Перспективы развития акционерной формы собственности в Республике Казахстан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мировой практикой доказано, что эффективное корпоративное управление является основополагающим условием увеличения акционерной стоимости компании, снижает вероятность возникновения корпоративных конфликтов, увеличивает привлекательность компании для инвесторов, а также позитивно влияет на имидж компании.

Развитая система корпоративного управления необходима не только частным субъектам, она способствует росту экономики страны в целом, играет ключевую роль в развитии фондового рынка страны, и при выходе казахстанских компаний на международные рынки капитала.

В общем понимании, корпоративное управление – это способ урегулирования отношений между акционерами компании, ее советом директоров и исполнительным органом.

Целью корпоративного управления является обеспечение эффективной деятельности компании, увеличение стоимости ее акционерного капитала, обеспечение защиты прав и интересов акционеров и инвесторов.

Рассматривая вопрос внедрения корпоративного управления в казахстанских компаниях необходимо учитывать, что становление и развитие такой системы менеджмента носит долгосрочный характер. Помимо ответственности и информированности субъектов корпоративного управления, переход к внедрению описываемой практики подразумевает также трудоемкую работу по изменению законодательства и, что самое важное, менталитета участников рынка.

Законодательно предпосылки развития института корпоративного управления закреплены нормами законов «Об акционерных обществах» от 11 мая 2003 года и «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года, а также подзаконных нормативных правовых актах уполномоченного органа. Однако положений законодательства недостаточно для того, чтобы обеспечить надлежащее внедрение управленческих новаций в компаниях. Для этого компания сознательно должна встать на путь внедрения данной системы в своей деятельности. Первым, и самым важным шагом на этом пути, становится принятие Кодекса корпоративного управления, в соответствие с которым одновременно приводятся все внутренние процедуры. В настоящее время в стране принят базовый рекомендуемый Кодекс корпоративного управления. Данное мероприятие нашло законодательную поддержку при внесении в Закон «Об акционерных обществах» понятие кодекса корпоративного управления, а затем и при принятии Агентством финансового надзора Постановления, обязывающего компании, чьи ценные бумаги находятся в листинге Казахстанской Фондовой Биржи, утвердить собранием акционеров Кодекс корпоративного управления[1].

Тем не менее, все еще актуальным является закрепление на законодательном уровне основных институтов и положений системы корпоративного управления, принятых в мировой практике, а также исключение устаревших норм, препятствующих эффективному развитию данного института. При рассмотрении вопроса совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере корпоративного управления, необходимо основываться на базовых принципах управленческой эффективности, признанных в мировой практике:

- Защита прав и интересов акционеров;

- Ответственность органов управления компании;

- «Прозрачность» компании;

- Предупреждение и эффективное разрешение корпоративных конфликтов;

С этой целью, в настоящее время принято решение о внесении глобальных изменений в законодательство об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Данные изменения связаны с необходимостью создания легитимных мер по защите прав и интересов миноритарных инвесторов. Так, в Закон «Об акционерных обществах» были введены такие новаторские понятия как:

- Институт «публичной компании». В отношении данного института можно сделать вывод, что законодатель пытается реанимировать институт «народного общества», ранее существовавший в практике деятельности акционерных компаний. Однако, целями введения института «публичных компаний» является выделение из существующих акционерных обществ компаний, которые намерены быть публичными. Данные компании приняли решение размещать свои акции на международных рынках, стать привлекательными для широкого круга инвесторов, соответственно, для них необходимо более детально установить требования к корпоративному управлению, так как именно они будут являться показателями развития в стране зрелых корпораций. Такими требованиями законодатель установил наличие кодекса корпоративного управления, наличие корпоративного секретаря и т.д. В тоже время, данное положение снимет излишние требования в отношении корпоративного управления с большого числа акционерных обществ, которые не планируют быть публичными. Действительно, на сегодняшний день в стране зарегистрировано свыше двух тысяч акционерных обществ, но далеко не каждая открыто размещает свои акции. К тому же, для многих компаний данная форма собственности необходима лишь для осуществления деятельности в своей сфере.

