Заместитель Председателя Правительства Московской области
С.Н. Кошман
«__4__»_____июля________2006г.
КОНЦЕПЦИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА.
Содержание
стр. | ||
1. | Введение | 4 |
2. | Состояние здоровья населения Московской области | 5 |
3. | Современное состояние системы здравоохранения Московской области | 6 |
4. | Цели и задачи Концепции совершенствования здравоохранения в Московской области на период до 2010 г | 8 |
5. | Основные направления совершенствования системы здравоохранения. | 9 |
6. | Совершенствование законодательства в сфере управления здравоохранением | 9 |
7. | Планирование в здравоохранении | 11 |
8. | Совершенствование организации медицинской помощи населению в Московской области | 12 |
8.1. Реформирование первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) | 13 | |
8.2. Структурная реорганизация стационарной помощи | 14 | |
8.3. Организация оказания специализированной медицинской помощи | 15 | |
8.4. Скорая медицинская помощь | 15 | |
8.5. Развитие восстановительной медицины и медицинской реабилитации | 16 | |
8.6. Управление качеством медицинской помощи | 17 | |
9. | Совершенствование организации медицинской помощи матерям и детям | 17 |
10. | Медицинская помощь лицам пожилого возраста | 20 |
11. | Совершенствование оказания медицинской помощи работающему населению | 20 |
12. | Развитие сельского здравоохранения | 21 |
13. | Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в Московской области | 21 |
14. | Совершенствование системы организации лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению Московской области | 22 |
15. | Совершенствование кадровой политики и медицинского образования | 24 |
16. | Развитие материально – технической базы и регулирование инвестиционной политики | 26 |
17. | Обеспеченность финансовыми ресурсами государственных гарантий населению в сфере здравоохранения | 27 |
17.1. Принципы формирования финансовых ресурсов здравоохранения | 28 | |
17.2. Направления повышения эффективности использования ресурсов системы здравоохранения Московской области, управление использованием ресурсов | 30 | |
17.3. Совершенствование системы оплаты медицинской помощи. | 32 | |
18. | Развитие системы ОМС | 32 |
19. | Повышение антитеррористической защищенности и устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Московской области, работа службы медицины катастроф | 36 |
20. | Совершенствование внедрения достижений медицинской науки в здравоохранение Московской области | 37 |
21. | Развитие медицинских информационных технологий и систем мониторинга в Московской области | 38 |
Введение
Здравоохранение - это система государственных, общественных и других мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья населения (общественного здоровья). Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим должно стать одним из самых приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни страны и общества.
Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 41).
Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансированием федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, реализацией мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Система здравоохранения Московской области (как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации), предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи и на всех этапах своего развития сохраняет ключевые цели и характеристики, а именно:
- обеспечение гарантированной ответственности государства за реализацию прав граждан на охрану здоровья;
- сохранение и улучшение здоровья населения на основе всеобщности, доступности и бесплатности медицинской помощи, финансируемой из общественных фондов; общественная солидарность и социальная справедливость при обеспечении населения медико-социальной и лекарственной помощью в рамках государственных гарантий;
- сохранение и поддержка государственного и муниципального сектора здравоохранения;
- поддержка развития частного сектора здравоохранения;
- создание условий эффективной деятельности служб здравоохранения в целях качественного оказания населению профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи.
Одним из стратегических направлений государственной социальной политики Московской области является охрана материнства и детства, защита интересов детей и их прав, охрана их здоровья.
Охрана здоровья детей и матерей есть совокупность мер политического, экономического, социального, правового, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и научного характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, рождения желанных и здоровых детей, сохранение репродуктивного здоровья нации. Основные принципы охраны здоровья детей и матерей базируются на приоритете решения социальных проблем, обеспечивающих каждому ребенку развитие возможностей и способностей, а также сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение его репродуктивного потенциала.
Реорганизация системы здравоохранения является одной из важнейших составляющих Концепции совершенствования здравоохранения и обусловлена необходимостью приведения стратегии развития отрасли в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе и реализацией приоритетных национальных проектов.
