагогический опыт показывает, что в активизации учащихся в учебном процессе в развитии интереса к предмету основная роль принадлежит уроку.

Поэтому нужно построить учебный процесс так, чтобы каждый урок приносил конкретные результаты. Нужен постоянный поиск новых технологий, разумное их применение, которое придавало бы уроку значимость, удовлетворенность, ощущение праздника. А учащийся на таком уроке получил бы наивысшую радость от работы, позволяющей им открыть себя, свои способности, возможности, способность творить.   

    Безусловно, нельзя считать нестандартные уроки единственной формой реализации современного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе обучения наряду с другими методами и формами обучения.

   Исходя из практики, считаю, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций:

- развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;

- позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

- развивают творческие способности учащихся;

- способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

- являются хорошим средством от информационной перегрузки;

-наилучшим образом развивают ребенка, как личность;

-происходит более теплое взаимопонимание между учениками и учителем. 

Понятно, что наступил век современных технологий. Но, все же, окончив школу, что дети будут  больше помнить об учителе, школе - компьютеры? Вряд ли. Запомнятся живые интересные уроки и мероприятия.

Ведь нестандартные уроки несут в себе большую воспитательную силу.

По словам И.П.Подласого, - «новая школа – школа жизни и творчества прежде всего, самого учителя. Воспитывает всё, воспитывает слово, каждый сантиметр, каждый встречный».

Деятельность учителя  определяется как деятельность, направленная на осознание и решение проблем, учебно-воспитательных задач, постоянно возникающих в педагогическом процессе, этим и определяется сущность педагогического творчества. Однако сложно обеспечить развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, если сам педагог не находится на соответствующем этапе творческого саморазвития. А что так не развивает педагога как подготовка к нестандартным урокам и мероприятиям?

И здесь нельзя не согласиться с точкой зрения В.И. Андреева, что только творчески саморазвивающийся учитель может быть образцом и стимулом для творческого саморазвития своих учеников.

Педагогическое творчество может быть основано на органической потребности в педагогической деятельности, оно отличается своеобразными особенностями, главная из которых – профессиональная – потребность учителя в отдаче своих духовных накоплений ученикам. Ведь одно из важнейших условий успеха выполнения творческих заданий детьми – роль педагога. И в этой связи творческому педагогу зачастую приходится жертвовать своим личным временем, и каждый в тайне ожидает результата, хотя понимает, что результат творческого процесса в работе с детьми может проявиться только через многие-многие годы.

И здесь самое главное – помочь понять ребёнку, что он ЧЕЛОВЕК, и каково ЕГО предназначение на ЗЕМЛЕ.

Для этих детей, которые идут рядом с нами, мы живем, работаем, развиваемся и творим. А завтра они нас обгонят на пути к счастью. Мы уйдём, а ученики наши останутся. Так позаботимся о том, чтобы их жизнь была лучше нашей, интереснее, насыщеннее. Чтобы каждый ребёнок мог в душе своей найти такие слова:

…И не напрасно

Солнце просыпается,

Ведь все прекрасно –

Жизнь продолжается!...

…Я надежду хочу внести

Ярко - алую в мир чёрно-белый.

И теплом хочу душу спасти,

Всем приятное что-нибудь сделав…

Эти строки из стихотворений моих воспитанников. В своих творческих работах они пытаются осмыслить окружающий мир, словами выразить своё отношение к нему.

А передо мной, педагогом, была, есть и будет главная задача – воспитывать в своих учениках, наших детях новое человечество в новом тысячелетии со здоровыми корнями и с ветвями, все выше поднимающимися к небу.

Список литературы.

 

1) Альхова З.Н. Внеклассная работа– Саратов “Лицей” 2001г – 283с.

2) Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразователь­ной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.

3) Блонский П. П. Основы педагогики. — М.: Работник просвещения, 1999. — 232 с.

4) Векслер С. И. Современные требования к уроку. Пособие для учите­ля. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.

5) Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград “Учитель” 2001г. – 127с.

6) Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М. Просвещение 1994г.

7) Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Книга для учителя М. Просвещение 1988 – 124с.

