Необходимость рассмотрения трудовых договоров с работниками отдельных категорий обусловлена не только наличием специальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения этих работников. Трудовые договоры таких работников, отвечая всем признакам, содержащимся в ст. 15 КЗоТ РФ, характеризуются рядом особенностей, закрепленных в нормах других отраслей права, т.е. данные отношения испытывают на себе комплексное воздействие разных отраслей права.
К этой группе следует отнести трудовой договор с государственным служащим. Их отношения с государственными органами регулируются Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым позднее был принят и ряд подзаконных актов.
Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 3 Закона). Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Все государственные должности делятся на три категории: А, Б и В. К категории А относятся самые высокие государственные должности, к категории Б - те, что непосредственно обеспечивают исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории А; к категории В - те, что учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий лиц, замещающих должности категории Б.
Трудовые договоры с государственными служащими могут заключаться как на срок до пяти лет (срочные), так и на неопределенный срок. Принимаются государственные служащие по конкурсу или путем назначения на должность. Они должны владеть государственным языком и иметь соответствующее профессиональное образование. Закон устанавливает определенные ограничения для занятия должности как по возрасту (не моложе 18 лет и не старше 60 лет), так и по состоянию здоровья.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности установлена периодическая аттестация.
В процессе исполнения своих обязанностей государственные служащие не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), не могут принимать участие в забастовках. Перечень мер дисциплинарного, воздействия, которые могут применяться к государственным служащим за нарушение ими своих обязанностей, расширен по сравнению с тем, который установлен КЗоТ РФ. Федеральный закон 31 июля 1995 г. предусматривает также и дополнительные основание увольнения.
Государственным служащим предоставляется ряд льгот - увеличение продолжительности очередного отпуска, право на иные отпуска и некоторые другие льготы материального характера.
Закон устанавливает также и некоторые другие особенности правового регулирования отношений государственных служащих.
Отдельные особенности трудового договора закрепляет Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»*.
* ВВС РФ. 1992. №30. Ст. 1792.
В большей или меньшей степени распространяется законодательство о труде на работников милиции*, на гражданский персонал внутренних войск РФ** и военнослужащих, изъявивших желание проходить военную службу по контракту***. Причем в большинстве указанных нормативных актов прямо сказано, что регулируемые отношения возникают на основе контракта (трудового договора).
* Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
** Закон РФ от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 12 февр.
*** См.: Закон РФ от 1 .марта 1993 г. "О воинской обязанности и военной службе"; директива министра обороны РФ «О порядке заключения контрактов с гражданами Российской Федераций, поступающими на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации» // Известия. 1993. 29 апр.; Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г.// Российская газета. 1998. 2 июня.
Таким образом, здесь можно говорить о комплексном правовом, регулировании, основанном на трудовом договоре, но с распространением на эти отношения и элементов административного права.
Можно выделить и вторую группу договоров, отличающихся существенным своеобразием. По существу они также являются трудовыми, но в нормативных актах либо называются обезличенно - договор, без указания на вид, либо именуются контрактами, заключенными в соответствии с гражданским законодательством. Фактически же речь идет о лицах, выполняющих определенную трудовую функцию и подчиняющихся режиму, дисциплине, внутреннему распорядку, установленному для работников данного предприятия.
Это договоры с руководителями федеральных государственных предприятий.
Выделение договоров этого вида обусловлено принятием Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»*. За несколько месяцев до этого, 21 марта 1994 г., Правительством РФ было принято постановление «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров»**. В соответствии с ним размер оплаты труда руководителя государственного предприятия ставился в зависимость только от ставки рабочего основной профессии 1-го разряда. Поскольку в постановлении не уточнено, что такое «рабочий основной профессии», директора государственных предприятий могут ориентироваться либо на ставки самых высокооплачиваемых рабочих в каждой отрасли, либо на ускоренное периодическое повышение ставки 1-го разряда при неизменности или незначительном изменении ставок и окладов остальных, более квалифицированных категорий работников. Этот механизм оплаты труда руководителей был подвергнут критике в печати, и предлагалось отменить его и поставить оплату труда руководителей в зависимость от средней заработной платы работников их коллективов.
* Экономикой жизнь. 1994. № 25.
** Экономика и жизнь. 1994. № 14.
Результатом явилось издание упомянутого Указа, изъявшего правовое регулирование отношений между руководителями федеральных государственных предприятий и правительством или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти из сферы действия трудового законодательства и установившего, что эти отношения регулируются на основе контрактов, заключенных в соответствии с гражданским правом.
И хотя, как мы знаем, применение норм той или иной отрасли права обусловлено сущностными признаками регулируемых правом общественных отношений, в основе которых в данном случае должны лежать различия гражданско-правовых и трудовых договоров о труде, исходящие из того, что подлежит регламентации - процесс труда или только его результат, отношения руководителей предприятий, конечно, по существу своему являются трудовыми.
Принятие указанного акта диктовалось еще, видимо, и необходимостью отступить от более жестких рамок регламентации отношений трудовым правом по сравнению с гражданским законодательством: как известно, стороны контракта обладают большей свободой. В преамбуле Указа достаточно ясно сформулирована задача: «...в целях повышения ответственности руководителей государственных предприятий за финансовое состояние предприятий, сохранность и эффективное использование их имущества, результаты хозяйственной деятельности...» Цель состояла в установлении полной имущественной ответственности руководителя за итоги своей работы, ибо в трудовом праве общей нормой является ограниченная материальная ответственность в пределах среднемесячного заработка.