Важнейшим элементом реализации государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, сопровождающаяся усилением этапа среднесрочного планирования. Ключевой задачей планирования в отрасли здравоохранения на предстоящий период должны стать определение целевых показателей системы здравоохранения по эффективному расходованию ресурсов и сопоставление полученных медицинских результатов деятельности учреждений здравоохранения с размерами финансовых затрат, использованных для достижения результатов.
Планирование в здравоохранении
Важнейшим элементом проведения государственной политики в области здравоохранения является единая система стратегического и текущего планирования, обеспечивающая рациональное построение системы организации здравоохранения в современных социально-экономических условиях.
Основой системы планирования должна стать Московская областная программа развития здравоохранения, определяющая цели и задачи государственной политики Московской области в этой сфере на определенный период. Московская областная программа развития здравоохранения формируется с учетом национальных приоритетов по профилактике и раннему выявлению заболеваний, развитию первичной медицинской помощи, охране здоровья матери и ребенка, с учетом целей социально-экономического развития Московской области, анализа состояния здоровья населения, имеющихся ресурсов здравоохранения и оценки эффективности их использования.
В программе должны быть определены показатели состояния здоровья населения, в достижение которых должна внести вклад система здравоохранения, показатели деятельности системы здравоохранения по программе государственных гарантий, объем финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и др. источников;
Важным компонентом планирования здравоохранения является система финансовых и социальных норм и нормативов (стандартов), устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов. На основе федеральной методики расчета нормативов в Московской области утверждаются нормативы затрат в амбулаторных и
стационарных учреждениях здравоохранения. На базе этих нормативов и показателей деятельности указанных учреждений определяется структура медицинской помощи населению, обеспечивающая улучшение использования ресурсов здравоохранения при оказании установленного качества медицинской помощи.
Областная программа государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи утверждается одновременно с выделением для ее реализации соответствующих финансовых ресурсов. Программа служит основой для формирования соответствующих муниципальных планов и программ.
Разработка и реализация областных и муниципальных программ обеспечит реализацию органами управления здравоохранением единой государственной политики по предоставлению медицинской помощи, обеспечение соответствия между конкретными обязательствами государства и имеющимися финансовыми ресурсами, оптимизацию использования ресурсов здравоохранения, единство и эффективность системы управления в отрасли.
В целях повышения эффективности использования ограниченных ресурсов следует пересмотреть взаимоотношения с ведомственными организациями здравоохранения федеральной собственности. В настоящее время более 20 федеральных органов государственной исполнительной власти имеют собственные медицинские учреждения. Преодоление дублирования лечебных учреждений в государственном секторе является актуальным направлением рационализации государственных расходов. Необходима поэтапная интеграция ведомственных медицинских учреждений в областной и муниципальный сектора системы здравоохранения.
Скорая медицинская помощь
В число основных задач и мероприятий по совершенствованию скорой медицинской помощи входит следующие:
- Повышение оперативности и медико-экономической эффективности работы службы скорой медицинской помощи путем создания кабинетов (отделений) неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях и за счет использования скорой медицинской помощи в случаях, требующих экстренной помощи.
- Повышение эффективности использования ресурсов скорой помощи достигается за счет оснащения станций и бригад скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием, санитарным транспортом, современными средствами связи для координатного определения мобильных объектов и оперативной связи с диспетчерской службой и медицинскими организациями, оказывающими экстренную помощь.
- Вовлечение в процесс оказания скорой помощи (на уровне первой медицинской) персонала служб жизнеобеспечения (милиция, инспекция по безопасности дородного движения, пожарная служба) потребует отработки механизма межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе создание единой диспетчерской службы.
- Создание в медицинских округах бригад экстренной медицинской помощи экстерриториального базирования, специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи позволит оперативно реагировать своевременно и адекватно оказывать экстренную медицинскую помощь.
Развитие системы ОМС
Решение данных вопросов организации медицинской помощи невозможно без развития системы обязательного медицинского страхования, как основного источника финансирования медицинской помощи населению, и решения одной из приоритетных задач – повышения эффективности использования ресурсов.
