Организации выступают в трудовом праве в качестве работодателя в связи с необходимостью осуществления трудовой, управленческой, а в ряде случаев и предпринимательской деятельности, предоставления гражданам работы, ее организации и оплаты. Для осуществления этой деятельности они должны обладать трудовой правосубъектностью, содержание которой определяется целями и задачами, закрепленными в уставах и положениях.
Трудовое законодательство закрепляет основные права и обязанности только граждан. В отношении организации такого деления и закрепления основных прав и обязанностей практически нет. Применительно к организациям термин «правовой статус» обычно не используется, а употребляется термин «трудовая правосубъектность» как определенное признаваемое государством свойство субъекта быть участником трудовых отношений.
Как отмечалось выше, все организации как субъекты трудового права обладают комплексной правосубъектностью. Они вступают и в гражданские, и в административные, и в другие правовые отношения. Как субъекты трудового права они наделяются и трудовой правосубъектностью, поскольку их деятельность связана с организацией процесса труда, его управлением, оплатой, необходимостью охраны труда работников и т.д. Причем в условиях перехода к рыночном экономике объем ее значительно расширился. Выбор системы оплаты труда, осуществление доплат и надбавок, осуществление видов и объема разного рода льгот для работников - вот те полномочия которые осуществляются работодателем.
С другой стороны, работодатель обязан обеспечить нормальные условия труда, минимальную заработную плату и другие меры социальной защиты, перечень которых может быть увеличен, и потому они закрепляются в локальных актах, но установленный законом минимум непременно гарантируется. Правда, это касается предприятий. В государственных или муниципальных учреждениях, где финансирование осуществляется за счет бюджета, объем государственного регулирования отношений существенно не изменился. Но и здесь определенный законом уровень должен быть обеспечен.
Предприятия, учреждения и организации могут создаваться на базе различных форм собственности, хотя учреждения чаще всего связаны с государственной или муниципальной собственностью.
В условиях перехода к рыночным отношениям ведущее место занимают предприятия. Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Порядок создания предприятий установлен законодательством. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с законодательством могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, в собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан.
Гражданское законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные общества и товарищества (сюда входят полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества - открытые и закрытые, дочерние и зависимые общества), производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. гл. 4 ГК РФ). В них может применяться наемный труд, а трудовая деятельность может осуществляться и на основе членства, участия (кроме государственных, муниципальных и общественных организаций).
Предприятия могут объединяться в союзы и ассоциации. Вместе с тем они могут учреждать филиалы и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов, действующие на основании уставов и положений, утверждаемых предприятием, и могут также обладать трудовой правосубъектностью (если они наделены таковой основным предприятием).
Следует отметить, что каждая из перечисленных форм предприятий имеет свой правовой статус, включающий полномочия как гражданско-правового, так и трудоправового характера. Особенно важно, что такое предприятие является единым и единственным собственником своего имущества, а участники каждого из перечисленных видов объединения (если предприятие приватизировано, выкуплено или создано на средства работников его предприятий) имеют определенные права, характер и объем которых зависит от организационно-правовой формы хозяйственной деятельности.
Участие в создании собственности предприятий (в экономическом смысле) влияет на объем как имущественных (гражданских), так и трудовых прав. Право на участие в управлении предприятием - это область, где труд и капитал тесно переплетаются.
В этой связи необходимо кратко остановиться на характеристике названных выше форм предприятий, относящихся к частной собственности и возрожденных у нас недавно. При этом не следует забывать, что различия в правовом статусе работников предприятий разных организационно-правовых форм нужно закрепить в будущем трудовом законодательстве, если законодатель согласится с переходом к широкой сфере действия трудового права, с тем чтобы оно регулировало все трудовые отношения, в том числе и работающих совладельцев. Сейчас же оно, как уже говорилось, распространяется только на одну категорию работников - заключивших трудовой договор, т.е. наемных работников.
Хозяйственные общества и товарищества имеют много общего, однако отождествление их необоснованно. Общества - это прежде всего объединения капиталов, а товарищества - объединения лиц. Это означает, что в товариществах объединяются как средства (имущество), так и усилия (деятельность) участников для достижения поставленной цели. Таким образом, участник товарищества обязан не только передать определенный имущественный взнос, но и принять личное участие в делах товарищества.
