Анализ динамики, состав доходов территориальных финансов
Для выполнения функций, возложенных на местные (региональные) органы власти, последние наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через местные (региональные) финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов.
Основной составной частью местных (региональных) финансов являются региональные бюджеты и бюджеты административно-территориальных образований.
Порядок формирования и расходования бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления - с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов.
В Республике Татарстан основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, является Закон Республики Татарстан «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан» от 26.12.91 № 1366-XII. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения. Так, например, 15.02.94 был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и ряд конкретизирующих положения Договора соглашений, в том числе Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республики Татарстан. Соглашение, в частности, устанавливает, что Республики Татарстан производит взносы платежей в федеральный бюджет, исходя из следующих нормативов и соглашений:? налога на прибыль по нормативу 13 процентов;? подоходного налога с физических лиц по нормативу 1 процент;? налога на добавленную стоимость по нормативу, определяемому в ежегодных соглашениях между министерствами финансов РФ и РТ. Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете РТ акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, акцизы на нефть и газ, плату за землю, доходы от приватизации, специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Однако следует отметить, что Договор и соглашения к нему явились результатом политического торга между Федерацией и ее субъектом, своего рода «платой» за лояльность центральному Правительству. В настоящее время политическая ситуация изменилась и условия подписания нового соглашения вряд ли сохранят особый статус Республики Татарстан (срок действия вышеназванного соглашения истекает 15.02.99 - оно было заключено на 5 лет - однако по ряду соглашений, срок действия которых уже истек, до сих пор не принято какого-либо решения).
Структура доходов бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 2.1.1.
Структура доходов бюджета
Группы доходов | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Налоговые доходы, в том числе: | 82,24 | 84,64 | 76,61 | 76,53 | 77,85 |
Налоговые доходы, в том числе: | 82,24 | 84,64 | 76,61 | 76,53 | 77,85 |
Налог на прибыль организаций | 22,92 | 20,84 | 16,01 | 21,96 | 28,28 |
Налог на доходы физических лиц | 28,60 | 28,95 | 18,32 | 24,72 | 24,05 |
Акцизы | 2,10 | 8,66 | 4,47 | 7,91 | 8,61 |
Налоги на имущество | 10,43 | 9,38 | 6,31 | 13,3 | 12,89 |
Платежи за пользов. природ. ресурсами | 19,92 | 23,56 | 17,17 | 5,18 | 6,96 |
Неналоговые доходы | 4,65 | 5,30 | 1,93 | 5,21 | 5,09 |
Безвозмездные перечисления | 9,15 | 8,36 | 24,45 | 12,89 | |
Всего доходов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Налог на доходы физических лиц занимает значительно меньший удельный вес в налоговых доходах бюджета РТ в сравнении со среднероссийскими показателями. Причем, эта картина сохраняется на протяжении всех четырех лет. Одной из причин такой динамики является наличие большой задолженности организаций по заработной плате.
В налоговых доходах бюджета республики существенно более значима, по сравнению со среднероссийскими показателями роль платежей за пользование природными ресурсами. Однако поэтапная централизация налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья привела, начиная с 2006 года, к снижению его роли в доходах бюджета области.
В доходах бюджета республики доля местных бюджетов в течение рассматриваемого периода ежегодно изменялась: 51 % - в 2004 г., 40 % - в 2005 г., 61,5 % - в 2006 г., 51 % - в 2007 г., 60 % - в 2008 г. В целом прослеживается нарастающая динамика, но при сокращении самостоятельности местных бюджетов и увеличении доли безвозмездных перечислений из бюджета области.
В налоговых доходах местных бюджетов наиболее заметна тенденция снижения роли местных налогов и сборов, доля которых в налоговых доходах уже в 2004 году оказалась менее 1 % и становится все более символической. Но одновременно увеличивается роль регулирующих налогов, среди которых наиболее существенны поступления от налога на доходы физических лиц, платежей за пользование природными ресурсами и налога на прибыль.
Бюджет республики на 209 года по доходам запланирован в сумме 25,7 миллиардов рублей, по расходам в сумме более 29 миллиардов рублей. Дефицит республиканского бюджета, согласно проекта на 2009 год, составляет более 3 миллиардов рублей или почти 15%.
Взаимоотношения финансовых органов муниципальных образований с финансовым управлением администрации области способствуют проведению единой финансовой, бюджетной и налоговой политики.
В настоящее время бюджетное регулирование в республике осуществляется, прежде всего, через систему регулирующих налогов, а также через систему финансовой поддержки, в том числе через дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и различные субвенции. При этом необходимость параллельного действия двух различных систем финансового выравнивания определяется крайне высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и бюджетно-финансовой дифференциацией.
Известно, что муниципальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, поскольку они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, обеспечивать финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий, добиваться увеличения платежей в бюджет. К сожалению, собственные доходы не являются основными источниками формирования бюджетов муниципальных образований РТ.
Более того, проведенный анализ местных бюджетов республики свидетельствует о том, что в последние годы наблюдается снижение доли собственных доходов муниципальных образований в общей сумме налоговых поступлений. Что касается регулирующих налогов, то здесь ситуация противоположная - наблюдается увеличение их доли в доходах бюджетов муниципальных образований РТ.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 301.