Права и гарантии деятельности профсоюзов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Социальное назначение по-прежнему самой массовой общественной организации - профессиональных союзов - состоит в пред­ставительстве интересов работников и трудовых коллективов. И конечно, оно может осуществляться только при наличии соответствующих правовых актов, закрепляющих полномочия этих органи­заций*.

 

* Хотя численность объединяемых ФНПР профсоюзов за последние шесть лет сократилась с 65 до 45 млн. человек, тем не менее она составляет примерно 85,5% общего числа работающих. Иными словами, Россия по-прежнему остается страной с очень высоким показателем профсоюзного членства (во Франции этот показатель равен 10%, в США - 14, в Великобритании - 29, в Швеции - 83% от числа работающих). См.: Человек и труд. 1997. № 5. С. 70.

 

Как известно, отношения, складывающиеся внутри профсоюзной организации между членами профсоюза и самой организацией, а также ее органами, регулируются уставами и другими неправовыми актами, принимаемыми профсоюзами и их органами. А вот внешние отношения, в том числе и отношения профсоюзов с работодателями - организациями, в которых они создаются, регу­лируются правом.

12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», который закрепил за ними целый ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за соблюдением трудового законода­тельства, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров*. При этом он не дифференцирует права профсо­юзов в зависимости от того, в какой организации работники трудят­ся, т.е. от организационно правовой формы предприятия или вида собственности.

 

* Российская газета. 1996. 20 янв.

 

Следует обратить внимание также и на то, что круг лиц, которых могут представлять профсоюзы, не всегда ограничивается их чле­нами. Так, в области коллективных прав и интересов профсоюзы могут выступать и от имени тех работников, которые уполномочили их на это, не будучи членами данного профсоюза. На уровне заключения социально-партнерских соглашений они представляют права и интересы всех соответствующих категорий работников, ко­торые являются стороной данного соглашения, в соответствии с законом.

Закон от 12 января 1996 г. закрепляет за профсоюзами значитель­ный объем прав в сфере труда и социальных интересов работников.

Кроме полномочий представительства, о которых говорилось выше, профсоюзы наделены правами:

требовать учета их мнений и предложений при принятии законо­дательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работ­ников. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями и их объединениями своих предложений (п. 1 и 4 ст. 11 Закона);

на содействие занятости (ст. 12);

на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и осуществление контроля за их выполнением (ст. 13);

на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

на информацию (ст. 17);

на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюз­ных кадров (ст. 18);

на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);

в области охраны труда и окружающей природной среды (ст. 20);

на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21);

на социальную защиту работников (ст. 22);

на защиту интересов работников в органах по рассмотрению тру­довых споров (ст. 23).

Сохранили свою силу и нормы КЗоТ РФ, закрепляющие определенные права профсоюзов и их органов. Так, профсоюзный орган (не ниже районного) может потребовать, а администрация обязана смес­тить с должности руководящего работника, если он нарушает зако­нодательство о труде, не выполняет обязательств по коллективному договору, проявляет бюрократизм и волокиту (ст. 37).

При увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 1 (кроме случаев ликвидации организации), 2 и 5 ст. 33 КЗоТ РФ, также требуется предварительное согласие соответствующего выбор­ного профсоюзного органа. Если же работник не является членом профсоюза, действующего в организации, эта норма на него, естественно, не распространяется*.

 

* См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. // ВВС РФ. 1993. №3.

 

Установление того или иного режима работы, утверждение графиков сменности, введение суммированного учета рабочего време­ни, проведение сверхурочных работ, привлечение в исключительных случаях к работам в выходные дни, порядок предоставления очеред­ных ежегодных отпусков - все эти вопросы решаются по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

Установление системы оплаты труда, форм материального поощ­рения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год также производится с участием профсоюзного органа.

Кроме этого, установление коллективной (бригадной) материаль­ной ответственности, применение поощрений к отдельным работникам, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения соот­ветствующих органов, и в том числе выборного профсоюзного орга­на. Расследование несчастных случаев на предприятиях и в учреждениях производится с участием представителей этих органов. И наконец, трудовые споры об установлении работнику новых или измене­нии существующих условий труда разрешаются администрацией вместе с соответствующим профсоюзным органом в пределах предо­ставленных им прав.

Профсоюзы имеют право принимать участие в разработке раз­личных государственных программ, например, направленных на ре­гулирование вопросов занятости, охраны труда и других, носящих социальный характер, а также принимать участие на паритетной основе в управлении государственными фондами (социального стра­хования, занятости).

Указанные полномочия, как уже было отмечено, закреплены за­коном. Однако в коллективные договоры могут быть включены и иные права профсоюзов и других представителей трудовых коллек­тивов.

Законом от 12 января 1996 г. предусмотрены важные гарантии, обеспечивающие реализацию прав профсоюзов. Так, гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29). В статье 30 установлена юридическая ответственность за нарушение прав профсоюзов в виде наложения на виновных лиц дисциплинарных и административных взысканий, кроме того, по требованию профсоюзных органов рабо­тодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не вы­полняет своих обязательств по коллективному договору или соглашению.

Впервые в отечественной практике предусмотрена и ответствен­ность профсоюзов. Она может наступать за неисполнение своих обя­зательств по коллективному договору или соглашению, за организа­цию и проведение забастовки, причем в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастов­ку в случае признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в разме­ре, определенном судом (ст. 22).

Во всех перечисленных случаях те или иные полномочия, как видно, предоставляются соответствующему выборному профсоюзному органу.

К сожалению, при переходе от административно-командной сис­темы хозяйствования, от единых и единственных профсоюзов к де­мократическим началам, что не могло не отразиться на профсоюзном движении и повлекло за собой появление новых, альтернативных профсоюзов, не был полностью нормативно разработан механизм представительства профсоюзов при наличии нескольких организа­ций на предприятии или в учреждении (лишь в Законах о коллектив­ных договорах и соглашениях и о порядке разрешения коллективных трудовых споров определена процедура ведения коллективных пере­говоров). Кроме того, если ответ на вопрос о том, какой профсоюзный орган должен дать согласие на увольнение работника, очеви­ден - тот, членом профсоюзной организации которого увольняе­мый работник является, то ответить на вопрос о том, какой профсоюзный орган должен дать согласие на утверждение положения о премировании или установление той или иной системы заработной платы, трудно.

В других странах подобные вопросы не возникают, ибо они уре­гулированы законодательством. Так, в США законом о трудовых отношениях установлен следующий порядок: Национальный совет по трудовым отношениям выдает профсоюзной организации серти­фикат, удостоверяющий ее право на участие в проведении перегово­ров (в коллективно-договорной кампании) и подписание от имени трудящихся коллективного договора, тому профсоюзу, который большим числом проголосовал за создание этой организации.

Для участия в переговорах по отдельным вопросам члены различ­ных профсоюзов, существующих на предприятии, создают из числа своих представителей координационный орган (совет), на котором вырабатывается общая позиция профсоюзных организаций.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.