Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами — рисуночным символическим письмом, ставшим важнейшей частью культуры Древнего Египта. В дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (но этого не произошло с китайской иероглифической письменностью).
Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменные изображения существ с телом льва и головой человека — фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс, выполненный в первой половине III тыс. до н.э., до сих пор охраняет подступ к пирамиде Хефрена в Гизе. Сфинкс высечен из природного камня. Размер скульптуры — 56,4 м в длину и 19,2 м в высоту.
Другие замечательные и всемирно известные памятники древнеегипетского искусства — скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, скульптуры головы фараона Сенусерта III[3], обретающие черты реализма и стремящиеся глубже постичь натуру. Типичны скульптурные изображения фигур, закутанных в мантии, оставляющие свободными только голову, руки и ступни ног.
Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду[4]. Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.
В Древнем Египте были выработаны такие классические архитектурные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись.
Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Скульптура и живопись значительно стилизованы, отражают религиозную символику, идеализируют загробную жизнь, обожествляя умерших. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны — голова и ноги повернуты в профиль, а глаза и плечи изображены в анфас. Условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.
Такая же условность и постоянство характерны для других пластических видов искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик — раскраска и положение определялись жесткими нормами, обязательными для ваятеля.
Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.
v Писатель Иван Бунин, много путешествовавший, влюбленный в седую гозную старину Востока, оставил путевые записки, не уступающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса:
Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света... я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы той жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю «Страны Солнца», страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.