Акционер общества (объединения капиталов) может ограничить свое участие в нем лишь имущественным взносом и не обязан лично участвовать в делах общества, если иное не предусмотрено уставом или учредительным договором, например, в закрытом акционерном обществе. Одно из основных отличий товариществ от обществ состоит в том, что участники первых не только лично участвуют в их деятельности, но и несут ответственность по долгам товарищества своим имуществом. Этот признак присущ и полному, и коммандитному товариществам. Но в последнем две группы участников: полные товарищи и коммандитисты (вкладчики). Первые несут неограниченную солидарную ответственность всем своим имуществом, вторые рискуют лишь вкладом.
Хозяйственные общества также дифференцированы законодателем. Наибольшее распространение на практике получили общества с ограниченной ответственностью*. По существу своему такое общество является переходной организационно-правовой формой предпринимательства между товариществом и обществом. Его уставный фонд, так же как и уставные фонды других обществ, поделен на определенное количество долей, размеры которых установлены в учредительных документах. Эти доли свидетельствуют не о долевой собственности участников, а об объеме прав требования к обществу (на дивиденды, участие в управлении и ликвидационную квоту). Участники общества не отвечают по его долгам иным своим имуществом, а несут только риск убытков (утраты вкладов или долей).
* См.: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Российская газета. 1998.17 февр.
Наиболее распространенной формой являются акционерные общества*. Они во многом сходны с обществами с ограниченной ответственностью. Их уставный фонд разделен на определенное количество акций, а участники не отвечают по долгам общества, неся риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Но в отличие от общества с ограниченной ответственностью, доли в уставном фонде акционерного общества всегда равны, закреплены в акциях, оплата стоимости которых означает участие в обществе, а передача - выход из него.
* См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 29 дек.
В отличие от общества с ограниченной ответственностью, участник которого при выходе из общества имеет право на стоимость части имущества в пределах его доли в уставном капитале, в акционерном обществе участник (акционер) не может потребовать от общества оплаты своих акций или выдела имущества, хотя и может отчуждать свои акции.
Акционерные общества различаются по способу отчуждения своих акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, считается открытым. Его акции могут свободно продаваться. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ст. 97 ГК РФ).
Среди других юридических лиц - предприятий, основанных на частной собственности, следует назвать производственные кооперативы*. И хотя в настоящее время интерес к этой форме ослаблен, тем не менее она существует и имеет определенный удельный вес в экономике. Специфика производственных кооперативов состоит в следующем: управление и организация кооператива строятся по принципу «один участник - один голос», т.е. объем прав не зависит от размера имущественного вклада, что имеет место в обществах, где количество голосов прямо пропорционально размеру взноса, доли в уставном фонде.
* См.: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» // Российская газета. 1996.16 мая.
В кооперативе его члены, как и члены товарищества, обязаны личным трудом принимать участие в его деятельности. И получаемый при этом доход делится не в соответствии с вкладом в имущество кооператива, а в зависимости от трудового участия, а в случаях, прямо предусмотренных уставом, также и в зависимости от имущественного вклада. Следовательно, учет имущественного вклада при распределении дохода может выступать лишь в качестве дополнения, основу же составляет трудовой вклад.
Кроме того, члены производственных кооперативов несут дополнительную ответственность при отсутствии имущества у самого кооператива и отвечают не всем своим имуществом, а только в размере, заранее определенном уставом этого кооператива.
Разновидностью коллективных объединений являются крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Один из них является главой крестьянского хозяйства. В соответствии с Законом РСФС от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с законодательством*.
* См.: ВВС РСФСР. 1990. №26. Ст. 324.
На совместных предприятиях в соответствии с Законом РСФС от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР»* трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режим труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Условия коллективного и индивидуального трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории России законодательством (ст. 33).
* Экономика и жизнь. 1991. №34.
Все предприятия могут создаваться по решению либо собственника (собственников) имущества, либо трудового коллектива в связи с приватизацией в соответствии с нормами действующего законодательства и считаются действующими со дня их регистрации. С этого же момента они приобретают и трудовую правосубъектность, которая выражается в возможности применять возмездный труд на данном предприятии и определяется двумя критериями - оперативным (организационным) и имущественным. Оперативный критерий сводится к признанию права устанавливать структуру и штаты и осуществлять подбор и расстановку работников, организовывать и труд и создавать необходимые условия для этого, в частности обеспечивать безопасность труда. Имущественный критерий проявляется в возможности распоряжаться денежными средствами и оплачивать труд работников в соответствии с той или иной системой, установленной самим предприятием, определять продолжительность дополнительных отпусков и устанавливать иные льготы и поощрения работников.