8) Перельман Я.И. Занимательный урок М. “Наука” 1990г.

9)Подласый И.П. «Педагогика», М. Просвещение 1988 

10) Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

 

     

               

 

       

 


Приложения

Приложение 1.

Класс.

Театрализованный урок.

Тема урока: История одежды.

 

 Тип урока: Вводное занятие по предмету «Конструирование швейных изделий».

Вид учебного занятия: Комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.

Цели урока:

Воспитательная задача: Формирование положительной мотивации к избранной профессии модельер, убежденности в ее значимости.

Развивающая задача: Развитие эстетического воспитания, проявление эстетического вкуса, внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Обучающая задача: Сформировать у учащихся профессиональные умения и навыки. Научить учащихся определять виды костюмов в зависимости от принадлежности к определенной эпохе на основании полученных знаний. Ознакомить с понятиями «мода», «костюм».

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, экран, сканер, принтер

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Microsoft Word, программы сканирования и обработки изображения.

Домашнее задание для некоторых учащихся –на индивидуальных занятиях:

1. Подготовить примеры костюмов (изображения), принадлежащих эпохе Возрождения, др.Греции, Японии, России (ампир).

2. Подготовить примеры костюмов (изображения), принадлежащих стилям военизированному, фольклорному, индийскому, романтическому, ретро, джинсовому.

 

Ход урока:

1. Организационный этап:

Приветствие, выявление отсутствующих на уроке. Организация внимания и готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж: постановка цели.

3. Мотивация. Обеспечение возникновения у учащихся мотива - внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии.

4. Основной этап. Ознакомить учащихся с понятием «мода», рассказать об истории развития костюма., используя мультимедийную презентацию.

Что такое мода?

Учитель: Одни ответят: «мода — это пустая прихоть, увлечение бездельни­ков». Для других мода — профессия, ежедневная творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. Четвертые... А это — мы с вами, и мы все-таки попробуем выяснить — что такое мода, как давно она существует и как к ней следует относиться.

Большинство книг, посвященных истории костюма, начинается с описания одежд Древнего Египта. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века, что носят современ­ные нам племена аборигенов Африки, Австралии.

С развитием человеческого общества, образованием государств, сменой исторических формаций костюм усложняется. Но из века в век в одежде с предельной четкостью отражается общественное по­ложение людей разного достатка, разных сословий. Костюм во все времена оставался социальным знаком, свидетельством общественного положения, показателем ранга человека.

Например, в рабовладельческих государствах — Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме — одежда рабов лишь прикрывала наготу , да в лучшем случае едва защищала от непогоды. Ткани на одежду рабов шли самые грубые, обуви им зачастую вообще не полагалось. Свободные люди того времени одевались в строгом соответствии со своим рангом. Ограничения и запреты касались ка­чества и цвета тканей, количества отделки и украшений, принадлеж­ностей костюма, которые символизировали должность, власть. Еги­петские фараоны и приближенная к ним знать носили тонкие и про­зрачные, как газ, ткани из хлопка и льна ; жрецы — леопар­довую шкуру.

В античной Элладе свободные граждане одевались в одежды из льна и тонкой шерсти белого и разных сдержанных цветов ; рабы — в грубую, суровую, некрашеную шерсть.

В Европе и во времена варварст­ва, и в период средневековья, когда складывались государства; и в эпоху Возрождения, когда зарождался ка­питализм; и в век абсолютизма, когда назревали буржуазные революции, существовали неписаные обычаи и специальные указы в отношении костюма. Они издавались затем, что­бы привилегии господствующего клас­са в одежде неукоснительно соблю­дались. Феодалы, например, не смели наряжаться богаче короля, а разбо­гатевшие горожане, торговцы и ре­месленники — соперничать с феода­лами.

В XVIII веке степенью знатности дам определяется цвет платьев, длина шлейфов.

