1. Философия древней Индии.
2. Философия древнего Китая.
Философский плюрализм (множество). Одни и те же проблемы рассматриваются разными философами по-своему. Это зависит от социальных условий и от интересов философов. Каждый философ строит свою систему, каждая философская система имеет право на существование (если не направлена на уничтожение человека, человечества).
1) Для всей восточной философии характерно обращение проблемы к человеку – это тесное взаимодействие с религией. Существует свой специфический понятийный аппарат. Ставятся проблемы вселенского человека. Древнеиндийское общество было разделено на касты: брахманы (умственный труд), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники), шудры (низменный труд).
Индуизм. В древней Индии были распространены веды (священные тексты): Ригведа (гимны), Самаведа (песни), Яджурведа (жертвоприношения), Ахтарваведа (заклинания и заговоры). Веды обрастают брахманами (описания ритуалов), ораньяки – лесные книги для отшельников, упанишады (сидеть у ног учителя, слушая наставления) – собственно философский текст. Также выделяют в Индии эпическое произведение Бхагавадгита – это часть шестой книги 18-ти книжной Махабхараты. Возничий (Кришна) боевой колесницы полководца Арджун дает наставления как надо биться. Кришна: «Нужно выполнять карму своей варны». В древней Индии было несколько слоев мифологии, соответственно им выделяли богов: сначала более 3000 богов, затем стали выделять главных. Появляется такое представление, что все люди и предметы имеют душу, тело смертно, а душа бессмертна, а после смерти душа переселяется в другое тело. Если выполняется правило Кришны и были жертвоприношения богам, то переселение происходит в более высокую варну. Душа брахмана может приобрести мокшу (освобождение от нового вселения). Все это представляет вечный круг сансары. Карма – это закон воздаяния. Далее появляются ряд мифологических построений, основные боги: Брахма, Вишну, Шива (созидатель, охранитель, разрушитель) – это одно лицо, но разные воплощения.
Собственно философские учения – их шесть: Санкхья, Йога, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Веданта. Это системы, которые опираются на авторитет вед и Бхагавадгиты. Это система индуизма. Также были системы, которые отрицали авторитет вед и Бхагавадгиты, были формой антибрахманистского движения кшатрий: буддизм, джайнизм.
Буддизм. Сиддхартха Гаутама (583-400) сын правителя из рода Кшатрии. В детстве ему было предсказано, что когда он увидит страдания, то он изменит образ жизни. После он уходит из дворца и начинает поиск истины. Его осенило, он пробудился и стал просветленным. Он создал учение «о четырех благородных истинах»: жизнь есть страдание; источник страдания жажда жизни; чтобы избавиться от страдания надо побороть жажду жизни; путь избавления от страдания восьмеричен: созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение. Отвергается жизнь посвященная чувствам, удовольствиям, отрицается полный аскетизм. Пять заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не употреблять опьяняющие напитки. При выполнении восьмеричного пути и пяти заповедей можно достичь нирваны – символ угасающей свечи – при жизни. Буддизм получил распространение – Хинаяна (малая повозка) – для монахов; Махаяна – для всех. Культ ботхисатвы – это те, кто достиг нирваны, но не переходят в нее, помогая другим. Буддизм получил большое распространение в мире.
Джайнизм. У истоков – 24 праведника, но реально известны лишь двое: Махавира, Прайшва. Махавира (Джина, Вардхамана) – великий герой. Выделяются три драгоценности или три жемчужины: правильное поведение (соблюдение обетов), познание – теория познания Джайнизма, вера – вера в авторитет праведников. Обеты запрещали убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние, владение собственностью. Принцип ахимсы – непричинения вреда живым существам.
2) Китай. Основные философские учения появляются в эпоху Джанья. В древнем Китае известны культурно-исторические памятники: книга песен, книга истории, книга перемен, книга обрядов и летопись. Все это составляет древнекитайское пятикнижие У-Дзин. В древнем Китае можно выделить следующие школы: конфуцианство, даосизм, школа Инь-Ян (натуралистическая философская школа), школа Имен Минцзя.
В большинстве школ развивается практическая философия, связанная с нравственностью, управлением. Учение этих школ малосистематизировано, кроме того наблюдаются слабая рационализированость. Большинство учений в древнем Китае служило цели поддержания государства и выработке соответствующего поведения у человека, исходили из того, что надо изменять себя, а не мир. В Китае признавалось, что существуют небо и земля, а также человек и пять элементов: земля, вода, огонь, дерево, металл. Есть мифология, считается что древний человек Паньго ударил топором и появились небо и земля. Также развивалось нумерологическое направление.
Конфуцианство. Конфуцианство – это учение, связанное с именем Конфуция (древнекитайский философ, иначе Кун-цзы). Основное произведение «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Внимание на воспитании человека в духе почтительности к окружающим, обществу. В его социальной этике личность – это личность не для себя, но для общества. Конфуций понимал человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению его социальной функции. Индивид в Китае – винтик в социальном построении общества. Конфуций выделяет порядок ли – это норма конкретных отношений, действий, прав и обязанностей. Этическая категория – это тоже порядок, включает правила внешнего поведения – этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. Порядок наполняется добродетелью. Исполнение функций на основе порядка приводит к появлению человечности. Человеческое поведение регулируется: помогай другому достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; чего не желаешь себе, того не делай другим. Конфуций выделял принцип сыновней и братской добродетели. Отношение подданных и правителя должно строиться также, как отношения сына к отцу, младшего брата к старшему и тому подобное. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выдвигает принцип справедливости: человек должен поступать так, как велит порядок и его положение.
Мойизм. Идея всеобщей любви, взаимной пользы и преуспевания. Проблемы социальной этики: посредством строгой организации она связывается с деспотизмом главы государства. Взаимочеловечность.
Школа имен. Исследовались отношения вещей и само выражение этих отношений, а затем соответствие суждений и наименований. Это попытка языкового выражения действительности. Логические разработки соотношений между именем, понятием и реальностью.
Легизм. Внимание уделялось вопросам социально-политических изменений в эпоху воюющих государств. Разрабатывались проблемы поддержания порядка в деспотическом государстве.
Инь и Ян. Мужское и женское – это любые противоположности (+ и –, верх и низ и т.д.).
Даосизм. Основатель Лао-цзы – современник Конфуция. Это 4-3 века до н.э. Основное произведение «Дао дэ цзин». Книга о Дао и Дэ. «Дао дэ цзин» состоит из 5 тысяч слов. Это учение об известном ходе вещей, в том числе и человека. Дэ – это проявление. Жизнью человека управляет закон Дао. Даосисты – сторонники мира, они считают, что надо возвратиться к патриархальным временам, т.е. уничтожить все достижения прогресса. Государства должны быть маленькими, но надо общаться с другими. Народу надо давать мало знаний, тогда легче управлять. Изменять ничего не надо, т.к. все даст Дао, он отнимет у богатых и отдаст бедным.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 282.