Признаки, определяющие трудовую правосубъектность, как видно, совпадают с признаками организаций как юридических лиц, т.е. субъектов гражданского права. Однако при всем сходстве трудовую правосубъектность нельзя отождествлять с гражданской. Эти категории, во-первых, различаются тем, что признаки трудовой правосубъектности характеризуют организацию как субъект права, участвующий в общественных отношениях, складывающихся в первую очередь внутри этой организации, признаки же юридического лица характеризуют эту организацию, выступающую вовне, в гражданском (хозяйственном) обороте*. Во-вторых, в отдельных случаях субъектом трудового права может быть не только юридическое лицо, но и составные части сложных по составу организаций (объединений, фирм) при условии, если они имеют обособленный фонд заработной платы и наделены правом приема и увольнения работников (предприятия в составе производственных объединений, рудники, филиалы предприятий и т.д.).
* На это правильно обратил внимание О.В. Смирнов. См.: Государственное производственное предприятие как субъект трудового права // Советское государство и право. 1971. № 2. С. 23.
Предприятие ликвидируется в случае признания его банкротом и при наличии других установленных законом оснований. С этого момента оно исключается из Государственного реестра.
Признание предприятия банкротом влечет для него, и прежде всего для его работников, определенные отрицательные последствия. Смысл банкротства состоит не в закрытии нерентабельных предприятий, а в их реорганизации, оздоровлении, и потому признание предприятия банкротом - это окончательная стадия, которой предшествуют так называемая санация - разработка программ занятости на местном, региональном уровне и другие мероприятия социального характера. До признания предприятия в установленном законом порядке банкротом с момента его неплатежеспособности оно именуется предприятием-должником. В течение всего этого периода одной из социальных задач является защита интересов работников такого предприятия. В Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)»* она выражена через участие представителя работников предприятия-должника в рассмотрении дела о банкротстве в суде, в осуществлении совместно с кредиторами проверки сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед работниками предприятия-должника, а также в проверке документов, представленных в обоснование несостоятельности (банкротства).
* См.: Российская газета. 1998. 20 янв.
Целям защиты интересов работников предприятия, в отношении которого применяется процедура банкротства, соответствует установленная ст. 106 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» очередность удовлетворения требований кредиторов:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
во вторую - производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью - удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
в четвертую - удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую - производятся расчеты с другими кредиторами.
Кроме предприятий, в качестве работодателя могут выступать и учреждения. В отличие от предприятий учреждения создаются, как правило, на основе государственной или муниципальной собственности. Они состоят на государственном или муниципальном бюджете, финансируются из него, и их имущество находится в оперативном управлении учреждения. Хотя учреждения и являются юридическими лицами со всеми признаками последних, федеральные и муниципальные органы власти решают значительную часть вопросов, связанных с управлением этими организациями: устанавливают размеры оплаты труда работникам (если они не установлены государством) и премирования, а также величину других финансовых расходов. Все расходы должны соответствовать смете, утвержденной соответствующими органами власти или управления.
И предприятия, и учреждения обычно реализуют свои полномочия через свои органы. В качестве последних выступает администрация. В некоторых общественных отношениях администрация выступает не как орган учреждения или предприятия, а как самостоятельный субъект. Это касается полномочий по управлению организацией, осуществлению полномочий по руководству производственным процессом, кроме имущественных. В последних субъектом является само предприятие или учреждение, а администрация - его органом.
В состав администрации входят руководитель предприятия или учреждения, его заместители и другие должностные лица, осуществляющие функции управления. Для осуществления имущественных полномочий соответствующая прерогатива должна быть закреплена в уставе или положении о предприятии (учреждении) или выдана доверенность.
Наем (назначение, избрание) руководителя является правом собственника имущества предприятия и реализуется им либо непосредственно, либо через уполномоченные собственником органы, которым делегированы права по управлению предприятием.
На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии, в имуществе которого вклад государства или местного органа власти составляет более 50 процентов, это право реализуется учредителем предприятия совместно с трудовым коллективом.
В государственных или муниципальных учреждениях руководитель назначается вышестоящим органом. С руководителем заключается трудовой договор (контракт), в котором определяются его права и обязанности, условия оплаты его труда, ответственность перед собственником имущества и трудовым коллективом, срок контракта и основания освобождения от должности.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.