В XIX веке буржуазия, став «хозяином жизни» не только в фи­нансовом, но и в политическом отношении в большинстве стран Евро­пы, в Америке, диктует обществу свои принципы, вкусы, моды. Однако одинаковость, демокра­тичность — только видимость, ведь клерк или младший чиновник по­купает свой часто единственный костюм в недорогой лавке; а его патро­на, банкира или предпринимателя, одевает знаменитая модная фирма, чьи услуги баснословно дороги.

Нельзя, конечно, прямо соединять развитие традиций народного костюма с народовластием; но тем не менее именно традиционный народный костюм разных стран мира является сейчас основным источ­ником творческих идей для модельеров, успешно завоевывает все новые позиции в одежде для всех случаев жизни. Например, столь популярные среди молодежи объемные формы одежды и обуви, если разобраться, имеют свои прообразы в традиционной одежде крестьян­ского населения Европы, многие виды зимней одежды заимствованы у эскимосов, чукчей; стеганые теплые сапоги с кожаными калошами были и остаются до сих пор в употреблении у горцев Кавказа; вязаные узорные шапки, свитеры, чулки — неизменная принадлежность костю­ма многих народов, живущих в суровом климате и разводящих овец.

Даже фрак, смокинг и пиджак ведут свое происхождение от верхней одежды англий­ских крестьян. И дело здесь не в том, что предлагают ведущие художники — мода и развитие костюма в целом подчиняются не чьим-то пожеланиям и вкусам, а своим внут­ренним законам. В «золотой фонд» класси­ческих форм одежды попадает то, что отве­чает требованиям удобства, универсально­сти, является наиболее функциональным, то есть соответствующим своему назначению.

Подведем же итог чрезвычайно беглому обзору, который — помните? — мы затеяли в поисках ответов на вопросы о моде.

Мода — слово латинское (modus — мера, способ, об­раз действий); для нас оно означает времен­ное преобладание тех или иных вкусов.

Какова же роль моды в нашей жизни? Есть люди, которые заявляют, что не призна­ют никакой моды; однако, как и все, они во что-то одеты, а это «что-то» принадлежит той или иной моде. Следовательно, можно «признавать» или «не признавать» моду, восторгаться или возмущаться ею, быть ее творцом или рабом — но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода есть явление социальное, часть общественной жизни.

Мы только что проследили, пусть на отдельных примерах, что мода, костюм всегда были неотделимы от определенных слоев обще­ства, сословий — значит, мода — явление классовое.

Одежда — предмет первой необходимости, ее производством заняты различные отрасли промышленности, а продажей — огромная сеть магазинов. Таким образом мода — явление экономическое.

Мода как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства, безусловно, есть явление эстетическое, часть худо­жественной культуры отдельной страны, эпохи, человечества в целом.

Каждый человек воспринимает моду по-своему; это зависит от его возраста, воспитания, убеждений, культуры, характера, одним сло­вом — от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира, явление психологическое; а отношение к ней, выбор — явление нравственное.

Вот как сложен, неоднозначен ответ на вопрос, что такое мода.

В наше время, примерно с 70-х годов XX века, мода впервые не диктует одно и то же для всех без различия «на ближайший сезон», а предлагает практически неограниченную свободу выбора. Правда, такая свобода требует от человека известной культуры: во-первых, надо знать, из чего выбирать; во-вторых, хорошо бы не ошибиться, используя для себя то или другое.

   Стили одежды (показ презентации).

1. Кантри:

 В основе стиля лежат образы европейских переселенцев, появившихся на американском Западе в конце XIX - начале XX века. Как правило, это были в прошлом жители деревень или городских окраин. Многие из них были ирландцами либо выходцами из других частей Старой Англии. Модельеры, работающие в этом направлении, фантазируют на

тему городского жителя в деревне и наоборот, переплетая различные культуры и эпохи.

 Цвета используются в основном приглушенные, пастельные - все оттенки коричневого, серого, бежевого, охристого.

 

2. Фольклорный стиль:

 Это современный стиль одежды с использованием элементов национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок. Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение. Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер и т. д.

 

 

3. Индийский стиль:

 Это одежда для лета, отдыха, пляжа, обычно из белой хлопчатобумажной ткани. В ней в несколько измененном виде отразились черты индийского костюма.

