Подвергаясь вторжениям с Запада и Востока, Персия (в настоящее время Иран) в течение многих веков впитывала влияние разных культур. По меньшей мере 7 тыс. лет Персия являлась центром цивилизации, но только в годы правления династии Ахеменидов (550–333 до н.э.) была создана первая персидская империя. Искусство Персии, как полагают исследователи, — еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Так, дворец в Персеполе, начатый Дарием I и завершенный Ксерксом, был украшен примерно 520 барельефами, напоминающими ассирийский и вавилонский стили. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных — это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.
В IV в. до н.э. Персия, как и Египет, была завоевана Александром Македонским и включена в сферу влияния эллинистической культуры. В III в. правящей династией в Персии становятся Сасаниды. Они старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не все войны были удачными для Персии. Многие памятники культуры этого периода погибли в огне войн. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства, — руины дворцов и храмов, несколько десятков золотых и серебряных сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. Средневековые истории донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, который покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца Так-и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачальников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов[10]. Стены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов.
Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598–522/521 до н.э.) Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала — Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этические решения, находясь между этими двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских канонических текстов.
Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.
Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры — ислама, разрушавшими цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы. Следы сасанидского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до Атлантики.
Основные термины и понятия
глиняные таблички
Двуречье
зиккурат
зороастризм
идеографическое письмо
ислам
клинопись
культ воды
культ неба и небесных светил
Вавилонская башня
висячие сады Семирамиды
Вопросы для повторения
1. Какие государства существовали на территории Двуречья?
2. Как вы можете объяснить сочетание веры в богов, похожих на людей, и жестокость нравов, характерную для ассирийского общества?
3. Назовите важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья.
4. Какие из семи чудес света находились на территории государств Двуречья?
[1] Любимов Л. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1971. С. 54–55.
[2] В представлении античного общества семь чудес света — это наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие (террасные) сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии.
[3] По представлениям египтян, скульптурные портреты (портретные статуи) играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.
[4] Сыну Эхнатона Тутанхамону, умершему в 20-летнем возрасте, досталась посмертная слава, связанная с сенсационным открытием в 1922 г. его гробницы Г. Картером при археологических раскопках Долины царей в окрестностях Фив. Это погребение сохранилось нетронутым и стало первым свидетельством того, что в загробный мир фараон отправлялся с несметными сокровищами.
[5] Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила.
[6] Эллинистическая культура — это культура Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, некоторых районов Центральной и Средней Азии IV — I вв. до н. э. Это время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях.
[7] Всемирная история. Т. 1 С. 220–224.
[8] Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы — письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий слову. Например, глаз — «видеть».
[9] Вавилон — шумер. — Кадингирра, аккад. — Бабилу, букв, врата Бога.
[10] Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960. С. 9.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 269.