Для проведения единой политики в области здравоохранения необходимо реорганизовать структуру управления отраслью, основным принципом формирования которой является единство целей деятельности на областном и местном уровнях управления. Управление здравоохранением должно обеспечивать эффективность деятельности системы здравоохранения для получения гражданами качественной медицинской помощи, проведение профилактической работы с реальными конечными результатами.
В современных условиях существует необходимость расширения прав и повышения ответственности Министерства здравоохранения Московской области с централизацией ключевых элементов управления отраслью. При этом на областном уровне управления на первый план выступают следующие задачи:
- определение (в развитие федеральной стратегии) стратегии и тактики развития здравоохранения в Московской области на основе анализа состояния здоровья населения и с учетом реальных особенностей;
- реализация федеральной и совершенствование областной законодательной и нормативно - правовой базы здравоохранения;
- координация межотраслевой, межведомственной деятельности в
области здравоохранения;
- проведение единой инвестиционной, инновационной, технологической политики;
- стратегическое, тактическое, целевое планирование и нормирование;
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения при реализации государственных гарантий за счет оптимизации структуры, объема и технологии медицинской помощи;
Определяющую роль в совершенствовании системы управления здравоохранением в Московской области приобретает развитие законодательства в области здравоохранения. Важнейшее значение имеет закон Московской области «О здравоохранении в Московской области», устанавливающий принципы государственного регулирования и финансово-экономическую основу деятельности областной системы здравоохранения и ее субъектов, основы управления отраслью как единой системой.
Особое место занимает нормативная база регулирования взаимоотношений в сфере управления здравоохранением, в том числе:
- вопросов взаимодействия между органами управления здравоохранением исполнительной государственной власти Московской области и местного самоуправления;
- муниципальные аспекты в сфере управления;
- межведомственные отношения в сфере здравоохранения.
- усовершенствование системы учета медицинской помощи, оказываемой населению в учреждениях здравоохранения (объемов, структуры, категорий сложности по каждой половозрастной группе населения);
- проведение стандартизации требований к видам и категориям сложности медицинской помощи предоставляемой на каждом из указанных уровней;
- разработка критериев для круглосуточного пребывания больного на больничной койке;
- совершенствование методики приведения в соответствие планируемых объемов помощи с финансовыми ресурсами на ее оказание;
- определение объемов деятельности ведомственной лечебной сети по реализации программы государственной гарантий;
- совершенствование принципов взаимоотношений субъектов системы здравоохранения при экстерриториальном оказании медицинской помощи на договорной основе;
- совершенствование консультативно-методической и организационной работы главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Московской области по основным направлениям деятельности;
- совершенствование общих подходов к оценке качества и стандартизации медицинской помощи, оказываемой по программе государственных гарантий;
В целях преодоления межведомственной и межотраслевой разобщенности в вопросах здравоохранения необходима дальнейшая активная работа Координационного совета по охране здоровья населения при Губернаторе Московской области с участием заинтересованных сторон.
Для эффективной реализации основных задач развития отрасли, а также регулирования вопросов межмуниципального взаимодействия по охране здоровья необходимо восстановить систему контроля за результатами деятельности по управленческой вертикали в органах здравоохранения области. Руководители органов и учреждений здравоохранения должны нести ответственность за реализацию утвержденных в установленном порядке планов.
Планирование в здравоохранении
Важнейшим элементом проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.
Основой системы планирования должна стать Московская областная программа развития здравоохранения, определяющая цели и задачи государственной политики Московской области в этой сфере на определенный период. Московская областная программа развития здравоохранения формируется с учетом национальных приоритетов по профилактике и раннему выявлению заболеваний, развитию первичной медицинской помощи, охране здоровья матери и ребенка, с учетом целей социально-экономического развития Московской области, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов здравоохранения и оценки эффективности их использования.
В программе должны быть определены показатели состояния здоровья населения, в достижение которых должна внести вклад система здравоохранения, показатели деятельности системы здравоохранения по программе государственных гарантий, объем финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и др. источников;
Важным компонентом планирования здравоохранения является система финансовых и социальных норм и нормативов (стандартов), устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов. На основе федеральной методики расчета нормативов в Московской области утверждаются нормативы затрат в амбулаторных и
стационарных учреждениях здравоохранения. На базе этих нормативов и показателей деятельности указанных учреждений определяется структура медицинской помощи населению, обеспечивающая улучшение использования ресурсов здравоохранения при оказании установленного качества медицинской помощи.
Областная программа государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи утверждается одновременно с выделением для ее реализации соответствующих финансовых ресурсов. Программа служит основой для формирования соответствующих муниципальных планов и программ.
Разработка и реализация областных и муниципальных программ обеспечит реализацию органами управления здравоохранением единой государственной политики по предоставлению медицинской помощи, обеспечение соответствия между конкретными обязательствами государства и имеющимися финансовыми ресурсами, оптимизацию использования ресурсов здравоохранения, единство и эффективность системы управления в отрасли.
В целях повышения эффективности использования ограниченных ресурсов следует пересмотреть взаимоотношения с ведомственными организациями здравоохранения федеральной собственности. В настоящее время более 20 федеральных органов государственной исполнительной власти имеют собственные медицинские учреждения. Преодоление дублирования лечебных учреждений в государственном секторе является актуальным направлением рационализации государственных расходов. Необходима поэтапная интеграция ведомственных медицинских учреждений в областной и муниципальный сектора системы здравоохранения.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 239.