 

4. Военизированный стиль:

 Необычайно популярный в последние годы. Из одежды военных заимствуется цвет ткани - защитный, хаки, коричневый, серый. Другими словами - одежда, выполненная в военизированном стиле, несет в себе все оттенки земли и травы. Фасоны почти повторяют военную форму. Популярны тренчи с высокой застежкой. Пальто в духе шинели. Блузка из плотной ткани, перетянутая сверху ремнем. Такую рубашку носят, как в военные годы, с юбкой. Массивная тяжелая обувь, длинные сапоги типа кирзовых. Из деталей используются накладные карманы, замшевые и кожаные наколенники и заплаты, широкие пояса и сумки-кошельки.

 

5. Спортивный стиль:

 Одежда достаточно яркая, динамичная по своему характеру с минимумом отделок. Еще в начале века многие мужчины носили брюки гольф. Для этого стиля характерны свободный силуэт, множество карманов, застежек-молний. Используются ткани типа эластика и смесового трикотажа.

 Мужчины и женщины, одевающиеся в спортивном стиле, носят футболки, рубашки-поло, безрукавки, шорты, бермуды, спортивный костюм, велосипедные брюки леггинсы, джинсы и т.д.

 Костюм дополняют хлопчатобумажные или шерстяные носки, белые, возможно с полосой по краю, с диагональным рисунком кроссовки, открытые туфли на низком каблуке с кисточками и строчками, толстая обувь на шнуровке. Представители этого стиля любят носить большие сумки, сумки через плечо, рюкзаки.

 

6. Джинсовый стиль:

 В 1980-е годы джинсовый стиль увлекает многих художников-модельеров. Из денима начали шить топы, бюстье, украшая бантами, люрексом и кружевами. Сама ткань стала разноцветной.

 Одежду в джинсовом стиле не всегда шьют из денима. Ее отличает точный крой, краевая строчка по швам и деталям, накладные карманы, металлические пуговицы-заклепки и т.д.

 

7. Городской, или деловой стиль:

 Этот стиль - полная противоположность фольклорному и романтическому стилям. Все комплекты шьются обычно из скромной мелкоузорчатой шерсти или плотной хлопчатобумажной ткани. Используются строгие, почти спортивные детали. Дополнения также очень сдержанные, подчеркнуто деловые. Характерные предметы городского стиля - джемпер с высоким воротом, блуза-рубашка, вместительная сумка, прочные, добротные туфли или ботинки, небольшой берет для женщин и классическая шляпа для мужчин.

 

8. Романтический стиль:

 Стиль создает возвышенный, утонченный образ. Поэтому дама одета изящно, одежда и головной убор с изысканными деталями (жабо, кружевные воротники и манжеты, рюши, вуали). При отделке не используются геометрические орнаменты, изделия не шьются из шерстяных, вельветовых или фланелевых тканей. Дама одета в шелка да бархат, украшенные витиеватыми растительными узорами.

 

9. Стиль ретро:

 Одежда в этом стиле использует мотивы, детали моделирования у прошлых поколений, но не копирует их.

 

10. Вамп:

 Это яркая женщина. Ее макияж броский, контрастный. Ногти обязательно очень длинные с украшениями. Одежда оригинальных силуэтов с большим декольте. Она хорошо себя чувствует в прозрачных тканях с рисунком под леопарда.

Талию подчеркивает широким тугим поясом. Носит в изобилии украшения, стразы, боа из перьев. При ней маленькая сумочка под мышку. На ногах обычно чулки нетрадиционного рисунка, обувь либо на очень высоком каблуке, либо на

маленьких каблуках рюмочкой.

 

11. Бодифэшн:

Благодаря новым материалам удается создавать изделия, позволяющие добиться эффекта обнаженности. Когда появился эластичный материал лайкра, в моде произошла очередная революция. Сначала одежда из лайкры, яркая и жизнерадостная, предназначалась для спортсменов. Но потом стали добавлять лайкру в хлопок, лен, шерсть, шелк. Это позволяло даже повседневную одежду делать супероблегающей.

