Введение
После начала реформ и до сегодняшнего дня финансовая система страны продолжает изменяться. Часть полномочий и ответственности перешла от федерального к региональным и местным уровням. Была предоставлена самостоятельность субъектам федерации в вопросах осуществления бюджетного процесса, определения направлений расходов и источников доходов.
На сегодняшний день насущно необходимым для российской государственности является осознание того, что сохранение и укрепление территориальной целостности страны и ее федеративной основы во многом определяются гармонизацией усилий и интересов Федерации, регионов и муниципальных образований в решении вопросов стабильного и долговременного социально-экономического прогресса. Становится вполне очевидным, что без серьезного продвижения в разработке и реализации новой, более совершенной модели российского федерализма невозможно эффективное обеспечение территориальной целостности государства, его внутренней и внешней безопасности. В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федеративных отношений необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти различных терри-ториальных образований России, а также наличие особой политической культуры и последовательности властей всех уровней в отстаивании как общенациональных, так и региональных (территориальных) интересов.
Актуальность решения проблем региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами регионов, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансового аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению развитием регионов и территорий.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Показать взаимодействие региональных и местных финансов.
3) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность региональных финансов РФ, а также структура их доходной и расходной частей. Рассматриваются налоговые, неналоговые и другие виды доходов. Проанализировано социально-экономическое развитие региона на примере Республики Татарстан.
Анализ состояния территориальных финансов РТ
Структура доходов бюджета
Группы доходов | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Налоговые доходы, в том числе: | 82,24 | 84,64 | 76,61 | 76,53 | 77,85 |
Налоговые доходы, в том числе: | 82,24 | 84,64 | 76,61 | 76,53 | 77,85 |
Налог на прибыль организаций | 22,92 | 20,84 | 16,01 | 21,96 | 28,28 |
Налог на доходы физических лиц | 28,60 | 28,95 | 18,32 | 24,72 | 24,05 |
Акцизы | 2,10 | 8,66 | 4,47 | 7,91 | 8,61 |
Налоги на имущество | 10,43 | 9,38 | 6,31 | 13,3 | 12,89 |
Платежи за пользов. природ. ресурсами | 19,92 | 23,56 | 17,17 | 5,18 | 6,96 |
Неналоговые доходы | 4,65 | 5,30 | 1,93 | 5,21 | 5,09 |
Безвозмездные перечисления | 9,15 | 8,36 | 24,45 | 12,89 | |
Всего доходов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Налог на доходы физических лиц занимает значительно меньший удельный вес в налоговых доходах бюджета РТ в сравнении со среднероссийскими показателями. Причем, эта картина сохраняется на протяжении всех четырех лет. Одной из причин такой динамики является наличие большой задолженности организаций по заработной плате.
В налоговых доходах бюджета республики существенно более значима, по сравнению со среднероссийскими показателями роль платежей за пользование природными ресурсами. Однако поэтапная централизация налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья привела, начиная с 2006 года, к снижению его роли в доходах бюджета области.
В доходах бюджета республики доля местных бюджетов в течение рассматриваемого периода ежегодно изменялась: 51 % - в 2004 г., 40 % - в 2005 г., 61,5 % - в 2006 г., 51 % - в 2007 г., 60 % - в 2008 г. В целом прослеживается нарастающая динамика, но при сокращении самостоятельности местных бюджетов и увеличении доли безвозмездных перечислений из бюджета области.
В налоговых доходах местных бюджетов наиболее заметна тенденция снижения роли местных налогов и сборов, доля которых в налоговых доходах уже в 2004 году оказалась менее 1 % и становится все более символической. Но одновременно увеличивается роль регулирующих налогов, среди которых наиболее существенны поступления от налога на доходы физических лиц, платежей за пользование природными ресурсами и налога на прибыль.
Бюджет республики на 209 года по доходам запланирован в сумме 25,7 миллиардов рублей, по расходам в сумме более 29 миллиардов рублей. Дефицит республиканского бюджета, согласно проекта на 2009 год, составляет более 3 миллиардов рублей или почти 15%.
