Понятие правовых принципов
Слово «принцип» в переводе с латинского означает «основа» или «первоначало».
В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
В науке подчеркивается значение этой категории, однако единство в ее понимании отсутствует. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. Исследование этого вопроса, как известно, в течение долгого времени осложнялось излишней идеологизацией общества. И тем не менее, видимо, правы те, кто считает, что правовые принципы - это нормативно-руководящие начала права* (выделено мной. - Л.С.). Подтверждение тому - Конституция РФ, в главе второй которой закреплены права и свободы человека и гражданина. Все они, включая свободу труда, право на отдых и другие права и свободы, представляют собой руководящие положения, зафиксированные на самом высоком нормативном уровне, которым должны соответствовать акты всех нормотворческих и правоприменительных органов. Эти основные положения можно по-разному сформулировать, например, как «свобода труда» или право «свободно распоряжаться своими способностями к труду», можно также добавить и то, что «принудительный труд запрещен», но в любом случае содержание данного принципа должно определяться ст. 37 Конституции РФ, и именно оно в установленных законодателем пределах должно обеспечиваться каждому гражданину государства.
*См.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 102-103.
Определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки и тем самым лишило бы ее назначения.
Вместе с тем принцип права не тождествен понятию правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, он не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). С его помощью нельзя урегулировать конкретное отношение между субъектами права.
Различая эти понятия, нельзя, однако, не видеть тесной связи между ними. Принципы непременно проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Не менее полемичен в науке и вопрос о тождественности правовых принципов и субъективных прав и обязанностей граждан. Поскольку в ряде статей Конституции РФ действительно сформулированы права и свободы граждан, формальные основания для этого есть, однако по существу это разные категории. Субъективное право принято определять как вид и меру возможного, а субъективную обязанность - как вид и меру должного поведения лица.
Правовые принципы, хотя текстуально они и совпадают с указанными правовыми категориями, - это особый аспект, отражающий роль государства в закреплении определенного уровня гарантий применительно к правам и обязанностям, который оно обязано обеспечить тем или иным субъектам права. Поэтому принципы - это часть права в объективном смысле, и очень важной в понимании их значения является ст. 18 Конституции РФ, в которой сказано, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (выделено мной, - Л. С.).
Правовые принципы имеют значение не только в нормотворческой, но и в правоприменительной деятельности. Являясь основными руководящими положениями нормативного характера, они служат тем правовым «камертоном», ориентируясь на который законодатель формулирует «рядовые» отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативные акты. Они помогают глубже уяснить смысл конкретных норм законодательства и определяют тенденцию его развития.
В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются различного рода противоречия и пробелы.
Для уяснения вопроса сравним упомянутый выше принцип свободы труда со сходным принципом, закрепленным в Конституции СССР 1977 г. Там в ст. 40 шла речь о том, что все граждане имеют право на труд, т.е. на получение гарантированной работы, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей (выделено мной. - Л.С.). И хотя законодатель ограничил обязанность предоставления работы «соответствующей профессиональной подготовкой и образованием» обратившегося «с учетом общественных потребностей», тем не менее установление именно такой обязанности для государства имеет существенное значение.
В течение многих лет государственная политика в области занятости строилась на основе именно такого рода гарантий права на труд, служила, так сказать, базой социального оптимизма, не требуя особой отдачи от каждого труженика. А установка на полную занятость, повышавшая уровень социальных гарантий, повлекла за собой фактически если не бездеятельность для многих, то значительные потери рабочего времени для общества.
Сможет ли такая установка оказаться действующей в условиях рыночной экономики? Логичен поэтому и другой вытекающий из первого вопрос: должно ли теперь государство сохранить гарантию-обязанность обеспечить каждого обратившегося в службу занятости работой, соответствующей по квалификации той, которую он выполнял до увольнения?
Ответить на него положительно - значит сохранить прежнее количество по существу не работающих людей, но зато реализовавших право на труд в прежнем его понимании. Такое решение, естественно, рыночная экономика отторгнет. Она требует принципиально иной системы подготовки работников и их переквалификации, а это, в свою очередь - особой государственной политики, соответствующей правовой основы, организационной перестройки и, что не менее важно, времени. При этом нельзя не учитывать, что новое решение, обусловленное переходом к рынку, и отказ от «привычного» права на труд повлечет за собой рост социальной напряженности в обществе.
Поскольку действующий Закон «О занятости Населения в РСФСР» был принят 19 апреля 1991 г., еще до принятия Конституции РФ 1993 г., в нем отсутствуют нормы, рассчитанные на новые экономические условия и не содержащие уже права на труд в прежнем его понимании, а закрепляющие только свободу труда и право на защиту от безработицы.
В соответствии с этим Законом порядок высвобождения работников из предприятий, учреждений, организаций, обусловленный сокращением численности или штатов, предполагает обязательное трудоустройство либо самой организацией, в которой трудился работник, либо службой занятости. В первом случае работник может дать согласие на предлагаемую работу, во втором - служба должна предложить ему подходящую работу, повторный отказ от которой влечет за собой утрату права трудоустраиваемого на пособие по безработице. Поэтому понятие «подходящая работа», ее правовые критерии очень важны (подробнее см. § 3 гл. VII).
