РЕФЕРАТ
Отчет: 69 страниц, 1 рисунок, 2 таблицы.
Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП), КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАНЯТОСТИ (ОНЗП).
Данная работа посвящена проблемам оценки состояния российской рабочей силы с точки зрения ее конкурентоспособности и адекватности современному уровню развития в условиях перехода к инновационной экономике.
Объект исследования – система статистической отчетности о состоянии рабочей силы и развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, а также современные теории, связанные с определением роли человеческого капитала в формировании конкурентоспособной, эффективной экономики.
Цель работы – анализ уровня конкурентоспособности рабочей силы в условиях инновационной экономики и подготовка рекомендаций по повышению качества рабочей силы и его оценки.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировано понятие и особенности инновационной экономики;
- подготовлен обзор концепций, сферы реализации, направления исследования человеческого потенциала, человеческий капитал, социальный капитал;
- дана оценка современного состояния системы показателей качества рабочей силы в России;
- дана оценка соответствия качества российской рабочей силы требованиям инновационной экономики.
Полученные научные результаты: разработаны Предложения по оценке качества рабочей силы и направления его развития
В Предложениях в частности отмечается:
Первое. Проведенное исследование и представленные рекомендации свидетельствуют о том, что сложившаяся на сегодняшний день система статистической отчетности в большей мере ориентирована на отслеживание количественных и структурных характеристик, чем на показатели качества рабочей силы, которые в условиях перехода к инновационной экономике приобретают решающее значение.
Для оценки качественные характеристики рабочей силы и влияния на процесс повышения ее конкурентоспособности необходимо проведение специальных мониторинговых обследований.
Блоками мониторинга определены.
1. Демографические характеристики.
Помимо половозрастной структуры и семейного положения, улавливаемых ОНПЗ, необходимо отразить показатели состояния здоровья работающего населения, в том числе наличие хронических и профессиональных заболеваний у различных категорий работников.
2. Мониторинг удовлетворенности и мотиваций.
Качество рабочей силы в условиях инновационной экономики во многом определяется социально-психологическими характеристиками работников, структурой их ценностных ориентаций и внутренних мотивов трудовой деятельности. Пионерным исследованием такого рода стал проект «Человек и его работа», осуществленный еще в советские времена группой ленинградских социологов под руководством В. Ядова. Независимые исследования в этом направлении продолжаются и сегодня. Они должны получить государственную поддержку и быть встроены в единую структуру мониторинга качества рабочей силы.
3. Мониторинг качества профессионального образования и его соответствия потребностям рынка труда.
Это касается, во-первых, практики и возможностей переподготовки и повышения квалификации работающего населения. Сегодня данные о периодичности повышения квалификации, организации этого процесса в различных отраслях и секторах экономики и для различных категорий работников доступны только из независимых обследований. Во-вторых, необходима оценка качества высшего профессионального образования. Россия участвует в системе международного тестирования школьников (PISA), но не участвует в аналогичной системе тестирования студентов вузов. Между тем многочисленные косвенные свидетельства говорят о резком снижении качества не только массового школьного, но и послешкольного образования на протяжении периода реформ.
Второе. В условиях открытого общества и конкурентных экономических отношений в мире рост благосостояния населения прямо зависит от конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке, поэтому предполагается, что государство и бизнес — союзники в поиске устойчивых конкурентных стратегий, но ответственность между ними распределена. Предприятия конкурируют на внешнем и внутреннем рынках. Правительство не ограничивает конкуренцию, но должно быть готово активно поддерживать конкурентоспособные отрасли и обеспечивать основы для здоровой конкуренции. Каждый дееспособный гражданин сам ответственен за рост своего благосостояния.
Третье. Особая сфера ответственности государства в новой экономике создать благоприятную среду для решения стоящих перед экономикой и обществом задач, обеспечить взаимодействие с частным сектором, компаниями и гражданами, обеспечив гармонизацию этих отношений.
Практическая значимость работы. Проведенный анализ свидетельствует о том, что современный уровень развития экономики и общества диктуют необходимость совместных усилий государства, общества и бизнеса, направленных на создание благоприятных условий человеческого развития, повышения качества национальной рабочей силы и возможностей ее эффективной реализации. Только такая политика способна обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, независимость государства и рост благосостояния его граждан.
Предложенные рекомендации и материалы могут быть использованы органами исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях для повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на социальную политику и экономическое развитие, включая меры по повышению качества рабочей силы и увеличению человеческого капитала.
_________________
Шифр «1.1.8»
Договор № 027 от 31.01.07
Ответственный исполнитель: д.э.н. Л.Н. Красавина
Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП,
к.э.н. Е.И. Иванова
ОТЧЕТ
О НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.