Основными задачами в части модернизация системы обязательного медицинского страхования являются:
- совершенствование нормативной правовой базы по обязательному медицинскому страхованию;
- совершенствование финансирования медицинской помощи в системе ОМС для обеспечения рационального использования средств;
- обеспечение адресного использования средств ОМС;
- организация персонифицированного учета всех категорий застрахованных с внесением затрат на медицинскую помощь в их лицевые счета.
Реализация задач модернизации системы ОМС требует развития нормативной правовой базы системы здравоохранения в Московской области по вопросам расширения хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, повышения структурной эффективности системы здравоохранения, координации и взаимодействия государственного и муниципального уровней здравоохранения.
Имеющийся дефицит финансирования Московской областной программы обязательного медицинского страхования гражданам связан не только с общей нехваткой средств, но и с недостаточно эффективными планами реструктуризации объемов медицинской помощи по видам и закладываемыми в эту программу низкими финансовыми показателями.
Диспропорции в развитии здравоохранения подчеркивают актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер по совершенствованию системы управления, финансирования отрасли и, прежде всего:
- упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;
- предоставление реального права страховым медицинским организациям стать информированными покупателями медицинской помощи в интересах застрахованных;
- укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования за счет более полного сбора Единого социального налога и привлечению новых платежей за счет развития производства,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньше, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы ОМС и ее стоимости;
- создание новой системы экономической мотивации для медицинских учреждений и медицинских работников;
- развитие информационного обеспечения;
- разработка и утверждение порядка формирования заказов (планов-заданий) медицинским организациям в рамках Московской областной программы ОМС.
Для определения объемов медицинской помощи и создания возможности планирования деятельности медицинских учреждений по выполнению объемов медицинской помощи с учетом структуры потребности населения, необходимо продолжить работу по формированию муниципальных заказов, планирование его размещения в соответствующих медицинских учреждениях и определение на этой основе планов-заданий медицинским учреждениям, разработка системы мониторинга реализации методов повышения структурной эффективности и Московской областной программы государственных гарантий.
Учитывая, что органы местного самоуправления муниципальных образований вправе принимать участие в софинансировании Московской областной программы обязательного медицинского страхования, необходимо провести подготовительные работы по увеличению их участия в финансировании муниципальных заказов.
Финансирование муниципального заказа – комплексного плана, содержащего объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования на очередной год необходимо формировать на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, необходимых финансовых ресурсах.
При этом система оплаты медицинской помощи в Московской области должна способствовать решению двух приоритетных задач:
- способствовать реструктуризации здравоохранения, обеспечить более эффективное использование ресурсов обязательного медицинского страхования, другими словами, обеспечить ресурсосбережение;
- обеспечить соответствие оплачиваемых объемов и структуры медицинской помощи финансовым ресурсам, запланированным Московской областной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, другими словами, обеспечить предсказуемость затрат.
Введение системы обязательного медицинского страхования увеличило объем финансовой отчетности медицинских учреждений, что, с точки зрения управления медицинским учреждением, лишь осложняет работу учреждения и запутывает официальную отчетность. В этой связи необходимо законодательно расширить организационно-правовые формы медицинских учреждений и предоставить им больше самостоятельности.
Одним из важнейших аспектов деятельности системы ОМС является обеспечение защиты прав застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. В целях реализации этой задачи необходимо:
- конкретизировать государственные гарантии, осуществляемые по видам, объемам, условиям и порядку оказания медицинской помощи населению;
- восстановить и расширить практику диспансерного наблюдения за больными, диспансеризацию трудоспособного населения, а также лиц проживающих в сельской местности, детей, женщин репродуктивного возраста, разработать экономические стимулы с целью реализации данных мероприятий;
- установить единую систему стандартизации медицинской помощи;
- осуществить переход от содержания лечебно-профилактических учреждений на принципы финансирования бесплатной медицинской помощи по стандартам ее оказания вне зависимости от места ее предоставления;
- развивать систему вневедомственного контроля качества медицинской помощи, досудебную и судебную практику защиты прав граждан, работу с обращениями граждан, систему информирования населения о правах в системе ОМС.
