Формирование первых цивилизаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 2.

Культура Древнего Востока.

Формирование первых цивилизаций

Господство египетских богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было. Они почти никогда не вмешивались в

людские споры (в отличие от олимпийских богов)

 

 

Зиккурат — культовое сооружение в древнем Междуречье. Представлял собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета (черный, красный, белый), со­единялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами

 

Культура Древнего Египта — стремление к бессмертию

Древний Египет — один из очагов цивилизации на Земле, великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство, расположенная в нижнем течении реки Нил. Это было сильное го­сударство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость, непостижимость и божест­венное происхождение. В своем развитии культура Древнего Египта прошла три периода — Древнее, Среднее и Новое царства, охваты­вающие время с III тыс. по I тыс. до н.э. В течение этого периода, несмотря на некоторое развитие стилей, наблюдается удивительное постоянство, свидетельствующее о глубоко религиозном и привер­женном традициям обществе.

Протест против смерти

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне счи­тали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Египтологи считают, что ни в одной другой мировой циви­лизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкрет­ного и законченного выражения, как в Египте[1].

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскре­шение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо по­заботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средст­вом для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению мумификации — искусству из­готовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усы­пальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взгля­дов усыпальнице — пирамиде.

Литература — различные жанры

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художествен­ной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, мно­жество сказок о чудесах и чародеях, повести.

Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнееги­петской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Че­ловек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерть. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладить­ся земным бытием.

Важнейшее произведение древнеегипетской литературы — «Книга мертвых». В ней содержались тексты, которые должны были помочь душе умершего человека адаптироваться в потустороннем мире.

Вопросы для повторения

 

1. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?

2. Охарактеризуйте наиболее важные виды архитектуры и изобра­зительного искусства Древнего Египта.

3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

Аккадцы, наследники шумеров

Аккадцы, семитский народ, воспринял и усвоил религию и культуры шумеров. Именно аккадцы определяли военное, политическое, экономиче­ское и культурное развитие Месопотамии с се­редины III тыс. до н.э. Расцвета Аккад достиг в XXIV в. до н.э., когда во главе государства стоял Саргон, а также в XXIII в. до н.э. при внуке Саргона Нарам-Сине. Стела «Победа Нарам-Сина» (Лувр, Париж) изображает сцены нашествия воинственных аккад­цев. Высоким был технический и художественный уровень бронзо­вой скульптуры аккадцев (изображение головы царя Аккада).

Вопросы для повторения

1. Какие государства существовали на территории Двуречья?

2. Как вы можете объяснить сочетание веры в богов, похожих на людей, и жестокость нравов, характерную для ассирийского общества?

3. Назовите важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья.

4. Какие из семи чудес света находились на территории госу­дарств Двуречья?


[1] Любимов Л. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1971. С. 54–55.

[2] В представлении античного общества семь чудес света — это наиболее про­славленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие (тер­расные) сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии.

[3] По представлениям египтян, скульптурные портреты (портретные статуи) иг­рали роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.

[4] Сыну Эхнатона Тутанхамону, умершему в 20-летнем возрасте, досталась по­смертная слава, связанная с сенсационным открытием в 1922 г. его гробницы Г. Картером при археологических раскопках Долины царей в окрестностях Фив. Это погребение сохранилось нетронутым и стало первым свидетельством того, что в загробный мир фараон отправлялся с несметными сокровищами.

[5] Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила.

[6] Эллинистическая культура — это культура Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, некоторых районов Центральной и Средней Азии IV — I вв. до н. э. Это время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях.

[7] Всемирная история. Т. 1 С. 220–224.

[8] Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы — письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий слову. Например, глаз — «видеть».

[9] Вавилон — шумер. — Кадингирра, аккад. — Бабилу, букв, врата Бога.

[10] Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960. С. 9.


Глава 2.

Культура Древнего Востока.

Формирование первых цивилизаций

Дата: 2019-12-10, просмотров: 258.