Взаимоотношения финансовых органов муниципальных образований с финансовым управлением администрации области способствуют проведению единой финансовой, бюджетной и налоговой политики.
В настоящее время бюджетное регулирование в республике осуществляется, прежде всего, через систему регулирующих налогов, а также через систему финансовой поддержки, в том числе через дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и различные субвенции. При этом необходимость параллельного действия двух различных систем финансового выравнивания определяется крайне высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и бюджетно-финансовой дифференциацией.
Известно, что муниципальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, поскольку они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, обеспечивать финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий, добиваться увеличения платежей в бюджет. К сожалению, собственные доходы не являются основными источниками формирования бюджетов муниципальных образований РТ.
Более того, проведенный анализ местных бюджетов республики свидетельствует о том, что в последние годы наблюдается снижение доли собственных доходов муниципальных образований в общей сумме налоговых поступлений. Что касается регулирующих налогов, то здесь ситуация противоположная - наблюдается увеличение их доли в доходах бюджетов муниципальных образований РТ.
Рис.2. Структура доходной части регионального бюджета
Источниками погашения дефицита бюджета являются трансферты, заемные средства и внутренние ресурсы. Трансферты — это безвозмездные, так же, как и доходы, поступления, однако их получение (плата за трансферт) связано зачастую не с денежными, а с политическим условиями.
Под трансфертами мы понимаем дотации, субсидии и субвенции. Дотация — это денежные средства, не имеющие целевого назначения; субсидия — средства, имеющие целевое назначение; субвенция — средства на финансирование части совместного проекта. Еще одна категория, которая должна быть в составе трансфертов, — это политические трансферты, предоставление которых обусловлено только политическими причинами.
По большому счету к трансфертам следовало бы отнести еще и отчисления от регулирующих налогов, поскольку это средства федерального бюджета, оставляемые регионам. Но, с другой стороны, эти отчисления характеризуются безвозвратностью и, за исключением отдельных политических уступок, безвозмездностью. Поэтому данные отчисления традиционно учитываются в составе доходов, однако необходимо постоянно иметь в виду временный характер их структуры и размеров.
Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80 %, прибыль предприятий - 30 %), акцизы. НДС - 9.09 - 20 %).
Расходы региональных бюджетов предполагает обеспечение затрат на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание общественного порядка (примерно 20 %), затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации регионального регулирования структура расходной части может меняться. Так, скажем, увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшение благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, увеличение ассигнований на охрану окружающей среды (мониторинг), развитие рыночной инфраструктуры и т. д.
Выводы и предложения
Таким образом, изучив выбранную тему, можно сделать следующие выводы:
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
К территориальным бюджетам относятся бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований, то есть городов и сельских районов.
Территориальные финансы выполняют следующие задачи.
1. Наличие самостоятельных источников доходов бюджета стимулирует более эффективное экономическое развитие территории.
2. Наличие самостоятельных направлений использования финансовых средств позволяет более эффективно решать местные социально-экономические задачи;
Основой территориальных финансов является региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований региона. Другой частью территориальных финансов являются финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности территорий. Еще одной частью являются финансовые ресурсы предприятий и организаций других форм собственности, направляемые на решение социально-экономических задач территории. Функционирование территориальных финансов регламентируются федеральным законодательством и законодательствами территорий. Доходы территорий формируются за счет своих источников и за счет перечислений из вышестоящих бюджетов. Эти перечисления называются регулирующими доходами. Кроме регулирующих доходов территориальные бюджеты могут пополняться за счет займов. Общий свод федерального и территориальных бюджетов с точки зрения планирования, отчетности и анализа образуют консолидированный бюджет страны.
Территориальные финансы позволяют осуществлять выравнивание уровней экономического и социального развития отдельных территорий, которые вследствие исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других территориальных районов страны.