 

12. Классический стиль:

 Этот стиль представлен, например, английским костюмом, костюмом Габриэль Шанель и маленьким черным платьем. Сейчас в разряд классической одежды перешли джинсы.

 При изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, "куриная лапка". Покрой отличает простота и строгость исполнения.

 

13. Этажный стиль:

 Этажная одежда, или многослойность, - этот термин вошел в употребление с 1972 года, когда модно стало носить одежду в несколько слоев. При этом старый принцип - длинное поверх короткого - был заменен другим - короткое поверх длинного. И все "этажи" оказались на виду: поверх рубахи навыпуск - жилет, на нем еще более короткий жакет или куртка и т. д. В стиле

многослойности работает Кензо. Он создает моду, построенную на игре цветов, различной ширины и длины компонентов.

 

Демонстрация домашнего задания: нарядить девочек – участниц шоу в модели различных стилей.

Подведение итогов урока.

 

 

 

Приложение 2.

Класс.

Сценарий Праздника салата.

 

 

 

Цели урока: Обобщение и закрепление пройденной темы в интересной учащимися деятельности в незнакомой ситуации, творческих способностей.

Привитие навыков коллективной работы и товарищеской взаимопомощи.

Вид урока: Урок – праздник.

Оборудование к уроку и наглядные пособия: Учебные таблицы: «Первичная обработка овощей», «Классификация блюд», « Правила безопасности», «Санитарно- гигиенические требования», «Приемы работы ножом и приспособлениями», « Сервировка стола», «инструменты, приспособления, посуда и инвентарь согласно технической документации. Карточки с технологическими схемами и рецептурами приготовления различных блюд. Учебное пособие. Презентация: «Овощи», «Сервировка стола»,компьютер,проектор.

Ход занятия

 

I . Организационный момент - 3-4 мин.

1. Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы ( до занятия ) 

2. Подготовка учащихся к занятию: мытье рук, надевание спецодежды

3. Получение сведений об отсутствующих (подает дежурный).

4. Объявление темы урока, цели и ход урока учащимся

 

 

УЧИТЕЛЬ:
- Сегодня наш праздник посвящен салату. И самым главным, самым дорогим является то, что все овощи мы вырастили сами в своих огородах. А вы знаете, что в переводе с итальянского "салат" - это "блюдо, приготовленное из зеленых листьев".

А так как чаще всего мы салаты делаем из овощей, то именно о них мы и поговорим сегодня. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для всех трех столов - команд. За активное участие все будут получать жетоны.

У меня два помощника - специалиста по овощам. Прошу вас слушать их сообщения очень внимательно, потому что в конце нас ждет овощной кроссворд.

1. Конкурс "РИФМА". Подобрать рифму к каждому слову (в скобках даны возможные варианты ответов).

КАРТОШКА (морошка)
КОРЗИНКА (малинка)
ОГУРЕЦ (молодец)
РЕДИС (нарцисс)

СВЕКЛА (Фекла)
ТОМАТ (маринад)
ЛУЧОК (жучок)
ЛУК (друг)

2. Конкурс "ПОЭТИЧЕСКИЙ". Каждой команде придумать стих на заданную рифму за 3 минуты.

1. Лучок - Жучок

2. Свекла - Фекла

3. Огурец - Молодец

Помощники рассказывают об огурце и луке (приложение №1).

3. Конкурс для родителей "САМЫЙ БЫСТРЫЙ". Кто быстрее очистит и нарежет соломкой картофелину .

4. Конкурс "ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ". Прочитайте набор букв наоборот и получится слово. АНСЕВ (весна)
ДЖОД (дождь)
КУЛ (лук)
ТАЛАС (салат)

СИДЕР (редис)
ИЩОВО (овощи)
РОДИМОП (помидор)
ВОКРОМ (морковь) Помощники рассказывают о редьке и редисе.

5. Конкурс "ХУДОЖНИКИ". а) Задание для родителей - на доске нарисовать с завязанными глазами и не отрывая руки: огурец, морковь, помидор.
б) Задание для детей - на листке бумаги нарисовать половинку помидора, огурца, лука. Помощники рассказывают о картофеле и томатах.

