Глава 2.
Культура Древнего Востока.
Формирование первых цивилизаций
Господство египетских богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было. Они почти никогда не вмешивались в
людские споры (в отличие от олимпийских богов)
Зиккурат — культовое сооружение в древнем Междуречье. Представлял собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета (черный, красный, белый), соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами
Культура Древнего Египта — стремление к бессмертию
Древний Египет — один из очагов цивилизации на Земле, великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство, расположенная в нижнем течении реки Нил. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость, непостижимость и божественное происхождение. В своем развитии культура Древнего Египта прошла три периода — Древнее, Среднее и Новое царства, охватывающие время с III тыс. по I тыс. до н.э. В течение этого периода, несмотря на некоторое развитие стилей, наблюдается удивительное постоянство, свидетельствующее о глубоко религиозном и приверженном традициям обществе.
Протест против смерти
Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Египтологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте[1].
Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено — средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению мумификации — искусству изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.
Литература — различные жанры
Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились. Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести.
Одно из самых отвлеченных абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерть. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.
Важнейшее произведение древнеегипетской литературы — «Книга мертвых». В ней содержались тексты, которые должны были помочь душе умершего человека адаптироваться в потустороннем мире.
Вопросы для повторения
1. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?
2. Охарактеризуйте наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта.
3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?
Аккадцы, наследники шумеров
Аккадцы, семитский народ, воспринял и усвоил религию и культуры шумеров. Именно аккадцы определяли военное, политическое, экономическое и культурное развитие Месопотамии с середины III тыс. до н.э. Расцвета Аккад достиг в XXIV в. до н.э., когда во главе государства стоял Саргон, а также в XXIII в. до н.э. при внуке Саргона Нарам-Сине. Стела «Победа Нарам-Сина» (Лувр, Париж) изображает сцены нашествия воинственных аккадцев. Высоким был технический и художественный уровень бронзовой скульптуры аккадцев (изображение головы царя Аккада).
Вопросы для повторения
1. Какие государства существовали на территории Двуречья?
2. Как вы можете объяснить сочетание веры в богов, похожих на людей, и жестокость нравов, характерную для ассирийского общества?
3. Назовите важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья.
4. Какие из семи чудес света находились на территории государств Двуречья?
[1] Любимов Л. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1971. С. 54–55.
[2] В представлении античного общества семь чудес света — это наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие (террасные) сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии.
[3] По представлениям египтян, скульптурные портреты (портретные статуи) играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.
[4] Сыну Эхнатона Тутанхамону, умершему в 20-летнем возрасте, досталась посмертная слава, связанная с сенсационным открытием в 1922 г. его гробницы Г. Картером при археологических раскопках Долины царей в окрестностях Фив. Это погребение сохранилось нетронутым и стало первым свидетельством того, что в загробный мир фараон отправлялся с несметными сокровищами.
[5] Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила.
[6] Эллинистическая культура — это культура Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, некоторых районов Центральной и Средней Азии IV — I вв. до н. э. Это время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях.
[7] Всемирная история. Т. 1 С. 220–224.
[8] Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы — письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий слову. Например, глаз — «видеть».
[9] Вавилон — шумер. — Кадингирра, аккад. — Бабилу, букв, врата Бога.
[10] Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960. С. 9.
Глава 2.
Культура Древнего Востока.
Формирование первых цивилизаций
Дата: 2019-12-10, просмотров: 297.