Список использованной литературы:
I. Нормативно – правовые материалы:
1. Конституция РФ
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 30.12.2006 г.)
3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 26.01.2007)
4. О федеральном бюджете на 2007 год ФЗ от 19.12.2006 №238-ФЗ
II. II . Специальная литература
5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное Πособие. – М.: ЮНИТИ, 2000
6. Бушмин Е. Особенности федерального бюджета 2007 года: основные характеристики. Трехлетнее Πланирование // Экон. Πолитика. – 2006. – № 4. – С.43-51
7. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 2-е изд., исΠр. и доΠ. – М.: Дашков и Ко. – 2005.
8. Дюбин В.В. Бюджетная система РФ: учебное Πособие для ВУЗов. – Петрозаводск. – 2003.
9. Егоров Ф. А. Правовые аспекты формирования финансовой и экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 5. - С. 5-9
10. Жуков А. И. Одна из проблем формирования местных бюджетов // Финансы и кредит. - 2005. - № 6. - С. 25-28.
11. Игудин А. Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. - 2005. - № 10. - С. 15-19.
12. Киреева Е. В. О финансовых основах местного самоуправления // Финансы. - 2005. - № 12. - С. 66-68.
13. Кириллова О. С. Совершенствование бюджетных отношений в контексте реформы местного самоуправления // Финансы и кредит. - 2006. - № 15. - С. 31-35.
14. Кириллова С. С. Возможности укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. - 2004. - № 11. - С. 70-72.
15. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. ПодΠорина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
16. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М., 2002.
17. Теория финансов: Учеб. Πособие/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – 2-е изд., стереотиΠ. – Мн.: Выш. шк., 2003.
18. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной Πолитики. – М.: Дело, 2004.
19. http://www.consultant.ru Законодательство РФ
20. http://www.economy.gov.ru Министерство экономического развития и торговли
21. http://www.budgetrf.ru Бюджет РФ
22. http://me.mosreg.ru Министерство экономики Московской области
23. http://mf.mosreg.ru Министерство финансов Московской области
24. http://www.gsk.ru Госкомстат России
Введение
После начала реформ и до сегодняшнего дня финансовая система страны продолжает изменяться. Часть полномочий и ответственности перешла от федерального к региональным и местным уровням. Была предоставлена самостоятельность субъектам федерации в вопросах осуществления бюджетного процесса, определения направлений расходов и источников доходов.
На сегодняшний день насущно необходимым для российской государственности является осознание того, что сохранение и укрепление территориальной целостности страны и ее федеративной основы во многом определяются гармонизацией усилий и интересов Федерации, регионов и муниципальных образований в решении вопросов стабильного и долговременного социально-экономического прогресса. Становится вполне очевидным, что без серьезного продвижения в разработке и реализации новой, более совершенной модели российского федерализма невозможно эффективное обеспечение территориальной целостности государства, его внутренней и внешней безопасности. В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федеративных отношений необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти различных терри-ториальных образований России, а также наличие особой политической культуры и последовательности властей всех уровней в отстаивании как общенациональных, так и региональных (территориальных) интересов.
Актуальность решения проблем региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами регионов, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансового аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению развитием регионов и территорий.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных финансов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «региональные финансы».
2) Показать взаимодействие региональных и местных финансов.
3) Рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность региональных финансов РФ, а также структура их доходной и расходной частей. Рассматриваются налоговые, неналоговые и другие виды доходов. Проанализировано социально-экономическое развитие региона на примере Республики Татарстан.
Теоретические аспекты содержания территориальных финансов
1.1 Экономическая сущность, роль, состав и содержание территориальных финансов
В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами [5].
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.
Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.) [11, С.15-19].
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).
Главная составная часть территориальных финансов — региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Эти факторы определяют необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Другая важная часть территориальных финансов — средства субъектов хозяйствования:
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, его коммунальные предприятия);
- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие [7].
Еще одной важной частью территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.