Московскому областному фонду ОМС совместно с Минздравом Московской области необходимо продолжить работу по управлению качеством медицинской помощи, как одной из наиболее важных задач в рамках современного реформирования здравоохранения.
Следующим важным направлением модернизации ОМС является реализация «Отраслевой программы управления качеством в здравоохранении на 2003-2007 годы», включая:
- унификацию подходов к оценке качества медицинской помощи, т.е. использование единой технологии для ведомственной и вневедомственной экспертиз качества медицинской помощи;
- наличие общих технологических подходов к оказываемой медицинской помощи для объективизации экспертизы качества медицинской помощи;
- возможность количественной оценки качества медицинской помощи;
- совершенствование нормативных документов по определению единых требований к принципам отбора материала для проведения экспертизы качества медицинской помощи;
- новый подход к документообороту и унификации учетных форм по экспертизе качества медицинской помощи;
- правовой контроль легитимности требований, предъявленных к медицинским учреждениям;
- обязательное выполнение условий оказания медицинской помощи, регламентированных имеющейся нормативной правовой базой.
Адресная медицинская помощь детям и неработающим пенсионерам, реализация социальных прав граждан.
Необходимо продолжить совместную работу с Пенсионным фондом Российской Федерации по финансированию дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, что обеспечит увеличение тарифов на медицинские услуги.
Это позволит в первую очередь улучшить лекарственное обеспечение, питание больных, приобрести изделия медицинского назначения, мягкий инвентарь, обеспечить своевременную выплату заработной платы медицинским работникам, уменьшит дефицит Московской областной программы ОМС.
Формирование персонифицированного учета неработающих пенсионеров позволит получить достоверные сведения по адресному использованию средств ОМС (в том числе и дополнительных платежей ПФР) для оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам по старости. Усилить контроль за целевым использованием средств ОМС.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед МОФОМС по прежнему остается реализация Федерального закона от 17.07.1999 № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 №122 –ФЗ и Постановления Правительства Российской федерации от 29.12.2004 №864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установления платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан» в части дополнительного лекарственного обеспечения.
Реализация указанных нормативных правовых актов Российской Федерации позволит перераспределить часть объема дорогостоящей стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую, и, следовательно, рационально использовать финансовые средства.
Информатизации системы ОМС и персонифицированный учет всех категорий застрахованных в системе ОМС
Одним из стратегических направлений деятельности является совершенствование информатизации системы ОМС Московской области, в том числе создание единого информационного пространства системы здравоохранения и ОМС, продолжение работ по внедрению информационной системы управления МОФОМС на основе проведения единой системно-технической политики, коллективного использования единых информационных, программных и вычислительных ресурсов.
Это позволит обеспечить информационное взаимодействие субъектов ОМС, определить объем необходимых средств для оплаты медицинской помощи, осуществлять контроль за их рациональным использованием.
Данные о фактических затратах на одного застрахованного позволят более обоснованно формировать размер страхового взноса на ОМС неработающих граждан и финансовые нормативы обеспечения Московской областной программы ОМС с учетом потребности населения в медицинской помощи в соответствии с его демографическим составом.
Внедрение в Московской области механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов, позволит обеспечить оптимальное соотношение между стационарной и амбулаторно-поликлинической помощью при сохранении достигнутого объема медицинской помощи, развивать стационарозамещающие технологии, обеспечить дальнейшее совершенствование первичной медицинской помощи путем формирования и развития вместо поликлиник самостоятельных общих врачебных практик, где главной фигурой становится врач общей практики (семейный врач).
Применение подушевого финансирования ОВП (с элементами фондодержания) и экономическое стимулирование врачей первичного звена создаст их заинтересованность в сохранении здоровья пациентов, позволит совершенствовать методы профилактики для решения основных проблем в состоянии здоровья населения, обеспечит лечение наиболее значимых заболеваний на основе новых эффективных методов; формировать экономическую самостоятельность медицинских учреждений с расширением спектра их организационно - правовых форм.