- Институт «Корпоративного секретаря». Согласно международной практике публичных компаний в обществе рекомендуется назначать (избирать) специальное лицо, задачей которого будет обеспечение соблюдения органами и должностными лицами общества норм корпоративного управления. Корпоративный секретарь контролирует подготовку и проведение заседаний собрания акционеров и совета директоров общества, обеспечивает формирование материалов повестки дня и ведет контроль за обеспечением доступа к данным материалам. Корпоративный секретарь непосредственно подотчетен совету директоров компании.

Своевременным и важным рассмотрение законодателем вопроса об исключении из повестки дня собрания акционеров пунктов, содержащих слова «прочее», «иное». Ранее данный вопрос не был урегулирован и на практике большинство компаний в перечень вопросов повестки дня включало вопрос, именуемый такими общими понятиями. В данном случае возникала проблема, связанная с возможным нарушением прав акционеров, так как во многих случаях интересы акционеров на общих собраниях представляют поверенные, которые, в свою очередь, проинструктированы акционером на принятие решений по определенным, заранее известным акционерам вопросам. Кроме того, указание в повестке дня пункта «прочее», и тем более, принятие решения по не включенному в повестку дня вопросу, противоречило положениям законодательства, которые устанавливают довольно усложненную процедуру по внесению изменений в повестку дня (предварительное уведомление всех акционеров, либо внесение изменений путем голосования 95% голосов от общего количества голосующих акций общества, что является достаточно жестким требованием).

Новой также является норма, предоставляющая миноритарному акционеру право обратиться к регистратору общества в целях объединения с другими акционерами при принятии решений по вопросам, указанным в повестке дня. В настоящий момент полностью не понятно, каким образом будет разработан механизм реализации данного права, однако, идея заслуживает особого внимания.

В целях защиты прав акционеров законодатель включает в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос об обращениях и жалобах акционеров на действия общества и его должностных лиц, и итогах их рассмотрения. 

Указанные нововведения являются лишь небольшой частью изменений в законодательстве, призванных устранить несовершенство правовых норм, применение на практике которых оказалось неэффективным. При их разработке было учтено мнение субъектов рынка ценных бумаг (результат деятельности рабочей группы по корпоративному управлению, созданной при Ассоциации финансистов Казахстана), таким образом максимально были отражены существующие на практике проблемы.

Хотелось бы еще раз обратить внимание делового сообщества на то, что при создании компании, при разработке устава– основного документа компании и кодекса корпоративного управления – документа, регулирующего порядок реализации принципов взаимодействия между акционерами, советом директоров и менеджментом, необходимо ответственно и детально подойти к их содержанию. Устав компании, как и Кодекс корпоративного управления, в целях эффективной реализации корпоративного управления, должен максимально подробно содержать разграничение компетенций органов компании различного уровня, подробно устанавливать порядок проведения их заседаний и принятия ими решений. Разграничение ответственности между органами управления должно быть проведено таким образом, чтобы было обеспечено наилучшее соответствие возможностей каждого органа представленным перед ним задачам. Задачи по управлению текущей деятельностью компании должны быть возложены на профессиональных менеджеров. Задачи по осуществлению контроля должны быть возложены на надзорные органы, такие как общее собрание акционеров и совет директоров.

В связи с тем, что институт корпоративного управления является достаточно новым явлением в нашем пространстве, а также в целях достижения максимального соответствия его норм мировым правилам, к разработке Кодекса и совершенствованию норм Устава компания вправе привлечь профессионалов – консультантов, имеющих опыт по реализации проектов по внедрению корпоративного управления.



Заключение

 

Формирование и широкое распространение акционерного капитала является одним из основных принципов, на котором базируется проведение рыночных реформ. Акционирование занимает важное место в образовании нормальных условий функционирования предприятий, является удобной формой для проведения их приватизации.

В данной курсовой работе собраны и изложены основные данные, которые позволяют понять, что такое акционерное общество, его происхождение, как оно функционирует. Дается характеристика корпоративным формам собственности и рассматриваются ее достоинства и недостатки.

