Тема 4: Философия средних веков и Возрождения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Философия средневековья.

2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

 

1) Средневековая философия появляется в 5 веке и продолжается до 15 века. Так как средневековая философия – это христианская философия, а христианство начинается с 1 века, то средневековье продолжается с 1 по 15 века. Этапы средневековой философии:

· Этап апологетики – защита христианского учения.

· Патристика – учение отцов церкви.

· Этап схоластики (начинается с 10-11 веков) – соединение теологического догматизма с рационалистической методикой.

Для всей средневековой философии характерно утверждение акта Божественного творения – креоционизм – это учение о сотворении Богом мира из ничего. Провиденциализм – это понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Эсхатологизм – это учение о конечных судьбах мира и человека. В период патристики наиболее значимое учение – это учение Августина Аврелия (354-430 годы). Он был епископом города Гиппон в Северной Африке. Философия Августина Аврелия соединяет христианство и древние доктрины. Он считал, что истинная философия и истинная религия одно и то же. Опирался на Платона. Он говорил, что идеи Платона – это мысли Творца перед актом творения. Бог создал мир из ничего, спасение человека в принадлежности к христианской церкви, которая есть представитель Града Божьего на Земле. Два вида человеческой деятельности: Град Земной – государственность, основанная на любви к себе; Град Божий – духовная общность основанная на любви к Богу. Основное произведение Августина Аврелия «Исповедь» -проблемы развития личности, общечеловеческой истории. Он рассматривает самосознание личности, ее психические состояния и рассматривает как с младенческих лет шло развитие и до утверждения христианина. Он выступил против всякого насилия: от насилия над ребенком в школе до государственного насилия. Проблема свободы личности: субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. Бытие Бога можно вывести из самосознания человека.

Этап схоластики – буквально школьная философия. Для этого этапа наиболее значительный философ Фома Аквинский выступил как систематизатор и завершитель католической теологии. Его произведения: «Сумма теология», «Сумма против язычников», «Сумма философии». Опирался на труды Аристотеля. Онтология: бытие как возможное так и действительное, это существование единичных вещей.. Как Аристотель он выделяет материю (возможность) и форму (действительность). Форма зависит от высшей формы, т.е. форма всех форм – Бог – высшее духовное существо. В телесном мире соединяются материи и формы. Материя пассивна, активность ей придает форма. Он дает доказательство существования Бога, обращается к личности, она имеет интеллект, чувства и волю. Интеллект превосходит волю, но чувство превосходит разум, если относится к Богу. Любовь к Богу выше, чем его познание. Человек – это социальное существо, государство должно заботиться о благе народа. Сущность власти связывает с нравственностью. Фома Аквинский утверждал, что существуют два закона: естественный – Бог вложил в умы и сердца людей; Божественный закон, определяющий превосходство церкви над государством. Земная жизнь – это приготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна быть подчинена Богу. Предпочтение он отдавал монархии. Учение Фомы Аквинского было взято в качестве официальной идеологии католической церкви.

В средневековье стояла проблема номинализма и реализма. Номинализм – в действительности существует лишь единичное, т.е. реальность – это единичные вещи. Реалисты утверждали, что в действительности существует лишь общее. Что выше разум, вера, наука, философия или религия. Выше всего ставились вера и религия. Теория двойственной истины, признание науки и прочего, но признавалось верховенство веры.

Было в средневековье и свободомыслие – это была попытка отделить некоторые сферы жизни от религии (Троэций, Воленций, Пьер Обеля).

2) Философия эпохи возрождения. С 15 века начинается новый этап – это эпоха Возрождения. Начинается распад феодальных отношений и зарождение капиталистического способа воспроизводства. Ряд крупных открытий.

1. Отрицание книжной мудрости и схоластических словопрений (оторванных от жизни).

2. Используются материалистические произведения античности.

3. Тесная связь с естествознанием.

4. Исследование проблем человека, превращение философии в антропоцентричную по своей направленности.

Различают два этапа в Возрождении: реставрация и приспособление античной философии к новым требованиям; возникновение собственной своеобразной философии. Основное течение – натурфилософия 16 века. Отличительные черты эпохи – это антропоцентризм и гуманизм. Прежде всего развивается искусство.

Петрарка – писатель, поэт; Эразм Роттердамский – гуманист, филолог, «Похвала глупости»; Леонардо да Винчи «Джаконда», «Тайная вечеря»; Микеланджело Буонарроти «Статуя Давида». Крупные философы этого времени: Никколо Макиавелли отверг теорию теократического государства, обосновал необходимость светского государства в основе деятельности лежит эгоизм. Государство – это особая сила для обуздания человеческих инстинктов. Церковь расшатала устои государственной власти. В произведении «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства, когда у народа не развиты гражданские благодетели. Его утверждение: цель оправдывает средства. Мишель де Монтень – книга «Опыты» отмечена вольнодумством и скептическим гуманизмом. Он говорит об ученом незнании, о том, что должен быть скепсис, и надо сомневаться в том, что открыто. Рассматривал проблему личности.

Натурфилософия в эпоху Возрождения – наиболее развитая форма. Николай Кузанский (кардинал) – первый представитель пантеистической философии (пан – все, теос – бог). То есть Бог везде и во всем. Это была своеобразная попытка противостоять Папе. В то же время он считал, что Земля не стоит в центре мира. Джордано Бруно – гелиоцентрическая система мира. Отбросил догматы о сотворении мира, о начале мира, о его конце, утверждал, что существует бесконечное множество миров. В этот период появляется деизм (лат. деус - бог) – Бог сотворил мир а потом устранился. Как гелиоцентристы выступили Галилей, Коперник.

Северное Возрождение имеет своеобразие. Здесь рассматривается как сфера активности личности, не светское свободомыслие, а религиозная вера. Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу церковной реформы. Основное произведение – «Похвала глупости». Он не порывал с католичеством и в то же время его критиковал. Мартин Лютер – теолог, основатель немецкого протестантизма. Он выдвинул тезис об оправдании веры. Его учение легло в основу протестантизма и направлено против католической доктрины добрых дел. Он выступал за то ,чтобы возложить всю полноту ответственности на самого человека. Человек должен заботиться о сохранении веры и ее укреплении. У Жана Кальвина французского теолога – доктрина об избранности к спасению. Каждому воздастся по силе веры. Сила решимости следовать заповедям веры свидетельствует об избранности. Ослабление – о неизбежности. Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» считал, что протестантизм в значительной степени способствовал становлению капитализма. Именно аскетизм, установка на достижение высот в избранном деле и т.д.

Была еще мусульманская философия. Представители Ибн Рошд (латинизир. Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Альвар Арабский. Рассматривали природу, человека, были мыслителями, врачами.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 284.