Аудит наличия и хранения основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для достижения цели аудита операций с основными средствами долж­ны быть решены следующие задачи:

- изучение состава и структуры основных средств, их условий хранения и эксплуатации;

- подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств;

 -проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств;

- оценка размеров начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения ее в учете;

- установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильности отражения расходов по их проведению в учете в зави­симости от выбранного метода;

- подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;

- оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.

В первую очередь аудитор изучает состав и структуру основ­ных средств по данным регистров аналитического учета.

Проверка условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого полезен осмотр производственных и склад­ских помещений, опрос сотрудников предприятия. В процессе выполне­ния этих процедур следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходова­ния объектов, их состояние. Организация учета основных средств в мес­тах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консерва­ции) анализируется по данным инвентарных карточек, инвентарных книг, других регистров аналитического учета. Эти данные сопоставляют­ся с записями по счетам 01 "Основные средства", 001 "Арендованные ос­новные средства" и 011 "Основные средства, сданные в аренду". При рас­хождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины и экономические последствия.

При журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета cначала проверяется сопоставление формы № 1 строки 120 с показателями Главной книги по счетам 01 и 02, также сопоставление формы №1 строки 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, формы №5 – разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения – строка 714(=717) и строки 724 и 726 с показателями Главной книги по соответствующим счетам, затем показатели каждого месяца, приведенные в Главной книге, сопоставляются с журналами-ордерами № 13 и 10, журнал-ордер № 13 выборочно сопоставляется с карточками ОС-6. Данные операции можно оформить в документах аудитора:

Пример заполнения рабочего документа аудитора

Показате-ли

Код стро-ки баланса

N счета

Остатки по счетам

На начало периода

На конец периода

По Балан-су По Глав-ной книге Расхождение По Балан-су По Глав-ной книге расхождение
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Основные средства   01 02 Х Х     Х Х    
Остаточ-ная стоимость 120 01-02            

При проведении сопоставления остатков и оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета результаты проверки можно отразить в таком документе:

Год: 2003

Наименование регистра

Остаток на начало месяца

Оборот за месяц

Остаток на конец месяца

месяц Дебет Кредит Дебет Кред-ит Дебет Кредит
1 2 3 4 5 6 7 8

Январь

Главная книга            
Журнал-ордер N            
Занижено в главной книге (-) Завышено в Главной книге (+), Расхождений нет (прочерк)            
Февраль              
Март              
             

При проверке тождественности остатков оборотов в регистрах синтетического и аналитического учета можно составить документ:

Год: 2003

Синтетический учет

Аналитический учет

Рас

Хож-

дения

Месяц

Наименование регистра

Показатели

Сумма

Наименование регистра

Показатели

Сумма

дебет кредит дебет кредит
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Янва-рь

 

Остаток на начало месяца              
Оборот за месяц              
Остаток на конец месяца              
Февраль                  
Март…                  

 

При сопоставлении формы №1 строк 900, 901, 907, 908 с показателями Главной книги можно составить рабочий документ следующего вида:

Показате-ли

Код стро-ки баланса

N счета

Остатки по счетам

На начало периода

На конец периода

По балансу По Глав-ной книге Расхождение По Балан-су По Глав-ной книге Расхождение
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Арендованные ОС 900 001.1            
ОС, приобретенные по договору лизинга 901 001.2            
Износ жилищного фонда 907 010.1            
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 908 010.2            

 

При сопоставлении формы №5 – раздела 2.Основные средства с показателями формы № 1 (так как в российской практике такие ошибки бухгалтера иногда допускают), можно составить рабочий документ следующего вида:

Показатель Форма №1: код строки Форма №5: код строки или строк Расхождения Возможные финансовые санкции
Основные средства 120 210 - 220    

 

В начале проверки правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами аудитор выясняет виды таких опера­ций, которые имели место в изучаемом периоде.

Основные средства «Центр Телеком» могут поступать различными спо­собами: путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный - капитал; по договору дарения или путем взятия в аренду (лизинг).

Аудиторам следует обратить внимание на правильность формирова­ния первоначальной стоимости основных средств в зависимости от спо­соба их поступления на предприятие.

Аудиторам следует также выяснить правомерность возмещения упла­ченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах.

Особому контролю со стороны аудиторов подлежат операции по выбы­тию основных средств (реализация на сторону, взнос в виде вклада в устав­ный капитал, передача по договору дарения, ликвидация, передача в арен­ду).

У «Центр Телеком» имеются объекты основных средств, взятые в аренду, в этом случае аудиторам требуется выяснить правильность начисления, пе­речисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущест­во. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др.

Далее устанавливается достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для этого аудиторы выпол­няют следующие контрольные процедуры: проверку правильности начис­ления амортизации по отдельным объектам и в целом по предприятию за период; проверку правильности отражения сумм начисленной амортиза­ции на счетах бухгалтерского учета.

Следующим этапом аудита является проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств. Аудиторам предстоит установить: наличие планов и смет на ремонты, актов сдачи-приемки выполненных договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений; правильность и своевременность составления этих документов; правильность отнесения расходов на статьи затрат; соблюдение норм материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих.

Важным этапом проверки является изучение своевременности прове­дения инвентаризации основных средств, полноты и правильности отра­жения ее результатов в учете. При необходимости возможно проведе­ние контрольной выборочной инвентаризации отдельных объектов ос­новных средств (арендуемых, находящихся в запасе и др.).

На заключительном этапе проверки «Центр Телеком» осуществляется количественная оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности, которая оформляется в соответствующем рабочем документе.        

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.