6. Конкурс "ЧТО ЗА ОВОЩ?" С закрытыми глазами выбрать овощ и назвать его.

7. Конкурс "ТЕАТРАЛЬНЫЙ". Всей командой мимикой и жестами изобразить так, чтобы остальные догадались, что растет на вашей грядке. Первая грядка - с капустой.
Вторая грядка - с луком.
Третья грядка - с морковью. Помощники сообщают сведения о моркови и капусте.

8. Конкурс "ЮНЫЕ ПОВАРА". Взять из продуктов те, которые вам пригодятся для приготовления:
винегрета, салата "Оливье", окрошки.

9. Конкурс "ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ", (приложение № "2).

10. Конкурс "ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ". Учащиеся читают наизусть стихи, где упоминаются названия овощей.

11. Конкурс "КРОССВОРД" (приложение № 3).
В конце праздника подсчитывается количество жетонов и выявляется команда - победительница, самая дружная команда, самая веселая команда.

Как и все праздники, проводимые в классе, этот праздник познавательный, расширяет кругозор детей, развивает любознательность учащихся.

Воспитательные задачи также преследуются: воспитание аккуратности, дружеского внимания друг к другу, уважение к родителям и старшим товарищам.

Презентация «Овощи»



















ОГУРЕЦ

Родиной огурца считают Индию, где до сих пор встречаются их дикие виды. В Индии огурец вошел в употребление, по меньшей мере, за 3000 лет до нашей эры. Название "огурец" в Индии связано с именем индийского князя, якобы имевшего 60 тысяч детей, что, по всей вероятности, связано многочисленностью зернышек в огурце. В древнем Египте изображения огурцов встречаются в храмах. В Греции существовал даже "Город огурцов". Древние римляне круглый гол выращивали огурцы в парниках и солили их в кадках. Одним из самых распространенных блюд в России XVI века была "черная уха" - суп, где мясо варилось в огуречном рассоле с примесью различных пряностей и кореньев.

ЛУК

Лук с незапамятных времен возделывали египтяне. В Древней Греции лук считали священным растением, где луковица воспринималась как символ устройства Вселенной. Именитые горожане в Древней Греции считали неприличным употреблять лук в пищу из-за стойкого резкого запаха. Римляне употребляли его ежегодно, а во избежание резкого запаха лук заедали листьями петрушки и грецкими орехами. От римлян лук перешел в Германию, где отличившихся в боях героев украшали цветами лука.

В Древней Руси лук считали универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней.

РЕДЬКА И РЕДИС

Родина редьки - Египет и Китай. О выращивании редьки есть запись даже на пирамиде Хеопса. Редька огромных размеров была найдена в Японии, вес 15-17 кг. Из Египта редька попала в Древнюю Грецию. В дни празднования, посвященные Аполлону, греки приносили в дар к его алтарю изображение трех главных, по их понятию, корнеплодов - редьки, свеклы и моркови. При этом редька была отлита из золота, свекла - из серебра, а морковь - из олова. В Россию редька попала из Азии. Она входила обязательно в одно из самых древних кушаний на Руси - тюрю.

Редиска - ближайший родственник редьки. Считают, что редиска появилась в Средневековье.

КАРТОФЕЛЬ

Картофель появился в Европе в 1565 году. Его привезли из Южной Америки испанские моряки. Сначала картофель выращивали как декоративное растение, потом варили варенье из зеленых ягод и лишь, затем стали употреблять в пищу клубни. Но и в 1800 году в Европе картофель был еще такой редкостью, что его дарили друг другу в праздники.

Слово "картофель" произошло от итальянского "тартуфолли" - трюфель, потому что клубни картофеля очень похожи на известные итальянцам грибы. В России он появился в конце XV11 века. Предполагают, что Петр 1 сам отправил мешок картофеля из Голландии в Россию. Крестьяне не хотели принимать новую культуру и устраивали "картофельные бунты" - крестьян насильно заставляли сажать картофель, который они называли "чертовым яблоком". Сейчас картофель выращивают даже за Полярным кругом.

