В IV–III тыс. до н.э. на территории современного Ирака — в долине рек Тигр и Евфрат (Двуречье) — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Персия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.
Шумеры — первые в мире...
Древнейшая культура Двуречья — шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы — о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная географическая карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты — лира и арфа — появились также у шумеров.
Шумерская письменность и литература
Древнейшая на Земле письменность принадлежит этому же народу — это шумерская клинопись[7]. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей — завязывание узелков на веревке. Со временем рисуночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическому изображению. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо[8], впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних египтян, относился к семитской языковой семье.
v Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н.э., несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом и царем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. 1400–600 гг. до н.э. — период наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумеро-акккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты переписываются и переводятся на другие языки во всем ареале клинописи.
Сохранилось много памятников шумерской литературы — они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.
На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800 г. до н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы — Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.
Важнейший памятник шумерской литературы — цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун, который хотел найти и подарить людям рецепт бессмертия. Предания о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни.
Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели — благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.
Шумеры строили храмы на верхушках огромных зиккуратов (ступенчатых башен) и такие же внушительных размеров дворцы. Скульптура представляла собой прямые стилизованные фигуры, высеченные из мрамора, со сложенными руками и огромными глазами.
Аккадцы, наследники шумеров
Аккадцы, семитский народ, воспринял и усвоил религию и культуры шумеров. Именно аккадцы определяли военное, политическое, экономическое и культурное развитие Месопотамии с середины III тыс. до н.э. Расцвета Аккад достиг в XXIV в. до н.э., когда во главе государства стоял Саргон, а также в XXIII в. до н.э. при внуке Саргона Нарам-Сине. Стела «Победа Нарам-Сина» (Лувр, Париж) изображает сцены нашествия воинственных аккадцев. Высоким был технический и художественный уровень бронзовой скульптуры аккадцев (изображение головы царя Аккада).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 265.