Тема 3: Философия античного мира.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Общая характеристика философии античного мира.

2. Философия Платона и Аристотеля.

3. Эллинистическо-римская философия.

 

1) Античная философия включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию, охватывает период с 7 века до н.э. по 5 век н.э. Можно выделить этапы в развитии античной философии:

· Период зарождения и становления древнегреческой философии (конец 7 века – первая половина 5 века до н.э.).

· Философия классического периода (конец 5 – 4 века до н.э.).

· Философия эллинистического периода (3 век до н.э.).

· Римская философия (1 век до н.э. – 1 век н.э.).

· Философские учения поздней античности (3-5 века н.э.).

Античная философия, единый тип философского восприятия. Особенности: включение духовных ценностей древнего Востока; античная философия развивается на внекультовой основе в отличие от восточной; античная философия развивается в условиях рабовладельческой демократии. Античная философия содержала в себе зачатки научного знания, общефилософские убеждения, мифологические элементы.

Период I: Древнегреческая философия зарождалась как философия природы, т.е. натурфилософия. Пытались осмыслить что есть природа и как она устроена. Сюда можно отнести Милетскую школу, пифагорейство и т.д. Постепенно приходят к пониманию бытия как умопостигаемого единства. Туда же относится Элейская школа, а также атомистика (Демокрит). К концу 5 века до н.в. натурфилософия завершила свое развитие.

Период II: Классический период. Осуществляется переход от исследования природных, космических факторов бытия к исследованию социального бытия философии. Софийская школа (Протагор, Горгий), Афинская школа (Сократ, Платон, Аристотель). У Сократа и Платона в центре учения человек в его отношении к обществу, государству, законам, тесная связь между знанием и нравственностью, этический характер философского идеализма. Аристотель первый придал философии статус общенаучного знания и его система была последним учением наполненным познавательным и жизненным оптимизмом.

Период III: Философия эллинистического периода. Кризис древнегреческого классического полиса. Произошло изменение в понимании задач самой философии, т.е. если раньше к человеку относились как к гражданину, то теперь внимание переключилось на субъективную сторону жизни человека, т.е. переходят к личной жизни, проповедуют уход от жизни. Появляются также умонастроения, такие как эпикуреизм – учение о способах привести человека к ясному состоянию духа (Эпикур); стоицизм – учение о мужественном приятии ударов судьбы (Зенон из Китиона). Появляется скептицизм (Пиррон) когда сомнения возводятся в ранг философствования.

Период VI: Римская философия носила подражательный характер, развивала идеи стоицизма (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизма (Лукреций Кар), скептицизма (Секст Эмпирик).

Период V: Философия поздней античности – период катастрофы античного мира. Сосуществование двух типов культуры: языческой (идеал эллинской мудрости) и христианская (идеал божественного откровения). Развивается неоплатонизм (Плотин). В эпоху античности были поставлены проблемы, которые будут разрабатываться впоследствии: бытия, движения, познания, субстанций, мира, человека. В 529 году была закрыта последняя школа античности императором Юстинианом.

2) Философия Платона и Аристотеля. Сократ родился в 469 и умер в 399 году. Сократ презирал деньги, за что был бит. Сократ был образцом моральной и гражданской ответственности. Хорошо известно его мужество, он выступил в защиту стратегов в совете пятисот. Сократ говорил, что необходимо чтобы должности занимали не по происхождению, а люди, способные поступать в соответствии с общественным благом. Для уяснения сути дела необходимо время, которое есть у аристократии. Он выступил идеологом аристократии. Сократ развил знаменитый метод, когда в спорах рождается истина. Он применял свою иронию, развивал диалектику как искусство ведения спора (майевтика). У Сократа истина рождается в диалоге, он говорил, что человек поступает дурно потому что не знает что есть добро, а что есть зло – ему надо дать знание и тогда он будет поступать лучше. Задача философии разобраться в смысле и целях собственного поведения. В 399 году Сократ был привлечен к суду, его обвинили вне признания богов, в разврате молодежи.