Анализ исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. На данном этапе развития экономики и предпринимательской деятельности в Республике Казахстан  акционерная собственность является наиболее приемлемой для граждан Республике Казахстан  , так как можно сказать, что она наиболее безопасна в отношении потери денежных средств, вложенных в акции акционерного общества. Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий и организаций во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов. Акционеры могут потерять только средства, вложенные в покупку акций. Они не несут никакой ответственности за деятельность предприятия. Также, одним из преимуществ является то, что акционеры имеют право участвовать на акционерных собраниях, тем самым высказывать свои идеи о дальнейшей работе общества. 2. Еще одним преимуществом является то, что общее руководство деятельностью общества отделено от конкретного управления, что позволяет
выбирать самых опытных управляющих и это заставляет акционеров серьезно относиться к подбору персонала, т.к. чем качественнее ведется управление обществом, тем больше прибыль, а значит больше дивидендов получат акционеры с их акций.

3. Акционерная форма общества позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков, в том числе мелких, и сохранять при этом контроль крупных вкладчиков за деятельностью общества.

4. Акционерное общество представляет собой наиболее устойчивую форму объединения капиталов, поскольку выбытие из него любого из вкладчиков не влечет за собой ликвидацию общества. Вкладчик имеет право в любое время реализовать свои акции без какого – либо предварительного согласия других акционеров.

5. Акционерное общество располагает наибольшими возможностями использования внешних источников финансирования своей деятельности и прежде всего эмиссии облигационных займов.

6. При акционерной форме правления создается возможность реального превращения всего трудового коллектива предприятия в собственников путем приобретения каждым из них акций общества.

Правовое положение акционерных предприятий в Республике Казахстан  определяется и регулируется законодательством. К настоящему моменту отечественное законодательство, регулирующее деятельность акционерных предприятий, следует признать достаточно сложившимся. Вместе с тем, анализ его позволяет убедиться в том, что ряд его норм требует дальнейшего развития и доработки с целью устранения имеющихся и вновь возникающих правовых коллизий

В завершении хотелось бы отметить, что становление национальной модели корпоративного управления является одним из условий создания благоприятного инвестиционного климата в Республике и роста конкурентоспособности казахстанских компаний. В связи с этим совершенствование законодательства, регулирующего вопросы корпоративного управления, является актуальным и важным шагом для нашего государства.


        Список использованной литературы:

1. «Пособие по корпоративному управлению», Международная финансовая корпорация и Министерство торговли США, М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004;

2. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 1992.

3. Андрюшенко В.И., Книга акционера для чтения и принятия решений, М. Финансы и статистика, 1994г.

4. Басин Ю.Г. Юридические лица по ГК РК. Понятие и общая характеристика. Алматы. 1996.

5. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) от 27 декабря 1994 года.

6. Долинская В.В. Акционерное право. Учебник. М., 1997, с. 275.

7. Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года;

8. Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» от 10 июля 1998 года.

9. Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003 года;

10. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995.

11. Китайгородской Н. Как создавать акционерное общество. // Экономика и жизнь. 1990 г.

12. Климкин С.И. Правовые формы предпринимательства В Республике Казахстан. Алматы, 1997.

13. Кодекс корпоративного управления, одобренный Советом эмитентов 21 февраля 2005 года;

14. Комментарий Гражданскому кодексу РК (общая часть) кн. 1 и 2. Алматы, 1998.

15. Конституция Республики Казахстан. Алматы: 1995г.

16. Материалы, подготовленные рабочей группы по корпоративному управлению, созданной при Ассоциации финансистов Казахстана (www.afk.kz).

17. Мясоедов С.П., Фединский Ю.И. Общество на паях - М.: Политиздат, 1991.

18. Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 355 «О внесении изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 15 марта 2004 года № 63 «О требованиях к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи»;

19. Финансовая газета - 1994, №22, Информационный выпуск, «Общее собрание акционеров»

20. Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Москва, 1997г.

 

 


[1] Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 355 «О внесении изменений в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 15 марта 2004 года № 63 «О требованиях к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи»;

 

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 275.