ПОМИДОРЫ

Родина помидоров - Южная Америка. Дикие помидоры до сих пор встречаются в Перу, на Канарских и Филиппинских островах. На языке ацтеков помидор назывался "томатль", отсюда и русское - "томат". Однако чаще эти плоды мы называем помидорами - от французского "яблоки любви" - это поэтическое название ему дали за ярко-красную окраску плодов.

В Европе помидоры появились в середине XVI века. Сначала помидоры считали декоративным растением. В Германии горшками с помидорами украшали комнаты, во Франции беседки, в Англии и России их выращивали в оранжереях среди редких цветов. До начала XIX века помидоры в Европе считали несъедобными. В Америке их считали смертельно ядовитыми. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры как культуру, была Россия, где уже в середине XIX века они стали любимым, широко распространенным овощем.

МОРКОВЬ

Морковь - древнейший корнеплод, который человечество употребляет уже 4 тыс. лет. Морковь была известна древним грекам и римлянам. Но до XVI века считались деликатесом. Лишь в XVII веке морковь стали разводить повсеместно. В это же время появились соусы из моркови, которые и теперь считаются деликатесными у немцев и французов. В Германии из поджаренной моркови делали "солдатский кофе", который в некоторых деревнях по традиции варят и сейчас.

На территорию России морковь попала в незапамятные времена. В XVI столетии на Руси морковный сок считался целебным: им лечили от болезней печени, сердца.

КАПУСТА

За много веков до нашей эры применяли капусту как лекарство в Египте, Греции, Риме. Ее использовали для лечения бессонницы, головной боли. Ее соком смазывали раны. Капуста - одна из главнейших овощных культур Европы. Большинство ее видов происходит из

Средиземноморья.

Археологические раскопки свидетельствуют, что человек начал возделывать капусту со времен каменного и бронзового века.

Впервые широкое признание капуста получила в Древней Греции. Капуста у греков служила символом трезвости, ей приписывали способность исцелять от болезней. В древнем Риме была выведена из листовой капусты кочанная. На территорию России капуста была завезена греками, римлянами и русскими купцами. На Руси капусту шинковали и солили, в честь этого события устраивались вечеринки, где водили хороводы, пели, шутили. Обязательным угощением был пирог с капустой. Такие вечеринки назывались "капустники". На Руси с XVI века появилась кольраби, цветная и брюссельская капуста.

ЗАГАДКИ

Орехи в земле, листья на земле.
(картошка)

Над землей трава, под землей алая голова.
(свекла)

Красная девица росла в темнице,
(морковь)

Рос ребенок, не знал пеленок.
Стал стариком - сто пеленок на нем.
(капуста)

Сидит баба на грядках
Вся - в заплатках;
Кто заплатку оторвет,
Всяк заплачет и уйдет.
(лук)

Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой.
(огурец)

Растете на грядке зеленая ветка,
а на ней - красные детки.
(помидоры)

Сидит Федосья, распустивши волосья.
(лук)

Столько стрел растет на грядках,
а стрельнуть нельзя ребяткам.
(лук)

Кругла, да не луна,
С хвостом, да не мышь,
Красна, а не девица.

1. Какой овощ был символом трезвости у греков? (капуста)

2. Блюдо, изготавливаемое из зеленых листьев? (салат)

3. В честь какого овоща в Греции существовал целый город? (в честь огурца)

4. Какой овощ сначала выращивали ради редкоцветуших невзрачных цветков в оранжереях Англии и России? (томат)

5. Назвать одним словом: редька, свекла, картофель, (овощи)

6. Назвать антоним, (фрукты)

7. Родственников какой овощной культуры отливали в золоте? (редис)

8. Строение какого овоща сравнивали с устройством Вселенной? (лук)

9. Необходимый компонент немецкого "солдатского" кофе? (морковь)

 Приготовление салата с родителями.

Конкурс на лучший салат и его оформление.

Просмотр презентации в ходе урока , оформление праздничного стола.



















Дегустация.

Подведение итогов.

Приложение 3.

Сценарий "Посадим за решетку сигарету "(Театрализованная игра)

Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.