Социальное назначение по-прежнему самой массовой общественной организации - профессиональных союзов - состоит в представительстве интересов работников и трудовых коллективов. И конечно, оно может осуществляться только при наличии соответствующих правовых актов, закрепляющих полномочия этих организаций*.
* Хотя численность объединяемых ФНПР профсоюзов за последние шесть лет сократилась с 65 до 45 млн. человек, тем не менее она составляет примерно 85,5% общего числа работающих. Иными словами, Россия по-прежнему остается страной с очень высоким показателем профсоюзного членства (во Франции этот показатель равен 10%, в США - 14, в Великобритании - 29, в Швеции - 83% от числа работающих). См.: Человек и труд. 1997. № 5. С. 70.
Как известно, отношения, складывающиеся внутри профсоюзной организации между членами профсоюза и самой организацией, а также ее органами, регулируются уставами и другими неправовыми актами, принимаемыми профсоюзами и их органами. А вот внешние отношения, в том числе и отношения профсоюзов с работодателями - организациями, в которых они создаются, регулируются правом.
12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», который закрепил за ними целый ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за соблюдением трудового законодательства, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров*. При этом он не дифференцирует права профсоюзов в зависимости от того, в какой организации работники трудятся, т.е. от организационно правовой формы предприятия или вида собственности.
* Российская газета. 1996. 20 янв.
Следует обратить внимание также и на то, что круг лиц, которых могут представлять профсоюзы, не всегда ограничивается их членами. Так, в области коллективных прав и интересов профсоюзы могут выступать и от имени тех работников, которые уполномочили их на это, не будучи членами данного профсоюза. На уровне заключения социально-партнерских соглашений они представляют права и интересы всех соответствующих категорий работников, которые являются стороной данного соглашения, в соответствии с законом.
Закон от 12 января 1996 г. закрепляет за профсоюзами значительный объем прав в сфере труда и социальных интересов работников.
Кроме полномочий представительства, о которых говорилось выше, профсоюзы наделены правами:
требовать учета их мнений и предложений при принятии законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями и их объединениями своих предложений (п. 1 и 4 ст. 11 Закона);
на содействие занятости (ст. 12);
на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и осуществление контроля за их выполнением (ст. 13);
на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);
на информацию (ст. 17);
на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);
на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);
в области охраны труда и окружающей природной среды (ст. 20);
на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21);
на социальную защиту работников (ст. 22);
на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).
Сохранили свою силу и нормы КЗоТ РФ, закрепляющие определенные права профсоюзов и их органов. Так, профсоюзный орган (не ниже районного) может потребовать, а администрация обязана сместить с должности руководящего работника, если он нарушает законодательство о труде, не выполняет обязательств по коллективному договору, проявляет бюрократизм и волокиту (ст. 37).
При увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 1 (кроме случаев ликвидации организации), 2 и 5 ст. 33 КЗоТ РФ, также требуется предварительное согласие соответствующего выборного профсоюзного органа. Если же работник не является членом профсоюза, действующего в организации, эта норма на него, естественно, не распространяется*.
* См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. // ВВС РФ. 1993. №3.
Установление того или иного режима работы, утверждение графиков сменности, введение суммированного учета рабочего времени, проведение сверхурочных работ, привлечение в исключительных случаях к работам в выходные дни, порядок предоставления очередных ежегодных отпусков - все эти вопросы решаются по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
Установление системы оплаты труда, форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год также производится с участием профсоюзного органа.
Кроме этого, установление коллективной (бригадной) материальной ответственности, применение поощрений к отдельным работникам, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения не допускается без разрешения соответствующих органов, и в том числе выборного профсоюзного органа. Расследование несчастных случаев на предприятиях и в учреждениях производится с участием представителей этих органов. И наконец, трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией вместе с соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.
Профсоюзы имеют право принимать участие в разработке различных государственных программ, например, направленных на регулирование вопросов занятости, охраны труда и других, носящих социальный характер, а также принимать участие на паритетной основе в управлении государственными фондами (социального страхования, занятости).
Указанные полномочия, как уже было отмечено, закреплены законом. Однако в коллективные договоры могут быть включены и иные права профсоюзов и других представителей трудовых коллективов.
Законом от 12 января 1996 г. предусмотрены важные гарантии, обеспечивающие реализацию прав профсоюзов. Так, гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29). В статье 30 установлена юридическая ответственность за нарушение прав профсоюзов в виде наложения на виновных лиц дисциплинарных и административных взысканий, кроме того, по требованию профсоюзных органов работодатель обязан расторгнуть трудовой договор с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору или соглашению.
Впервые в отечественной практике предусмотрена и ответственность профсоюзов. Она может наступать за неисполнение своих обязательств по коллективному договору или соглашению, за организацию и проведение забастовки, причем в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастовку в случае признания ее незаконной, обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст. 22).
Во всех перечисленных случаях те или иные полномочия, как видно, предоставляются соответствующему выборному профсоюзному органу.
К сожалению, при переходе от административно-командной системы хозяйствования, от единых и единственных профсоюзов к демократическим началам, что не могло не отразиться на профсоюзном движении и повлекло за собой появление новых, альтернативных профсоюзов, не был полностью нормативно разработан механизм представительства профсоюзов при наличии нескольких организаций на предприятии или в учреждении (лишь в Законах о коллективных договорах и соглашениях и о порядке разрешения коллективных трудовых споров определена процедура ведения коллективных переговоров). Кроме того, если ответ на вопрос о том, какой профсоюзный орган должен дать согласие на увольнение работника, очевиден - тот, членом профсоюзной организации которого увольняемый работник является, то ответить на вопрос о том, какой профсоюзный орган должен дать согласие на утверждение положения о премировании или установление той или иной системы заработной платы, трудно.
В других странах подобные вопросы не возникают, ибо они урегулированы законодательством. Так, в США законом о трудовых отношениях установлен следующий порядок: Национальный совет по трудовым отношениям выдает профсоюзной организации сертификат, удостоверяющий ее право на участие в проведении переговоров (в коллективно-договорной кампании) и подписание от имени трудящихся коллективного договора, тому профсоюзу, который большим числом проголосовал за создание этой организации.
Для участия в переговорах по отдельным вопросам члены различных профсоюзов, существующих на предприятии, создают из числа своих представителей координационный орган (совет), на котором вырабатывается общая позиция профсоюзных организаций.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.