В Конституции РФ содержание принципа «свобода труда и право на защиту от безработицы» соответствует рыночной экономике, но уровень гарантий здесь значительно ниже, ибо гражданам гарантируется только защита от безработицы. Сказанное не означает, что ст. 43 Закона о занятости населения не действует, но, сформулировав ст. 37 Конституции РФ в ныне действующей редакции, законодатель вправе принять новую отраслевую норму, приведя ее в соответствие с указанным принципом, ибо гарантия провозглашения свободного труда и защиты от безработицы не обязывает государство обеспечивать работнику, высвобожденному в результате реорганизации и сокращения штатов, предоставление в порядке трудоустройства работы, соответствующей той, которую он выполнял до увольнения.
Таким образом, само понятие права на труд отличается от свободы труда наличием гарантий, обеспечивающих субъективное право, и если бы законодатель не дополнил ст. 37 правом на защиту от безработицы (причем не раскрывая содержания и характера работы, которую государство должно предоставить безработному), то свобода труда, конечно же, не предполагала бы встречной обязанности трудоустройства со стороны государства.
Поэтому трудно согласиться с утверждением, высказанным в учебнике по трудовому праву, что сама «свобода труда немыслима без обеспечения занятости»*.
* Трудовое право // Под ред. О. В. Смирнова М., 1996. С. 26.
Закрепление в Конституции РФ только принципа свободы труда порождает вопрос о том, каково содержание соответствующих норм в основополагающих международных актах, есть ли они там.
Всеобщая декларация прав человека в ст. 23 закрепляет «право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы». Однако в преамбуле этого акта говорится, что Генеральная Ассамблея провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества путем просвещения и образования содействовали уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией (выделено мной. - Л. С.).
Виды принципов права
Закрепленные в Конституции РФ принципы отличаются не только своим содержанием, но и глубиной, степенью охвата правовой материи.
В зависимости от того, в одной, нескольких или во всех отраслях права действуют соответствующие принципы, их можно подразделить на основные (общие), межотраслевые и отраслевые.
К основным (общим) относятся действующие в рамках всей системы права, например принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), принцип, закрепляющий равенство прав и свобод и равные возможности для их реализации, предоставляемые как мужчине, так и женщине (ст. 19), и др. К межотраслевым - те, что распространяются на несколько отраслей права. Например, принцип свободы труда воплощается в тех отраслях права, которые так или иначе связаны с трудом - в трудовом, гражданском, административном (ст. 37).
Отраслевые принципы свойственны какой-либо одной отрасли права.
В отдельных правовых институтах, содержащих значительное количество норм, могут быть вычленены и принципы этих правовых образований.
Межотраслевые принципы, связанные с трудом и изучаемые, в частности, наукой трудового права, именуются принципами правового регулирования труда. Отраслевые (трудового права) принципы представляют собой конкретизацию межотраслевых применительно к трудовым отношениям и нормам, их регулирующим.
Рассматривая принципы правового регулирования труда, следует отметить, что в одних случаях труд является как бы родовым признаком, который, реализуясь в различных отраслях права, уточняется в них, приобретает свою специфику, например, принцип свободы труда в трудовом праве представляет собой «свободу трудового договора». В других случаях связь с трудом - вторичный, видовой признак, она здесь опосредована. Так, межотраслевой принцип «право на образование» можно осуществить независимо от трудовой деятельности, а можно и в связи с ней в процессе профессиональной подготовки.
В Конституции могут закрепляться только межотраслевые принципы, поскольку, являясь Основным законом, она распространяется на всех граждан России, а могут межотраслевые и отраслевые (трудового права) одновременно. Так, в ст. 37, как уже отмечалось, содержится закрепление только межотраслевого принципа свободы труда, а в ст. 30 - и права на объединение (межотраслевой принцип), и права создавать профсоюзы для защиты своих профессиональных интересов (отраслевой). Статьи 41 и 37 также закрепляют два взаимосвязанных принципа - право на охрану здоровья и право на здоровые и безопасные условия труда.
Таким образом, под отраслевыми следует понимать принципы, которые выражают общие, сущностные свойства норм отдельной отрасли права, в то время как межотраслевые - это основные, руководящие положения, закрепленные в праве и проявляющиеся в нескольких отраслях права. Они определяют внутреннее единство и направление развития таких норм, которые регулируют сходные отношения.
В науке трудового права точка зрения, согласно которой правовые принципы могут быть нескольких видов (основные, межотраслевые и отраслевые), к сожалению, не является единственной. В некоторых учебниках высказывается мнение о том, что между принципами правового регулирования труда и принципами трудового права нет различий и эти понятия идентичны*.
*См.: Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право. М., 1997. С. 50.
В действительности объединение этих групп принципов в одну и сведение их по существу лишь к принципам отраслевым - трудового права (как бы их ни называли авторы) нивелирует их, лишает каждую группу своей специфики. В самом деле, одни из них, закрепленные в Конституции, распространяются на все отрасли права и всех лиц (физических и юридических), другие - на всех субъектов, но лишь в сфере труда (отношения в ней, как известно, регулируются несколькими отраслями права), третьи - тоже в сфере труда, но только на те отношения, которые регулируются трудовым правом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.