Платон (427-437 года до н.э.) – это псевдоним (Аристокл). Он происходит из афинской аристократии. Платон основал собственную философскую школу (академию). Основные произведения: «Апология Сократа», «Законы» и 34 работы в форме диалога. Можно выделить три этапа в творчестве Платона: 1 этап – смерть Сократа; 2 этап – путешествие в Южную Италию, отказ от сократовского эпического идеализма, основывает объективный идеализм; 3 этап – объединяет теорию идей с пифагорейским учением о числах. В учении Платона можно выделить онтологию, космологию, гносеологию, этику. Онтология – бытие Платон понимает как вечное, неизменное, вездесущее, себе тождественное, неделимое, не доступное чувствам, восприятию, постигается только разумом. Бытие у него множественно. Это идеи – эйдосы или сущности. Действительность разделяется на два мира: мир чувственный и мир идей. Первичен мир идей, вторично все многообразие чувственного мира. Он говорил, что вещи существуют потому что есть идея причины вещей. Идеи – это образцы. Материя – это первичный материал, то из чего делают все чувственно существующие вещи. Материя бесформенна, неопределенна, может принимать любую форму, она возможность, а не действительность. Он вводит единое, которое не есть бытие, оно выше его и всякого существования. Это единое – высшее благо к которому все стремится. Разуму недоступно. Космология – происходит творение божеством космоса из первобытного Хаоса. Творец – устроитель мира, он был добр, хотел все сделать хорошо из беспорядка, все привел в порядок, вселил ум в душу Космоса, а душу – в тело. Космос получил бытие одушевленное. Существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений, небесные тела –это видимые боги, имеющие тело и душу. Гносеология – теория познания – человек телесное существо: душа бессмертна, тело смертно, после смерти его душа путешествует в поднебесной сфере и видит, содержит идею, процесс познания – это процесс воспоминания того, что видела душа в поднебесье. Истинное знание – это есть воспоминание, оно дает мышление. Чувственное восприятие дает лишь мнение о вещах. Познание – это диалектика, т.е. искусство вести устную речь, ставить вопросы и отвечать на них, вызывая воспоминание. Этика – по сути онтология, космология, гносеология – это всего лишь методология и база для нравственности. Условия нравственных поступков – истинное знание, которым обладает душа. Душа имеет три части: разумная, пылкая или волевая, вожделеющая или чувственная. Сочетание этих трех частей души под руководством разума даст начало добродетели справедливости. Этика направлена на самосовершенствование жизни, на создание совершенного общества, Платон ставит общественное над личным. В соответствии с тремя частями души, люди делятся на три типа: философы – добродетель мудрости, они должны стоять во главе государства; стражи – мужество; благоразумие – для третьего сословия. Справедливость – это общегосударственное. Платон строит теорию идеального государства, образование и воспитание служат укреплению государства, для каждой категории людей свой набор наук, если изучат чего-то больше, то могут перейти в другое сословие. Воспитание благочестия – искусство.

Аристотель (384-322 годы до н.э.) – Родился в городе Стагире (Македония), имеет более 150 научных трудов, в молодости учился у Платона. После смерти Платона поступает на службу воспитателем Александра Македонского. Основал после смерти македонского Ликей или Перипатетическую школу. Перипатетики обучаются в прогулках. Аристотель считается философом-энциклопедистом. Он провел разграничение наук, провел различия между теоретическими, практическими, творческими науками. Теоретические – это метафизика – изучала первопричины вещей, физика – состояние тел, математика – абстрактные свойства реальных вещей; практические – наука о нормах поведения, экономика, политика; творчество – поэтика, риторика. Аристотель выделяет первую и вторую философию. Вторая философия – это физика, а первая – это учение об умопостигаемом, то что назвали метафизикой. Сам термин метафизика был введен Андроником Родосским он так назвал сочинение Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. По сути метафизика – это наука о том, что находится за пределами видимой природы.

Онтология – учение о бытие – Аристотель критикует Платона за его идеи, бытие понимается как устойчивое, неизменное, неподвижное. Аристотель говорит о сущности, которая есть единичная, обладающая самостоятельностью бытия. Сущности бывают низшими, состоящими из материи и формы. Материя – это первичный материал, это потенция вещей, актуальное состояние; форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. Сущности высшие – это чистые формы, наивысшая сущность – это чистая, лишенная материи форма, перводвигатель которой служит источником движения и энергии. Классификация причин бытия: материальные (кирпичи), формальные (форма дома), действующие (действия строителя), целевые (назначение дома). Движение Аристотель связывал с энергией, завершение движения – это энтелехия (конечный результат, цель движения). Движение вечно.

Общество. Выделяют добродетели: мудрости, рассудительности, щедрости, великодушие и т.д. Гармоничное сочетание этого всего есть справедливость. Этическое – это середина между абсолютным добром и злом. Этикет у Аристотеля можно назвать практической философией. Формы государства по Аристотелю правильные – то есть с помощью которых достигается общая польза; неправильные – пользы для некоторых. Аристотель выступал за монархию. Определенные государства он связывает с определенными принципами. Принцип аристократии – добродетель, олигархии – богатство, демократии – свобода и нищета, в том числе и духовная.

Душа есть у всех организмов. Растительная душа – рост, размножение; животная душа – чувства; человеческая – разумная душа. Важное свойство души бестелесность. Душа – энтелехия тела. Реопсиход – реинкарнация по Аристотелю. Аристотель стоит у истоков формальной логики.

3) Эллинизм –это сосредоточение на жизни отдельного человека. Эпикур был атомистом, но в отличие от Демокрита он наделял атомы «свободой воли» – это самопроизвольное отклонение, человек должен быть свободен, если он не таков от общества, то должен обрести свободу внутреннюю (страх, страдания). Освободить людей от страхов можно путем борьбы с предрассудками и невежеством. Он говорил: «Смерти не надо бояться, когда я есть смерти нет, когда меня нет – смерти нет». В римской философии можно выделить стоицизм. Учение о плоти.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 290.