Так или иначе, в ст. 2 Указа сформулированы обязательные условия контракта, которые представляют собой сочетание отдельных обязательств трудового и гражданско-правового характера, причем первых - значительное большинство. Обязательными условиями контракта являются:
размер гарантированного вознаграждения не менее 10-кратного минимального размера оплаты труда ежемесячно;
размер компенсации руководителю предприятия и членам его семьи при переезде в другую местность, обусловленную контрактом;
социальные гарантии руководителю предприятия и членам его семьи, в том числе в случае смерти руководителя предприятия или потери им трудоспособности;
права и обязанности руководителя предприятия в связи с управлением предприятием, в том числе права по найму, увольнению работников, делегированию полномочий и распоряжению имуществом предприятия;
порядок и условия досрочного расторжения контракта. (Здесь следует иметь в виду, что это основание, так же как и другие указанные выше нормы, предусмотрены действующим трудовым законодательством.)
Два условия носят гражданско-правовой характер - установление размера компенсации, выплачиваемой руководителю при досрочном расторжении контракта, и ответственность (в том числе материальная) за ущерб, причиненный предприятию.
Определение правовой природы договора по сущностным признакам, как уже отмечалось, необходимо, ибо все условия и возможные по ним разногласия между сторонами предусмотреть в договоре нельзя. Именно для этого и нужна такая научная конструкция, как отраслевая принадлежность договора. Только она дает возможность сказать, что во всех случаях, не предусмотренных договором, применяются нормы соответствующей отрасли права.
Подтверждением тому служит неполнота перечня приведенных в Указе условий. В нем ничего не сказано о праве руководителя на очередной отпуск, а включении времени работы в трудовой стаж и записи его в трудовую книжку, о распространении норм трудового законодательства, касающихся обеспечения занятости (гл. III-А), о праве на ряд гарантийных и компенсационных выплат, о мерах воздействия, которые можно применять к руководителю, о его обязанности обеспечить здоровые и безопасные условия труда для работников и контроля за этим, об обязанности своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, о его отношениях с трудовым коллективом и т.д.
Всех этих норм нет в гражданском законодательстве в отличие от трудового, а подобные вопросы поставит жизнь. И как их нужно будет решать?
Что касается двух условий гражданско-правового характера, то размер компенсации при досрочном расторжении контракта мог быть включен и в трудовой контракт, а вот что действительно требовалось - это установление полной материальной ответственности руководителей. Но для этого следовало изменить лишь одну статью в Кодексе - дополнить соответствующей нормой ст. 121 КЗоТ РФ.
Договоры с артистами Государственного академического Большого и Государственного академического Мариинского театров. Еще в 1994 г. был принят Указ Президента РФ, в соответствии с которым Правительство РФ утвердило положения и каждом из названных выше театров*. В них руководству театров предлагалось формировать труппу путем конкурсного отбора творческих работников с заключение с каждым из них «контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
* См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 2132.
Безусловно, правовое регулирование отношений артистов с театрами имеет определенные особенности. Однако по своему существу правовая природа трудовых (творческих) отношений определяется признаками трудового договора - выполнение работы по определенной профессии с подчинением установленной в этих коллективах дисциплине.
Творческую работу артистов, конечно же, нельзя причислить к отношениям, регулируемым гражданско-правовым договором, где объектом регулирования является лишь результат труда. Но неправомерным является и нераспространение на отношения этих работников с театрами соответствующих норм трудового права (оплачиваемого отпуска, пособий по временной нетрудоспособности и др.).
Договоры с руководителями акционерных обществ. В ст. 69 Закона об акционерных обществах сказано, что с директором (единоличным исполнительным органом общества) или членами правления, дирекции (коллегиального исполнительного органа общества) заключаются договоры без указания их правовой природы.
С учетом ст. 15 КЗоТ РФ эти договоры по сути своей являются трудовыми. Однако об этом в Законе ничего не сказано. В нем закрепляются лишь отдельные особенности договоров. Вместе с тем целый ряд их остался за пределами акта. Разумеется, характер предпринимательской деятельности акционерного общества не может не отражаться на содержании прав и обязанностей его руководителей, ибо здесь значительные права в сфере управления предоставляются общему собранию акционеров, а также иным образованиям совладельцев (наблюдательному совету), что не может не повлиять на характер полномочий руководителей (единоличных или членов коллегиальных исполнительных органов).
Таким образом, на эти по существу трудовые отношения накладывают отпечаток особенности, содержащиеся в гражданском законодательстве и, в частности, в Законе об акционерных обществах, который включает лишь отсылку к трудовому законодательству. Так, в его ст. 69 говорится, что на отношения между акционерным обществом и единоличным исполнительным органом или членами коллегиального исполнительного органа общества законодательство о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Закона.
Однако в правоприменительной деятельности этой отсылки оказывается недостаточно.
При полной материальной ответственности в качестве общего правила в гражданском праве к гражданским отношениям вполне применима и ст. 71 Закона, согласно которой при определении размера ответственности «должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела».
В трудовом праве основным видом материальной ответственности является ограниченная ответственность в пределах среднемесячного заработка. Кроме того, предусмотрена ответственностью в пределах трех должностных окладов и полная. И первый вопрос, на который должен был бы дать ответ законодатель, связан с тем, до какого предела должен нести ответственность руководитель, а потом уже говорить о возможности применения упомянутой ст. 71.
Видимо, недостаточно ясной редакцией ст. 69 Закона следует объяснить и правоприменительную судебную практику по делам об увольнении руководителей акционерных обществ, когда суды считают, что увольнение их возможно только по основаниям, указанным в КЗоТ РФ, хотя п. 4 ст. 69 Закона можно было бы истолковать и по-другому, связав возможность увольнения лишь с соответствующим решением общего собрания акционеров.
Все это свидетельствует, с одной стороны, об особенностях трудового договора с руководителями акционерных обществ, о комплексном характере правового регулирования соответствующих трудовых отношений, а с другой - о необходимости устранения имеющихся пробелов в действующем законодательстве.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.