Для достижения цели аудита операций с основными средствами должны быть решены следующие задачи:
- изучение состава и структуры основных средств, их условий хранения и эксплуатации;
- подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств;
-проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств;
- оценка размеров начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения ее в учете;
- установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильности отражения расходов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода;
- подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;
- оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.
В первую очередь аудитор изучает состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета.
Проверка условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого полезен осмотр производственных и складских помещений, опрос сотрудников предприятия. В процессе выполнения этих процедур следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объектов, их состояние. Организация учета основных средств в местах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консервации) анализируется по данным инвентарных карточек, инвентарных книг, других регистров аналитического учета. Эти данные сопоставляются с записями по счетам 01 "Основные средства", 001 "Арендованные основные средства" и 011 "Основные средства, сданные в аренду". При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины и экономические последствия.
При журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета cначала проверяется сопоставление формы № 1 строки 120 с показателями Главной книги по счетам 01 и 02, также сопоставление формы №1 строки 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, формы №5 – разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения – строка 714(=717) и строки 724 и 726 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, затем показатели каждого месяца, приведенные в Главной книге, сопоставляются с журналами-ордерами № 13 и 10, журнал-ордер № 13 выборочно сопоставляется с карточками ОС-6. Данные операции можно оформить в документах аудитора:
Пример заполнения рабочего документа аудитора
Показате-ли | Код стро-ки баланса | N счета | Остатки по счетам | |||||
На начало периода | На конец периода | |||||||
По Балан-су | По Глав-ной книге | Расхождение | По Балан-су | По Глав-ной книге | расхождение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Основные средства | 01 02 | Х Х | Х Х | |||||
Остаточ-ная стоимость | 120 | 01-02 |
При проведении сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета результаты проверки можно отразить в таком документе:
Год: 2003 | Наименование регистра | Остаток на начало месяца | Оборот за месяц | Остаток на конец месяца | |||
месяц | Дебет | Кредит | Дебет | Кред-ит | Дебет | Кредит | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Январь | Главная книга | ||||||
Журнал-ордер N | |||||||
Занижено в главной книге (-) Завышено в Главной книге (+), Расхождений нет (прочерк) | |||||||
Февраль | |||||||
Март | |||||||
… |
При проверке тождественности остатков оборотов в регистрах синтетического и аналитического учета можно составить документ:
Год: 2003 | Синтетический учет | Аналитический учет | Рас Хож- дения | ||||||
Месяц | Наименование регистра | Показатели | Сумма | Наименование регистра | Показатели | Сумма | |||
дебет | кредит | дебет | кредит | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Янва-рь |
| Остаток на начало месяца | |||||||
Оборот за месяц | |||||||||
Остаток на конец месяца | |||||||||
Февраль | |||||||||
Март… |
При сопоставлении формы №1 строк 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги можно составить рабочий документ следующего вида:
Показате-ли | Код стро-ки баланса | N счета | Остатки по счетам | |||||
На начало периода | На конец периода | |||||||
По балансу | По Глав-ной книге | Расхождение | По Балан-су | По Глав-ной книге | Расхождение | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Арендованные ОС | 900 | 001.1 | ||||||
ОС, приобретенные по договору лизинга | 901 | 001.2 | ||||||
Износ жилищного фонда | 907 | 010.1 | ||||||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов | 908 | 010.2 |
При сопоставлении формы №5 – раздела 2.Основные средства с показателями формы № 1 (так как в российской практике такие ошибки бухгалтера иногда допускают), можно составить рабочий документ следующего вида:
Показатель | Форма №1: код строки | Форма №5: код строки или строк | Расхождения | Возможные финансовые санкции |
Основные средства | 120 | 210 - 220 |
В начале проверки правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами аудитор выясняет виды таких операций, которые имели место в изучаемом периоде.
Основные средства «Центр Телеком» могут поступать различными способами: путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный - капитал; по договору дарения или путем взятия в аренду (лизинг).
Аудиторам следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств в зависимости от способа их поступления на предприятие.
Аудиторам следует также выяснить правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах.
Особому контролю со стороны аудиторов подлежат операции по выбытию основных средств (реализация на сторону, взнос в виде вклада в уставный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в аренду).
У «Центр Телеком» имеются объекты основных средств, взятые в аренду, в этом случае аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др.
Далее устанавливается достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для этого аудиторы выполняют следующие контрольные процедуры: проверку правильности начисления амортизации по отдельным объектам и в целом по предприятию за период; проверку правильности отражения сумм начисленной амортизации на счетах бухгалтерского учета.
Следующим этапом аудита является проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств. Аудиторам предстоит установить: наличие планов и смет на ремонты, актов сдачи-приемки выполненных договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений; правильность и своевременность составления этих документов; правильность отнесения расходов на статьи затрат; соблюдение норм материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих.
Важным этапом проверки является изучение своевременности проведения инвентаризации основных средств, полноты и правильности отражения ее результатов в учете. При необходимости возможно проведение контрольной выборочной инвентаризации отдельных объектов основных средств (арендуемых, находящихся в запасе и др.).
На заключительном этапе проверки «Центр Телеком» осуществляется количественная оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности, которая оформляется в соответствующем рабочем документе.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 294.