Решение вышеуказанных задач позволит сбалансировать объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы Московской областной программы ОМС, что обеспечит финансовую устойчивость системы ОМС для реализации предусмотренных законодательством прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.
В целом это будет способствовать совершенствованию в Московской области системы управления качеством в здравоохранении, взаимодействию органов управления здравоохранением, МОФОМС и страховых медицинских организаций, развитию системы стандартизации, использованию в здравоохранении технологий с доказанной эффективностью и безопасностью для пациентов, внедрению механизмов стимулирования медицинских работников к участию в деятельности по повышению качества медицинской помощи в целях укрепления здоровья населения.
19. Повышение антитеррористической защищенности и устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Московской области, работа службы медицины катастроф
Одним из приоритетных направлений деятельности органов управления здравоохранением должно стать повышение антитеррористической защищенности учреждений здравоохранения Московской области. Для достижения этих целей планируется дальнейшее совершенствование работы по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой работы (издание ведомственных нормативных правовых и организационно-методических документов);
- дальнейшее проведение инженерно-технических антитеррористических мероприятий (установка кнопок тревожной сигнализации, восстановление ограждений, оборудование контрольно-пропускных пунктов, установка на окнах первых этажей зданий распашных металлических решеток и т.д.);
- укрепление физической защиты учреждений здравоохранения, привлечение к их охране сотрудников вневедомственной охраны и частных охранных предприятий;
- организация строгого пропускного режима;
- установка в учреждениях здравоохранения телефонов с автоматическим определителем номера для выявления возможных террористов (в том числе и телефонных);
- проведение занятий и учений с сотрудниками учреждений здравоохранения по профилактике террористических актов и ликвидации их последствий.
Реализация вышеуказанных направлений позволит не только повысить безопасность учреждений здравоохранения но и минимизировать негативные последствия возможных террористических актов.
Приоритетным для органов управления здравоохранением должно стать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учреждений здравоохранения Московской области, для чего планируется:
- завершение обеспечения всех больничных учреждений автономными источниками электроснабжения (приобретение бензиновых или дизельных электрогенераторов);
- организация бесперебойного обеспечения больничных учреждений тепло- и водоснабжением;
- организация бесперебойного обеспечения питанием больных, находящихся на стационарном лечении;
- обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения.
Выполнение этих мероприятий позволит повысить устойчивость функционирования учреждений здравоохранения Московской области, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, как мирного, так и военного времени.
Совершенствование Службы медицины катастроф Московской области по вопросам подготовки специалистов по службе медицины катастроф (СМК) на базе ФУВ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, сотрудников оперативных служб Московской области (сотрудников ГИБДД, спасателей…), привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, по вопросам оказания первой медицинской помощи на базе Учебно-тренировочного центра медицины катастроф Московской области, населения по оказанию первой медицинской помощи и проведения занятий и учений по организации работы подразделений Службы медицины катастроф Московской области в условиях чрезвычайных ситуаций будет способствовать повышению уровня готовности специалистов к оказанию медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для повышения эффективности функционирования Службы медицины катастроф Московской области и оперативности ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций необходимо:
- формировать бригады экстренной медицинской помощи экстерриториального базирования Государственного учреждения здравоохранения Московской области «Территориальный центр медицины катастроф» (далее ГУЗ МО «ТЦМК») в медицинских округах;
- создать подразделения специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в ГУЗ МО «ТЦМК»;
- создать неснижаемый запас медикаментов и медицинского имущества на 500 пораженных в ГУЗ МО «ТЦМК»;
- создать учебно-тренировочный центр медицины катастроф Московской области;
- совершенствовать взаимодействия с оперативными службами других министерств и ведомств, дислоцированных на территории Московской области, Службой экстренной медицинской помощи г. Москвы, а также между подразделениями Службы медицины катастроф Московской области в системе медицинских округов.
Заместитель Председателя Правительства Московской области
С.Н. Кошман
«__4__»_____июля________2006г.
КОНЦЕПЦИЯ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.